Разработка уроков русского языка
в 6 классе по теме
«Имя прилагательное »
Заневской Татьяны Александровны,
учителя русского языка и
литературы МБОУ СОО
«Школа №2 г. Облучье»
Урок №2 «Описание природы»
Цель урока
|
Определить роль прилагательных
в описании пейзажа в литературном произведении.
|
Задачи урока
|
1.Познакомить с
лексическим значением слов «пейзаж», «метафора»
2.Повторить типы
речи.
3.Сформировать
умение использовать метафоры, лексические средства связи в тексте описание
4. Развивать умение
составлять тест – описание природы родного края в разные времена года
5.Научить
редактировать речевые ошибки.
6. Способствовать
воспитанию любви к природе родного края.
|
Тип урока
|
Урок изучения
нового материала
|
Продолжительность урока
|
45 минут.
|
Оборудование
|
Презентация к
уроку, аудиофрагмент звука водопада и
песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э.
Рязанова .
|
Планируемые результаты.
|
Предметные: умеют использовать
прилагательные в описании природы в тексте, описывать природу родного края в
разные времена года, знают типы речи; способны редактировать речевые ошибки
в тексте.
Личностные: способны самостоятельно определить
тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, оценивают свою
работу и работу одноклассников на уроке, соблюдают основные правила участия в
групповой работе на уроке, проявляют познавательный интерес на основе
сформированных учебных мотивов, находят проблему и способны найти ее решение.
Метапредметные
Регулятивные: принимают и понимают учебную
задачу урока, планируют поэтапно свою деятельность, контролируют свое поведение
на уроке.
Познавательные
общеучебные:
участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом;
логические:
Осмысленно выразительно
читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний
природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно
доказывать точку зрения.
Коммуникативные: соблюдать принятые правила
общения, развивают умение работать в паре, умеют строить аргументированное
монологическое высказывание.
|
Этапы урока
|
Цель
|
Методы,
приемы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Название используемых
ЭОР
|
Организа-ционный
|
Создать обстановку для
настроя
|
|
Приветствие
|
Приветствие
учащихся, чтение
стихотворения
организация работы
класса
|
Демонстрация
кадров
родной природы на фоне
песни
« У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова на экране
|
Проверка домашнего
задания
|
Проверить уровень
усвоения знаний и создать почву для новой темы
|
Чтение сочинений –
зарисовок
|
Чтение учащимися
текстов – зарисовок,
описаний природы
|
Выслушивает, не давая
оценок и комментариев
|
|
Целепол-гание
|
Научить определять цель
и задачи своей деятельности на уроке
|
Чтение отрывка стихотворения
П. Алексейчука «Снегопад».
|
Отвечают на вопрос
|
Задает вопрос:
«Какова тема урока?»
|
|
Чтение текста-описания
природы без прилагательных и с прилагательными.
|
Отвечают на вопросы: «
Как звучит первый текст и чем отличается второй прочитанный текст от
первого?»
« Что передают
прилагательные в тексте?»
|
Какова цель урока?
|
Демонстрация кадров
Цели урока». «Задачи
урока»
|
Работа с
деформированным текстом
|
Маркерами выделяют два
разных типа текста (описание и повествование)
|
На школьной доске пишет все возможные задачи
урока, которые предстоит решить на уроке?»
|
Демонстрация кадров
«Деформированный
текст», «Описание», «Повествование»
|
|
|
|
Актуализация знаний
|
Активизировать
полученные ранее знания
|
|
Отвечают на вопросы
|
Задает вопрос: «Что вы знаете о пейзаже?» Корректирует
ответы учащихся
|
|
Изучение нового
материала
|
Формировать умение
работы с текстом
|
Прием
« Корзина идей»
|
Отвечают на вопрос и записывают
вокруг нарисованной корзины ответ на вопрос: «Каким бывает пейзаж?»
|
Записывает все ответы
учащихся
|
На экране демонстрирует
изображение корзины и все возможные ответы учащихся путем текстового набора
|
Работа с текстом на
тему «Зимний лес »
|
Читают текст вслух. Отвечают
на предложенные вопросы
|
Просит прочитать вопросы и ответить на
них 1 группа «. Какова главная мысль текста? Найдите прилагательные,
определите их роль
2 группа «Текст какого типа речи перед
вами? Докажите. Что является основой описания?
Параллельное или последовательное
сцепление предложений??
3 группа
«Какую роль играют прилагательные?
Назовите прилагательные в переносном значении. Укажите метафоры
Подберите синонимы к выделенным
словам.
|
|
|
|
Прием « Я беру тебя с
собой»
|
Называют описательные
обороты (перифразы) на предложенные слова
|
Уточняет ответы учащихся.
Если ответ верен, учитель
говорит: « Я беру тебя с собой «
|
|
|
Развивать умение
находить проблему и формулировать пути ее решения
|
Стратегия
«Морфологический ящик»
|
Называют все средства
связи предложений в тексте
|
Определяет с помощью учащихся
лексические
средства связи
предложений в тексте
|
|
Решение учебных задач
|
Закрепить умение решать
учебные задачи,
работать в группе
|
Парная форма, работа с
кластером
«Что передают прилагательные в
тексте»
;работа с обучающим текстом, в
котором обилие прилагательных.
|
Записывают в текст, зачитывают
(по 1 чел от пары)
|
Заслушивает разные варианты
проверяет записанное
|
Демонстрация
кадра
«Природа Дальнего
Востока в разные времена года »
|
|
|
Работа с обучающим
текстом, в котором нет прилагательных
|
Дописывают в
предложенные тексты лексические средства связи
( синонимы, перифразы,
местоимения)
|
Заслушивает разные варианты
проверяет записанное
|
|
Игровой момент
|
Снять психологическую
усталость
|
Игра «Четыре стихии »
|
Выполняют предложенные
действия.
если учитель произносит вода -
поднимают руки вверх, огонь - крутят руками, земля – руки на пояс, воздух -
приседают.
|
Учитель рассказывает
условия игры- разминки.
|
Шумовой звук водопада
или журчащей воды
|
Контроль знаний, обратная
связь
|
Проверить уровень сформированности
учебных умений
в составлении теста и
применении доказательств, фиксирование новых знаний
|
Работа с незавершенным тестом
|
Читают начало текста на листках,
пишут продолжение.
|
Предлагает:
«Закончите текст- описание природы по
предложенному началу.
|
Демонстрация
кадра « Природа нашего
края"
|
Добавление в текст имен прилагательных;
выступление с чтением своих
текстов - описаний
|
Составляют самостоятельно текст
– описание
1группа «Сопки зимой»
2 группа «Сопки весной»
3 группа «Сопки летом»;
выступление
|
Задает задание «Составьте
текст »
« Зачитайте по 1 чел.
От пары
|
|
|
Прием « Редактор»
|
Исправляют речевые ошибки в
отрывках из сочинений
|
Проверяет задание «
Зачитайте неправильный и ваш вариант правильно построенного и без речевых
ошибок предложения»
|
|
Рефлексия
|
Научить оценивать свою
деятельность на уроке, аргументированно отвечать на поставленный вопрос
|
Прием «Сообщи свое Я »
|
Отвечают на вопрос о своей
работе на уроке: «Я бы, пожалуй,
ответил так…Думаю мое мнение
совпало с результатами учащихся?»
|
Выслушивает ответы
учащихся
|
|
Оценивают свою деятельность на
уроке.
|
Домашнее задание
|
Закрепить
дома изученный на уроке
материал
|
Написание сочинения – зарисовки
природы зимой или упр. 271 п.47
|
|
Напишите сочинение, используя лексические
средства связи
|
|
Объявление оценок за
работу в группах
|
|
|
|
Объявляет и мотивирует
постановку оценок в парах за урок,
благодарит за участие
всех учащихся
|
|
Приложение
Этап
«Целеполагание»
Текст №1
В тайге за Хинганом
прижил осень. С шелестом падали с тополей листья. Кусты шиповника стояли, будто
объятые пламенем, и ягоды в листве их пылали, как язычки. С кедра то и дело
сыпались орешки – белки старались приготовить свои запасы.
Текст№2 В тайге за
Хинганом прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие
листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные
ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. С
кедра то и дело сыпались орешки – белки старались приготовить свои зимние
запасы.
Деформированный текст
На опушке леса я
отыскиваю большую кучу осенних листьев. До чего красив осенний лес! Забиваю ими
мешок и иду домой. Березки нарядились в желтые платья. Вдруг слышу: листья
в мешке шелестят. На могучих дубах едва держатся оранжевые, красноватые листья.
Что это? Только кедрач не сменил свой зеленый плащ. Развязываю мешок и оттуда
выскакивает еж. Как он попал туда?
Готовый текст
Описание. До чего
красив осенний лес! Березки нарядились в желтые платья. На могучих
дубах едва держатся оранжевые, красноватые листья. Только кедрач не
сменил свой зеленый плащ.
Повествование На опушке
леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев. Забиваю ими мешок и иду домой.
Вдруг слышу: листья в мешке шелестят. Что это? Развязываю мешок и оттуда
выскакивает еж. Как он попал туда?
Этап «Актуализация знаний».
Вокруг меня по улице,
Как белый пудель, носится
Веселый и неистовый
Косматый снегопад.
На грудь с разбега
бросится,
У ног волчком
закружится.
Как будто встрече
рад.
Этап «Актуализация знаний».
Прием « Корзина идей». Пейзаж бывает
-зимний, летний, весенний, осенний, нарисованный,
яркий, впечатляющий, унылый, необычные, морской, лесной, эмоциональный и т.д.
Этап
«Изучение нового материала».
Работа с текстом 1 группа «Какова главная мысль
текста? Найдите прилагательные, определите их роль».
2 группа «Текст какого типа речи перед
вами? Какое настроение он передает? Что является основой описания?
Паралелльное или последовательное
сцепление предложений? Докажите».
3 группа «Какую роль играют прилагательные?
Назовите прилагательные в переносном значении. Найдите метафоры.
Подберите синонимы к выделенным словам.
Лес зимой.
Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в
своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой
вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая
крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукой великана.
Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые
лапы – если приглядеться, каждая имеет свою физиономию,- прямо в глаза
строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с
излишеством через край, со щедростью до отупения. (В. Тендряков)
форму
Что передают прилагательные?
размер
эмоциональную
оценку
образ
природы
Этап
«Изучение нового материала».
Прочитайте предложения,
добавьте сцепляющие слова в форме описательного оборота.
n Мальчик встал в полный рост, чтобы получше
рассмотреть танцующих на болоте японских журавлей. ……………………. побежали в
разные стороны
|
n Мальчик встал в полный рост, чтобы
получше рассмотреть танцующих на болоте японских журавлей. Огромные
белые птицы побежали в разные стороны.
|
n В распадке, около горнолыжной базы, слышен
настойчивый стук дятла. …………. обследует больное дерево.
|
n В распадке, около горнолыжной
базы, слышен настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследует больное
дерево.
|
Весною на сопках пробиваются из-под снега первые подснежники. Эти
…………. радуют каждого и приближают тепло.
|
n Весною на сопках пробиваются
из-под снега первые подснежники. Эти первенцы весны радуют каждого и
приближают тепло.
|
- Прочитайте предложения, добавьте
сцепляющие слова – местоимения.
n В поле стоит березка. ….точно
живая, вся трепещет на ветру.- В поле стоит березка. Она точно живая,
вся трепещет на ветру.
n Земляникой усыпаны все склоны. К
…. с самого утра спешат ребята . -Земляникой усыпаны все склоны . К ней с самого
утра спешат ребята .
!
Контроль знаний, обратная связь
Прием « Редактор»
Неправильно
|
Правильно
|
Подснежники
они – первые весенние цветы.
|
|
Весной
воздух чистый и свеж.
|
|
Дальневосточный
край весной богат красоту горных речек и цветущий багульник на сопках.
|
|
Начало для сочинений – описаний
1группа «Сопки зимой»
Я
выглянул в окно. Все вокруг до горизонта было покрыто белым покрывалом…
2 группа «Сопки весной»
Шла
весна. Все сильнее пригревало солнце, и ………….
3 группа «Сопки летом»
Туман рассеялся.
Летнее утро начиналось. Вокруг………….
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.