Инфоурок Другое КонспектыЦикл занятий по теме «Риторика»

Цикл занятий по теме «Риторика»

Скачать материал

 

 

 

 

 

Цикл занятий по теме «Риторика»

Разработала  Баймулдина Гульжан Наримановна.

Республика Казахстан

Акмолинская область

Енбекшильдерский район

с.Яблоновка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Коль хочешь говорить, скажи, но кратко, чтоб был в едином слове смысл десятка» Юсуф Баласагуни.

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний» Цицерон.

1        занятие. Тема: Что такое общение? Как правильно общаться.

Человеческая деятельность немыслима без общения - активного обмена информацией, знаниями и накопленным опытом.

Следует помнить, что необходимо соблюдение этических норм общения,т.к. тот, кто не следит за своей речью, может невольно оскорбить окружающих неточностью выражения мысли. Грубое слово порождает гнев и презрение, вызывает тяжёлые переживания, провоцирует вражду и ненависть. Наоборот, приветливое и доброе слово, идущее от души, способно помочь человеку, вдохновить и даже исцелить его.

Силой слова в полной мере пользуются поэты, писатели, учителя, воспитатели, врачи, дипломаты, священнослужители и другие.

Большое значение для общения имеет эмоциональная выразительность, которая передаётся через мимику, жесты и интонацию. Это делает человеческое общение более живым, интересным и привлекательным. А.С.Макаренко утверждал, что он стал настоящим мастером слова лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» 15-20 оттенками и придавать сказанному 20 нюансов с помощью изменения голоса, работы мышц лица и всего тела. Если речь содержательна и информативна, эмоционально выразительна, она вызывает интерес и внимание со стороны собеседников.

 

 

Что значит говорить правильно?

Правильная речь – грамотная, соответствующая нормам литературного языка, способствующая успешному общению.

Например:

Так говорить НЕЛЬЗЯ!                                              Нужно говорить так!

Ихнее дело,                                                                                  их дело,

красивее,                                                                                      красивее,

смеялис(я),                                                                                    смеялись,

ложить,                                                                                            класть,

начать,                                                                              начать,но начал,

свекла,                                                                               свёкла.

Каковы основные особенности несловесных форм общения?

1.Мимика, жест, поза - несловесные формы общения.

2. Общепринятые жесты – символы:

-улыбка-знак одобрения;

- поднятые брови – знак удивления или недоумения;

- движение руки вниз – знак сесть;

- движение руки вверх - знак встать;

- поднятая вверх рука - «прошу тишины»;

- овальное движение руками – завершение;

- резкий, рубящий взмах – подчёркивает фразу;

- кивок головой- одобрение или приветствие и т.д.

Основные ошибки:

- размахивание руками;

- неуместная улыбка;

- хождение во время речи.

 

     Ролевые игры:

      1. Сказать фразу «Иди сюда»  с разными оттенками.

      2. Продавец-покупатель.

      3. «Пойми по жестам».

      4. Прочитать любимое стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 занятие. Тема: Как правильно общаться.

 

Какие основные требования предъявляются к речевому голосу?

1) ровность звучания голоса всём диапазоне;

2) отсутствие резких переходов звука вверх и вниз;

3) слитность и мелодичность речевого голоса.

Какие недостатки в устной речи чаще всего встречаются?

1)    Гнусавость (носовой оттенок голоса);

2)    Визгливость (преобладание высоких звуков в голосе);

3)    Монотонность (неэмоциональность голоса);

4)    Осиплость, сдавленность (изменение тембра голоса).

Основные правила использования голоса, жестов, мимики, позы:

- начало речи произносите голосом умеренного тона, спокойно;

- не злоупотребляйте жестом, мимикой;

- в течение речи не торопитесь, следите за реакцией слушателей;

- ищите свой индивидуальный тон, стиль выступления.

Алгоритм речи:

КОМУ?                  О ЧЁМ ?                            ЗАЧЕМ?

Готовясь к речи, подумайте:

- перед кем вы будете говорить;

- о чём будете говорить;

- что главное хотите донести до адресатов;

- зачем, для чего вы говорите;

- где и когда вы будете выступать.

Секреты успешного общения:

- вы - внимательный слушатель собеседника;

- вы стремитесь понять, помочь, посочувствовать собеседнику;

- вы выделяете в полученной информации главное;

- вы следите за тоном, тембром голоса, выражением лица говорящего, его мимикой, жестами;

- вы не перебиваете собеседника замечаниями, несогласием;

- после окончания высказывания выясняете, что было непонятно, задаёте вопросы.

Ролевая игра:

Рассказчик-слушатель.

Рассказчик: рассказать сюжет любого фильма.

 

3 занятие. Тема: Культура общения. Этикетные формулы.

 

Что мы называем культурой общения?

Культура общения - обогащение речи этикетными формулами при:

- приветствие - прощании;

- извинении;

- благодарности;

- обращении к собеседнику;

- выражении просьбы – отказа;

- разговоре по телефону и т.д.

Этикетные формулы приветствия - прощания:

Приветствие:

взрослым                                                                      сверстникам

Здравствуйте!                                                                Салем!

Добрый день!                                                                Кого я вижу!

Добрый вечер!                                                              Привет! Хэлло!

Доброе утро!                                                                 Здорово!

Как Ваше здоровье?

Я рад Вас видеть!

Как я рад!         

Прощание:

Взрослым                                                                      сверстникам

До свидания!                                                                  Пока!

До скорой встречи!                                                       Адьё!

Всего хорошего!                                                            До встречи!

Всего доброго!                                                               Увидимся!

Всего наилучшего!                                                        До завтра! Бай-бай!

Этикетные формулы извинения:

Прости (те) меня, пожалуйста…

Извини (те) меня…

Будь (те) добр(ы), забудь(те)…

Не думай (те) обо мне плохо…

Прими (те) мои извинения…

Извини (те), я был неправ…

Мне так жаль…

Этикетные формулы благодарности:

Спасибо!

Большое спасибо!

Благодарю Вас (тебя)!

Как мне Вас (тебя) благодарить!

Низкий Вам поклон!

Огромное спасибо!

Вы (ты) меня очень выручил(и)!

Этикетные формулы обращения:

Дорогой…

Уважаемый…

Многоуважаемый…

Любимый…

Единственный…

Мой дорогой…

Разрешите (пожалуйста)…

Позвольте (пожалуйста)…

Вы не выходите?

Этикетные формулы просьбы-отказа (с мягкой, доброжелательной интонацией, соответствующей мимикой, жестами):

         Просьба                                                                          Отказ

Прошу Вас (тебя)                                                       Извини(те),

Будьте так добры…                                                  но я не могу…

Будь другом…                                                              Как жаль, но у меня нет времени…

Если Вас не затруднит…                                        Рад бы помочь, да…

Не могли бы Вы (ты)…                                            Не могу тебе (Вам) помочь…

Извини(те), пожалуйста…                                   Какая жалость, что…

У Вас(тебя)не найдётся времени…                   Я не имею возможности…

Вам (тебе) не трудно…                                        Я бы рад,но…

                                                                            Не хочется тебя (Вас)огорчать, но…

                                                                       Сожалею, но Вы (ты) не учли (не учёл)…

 

Использование  этикетных формул воспитывает вежливое общение. («вежа» (др. русск.)- знаток)

 

 

4 занятие. Тема:  Вежливое общение.

Вежливый человек – знающий, как себя вести. Можно заменить это слово синонимами:

·       Учтивый - почтительно-вежливый;

·       Корректный - тактичный, вежливый, учтивый;

·       Уважительный-проявляющий уважение;

·       Предупредительный - скромный, обязательный;

·       Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый;

·       Галантный-изысканно-вежливый, учтивый.

Правила вежливого общения:

·       Смотрите собеседнику в глаза.

·       Обращайтесь ко взрослым  по имени и отчеству и только на «Вы».

·       Используйте этикетные формулы в соответствии с обстоятельствами и адресатом.

·       Можете употребить комплименты, вопросы о самочувствии, здоровье, настроении.

·       Следите за вашей  интонацией.

·       Не навязывайте своего  мнения.

Используйте в речи оценочные слова: замечательный, прекрасный, превосходный, лучше всех, такой хороший, удивительный и т.д.

Быть вежливым вам также помогут речевые действия: похвала, комплимент, одобрение.

·       Комплименты (с интонацией восторга, восхищения, преклонения):

Как хорошо Вы выглядите…

Вам так идёт это (эта)…

Как Вы прекрасны!

У Вас замечательный наряд…

Как Вы обворожительны!

·       Ответы на комплименты (с интонацией признательности, искренности):

Спасибо!

Благодарю Вас!

Мне очень приятно, что Вы это отметили…

От Ваших слов у меня поднялось настроение!

Как Вы добры!

Как Вы внимательны!

 

НЕЛЬЗЯ! Никогда не прибегайте к лести – неискренней похвале, которая произносится в корыстных целях. 

 


Поддерживайте, успокаивайте своего собеседника, ищите повод сказать о нём хорошее, не замечайте его недостатков!

Пожалуйста, успокойтесь и объясните…

Катя, пойми, что…

Извините, не могли бы Вы сначала представиться…

Да, конечно.

Понимаю Вас.

Это всегда сложно.

Что Вы говорите?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 занятие. Тема: Телефонный разговор.

 Телефонный разговор как один из видов вежливого общения:

        Телефонные разговоры,             личные,Официально-деловые
 

 

 

 

 

 


Правила телефонного  общения:

·       Начало разговора должно быть вежливым и кратким;

·       Сообщается, о чём речь и о цели звонка;

·       Задаются вопросы и выслушиваются ответы;

·       Следите за продолжительностью разговора (классический разговор- 3- 7 минут);

·       Завершайте разговор конкретной договорённостью;

·       Не забудьте о благодарности.

Этого по телефону делать НЕЛЬЗЯ:
•	Звонить без всякой цели, «поболтать»;
•	Проговаривать длинные монологи;
•	Неконкретно договариваться;
•	Звонить очень рано утром или поздно вечером;
•	Звонить одному и тому же адресату по несколько раз;
•	Решать важные вопросы по телефону.
 

 

 

 

 

 

 

 


Некоторые этикетные формулы телефонного разговора:

·       Начало разговора:

Здравствуйте! Это…

К вам обращается…

Вас беспокоит…

Я обращаюсь к Вам по поручению…

Будьте добры, пригласите…

 

·       Поддержка собеседника:

Верно…                                                Понятно…                              Конечно…

Да…                                                       Ясно…                                     Подумаю…

Так…                                                     Нет…                                       Разберёмся…

·       Вежливое уточнение:

Не могли бы Вы повторить…

Простите, я только уточню…

Я понимаю, но как быть тогда с …

Интересно!

Ах. Как жаль!

Я слушаю, слушаю!

·       Завершение разговора:

Благодарю вас, до свидания…

Спасибо, я очень вам признателен…

Спасибо, вы нам очень помогли…

До свидания!

До встречи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

                             Как совершенствовать устную речь?

Упражнения по постановке гласных звуков.

Звук И-Ы:

Стоит свинка - золотая щетинка.

Хвались - да не поперхнись.

На безрыбье и как рыба.

 

Звук Э-Е:

Лес сечь – не жалеть плеч.

Я ему по секрету, а он по всему свету.

День в день- топор в пень.

За правое дело стой смело.

 

Звук А-Я:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Голова без ума, что фонарь без огня.

На полатях лежать, так ломтя не видать.

Своя земля и в горсти мила.

 

Звук О-Ё.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Видит кот молоко, да рыло коротко.

Сорока да чечётка - большие трещотки.

 

Звук У-Ю:

Без наук как без рук.

 Сам себя губит, кто людей не любит.

Глупый осудит, умный рассудит.

Терпенье и труд всё перетрут.

 

Упражнения по постановке согласных звуков

Звук П-Б:

Был как бык, а мясо будет.

В поле полёт Поля просо.

Пётр Петров по прозванью Перов купил птицу-перепелицу.

 

 

              Кто продырявил барабан?

              Кто продырявил старый барабан?

              Барабан, барабан, барабанщик наш,

              Барабанил в барабан тарабарский марш.

 

Пить-бить;                               пас-бас;

пашня-башня.

 

Звуки Т-Д:

Без дела жить - только небо коптить.

Воля и труд, дивные всходы дают.

 

              У  дубов придорожных,

              Размахнувшихся тут,

              Одинокий художник

              Пишет маслом этюд.

Топоры- то, топоры…

Так и сыплются с горы…

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

                                                (К.Чуковский)

Доска- тоска;                   катушка-кадушка

там-дам;                         тушь-душ.

 

Звуки К-Г-Х:

Много снега- много хлеба.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Не грози на грязи, грози грязь переехавши.

Хвастать, не косить: спина не болит.

Колос-голос;                                           корки-горки;

Кости-гости;                                         купить -губить.

 

Звуки Ф-В:

Фофан, фофан в землю вкопан.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Каково волокно, таково и полотно.

 

Форма,                           вата,                                врач,

внук,                              дрова,                             паровоз,

время.

 

Звуки М-Н:

Мимо, мимо, мимо шмыгали мыши.

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду – много пчёл.

                           (Б.Заходер)

Над  Нонной няня с нежностью склонилась.

Моль,                                медаль,                           мель,

мост,                                  звон,                                тень,

плетень,                            небо,                               бананы,

ноты,                                  ванна.

 

Звуки З-С:

Назвался груздем – полезай в кузов.

Видит волк козу, забыл и грозу.

                  Ай, Моська, знать она сильна,

                  Что лает на слона.

                                                     (И.Крылов)

Сор,          сыр,          сок,          слух,

нос,          лиса,         коса.

 

Зуб,          зол,           зев,          заря,  

замок,     таз,         звон,        коза.

 

Звук Ц:

В пословице говорится, что дело мастера боится.

Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

Цех,                       цель,                цирк,                       целый,

цифра,                  цвет,              отец,                      боец,

операция,            улица.

 

Звуки Ш и Ж:

Шила в мешке не утаишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Сто одёжек и все без застёжек.

Шум,                        шов,                                  шар,                        шуба,

шутка,                    штаб,                             башня,                   душ,

жук,                         жуть,                              жар,                       жара,

жаба,                      нож,                                чиж,                        сторож.

 

Звуки Ч-Ш-Щ:

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

Не верь чужим речам, а верь своим очам.

Волки рыщут - пищу ищут.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Знай, сверчок, свой шесток.

 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки.

                                        (К.Чуковский)

Щи,                      щавель,                          щит,                       щука,

щётка,              щепка,                             лещ,                        вещь,

чай,                     час,                                  чудак,                      чулки,

дача,                  спички,                            качели.

                           У отца детишек куча,

                          Шумная семья:

                          Чиполлетто,Чиполлучча,

                          Чиполлотто,Чиполлочча

                          И последний- я!

 

Звуки Л-Р:

На словах, что на гуслях,

А на деле- что на балалайке.

 

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря.

 

Против вражьей лжи востро держи.

Где растяпа-тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

 

Сей в добрую пору- соберёшь хлеба гору.

Лак,                        лом,                                    лук,                                лес,

лифт,                     люк,                                   лапа,                             лимон,           

лапша,                   лгун,                                  пол,                               мел,

пила,                      метла,                             блюдо,                          воля,

полено.

 

Жил - жир,                                                       сер-сел,

красть-класть,                                            ложь-рожь,       

ложки - рожки,                                             голод-город                

жалить - жарить,                                       лепка-репка,

даль-дар,                                                        сор-соль,

укол-укол

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Цикл занятий по теме «Риторика»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Коль хочешь говорить, скажи, но кратко, чтоб был в едином слове смысл десятка» Юсуф Баласагуни. «Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний» Цицерон. 1 занятие. Тема: Что такое общение? Как правильно общаться. Человеческая деятельность немыслима без общения - активного обмена информацией, знаниями и накопленным опытом. Следует помнить, что необходимо соблюдение этических норм общения,т.к. тот, кто не следит за своей речью, может невольно оскорбить окружающих неточностью выражения мысли. Грубое слово порождает гнев и презрение, вызывает тяжёлые переживания, провоцирует вражду и ненависть. Наоборот, приветливое и доброе слово, идущее от души, способно помочь человеку, вдохновить и даже исцелить его. Силой слова в полной мере пользуются поэты, писатели, учителя, воспитатели, врачи, дипломаты, священнослужители и другие. Большое значение для общения имеет эмоциональная выразительность, которая передаётся через мимику, жесты и интонацию. Это делает человеческое общение более живым, интересным и привлекательным. А.С.Макаренко утверждал, что он стал настоящим мастером слова лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» 15-20 оттенками и придавать сказанному 20 нюансов с помощью изменения голоса, работы мышц лица и всего тела. Если речь содержательна и информативна, эмоционально выразительна, она вызывает интерес и внимание со стороны собеседников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 790 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.07.2020 108
    • DOCX 51.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Болдырева Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76272
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек