Инфоурок Другое Другие методич. материалыЦикл занятий "Коммуникативные тренинги для подростков" (9-11 классы)

Цикл занятий "Коммуникативные тренинги для подростков" (9-11 классы)

Скачать материал

Коммуникативные тренинги

Содержание занятий.

Занятие №1 «Зачем мы здесь собрались?»

Задачи: Формирование коммуникативной культуры Знакомство участников с игрой – тренингом. Развивать эмоционально-волевую сферу, обогащение социальных представлений, овладение навыками коммуникации и кооперации. Развивать память, мышление, продолжать учить работать в коллективе. Учить различать и опознавать речевой материал на слух и слухо - зрительной основе.

Структура занятия:

1)    Вводная беседа Упражнение «Здравствуйте!»

2)    Упражнение разминка  «Карандаши»

3) Упражнения «Угадай рифму», «Испорченный телефон».

4)    Подвижная игра «Дракон ловит за хвост»

Словарь: игра – тренинг, конфликтовать – конфликт - ругаться.

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

IОрг. момент.

 

II.Вводная беседа.

(приветствие, установка режима усиления, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-…, спроси у меня, в какую игру ты будешь играть?

-На наших занятиях мы будем играть, но не в простые игры, проводить тренинг.

-Тренинг – это обучение с помощью приобретения жизненного опыта в группе людей.

Все вместе мы будем учиться общению:

·      мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

·      Учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.

·      Сможем более успешно общаться с другими людьми, лучше понимать их, меньше конфликтовать.

 

 

Фонетическая зарядка - тренинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

конфликтовать.

III.Тренинги.

1)    Упражнение

 «Здравствуйте!»

Задачи упражнения: развитие коммуникативных способностей – умения общаться, знакомиться и заводить разговор.

Описание: детям предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Ведущий дает задания:

·    «Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись!»

·    как люди, которые находятся в ссоре;

·    как начальник и подчиненный;

·    как дипломаты двух держав;

·    как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;

·    как ученик с учителем.

Обсуждение: с кем было приятно здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают в общении.

Работа парами.

2)    Упражнение разминка «Карандаши»

 

Задачи тренинга: сплочение группы, формирование умения координировать действия для достижения общей цели.

Описание тренинга: Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

1)   Поднять руки, отпустить их, вернуться в И.П.

2)   Вытянуть руки вперёд, отвести назад.

3)   Сделать шаг вперёд, 2 шага назад, шаг вперёд (сужение и расширение круга).

4)    Наклониться вперёд, назад, выпрямиться.

5)    Присесть. Встать. Затем упр. усложняется.

Психологический смысл тренинга: при выполнении тренинга от участников требуется чёткая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движением партнеров.

Обсуждение: Какие действия должен выполнять каждый участник, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении?

Тренировочное задание в парах, затем все вместе в кругу.

3)    Упражнение «Угадай рифму»,

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: участники делятся на команды. Ведущий задаёт слово к которому легко подобрать рифму (дом, нос, день, суп, лёд, гол, май). Задача команд придумать рифму и продемонстрировать другой команде , при помощи мимики и пантомимы, таким образом, чтобы те смогли угадать её.

Психологический смысл тренинга: развивается невербальная экспрессия, наблюдательность и умение понимать собеседников на основе мимики. Тренировка беглости и гибкости владения речью.

Обсуждение: какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, были более интересны, чем именно?

Работа командами

4)    Упражнение

 «Испорченный телефон».

 

 Задачи тренинга: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

 Описание тренинга: Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, которые касаются какой-либо темы, одинаково интересной для всех игроков.

 Пример сообщения: В нашей школе открывается тренажерный зал. Тренажерный зал будет работать по вечерам, но пускать туда будут только тех, у кого нет двоек.

Узнавший новость участник, зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д. В конце игры сравнивается первоначальная информация и та, что была получена последним участником игры.

Психологический смысл тренинга: он позволяет очень хорошо показать, как искажается информация в процессе коммуникации, как важно внимательно слушать и запоминать слова собеседника.

Обсуждение: что вызвало искажения информации? Какие блоки информации исчезли и исказились в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько точна информация, полученная «через третьи руки»?

Работа группой.

 

 

 

 

 

 

 

Повтори слово (фразу) правильно, ставь логическое ударение.

IY.Подвижная игра «Дракон ловит за хвост»

Задачи тренинга: сплочение группы, формирование умения координировать действия для достижения общей цели.

Описание тренинга: группа встаёт в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – «голова». А конец – «хвост». Г. Пытается ухватить Х., а тот пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки не размыкают.

Психологический смысл тренинга: активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

 

Y. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №2 «Мы – команда».

Задачи: Формировать у подростков заинтересованность в занятиях. Развивать чувственности к партнёрам по общению, тренировка умения уверенно и ловко действовать в быстро меняющейся ситуации. Развитие речевой гибкости, обучение поиску оригинальных вариантов.

Структура занятия:

1.  Упражнение разминка  «Кошки - мышки»,

2.  Упражнения «Странные отгадки», «Испорченный телефон»

3.  Подвижная игра «Поворот в прыжках».

Словарь: разминка, моменты интересны, принцип «каждый за себя».

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

IОрг. момент.

(приветствие, установка режима усиления, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Кто помнит, что такое тренинг.

-…, спроси у меня, в какую игру ты будешь играть?

-Сначала мы проведём разминку.

 

 

 

Фонетическая зарядка - разминка

II.Тренинги.

1)    Упражнение разминка

 «Кошки - мышки»

Задачи упражнения: развитие коммуникативных способностей – умения общаться, обучение эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения

Описание: Участники стоят в широком кругу, опустив руки вниз. Глаза обоих водящих открыты, им разрешено выходить за пределы круга. Когда мышка пробегает между какой-либо парой участников, стоящих в кругу, те следом за ней закрывают проход (взяв друг друга за руки). Ни кошка, ни сама мышка пробежать в этом месте уже не могут, им нужно воспользоваться другим путем. Если мышка, закрыв все пути, оказалась в безопасности внутри круга, а кошка снаружи (или наоборот), то мышка считается победившей в игре.

Психологический смысл тренинга: Развитие чувствительности к партнерам по общению, тренировка умения уверенно и ловко действовать в быстро меняющейся ситуации.

Обсуждение: Обмен впечатлениями, возникшими в ходе игры. Какие моменты игры показались наиболее интересными и поучительными, чем именно.

Работа группой

 

Словарная работа

моменты интересны

2)    Упражнение «Странные отгадки»

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Участникам дается несколько загадок и предлагается придумать как можно больше вариантов ответов, которые не совпадали бы с «традиционными» отгадками, однако не противоречили условиям загадки, логике и здравому смыслу. Так, например, «сто одежек и все без застежек» — это не только кочан капусты, но еще и луковица, «развал» джемперов в секонд-хенде, матрешка, провод с многослойной изоляцией, шаманская куколка (делается из накрученных друг на друга тряпок), кокон шелкопряда и т. д.

Примеры загадок:

·       Небывалой красоты в небе выросли цветы.

·       Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

·       Без окон, без дверей — полна горница людей.

·       Сидит девица, в темнице, а коса на улице.

·       Два кольца, два конца, посредине гвоздик.

·       Висит груша — нельзя скушать.

Еще раз поясним, что задача участников — не отыскать ил вспомнить «правильные», традиционные отгадки, а предложить как можно больше необычных, но логически непротиворечивых вариантов отгадок.

Подгруппы выбирают по 3 загадки и в течение 10 минут придумываю, как можно больше вариантов «странных отгадок» каждой из них. Потом эти варианты зачитываются вслух. Упражнение довольно сложное, придумывание 4-5 относящихся к разным смысловым категориям вариантов ответа на каждую из загадок следует считать весьма хорошим результатом.

Психологический смысл тренинга: Развитие речевой гибкости, обучение поиску необычных ракурсов использования и восприятия высказываний, поиску оригинальных, на первый взгляд странных, но при определенных условия: вполне допустимых вариантов их трактовок. Развитие умения генерировать идеи.

Обсуждение: Какие мысли, идеи, воспоминания, ассоциации помогали придумывать «странные отгадки»? Какие из предложенных вариантов, с точки зрения участников, наиболее интересны, и чем? Что за умения развиваются в этом упражнении, в каких жизненных ситуациях они нужны!

Работа малыми группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки на карточках.

3)Упражнение

 «Испорченный телефон».

 Задачи тренинга: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

 Описание тренинга: Все участники, кроме одного, отворачиваются. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее предложение.

 Пример сообщения: Какая сегодня прекрасная погода, а вчера был дождь.

Узнавший новость участник, зовет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д. В конце игры сравнивается первоначальная информация и та, что была получена последним участником игры.

Психологический смысл тренинга: он позволяет очень хорошо показать, как искажается информация в процессе коммуникации, как важно внимательно слушать и запоминать слова собеседника.

Обсуждение: Какие блоки информации исчезли и исказились в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

Работа группой.

 

 

 

 

 

 

Повтори слово (фразу) правильно, ставь логическое ударение.

III.Подвижная игра «Поворот в прыжках».

Задачи тренинга: сплочение группы, формирование умения координировать действия для достижения общей цели.

Описание тренинга: группа встаёт в шеренгу, на расстоянии 50см, лицом в одном направлении. Далее по сигналу все одновременно выполняют прыжок на месте в любую сторону. Каждый сам решает куда ему и на сколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в котором участники приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл тренинга: активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»?

Словарная работа

Принцип «каждый за себя».

IY. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №3 «Наши сходства и различия».

Задачи: Продолжить работу по формированию интересов к занятиям. Развитие навыков межличностного восприятия, наблюдательности. Учить выделять голосом в словах логическое ударение. Развивать внимание, различать на слух и сл.- зр. речевой материал

Структура занятия:

1.  Упражнение разминка  «Встреча взглядами».

2.  Упражнения «Поиск сходств», «Испорченный массажёр».

3.  Психогеометрический тест

Словарь: характер, встретиться взглядом, траектория, зигзаг, сходство, различие.

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

I.Орг. момент.

(приветствие, установка режима усиления, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Сегодня проведём тест: «Какой у вас характер».

-…, спроси у меня, в какую игру ты будешь играть?

-Сначала мы проведём разминку.

 

 

Фонетическая зарядка характер

II.Тренинги.

1)    Упражнение разминка

 «Встреча взглядами»

Описание тренинга: Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение.

Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.

Психологический смысл тренинга: Игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

Обсуждение: На какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?

Работа группой.

Словарная работа

встретиться взглядом.

2)    Упражнение «Поиск сходств»

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Первый вариант. Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом папе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет полос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Второй вариант. Участники сидят в кругу, каждый из них на­зывает какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают или совершать какое-либо е заметное движение. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно выдвигать какое либо эмоциональное состояние (например «Встаньте те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»).

Психологический смысл тренинга: Эффективная работа на сплочение группы.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они и все разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Работа группой. Словарная работа

Черта сходства – Чем вы похожи?

черта сходства, различие

3).Упражнение

 «Испорченный массажёр».

 Задачи тренинга: Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, развивать внимательность и восприимчивость к невербальной информации.

Описание тренинга: Упражнение напоминает «испорченный телефон», но отличаете от него тем, что передается не голосовое, а тактильное сообщений. Участники сидят в тесном кругу, взявшись за руки и закрыв глаза, и передают по кругу через контакт руками выражения эмоций. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует. Как вариант упражнения, игроки могут передавать по кругу какое-либо несложное слово. Для этого участникам нужно «написать» его пальцем на спине соседа по буквам. Каждую букву «писать» крупно, медленно и четко на всей спине. Слово также передается по кругу.

Психологический смысл тренинга: Развитие навыков передачи информации посредством тактильного контакта, демонстрация искажения информации в процессе ее передачи от человека к человеку, сплочение участников.

Обсуждение: Сильно ли исказились передаваемые движения? Что в этом упражнении было проще, а что сложнее по сравнению с обычным «испорченным телефоном»?

Работа группой.

III.Психогеометрический тест

Задачи тренинга: определение характера.

Описание теста: Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве. Ведущий, сам перемещаясь вместе с ними, рассказывает, что разным людям удобно ходить по разным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то по незамкнутой траектории — зигзагом. По ходу рассказа ведущий сам показывает эти способы передвижения. Потом участникам дается несколько минут для того, чтобы опробовать все эти траектории и выбрать наиболее удобную для себя. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует.

После этого можно сразу перейти к обсуждению психологических характеристик людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. Участникам демонстрируются пять геометрических фигур и дается инструкция: «Посмотрите на пять фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это — я!». Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением. Запишите ее название под № 1. Из оставшихся 4-х фигур опять выберите самую близкую вам и запишите ее название под № 2. И так пронумеруйте все 5 фигур. Пожалуйста, постарайтесь обойтись без долгих раздумий!»

Далее ведущий рассказывает про психологические характеристики людей, предпочитающих различные геометрические фигуры. Участникам объясняется, что к ним в наибольшей степени применимы характеристики фигур, выбранных ими под номерами 1 и 2. Что касается фигуры, оказавшейся на последнем месте, — это отвергаемые психологические свойства. Скорее всего, будет довольно сложно общаться с людьми, обладающими ими.

Обсуждение: Подростков можно попросить попробовать «переклеить ярлыки», связанные с такими качествами: послушный, прилежный, скупой, решительный, бесстрашный и т. д. При обсуждении обратить внимание на то, что каждое свойство характера может выступать и как положительное, и как отрицательное, зависит это от того, как сам человек им распорядится.

Словарная работа

траектория, зигзаг,

(таблица в приложении№1)

Подробное описание теста см.: Алексеев, Громова, 1991. Идея проведения этой теста путем выбора удобной траектории движения позаимствована у И. Вачкова (2000, с. 142-143).

IY. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Фигура

Психологические свойства

 

положительные

отрицательные

 

квадрат

Организованный

Внимательный к деталям

Трудолюбивый

Рациональный, благоразумный

Эрудированный

Упорный, настойчивый

Твердый в решениях

Терпеливый

Бережливый

Педант, дотошный, мелочный

Из-за деревьев не видит леса

Трудоголик

Холодный, отчужденный

Излишне осторожный

Не очень богатая фантазия

Упрямый, консервативный, сопротивляющийся

Выжидающий, затягивающий решения

Скупой

 

треугольник

Лидер, ведущий за собой

Принимающий ответственность на себя

Решительный

Сконцентрированный на цели

Ориентированный на суть дела

Конкурентный, нацеленный на победу

Уверенный в себе

Честолюбивый

Энергичный

Эгоцентричный, эгоистичный

Категоричный, не терпящий возражений

Нетерпеливый, прерывает других

Коварный, хитрый

Самонадеянный

Ориентированный на статус, карьеру

Неудержимый

 

прямоугольник

Возбужденный, активный

Ищущий

Любознательный

Легко усваивающий новое

Чувствительный

Без лишних амбиций

Смелый

Напряженный, в состоянии замешательства

Непоследовательный, непостоянный

Легковерный, внушаемый

Наивный

Эмоционально неустойчивый

С низкой самооценкой

Безрассудный

 

круг

Дружелюбный, доброжелательный

Добродушный

Заботливый, поддерживающий, преданный

Сочувствующий

Великодушный

Щедрый

Способен убеждать других

Доверчивый

Спокойный

Рефлексивный (способный к самоосознанию)

Бесконфликтный

Нетребовательный, уступающий

Беспечный

Навязчивый

Болтливый, любит посплетничать

Склонность к самообвинениям

Расточительный

Играет на чувствах других

Легковерный

Ленивый

Не очень стремится к достижениям

Нерешительный

Слабый «политик»

зигзаг

Творческий подход к жизни

Теоретическая установка

Мечтательность, направленность в будущее

Интуитивность

Остроумие

Экспрессивность

Прямота

Стремление к новизне

Восторженность, воодушевленность

Неорганизованность

Непрактичность

Нереалистичность

Нелогичность, непоследовательность

Эксцентричность

Несдержанность, непосредственность -

Непостоянство настроения,

поведения и отношений

Наивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №4 «Сплочение и доверие».

Задачи: Продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. Воспитывать уважение друг к другу. Развивать мышление, сообразительность, речь.

Структура занятия:

1.  Упражнение разминка «Скалолаз»,

2.  Упражнения «Передача движений», «Угадывание цветов», «Испорченный массажёр».

Словарь: скалолаз, чувства возникли, информация

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

I.Орг. момент.

(приветствие, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Кто помнит, что такое тренинг.

-…, спроси у меня, в какую игру мы будем играть?

-Сначала мы проведём разминку игра «Скалолаз».

 

 

Фонетическая зарядка - скалолаза

II.Тренинги.

1)    Упражнение разминка

«Скалолаз»

Задачи упражнения: развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Описание: Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклонённых вперёд тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Психологический смысл тренинга: Развитие навыков телесного контакта и пластики движений.

Обсуждение: Какие чувства возникли у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогло, а что мешало справиться с заданием?

Работа группой

 

Словарная работа

чувства возникли

2)    Упражнение «Передача движений»

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Участники встают в круг в затылок друг другу (расстояние 30-40см) и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какие-либо движения, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди (массирует или постукивает). Тот делает такое же движение, касаясь следующего, пока движение не пройдёт полный круг. После этого водящим становится следующий подросток.

Психологический смысл тренинга: развивается телесная чувствительность, происходит сплочение группы, возрастает эмпатия между участниками.

Обсуждение: Какие движения больше всего понравились? Насколько изменились ваши движения, вернувшись после прохождения круга?

Работа группой.

 

3)     Упражнение

 «Угадывание цветов».

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Каждый участник загадывает цвет и демонстрирует его мимикой и словами (описание цвета) так, чтобы водящий понял, какой цвет загадан. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Водящему даётся три попытки на отгадывание каждого цвета. Если он отгадал, то меняется местами с участником, если нет – переходит к отгадыванию цвета, задуманного следующим участником.

Психологический смысл тренинга: развитие навыков экспрессии, выработка умения передавать информацию при недостатке доступных для этого средств, а также «расшифровывать» такую информацию.

Обсуждение: благодаря какой мимике и жестам наиболее эффективно удалось передать информацию о цветах

Словарная работа информация

4)Упражнение

 «Испорченный массажёр».

Задачи тренинга: Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, развивать внимательность и восприимчивость к невербальной информации.

Описание тренинга: Упражнение напоминает «испорченный телефон», но отличаете от него тем, что передается не голосовое, а тактильное сообщений. Участники сидят в тесном кругу, взявшись за руки и закрыв глаза, и передают по кругу через контакт руками выражения эмоций. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует. Как вариант упражнения, игроки могут передавать по кругу какое-либо несложное слово. Для этого участникам нужно «написать» его пальцем на спине соседа по буквам. Каждую букву «писать» крупно, медленно и четко на всей спине. Слово также передается по кругу.

Психологический смысл тренинга: Развитие навыков передачи информации посредством тактильного контакта, демонстрация искажения информации в процессе ее передачи от человека к человеку, сплочение участников.

Обсуждение: Сильно ли исказились передаваемые движения? Что в этом упражнении было проще, а что сложнее по сравнению с обычным «испорченным телефоном»?

III. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №5 «Общение и умение слушать».

Задачи: Развитие навыков эффективного общения. Сформировать представление об общении. Продемонстрировать искажение информации при её передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении. Развивать память, мышление, речь сообразительность. Формировать творческие способности. Воспитывать уважение друг к другу.

Структура занятия:

1.  Упражнение разминка «Привет себе»,

2.  Упражнения «Один поднос на 4-ых», «Моя прелесть», «У кого предмет».

3.  Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Словарь: общение, передай привет, жизненные ситуации, уподобить, моя прелесть, искренне.

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

IОрг. момент.

(приветствие, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Кто помнит, что такое общение.

-…, спроси у меня, в какую игру мы будем играть?

-Сначала мы проведём разминку игра «Привет себе».

 

Фонетическая зарядка - общение

II.Тренинги.

1)    Упражнение разминка

«Привет себе»

Задачи упражнения: позволят продемонстрировать искажение информации, развитие навыков вербальной коммуникации и координации совместных действий.

Описание: Группа встает в круг, спинами к центру, и круг начинает неспешно вращаться. Участник, начинающий игру, передает соседу какое-нибудь сообщение из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например, задание можно сформулировать так: «Скажи соседу тот привет, который сами желала сегодня услышать». Сосед передает это сообщение следующему участнику, тот — следующему и т. п., пока оно не вернется отправителю. Каждый следующий участник, тем временем, отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдёт от него на 2-3 человека, не дожидаясь, пока оно пройдет весь круг.

Психологический смысл тренинга При выполнении этого упражнения включается эффект «испорченного телефона», и «послания» зачастую приходят в почти неузнаваемом виде. Это позволяет продемонстрировать искажения информации.

Обсуждение: Что чувствовали участники, когда получали собственное послание? Насколько послания отличались? Что привело к их искажению?

Работа группой

 

Словарная работа Передай привет

 

*Какое слово (какую фразу) ты хочешь сказать?

 

2)    Упражнение «Один поднос на 4-ых»,

Подготовка: для выполнения этого упражнения понадобиться плотная картонка, к каждому из углов которой прикреплена верёвочка длиной 1,5-2м.

Задачи тренинга: развитие внимания и восприимчивости к невербальной информации.

Описание тренинга: 4 участника концы каждый своей верёвки, расходятся так, чтобы поднос поднялся на уровне пояса, и практикуются переносить его таким образом. После небольшой пробной переноски пустого подноса на него ставят пластиковый стакан, в который наливают немного воды. Задача участников - нести поднос за верёвки таким образом, чтобы не разлить эту воду. Можно усложнить траекторию движения и провести между подгруппами соревнования на скорость преодоления заданного маршрута.

Психологический смысл тренинга: обучение участников координировать совместные действия, эффективно взаимодействовать при необходимости коллективно решить проблему, способствует сплочению группы и выявлению лидеров.

Обсуждение: Какие эмоции возникли в процессе работы? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Работа группой.

Словарная работа

жизненные ситуации, уподобить

3)     Упражнение

«Моя прелесть».

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Участников просят, проведя «ревизию» содержимого своих сумок и карманов, найти какой-либо предмет, который им нравится, про который они могли бы сказать «Моя прелесть!» В течение 4-6 минут они размышляют над вопросами: Чем именно мне нравится этот предмет? Что он для меня значит, почему я ношу его с собой? Чем этот предмет может понравиться другим?

Потом каждый из участников поочередно получает слово для того чтобы провести публичную презентацию «своей прелести» (1-2 мин. каждому), в которой были бы представлены ответы на эти вопросы. Форма презентации может быть различной — устный рассказ или, по желанию участника, небольшая пантомима, рисунок с комментариями и т. п.

Психологический смысл тренинга: Предоставление участникам возможностей для самораскрытия, тренировка навыков публичного выступления, преодоление застенчивости применительно к ситуациям, когда нужно публично говорить чем-то, имеющем отношение к самому себе. Развитие речевую компетентности.

Обсуждение: Что было самым сложным при выполнении этого упражнений? Кто из участников испытывал напряжение, дискомфорт при необходимости публично рассказать о своем предмете? Что можно порекомендовать для преодоления этого дискомфорта?

Работа группой

Словарная работа Моя прелесть

 

*Какое слово (какую фразу) ты хочешь сказать?

4.)Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Задача: продемонстрировать 12 признаков плохих слушателей, т.к. отрицательные примеры запоминаются лучше положительных.

Инструкция: перед вами 12 вопросов. Постарайтесь искренне ответить на них «ДА» или «НЕТ».

Словарная работа искренне

(смотреть приложение №2.)

5.)Упражнение

 «У кого предмет».

Задачи тренинга: развивать внимательность и восприимчивость к невербальной информации.

Описание тренинга: Участники стоят в плотном кругу лицом внутрь, сложив руки спиной ладонями наружу. Водящий находится в центре круга. Ведущий обходит круг снаружи и по возможности незаметно кладет к кому-то из участников в ладошки небольшой предмет. Тот, кому достался предмет, может оставить его у себе, а может передать соседу справа или слева, те, соответственно, могут оставить его, а могут передать дальше. Через 10-15 секунд после того, как предмет был вручен первому игроку, ведущий пода команду «замри», после которой передавать предмет запрещено, остается в руках у того, у кого находился в этот момент. Задача водящего — внимательно наблюдая за участниками, определить, у кого же находится предмет. Ему дается три попытки. Если он угадывает тот, у кого был предмет, становится новым водящим, если не угадывает — игра повторяется.

Психологический смысл тренинга: Для водящего это тренировка наблюдательности, умения воспринимать даже небольшие движения человека, изменения его поз и мимики. Для остальных участников это тренировка умения действовать незаметно, не выдавая себя.

Обсуждение: По каким именно признакам водящие судили, у кого находите предмет?  В каких ситуациях, связанных с общением, важны наблюдательность, умение замечать даже небольшие движения человека, изменения его поз  и выражения лица?

III. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

Приложение №2

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

1.    Часто ли вы с нетерпением ждёте, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2.    Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймёте суть проблемы?

3.    Правда ли, что вы порой слушаете только то, что вам нравиться?

4.    Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5.    Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6.    Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие – либо несущественные?

7.    Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предупреждения?

8.    Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9.    Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результата: подсчитать количество ответов «НЕТ».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже того, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят с вами общаться.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно пытаетесь дослушать партнера до конца. Если же партнёр вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебивать собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов. К сожалению, вы ещё не научились слушать своих партнёров по общению. Вы перебиваете их, не даёте высказаться до конца. Если вам не нравиться то, что человек говорит, перестаёте слушать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №6 «Учимся взаимопониманию».

Задачи: Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия. Развивать внимание, различать на слух речевой материал. Воспитывать уважение друг к другу. Развитие навыков эффективного общения.

Структура занятия:

1.  Упражнение разминка «Копирование движений»,

2.  Упражнения «Общение в рисунках», «Поиск в слепую», «Отгадай предмет».

Словарь: наблюдательность, копирование движений, в слепую

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

I.Орг. момент.

(приветствие, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Кто помнит, что такое наблюдательность?

-…, спроси у меня, в какую игру мы будем играть?

-Сначала мы проведём разминку игра «Копировать движения».

 

Фонетическая зарядка - наблюдательность

II.Тренинги.

1.    Упражнение разминка

 «Копирование движений»

Задачи упражнения: развивает наблюдательность.

Описание: Вариант 1:Дети встает в круг. Выбирается водящий, который временно выходит за дверь. Группа выбирает участника, чьи движения будут копироваться. Тот начинает делать какие-то несложные упражнения, группа копирует это движение. Водящий входит и внимательно наблюдает за движениями группы. Каждые 10-15 секунд участник, упражнения которого копируются, меняет выполняемое движение, и вслед за ним новое движение начинают копировать остальные участники. Задача водящего – понять за кем группа выполняет движение.

Вариант 2: Участники встают в круг. По сигналу водящего каждый из них начинает выполнять какое-нибудь несложное физическое упражнение по своему выбору. Через 10-15 секунд по сигналу ведущего каждый участник начинает выполнять то упражнение, которое выполнял сосед слева. Игра продолжается, пока каждое упражнение не пройдёт полный круг и не вернётся к своему автору (скорее всего, в сильно искажённом виде).

Психологический смысл тренинга игра вносит оживление и позволяет подключить к работе всех участников.

Обсуждение: На какие признаки ориентировался водящий, выполняя задание (В.1)? что приводило к искажениям при передаче движений от участника к участнику (В.2)?

Работа группой

 

Словарная работа копирование движений

2.    Упражнение «Общение в рисунках».

Задачи тренинга: развитие внимания и восприимчивости к невербальной информации.

Описание тренинга: Вариант 1. Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение 5 минут посредством рисования ведут общение на произвольные отдельные буквы цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями в кругу.

Вариант 2. Каждая пара получает еще один лист бумаги (состав пар целесообразно поменять). Первый участник рисует на нем какую-либо одну деталь изображения, после этого второй рисует ещё какую-нибудь деталь, передаёт лист первому и т.д. время выполнения упражнения 2-3 минуты. Предварительно договариваться о тематике рисунка не следует, по ходу рисования разговаривать тоже нельзя. Обмен «творческими замыслами» в парах происходит только по окончанию рисования, затем следует коротко обсуждение итогов упражнения в кругу.

Вариант 3. Повторяются варианты упражнений 1 и 2, но пары сидят спиной друг к другу, что исключает возможность использования в качестве средств общения мимики, выразительных движений и т.д.

Психологический смысл тренинга: продемонстрировать возможность и ограниченность общения без использования речи.

Обсуждение: Удалось ли достичь взаимопонимания?

Работа парами.

Словарная работа

взаимопонимание

3.     Упражнение

«Поиск в слепую».

Задачи тренинга: укрепление доверия, развитие эмпатии. Развитие навыков передачи информации посредством тактильного контакта.

Описание тренинга: Вариант1:Участники разбиваются на пары. Один человек из каждой пары выходит в коридор, а второй прячет в помещении небольшой предмет — например, авторучку. Спрятав предмет, участник зовет своего напарника, который входит в помещение После этого «слепой» приступает к поиску предмета, а «поводырь» даёт ему все необходимые для этого указания — в каком направлении и на сколько шагов пройти, куда протянуть руку и т. п.

Вариант2: Осуществляется поиск предметов в парах, один участник в каждой паре выступает в роли «слепого», второй — «поводыря». Но разговаривать им запрещено, «поводырь» кладет на плечо «слепому» ладонь, через которую и управляет движениями. Следует обратить внимание участников, что сущность упражнения состоит не в том, чтобы двигать «слепого» в нужном направлении с применением физической силы, а в том, чтобы передавать ему необходимую для движения информацию с помощью лёгких касаний.

Психологический смысл тренинга: Для успешного выполнения упражнения «поводырь» должен руководить партнёром исходя из его положения, а не своего. «Слепой» должен внимательно прислушиваться к словам и проявлять повышенную чувствительность к прикосновениям.

Обсуждение: Какие чувства испытывали участники, находясь в роли «слепого» и «поводыря»? что помогло, а что мешало выполнению задания?

Работа парами.

Словарная работа в слепую

 

*Вы поняли, что я сказал (а)?

4.)Упражнение

«Отгадай предмет».

Задачи тренинга: развивать внимательность и речи

Описание тренинга: Водящий загадывает любой предмет, находящийся на виду в том помещении, где проходят занятия. Задача остальных участников — «угадать, что это за предмет. Для этого они задают уточняющие вопросы, на которые водящий отвечает «да» или «нет» (допускается также ответ «не знаю» или, если заданный вопрос неприменим к данному предмету, «сложно сказать»). Каждый участник по очереди формулирует по одному вопросу. Если кому-то кажется, что он понял, о каком предмете идет речь, то он может в любой момент озвучить свою версию (не важно, его очередь задавать вопрос или нет).

Если отгадка верна, он сам становится водящим и загадывает, новы предмет, если неверна — выбывает из игры до конца раунда.

Психологический смысл тренинга: Выработка умения задавать вопросы, позволяющие эффективно получить нужную информацию, тренировка сообразительности, развитие внимательности.

Обсуждение: Какие вопросы оказались наиболее информативными, позволяющими быстрее всего приблизиться к отгадке? Скорее всего, это были вопросы, которые не только были ясно и четко сформулированы, и базировались на определенном предположении задающего, позволяли отнести предмет к какому-либо классу (мебель, одежда, дета интерьера и т. п.). В каких жизненных ситуациях важно умение задавать точные и информативные вопросы?

Работа группой

*Загадай предмет. *Отвечай на вопросы. *Ставьте логическое ударение.

III. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

Занятие №7 «Средства общения».

Задачи: Продолжить развитие навыков эффективного общения. Учить выделять голосом в словах логическое ударение, различать на слух речевой материал. Структура занятия:

1. Упражнение разминка «Хлопки по коленям»

2. Упражнения «Другими словами», «Два подсказчика»,

3. Подвижная игра «Кальмар».

Словарь: средства общение, синоним, кальмар

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

IОрг. момент.

(приветствие, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Кто знает, что такое средства общение.

-…, спроси у меня, в какую игру мы будем играть?

-Сначала мы проведём разминку игра «Хлопки по коленям».

 

Фонетическая зарядка – средства общение

II.Тренинги.

1)    Упражнение разминка «Хлопки по коленям»

Задачи упражнения: интеллектуальная разминка, развивает внимательность.

Описание: Участники, сидя в круг, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем положению рук на коленях: кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (т.к. его рука лежит по порядку следующей), сосед слева «три», а «четыре» - опять тот, кто начинал счёт, и т.д. кто ошибся – выбывает из игры. Счёт продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет половина участников. Можно предложить считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Психологический смысл тренинга: Создаёт условие для наблюдения за партнёрами по общению.

Обсуждение: Не требуется.

Работа группой

2)    Упражнение «Другими словами»

Задачи тренинга: Тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы

Описание тренинга: Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу: 5-6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать, ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова, и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2-3 добровольца выступают в роли арбитров - следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст, таким образом, высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов). Игру можно усложнить. Участники заходят по одному и слышат измененную фразу только одного, последнего игрока. Арбитры следят, чтобы далее не повторялись использованные ранее слова.

Психологический смысл тренинга: Адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами. Во втором варианте может даже поменяться смысл фразы, хотя все слова — синонимы были подобраны правильно.

Обсуждение: Кому насколько сложно было выполнять это задание? С чем конкретно связаны затруднения: с недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то? В каких ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же  с помощью разных фраз? Меняется ли смысл фразы, если переделывать её другими словами? В каких жизненных ситуациях мы пошлемся с подобным? Часто ли мы передаем информацию «своими словами», и меняется ли от этого ее смысл?

Работа по группам.

Словарная работа

синоним

 

 

*Какое слово (какую фразу) ты хочешь сказать?

3)     Упражнение

«Два подсказчика»

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Водящий выходит из комнаты, остальные участники прячут в помещении какой-либо небольшой предмет, который ему необходимо найти. В этом ему помогают два подсказчика, которые знают, где спрятан предмет, и говорят ему, куда двигаться. Один из них действительно помогает, посылая водящего в верном направлении, а второй, наоборот, всячески стремится сбить с пути, послать в неверном направлении. Водящий, естественно, не знает, кто из двоих ему действительно помогает, а кто мешает. Его задача — разобраться в этом самостоятельно и найти спрятанный предмет. Остальные участники в это время в роли наблюдателей, их задача — постараться заметить, когда во внешности водящего проявляется то, в какой момент какому из подсказчиков он доверяет.

Психологический смысл тренинга: Развитие умения общаться в ситуации «информационной перегрузки», когда от разных людей одновременно поступают различные сведения – как истинные, так и ложные, принимать самостоятельные решения. Тренировка интуиции.

Обсуждение: Какие эмоции возникли у каждого участника в ходе игры? По каким признакам водящий судил, кто из партнеров говорит правду, а кто сбивает его с толку? Как сделал вывод, кому доверять, а кому нет? Оказалось ли верным первое впечатление или по ходу игры его пришлось менять?

Индивидуальная работа

Словарная работа подсказчик

 

*Какое слово (какую фразу) ты хочешь сказать?

III.Подвижная игра «Кальмар».

Задачи тренинга: Мобилизация внимания участников, развитие наблюдательности, памяти, тренировка быстроты реакций в межличностном взаимодействии

Описание тренинга: Один из участников, водящий, играет роль кальмара. Остальные участники изображают рыб. Кальмар перемещается в средней части аудитории, а рыбы — около одной из ее стен. По команде ведущего они дружно «переплывают» к другой стене, мимо кальмара. Тот пытается ухватить кого-нибудь из них. Те, кого он смог поймать, становятся частью кальмара: они берутся за руки и в дальнейшем перемещаются совместно. По следующей команде ведущего рыбы опять

Психологический смысл тренинга: Упражнение — хорошая физическая и эмоциональная разминка.

Обсуждение: Кого, с точки зрения участников, можно считать самыми результативными игроками, какими качествами они обладают?

Словарная работа кальмар

IY. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

 

 

 

 

Занятие №8 «Средства общения».

Задачи: Развитие навыков межличностного восприятия, наблюдательности. Учить выделять голосом в словах логическое ударение.

1.    Упражнение разминка «Отбери шарик»

1.  Упражнения «Разговор в рисунках», «Иностранец», «Синонимы и антонимы».

Словарь: средства общение, иностранец, синонимы, антонимы

Структура части занятия.

Ход занятия.

 

Примечания.

IОрг. момент.

(приветствие, вопросы учащимся к началу занятия)

-Какое сейчас будет занятие?

-Кто помнит, что такое средства общение.

-…, спроси у меня, в какую игру мы будем играть?

 

Фонетическая зарядка – средства общение

II.Тренинги.

1)    Упражнение разминка «Отбери шарик»

Подготовка: для игры потребуется надутый воздушный шарик, повязки двух цветов.

Задачи упражнения: физическая и эмоциональная разминка, развивает умения координировать свои действия.

Описание: Участники, делятся на 2 команды, свободно перемещающиеся по площадке. Задача одной из них – удержать шарик в воздухе и не дать другой команде отобрать его. Они могут отталкивать шарик, но не имеют права брать его в руки и не должны допускать, чтобы тот упал. Задача другой команды – отобрать шарик. Они могут сделать это, лишь поймав его руками, отталкивать шарик запрещено. Функция команд меняется в каждом раунде. Команда победительница определяется по времени, в течение которого ей удалось удержать шарик. Чтобы избежать путаницы игрокам команд делают повязки.

Психологический смысл тренинга: сплочение команд, обучение пониманию намерений других людей и действиям в быстро меняющихся ситуациях.

Обсуждение: Не требуется.

Работа группой

2)    Упражнение «Разговор в рисунках»»

Задачи тренинга: развитие внимания и восприимчивости к невербальной информации.

Описание тренинга: Вариант 1. Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение 5 минут посредством рисования ведут общение на произвольные отдельные буквы цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями в кругу.

Вариант 2. Каждая пара получает еще один лист бумаги (состав пар целесообразно поменять). Первый участник рисует на нем какую-либо одну деталь изображения, после этого второй рисует ещё какую-нибудь деталь, передаёт лист первому и т.д. время выполнения упражнения 2-3 минуты. Предварительно договариваться о тематике рисунка не следует, по ходу рисования разговаривать тоже нельзя. Обмен «творческими замыслами» в парах происходит только по окончанию рисования, затем следует коротко обсуждение итогов упражнения в кругу.

Вариант 3. Повторяются варианты упражнений 1 и 2, но пары сидят спиной друг к другу, что исключает возможность использования в качестве средств общения мимики, выразительных движений и т.д.

Психологический смысл тренинга: продемонстрировать возможность и ограниченность общения без использования речи.

Обсуждение: Удалось ли достичь взаимопонимания?

Работа по группам.

3)     Упражнение

«Иностранец»

Задачи тренинга: формирование коммуникативных навыков, эффективного общения и совместной деятельности.

Описание тренинга: Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложит как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав таки фразы:

♦ Себе на уме.

4 Комар носа не подточит.

♦ Метать бисер перед свиньями.

♦ Сам черт не брат.

♦ Прошел огонь, воду и медные трубы.

♦ Яйца курицу не учат.

♦ У семерых нянек дитя без глазу.

♦ Не подмажешь — не поедешь.

♦ Лимой снега не выпросишь.

♦ Дом был полной чашей.

♦ На воре и шапка горит.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, каждая группа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки. Затем участники сами могут вспомнить и трактовать подобные высказывания.

Психологический смысл тренинга: Упражнение учит более внимательно задумываться над используемыми фразами, рассматривать в новых, необычных ракурсах то, но кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает.

Обсуждение: Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций из вашей жизни, когда отказ от "заранее известного" понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе, решить связанные с ней проблемы, либо когда вы воспринимали чьи-то слова буквально, не понимая переносного смысла.

Словарная работа иностранец

*Какое слово (какую фразу) ты хочешь сказать?

4.)Упражнение

«Синонимы и антонимы»».

Задачи тренинга: развитие речевой гибкости, беглости словесной реакции, навыков эффективного общения в совместной деятельности

Описание тренинга: Участники объединяются в команды по 4-5 человек. Ведущий озвучивает какое-либо слово из числа распространенных в русском языке и имеющих много синонимов (слов со сходным значением) и антонимов (слов с противоположным значением). Задача команд — подобрать как можно больше синонимов или антонимов этого слова. На размышление дается минута. После этого представители каждой из команд поочередно озвучивают по одному варианту синонима, повторяться нельзя. Команда, у которой варианты исчерпались, выбывает из игры в данном раунде. Побеждает и получает призовой балл та команда, которая остается в игре дольше других. Потом игра повторяется, но участники приводят уже не синонимы, а антонимы. По завершении команды получают новое слово и очередную минуту для придумывания синонимов (антонимов), игра поверяется, таким образом, 5-7 раз. Команда-победитель определяется в сумме набранных баллов.

Лучше брать для этого упражнения не названия материальных предметов, а слова, означающие нюансы человеческих качеств и состояний, а также морально-этические категории (перечень слов может быть следующим: добрый, смелый, взрослый, счастье, личность, правда, развитие).

Приемлемость предложенных вариантов синонимов и антонимов оценивает жюри в составе ведущего и 2-3 добровольцев (не входящих в состав игровых команд). Для разрешения спорных ситуаций им желательно иметь под рукой специализированные словари (толковый, синонимический).

Психологический смысл тренинга: Упражнение направлено на развитие уверенности поведения при необходимости публично представить результаты коллективной работы. Способствует сплочению команд, выявлению лидеров.

Обсуждение: Чем, с точки зрения участников, определяется успешность выполнения такого задания? Зависит ли она преимущественно от способностей отдельных участников или же от организованности и слаженности командной работы? Для чего важно уметь, подбирая к словам синонимы и антонимы, какие преимущества в общении это дает?

Словарная работа синоним, антоним

 

 

 

Повтори слово (фразу) правильно, ставь логическое ударение.

III. Итог занятия.

Обмен впечатлениями:

-Что в прошедшем занятии запомнилось?

-Что показалось важным и интересным?

-Какие чувства испытываются в данный момент?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Цикл занятий "Коммуникативные тренинги для подростков" (9-11 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цикл тененговых занятий по формировнаию коммуникативных навыков предназначен для воспитательной работы в старших классах для детей с нарушением слуха, но может  быть исплользован и для обычных школьников.

Существует несколько условий, во многом предопределяющих успех последующей адаптации ребёнка с нарушением слуха к условиям социума. К главным из них относится уровень форсированности у воспитанников практических и социально значимых навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания в школе-интернате. В целом эту задачу можно обозначить как формирование жизненной компетентности наших воспитанников. Навыки общения (взаимодействие с людьми разных возрастов, представителями различных социальных групп), умение разрешать конфликты, обращаться за помощью к другим, опыт пребывания в различных жизненных ситуациях также являются необходимыми компонентами жизненной компетентности. Поэтому основными задачами занятий являеться формирование коммуникативной культуры; знакомство участников с игрой – тренингом; развивать эмоционально-волевую сферу, обогащение социальных представлений, овладение навыками коммуникации и кооперации; развивать память, мышление, учить работать в коллективе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 3242
    • DOCX 265.5 кбайт
    • 93 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Галина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Галина Борисовна
    Попова Галина Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27417
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов