Сообщение из опыта работы на тему:
«Приобщение к музыкальному наследию посредством
обучения детей игре на ложках»
Постоянно применяя на занятиях музыкальные игрушки и инструменты,
мы обратили внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные
задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время,
дома. Так возникла идея организовать ансамбль ложкарей. Уже само присутствие
деревянных ложек – этой чисто национальной принадлежности русского быта –
вызывает у детей большую радость.
Ансамбль ложкарей стал формой работы, в которую могут быть включены
все дети: ВСЕ ХОТЯТ! Чаще, к сожалению, бывает иначе. Педагог выбирает для игры
в ансамбле 8-10 способных детей, муштрует их пару месяцев, после чего
победоносно выступает на каком-нибудь концерте. А затем целый год собой
гордится. Ничего более циничного придумать нельзя! Поэтому для меня первым
правилом стало следующее: ИГРАЮТ ВСЕ! Все дети знают все партии и могут друг
друга заменить. Для этого партии должны быть легкими. Нет никакого разделения
на способных и остальных, к которым ничего доверить нельзя. Конечно, всегда
можно найти ребенка, которому доступно более сложная партия, но это исключение,
а не правило. Для того, чтобы обучение в ансамбле «Ложкари» стало групповым Оно
должно быть систематическим. Работу в ансамбле «Ложкари» начинаю с рассмотрения
деревянных ложек разной росписи. Обращая внимание на красоту росписи, говорю:
«Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних
пор гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни,
музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка –
знаменитый русский сувенир. И каждый гость нашей страны старается увезти его с
собой». Дети добавляют: «Я видел по телевизору, как мальчики играли на ложках.
Сказали, что это ложкари». Предлагаю детям: «Давайте и мы научимся играть на
ложках. А потом выступим на празднике. Назовем наш ансамбль – «Ложкари»».
С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, мы стараемся
вызвать у детей интерес к игре в ансамбле. Надо обратить внимание детей на
роспись, которая называется хохломской. «В Нижегородской области есть село
Хохлома, где на фабрике изготовляют такие ложки, посуду и другие сувениры. В
честь этого села роспись назвали хохломской».
Дети довольно быстро и с большой охотой осваивают игру на
деревянных ложках. Занятия в ансамбле «Ложкари» - одно из любимых занятий детей
по вечерам. Дети любят исполнять в ансамбле лирическую русскую народную песню:
«Во поле береза стояла», спокойную песню «Сеяли девушки яровой хмель». «Во саду
ли, в огороде», задорную, напевную «Калинку». Трудно переоценить значение и
силу воздействия на детей звучание песен:
-«А я по лугу»
- «Как пошли наши подружки»,
- «Выйду ль я на реченьку»,
- «Из - под дуба»,
- «Полянка»,
- «Ах, вы, сени»,
- «Светит месяц»,
- «Посею лебеду на берегу»,
- «Лапти» и другие.
Музыка ансамбля звучит и в игровой деятельности ребят. А с какой
радостью выступают дети перед детьми других групп, или на празднике перед
гостями?
Основываясь на своем опыте могу сказать, что русский фольклор близок
по духу нашим детям. Русская народная музыка становится близкой им и любимой
ими, способствует воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе,
национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту,
развивает у детей художественный вкус, дает возможность тоньше чувствовать
характер, настроение народных произведений, пробуждает чувство любви к родному
языку, русскому народу и нашей Родине. Нас радует, что уровень музыкального
развития сей группы, значительно повысился. У детей активизировалось внимание,
творческая инициатива, улучшилась память. Многие дети стали более спокойными,
дисциплинированными, уравновешенными.
А с какой ответственностью дети готовятся к концертам! Ребят,
играющих на ложках, рассаживаем большим полукругом, чтобы каждого было хорошо
видно. Дети сидят, положив ногу на ногу (начав игру, он ставят ногу к ноге). За
ними находятся дети с трещотками, треугольниками, колокольчиками, в последнем
ряду – ребята с погремушками (они встают на стульчики). Один из детей
объявляет: «Выступает ансамбль «Ложкарей»! Русская народная мелодия –
«Калинка»! Под вариацией фортепианного сопровождения начинают иргу ложкари,
затем солируют треугольники и звоночки, затем вступают трещотки.
Занятия в ансамбле ложкарей играют немаловажную роль в развитии
детского творчества, самостоятельности. Дети с удовольствием передают свои
знания и умения другим. Несомненно, все это оказывает неоценимую помощь при
обучении дошкольников игре на различных музыкальных инструментах, создания
детского оркестра.
Мы стараемся воспитывать у детей гордость за свой народ,
формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Уже в дошкольном
возрасте рассказываем ребятам о культуре, героических свершениях предков,
прививаем им интерес к прошлому старшего поколения.
Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваем как одно
из действенных средств формирования патриотизма. Ведь в ансамбле используются
исконно русские народные инструменты, играются русские народные мелодии.
Составила музыкальный руководитель
МДОУ детского сада №2 Пономарева Л.С.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.