ЦИКЛ УРОКОВ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. МУЗЫКА»
ПО ПРОГРАММЕ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА».
ЗВУК [у],
БУКВЫ У, у
Дидактическая задача: организовать
деятельность обучающихся по изучению гласного звука [у] –
ртораскрывателя; учить акцентированному произнесению гласных звуков,
зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и
культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно
представлять стихотворный текст;
воспринимать произведение,
его характер и настроение, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений, воспитание
эстетической культуры.
Планируемые
результаты.
Предметные:
-уметь подбирать
характеристики к определению музыкального определения;
-уметь внимательно
слушать музыкальное произведение
Личностные:
воспринимать
произведение , его характер и настроение;
-наблюдать за
использованием музыки в жизни человека
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать учебную
задачу;
Познавательные:
-размышлять об
истоках возникновения музыкальных звуков;
-что изображает
музыка в произведениях
Оборудование: ребусы;
рисунки; шаблоны-элементы печатных буквы шаблоны-прямоугольники и
шаблоны-треугольники для составления схем предложений, интерактивная доска,
магнитофон, аудио - средства
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Звучит
музыка «Вьюга». М. Минков (фрагмент из сказки «Тайна снежной королевы»)
Какие
звуки вы услышали? (ответы детей)
Где
в природе можно услышать звуки?
II.
Сообщение темы урока.
–
Посмотрите на экран. Назовите, что изображено на рисунках.
–
Назовите одинаковый звук в словах «груша», «улитка», «лук», «жук». (Звук
[у].)
–
Сегодня на уроке познакомимся со звуком [у] и буквами У, у.
III.
Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.
–
В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который
просит вас произнести звук [у].
Дети
произносят звук [у].
Затем
пропевают под музыку.
–
Обратите внимание на форму открытого рта.
–
Обратите внимание на то, что звук [y] можно пропеть и что ветерок
(воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
-
Какой это звук? (гласный)
–
Сравните произношение звуков [у] и [о].
–
Сравните произношение звуков [у] и [п].
– Рассмотрите
иллюстрации в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (Уж.)
–
Расскажите, что вы знаете об уже? (Уж – неядовитая змея.)
–
Произнесите слово «уж» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их
последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (У
... ж ...)
–
Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного
звука [у].
Учитель
держит указку на кружке, обозначающем изучаемый гласный звук.
–
На каком месте в слове находится звук [у]?
Работа
в парах проводится со схемами и картинками слов: уши, утка, уголь, бусы,
круг. Дети
подбирают слова к данным схемам
Работа в
парах. Составление предложений со словами.
Материал
для развития речи.
Уши – орган слуха.
Утка – водоплавающая птица с широким клювом,
короткой шеей и короткими, широко поставленными лапами.
Уголь – кусок обгоревшего дерева (в остывшем
виде – черный).
Бусы –
надеваемое на шею украшение в виде нанизанных на нитку шариков.
Круг – это
специальный предмет для спасения людей в воде.
У слона
большие уши.
.
–
Отгадайте загадку.
Пёстрая
лодочка по речке плывёт,
То
качнётся, то нырнёт.(утка)
По озеру
плывут утки.
.
Утки
громко крякают.
.
Перемешать
угли в костре.
Выгрести
угли из печи.
.
–
Объясните значение выражения «сидеть как на углях». (Быть в волнении, в
крайнем беспокойстве.)
У Маруси
красивые бусы.
.
Музыкальная физкультминутка на мелодию частушек
У
опушки
Две
старушки
Брали
грузди
И
волнушки.
Филин:
– У-ух!
Филин:
– У-ух!
У
старушек замер дух.
Жутко!
Е.
Благинина
IV.
Анализ и конструирование печатных букв У, у.
Учитель
просит детей рассмотреть образец печатных букв «У», «у».
У – сучок.
В
любом лесу
Ты
увидишь
Букву
У.
–
Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее
учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит
сконструировать из них буквы «У», «у».
Один
из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
V.
Формулирование правила.
Буква
«у» обозначает гласный звук [у].
VI.
Занимательные задания с буквами.
ВЕСЕЛЫЕ
ЗВУКИ
На
букву А напал недуг.
И
встало У взамен подружки.
Прошу
я лак,
Дают
мне... (лук),
И
чашки
Хрюкают,
как ... (чушки).
Там,
где стоял
С
водою бак,
Внезапно
вырос... (бук).
Подумал
дятел:
«Так-так-так».
А
вышло:
(«Тук-тук-тук».)
Пишу
в тетрадке:
«Десять
стран»,
Читаю:
«Десять...
(струн)».
Себя
ругаю:
«Вот
баран!»,
Выходит:
«Вот...
(бурун)!».
Слушание
скороговорки.
Кукушка
кукушонку
купила
капюшон.
Надел
кукушонок капюшон.
В
капюшоне кукушонок смешон.
Работа в группах.
Придумайте
как можно больше слов с буквой У.
Обучающиеся
в группах собирают слова с буквой У и обозначают каждое слово фишкой.
Музыкальная физкультминутка
Песня
«Снегурочка ау!»( фортепианное сопровождение) муз. И. Кадомцева
VII. Рефлексия
-
Ребята, кому урок понравился прикрепите на доску «солнышко», кому было скучно
«тучку», а кому совсем было грустно «капельки дождя», а поможет нам в этом
музыка
Звучит
музыка Чайковский «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
VII.
Итог урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Какой звук обозначает буква «у»?
-
О чём вам рассказала сегодня на уроке музыка?
ЗВУК [у],
БУКВЫ У, у
Дидактическая задача: продолжить
работу с условным обозначением звука [у] с помощью строчной печатной буквы в
квадратных скобках; учить акцентированному произнесению гласных звуков,
зафиксированных в звуковых моделях слов; закреплять прием воспроизведения слова
вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру
звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно
представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать
аккуратность и терпение.
Познакомить
с музыкальным термином сюита; воспитывать любовь к природе
Оборудование: рисунки;
шаблоны-элементы печатных букв; фортепиано
Планируемые
результаты.
Предметные:
-знать
музыкальный термин сюита;
-рассказывать
о прослушанном произведении
Личностные:
-личностное
отношение при восприятии исполнения музыкальных произведений
Регулятивные.
Коммуникативные:
-исполнять
песню передавая характер музыки
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Слова
на доске: учитель + ученики + участие + учение = УСПЕХ
-
Как вы понимаете эту цепочку слов?
-
Что объединяет эти слова?
-
Как вы думаете сегодняшний урок будет успешным?
II.
Сообщение темы урока.
Учитель
читает шуточное стихотворение
Утром
с шуткой – прибауткой
Прихорашивалась
утка: « Я пригожа и стройна
И
умом наделена,
Плавная
походочка, славная молодочка!»
–
Какой звук используется чаще в этом стихотворении? (Звук [у].)
–
Сегодня на уроке продолжим работу со звуком [у].
Вчера
мы с вами познакомились со скороговоркой. Работа в группах.
Разучивают
скороговорку.
1
группа Кукушка кукушонку
купила капюшон.
2
группа Надел кукушонок капюшон.
3
группа В капюшоне кукушонок смешон.
Повторение
скороговорки целиком, по желанию, наизусть.
III.
Знакомство с принятым в русском языке условным обозначением звука [у].
–
Назовите виды речи. (Устная и письменная речь.)
–
Какие знаки необходимы для письменной речи? (Буквы.)
-
Какие
знаки необходимы в музыке? (Ноты)
–
Что мы произносим, когда говорим? (Звуки.)
-
А
когда поём? (Звуки)
–
Как обозначить на письме звуки? Какие условные обозначения приняты? (Все
звуки обозначаются в квадратных скобках, при этом в скобках необходимо записать
соответствующую звуку строчную букву.)
Учитель
демонстрирует таблицу «Звук [у]».
IV.
Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.
–
Рассмотрите первую картинку в учебнике. Что здесь нарисовано? (Муха.)
–
К какой группе животных относится муха? Объясните, что обозначает слово «муха»?
–
Произнесите слово «муха» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их
последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (М
… у … х ... а ...)
Учащиеся
произносят слово, акцентируя каждый звук и соотнося их последовательно (с
помощью указки) с соответствующими квадратами схемы.
–
Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного
звука [у].
Учитель
указкой делает упор на этом звуке. Основная часть слова не интонируется.
–
На каком месте в слове находится звук [у]?
Теперь
к схемам подобрать слова: Умка, ухо, руки, груша, гусь.
Справочный материал для развития речи. (материал для урока
выбирается учителем частично)
–
Где живет белый медведь?
–
Чем питается белый медведь?
–
Вспомните, как зовут белого медвежонка в мультфильме? (Умка.)
–
С какой буквы надо писать клички животных? (С заглавной буквы.)
Вообще
все медведи окрашены в темные тона, потому что живут в лесу. Ну а там, где
круглый год лежит снег, где даже летом море часто покрыто льдинами, черному или
серому плохо придется: он будет очень заметен, не сможет охотиться и умрет с
голоду, даже если у него нет врагов. Медведю, живущему в северных широтах,
такое не грозит – он белый.
Этот
медведь – самый крупный наземный хищник: его длина достигает 3 метров, а вес –
1000 килограммов. Казалось бы, такой махине трудно двигаться, особенно по
торосистым льдам. Ничего подобного! Белый медведь ловко лазает по торосам,
легко ходит по снегу, хорошо чувствует себя он и в воде – глубоко ныряет, при
этом уши и нос у него плотно закрываются, глаза, наоборот, широко открыты. Как
недавно было установлено, белый медведь, в отличие от сухопутных животных,
одинаково хорошо видит и в воздухе, и под водой. Он прекрасно плавает – моряки
и полярники видели в открытом море плывущих белых медведей в десятках
километров от какой-либо тверди. На берег белый медведь вообще без надобности
выходит очень редко, предпочитая все время проводить во льдах. Жизнь его
настолько прочно связана с морем, что даже научное название этого зверя –
«медведь морской».
Кажется,
все у этого зверя приспособлено к морской жизни, точнее, к полуводному образу
жизни: обтекаемое туловище, высоко посаженные на узкой голове глаза, длинная
шея и широкие лапы, служащие отличными веслами. Как медведь плавает и ныряет,
мы уже говорили. Но и бегает белый медведь совсем не плохо. Правда, бегать он
может только зимой – летом медведю жарко: даже при короткой пробежке у него
резко поднимается температура. И дело не только в толстой, теплой шубе, хотя и
она играет не последнюю роль в теплообмене. Но ведь если вспомнить других
медведeй, и у них шкура не намного хуже. У белого медведя, кроме шубы, очень
большую роль играет ее «подкладка» – подкожный жир, который и греет медведя, и
помогает ему переносить бескормицу, если такая случается. Особенно важен
подкожный жир для медведицы, становящейся матерью. Самцы и не собирающиеся
рожать медведицы (рожает медведица раз в три года), даже если охота окажется
неудачной, какую-то еду все-таки себе найдут: подберут падаль, поймают птицу
или песца.
А
если и поголодают какое-то время – тоже не беда. Иное дело медведица-мамаша:
она ведь отвечает не только за себя, но и за продолжение рода. Поэтому к
деторождению медведица относится очень серьезно – нагуливает жир, который
поможет ей перенести многомесячную голодовку, во время которой медведица еще и
кормит детишек.
Ухо – орган слуха, а также наружная часть в
форме раковины.
–
Объясните значение крылатых выражений.
Пропустить
мимо ушей
– оставить без внимания.
Не
видать как своих ушей – никогда не получится.
Слышал
одним ухом
– не полностью.
Руки – верхняя конечность человека от плеча до
кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев.
Груша – фруктовое дерево со сладкими плодами в
форме округлого конуса, а также плод этого дерева.
Гусь – дикая и домашняя водоплавающая птица с
длинной шеей.
Как
с гуся вода
– ничуть не действует на кого-нибудь.
Гусиная
кожа
– кожа, покрывшаяся мелкими пупырышками.
Музыкальная физкультминутка
Танец
маленьких утят.( в фортепианном исполнении)
V.
Задание на развитие внимания.
Игра «Сочиним сказку».
Жили-были
утка и курица, в кличках которых был звук [у]. (Утя и Пеструшка.) Они
были очень общительные и часто приглашали к себе разных птиц, особенно тех, у
которых в названии тоже был звук [у]. Ответы детей (Голуби, петухи, удод,
гуси.)
Однажды
Утя и Пеструшка отправились на рыбалку и взяли с собой... ……Отгадайте, что
они взяли с собой?
На леске –
навеска:
Остренький
крючок,
На крючке
– жучок. (удочка)
Правильно,
удочку. Стали ловить они на червячка рыбку. Попалась им рыбка тоже с буквой у.
(Окунь.)
Пошли
они домой, а навстречу им ползет старушка, на спине – избушка. Кто это,
догадались? (Улитка.) Утя и Пеструшка ее спрашивают: «Куда это ты,
бабушка?». А она им: «Я за вами шла, хотела посмотреть, как вы будете рыбку
удить, да, видно, опоздала, посижу, отдохну немного». Утя и Пеструшка пошли
домой лесом, и встретилась им ягодка, в которой тоже был звук [у]. (Брусника.)
А рядом гриб красненький с крапинками. (Мухомор.) Потом они увидели:
Это
кто там лентой черной
К
ручейку скользит проворно?
Сквозь
кусты пробрался ловко.
А
на маленькой головке
(Все
об этом знать должны)
Пятна
желтые видны. (Уж.)
Да.
А чуть повыше, на листочках кустарника, кто-то шевелится. Кто это?
Без
рук, без ног,
На
листе сидит,
На
людей гляди:
Где
проползает,
Там
лист объедает. (Гусеница.)
Так
незаметно дошли подружки до своего дома. Приготовили себе из окунька блюдо, в
котором есть звук [у]. (Уху.)
Наелись,
угостили своих друзей и легли отдыхать. Вот так.
-
Какие слова с буквой У вы запомнили из этой сказки?
Французский
композитор К. Сен-Санс подслушал сценку из жизни птичьего двора, записал её
нотами и назвал её сюита «Карнавал животных». Сюита от французского -
последовательность, ряд.
Послушайте
и расскажите кого он изобразил.(слушание)
-
Каких животных вы представили слушая музыку?
VI. Итог
урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Какой звук обозначает буква «у»?
-Задайте
друг другу вопросы по уроку.
VII.
Рефлексия.
-
Кто достиг УСПЕХА на уроке?
Тогда
давайте споём песню про то, как здорово что-то делать не одному, а всем вместе.
Исполнение
песни музыка В. Шаинского слова М. Матусовского
ЗВУК [э], БУКВЫ Э, э
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком
[э] – ртораскрывателем; учить акцентированному произнесению гласных звуков,
зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и
культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и
образно представлять стихотворный текст; воспитывать интерес к чтению.
Уметь
рассказывать о прослушанном произведении; познакомить с творчеством Н.
Римского-Корсокова как переосмысление художественного образа в музыкальном
произведении
Оборудование: шаблоны-элементы печатных букв; сказка Е.
Чарушина «Лисята»; портрет А.С. Пушкина; диск с произведениями
А.С.Пушкина,
фортепиано, аудио- видео средства
Планируемые результаты.
Личностные:
-выражать свои
чувства, переживания в музыкальном произведении в связи с характером музыки
Метапредметные.
Регулятивные:
-понимать позицию
слушателя при восприятии образов музыкальных сказок
Познавательные:
-выявлять
выразительные возможности музыки
Коммуникативные:
-воспринимать
музыкальные произведения и мнения других людей о музыке
Ход урока
I.
Организационный
момент.
II.
Рефлексия.
Перед
вами карточки двух цветов, синий и розовый. Синий цвет знак настроения
пасмурного, а розовый – хорошего. Выберите карточку соответствующую вашему
настроению. (каждый цвет сопровождает музыка соответствующего настроения) Звучит
музыка Чайковский «Сентябрь», «Октябрь»
II.
Сообщение темы урока.
Показ
фрагмента сказки
Осердилась
пуще старуха,
По
щеке ударила мужа:
«Как
ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со
мною, дворянкой столбовою?»
(«Сказка
о рыбаке и рыбке».)
- Фрагмент
какой сказки вы посмотрели?
- Ребята,
как вы думаете, что мог говорить дед, вытаскивая невод с одною травою морскою?
–
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? («Э-Эх!».)
–
Сегодня на уроке будем анализировать слова со звуком [э].
–
Придумайте как можно больше слов со звуком [э]. (Эвкалипт, эскиз, эра, эхо,
экскурсия.)
III.
Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.
–
В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который
просит вас произнести звук [э].
Дети
произносят звук [э].
–
Обратите внимание на форму открытого рта.
–
Обратите внимание на то, что звук [э] при пропевании
ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
Это
можно проверить с помощью листа бумаги, поднесенного ко рту.
–
Сравните произношение звуков [э] и [o].
–
Сравните произношение звуков [э] и [п].
–
Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
-
В сказках много сказочных персонажей и среди них встречаются эльфы.
–
Объясните, что обозначает слово «эльфы»? (Эльф – сказочное существо с
крыльями.)
–
Произнесите слово «эльфы» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их
последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (Э
… ль ...ф ... ы ...)
–
Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного
звука [э].
Учитель
держит указку на кружке, обозначающем изучаемый гласный звук.
–
На каком месте в слове находится звук [э]?
-
Кто пишет сказки?(сказочники, поэты)
-
Сеголня мы поговорим об одном из них.
Аналогичная
работа проводится со схемами и картинками других слов: Эдик, поэт.
Справочный материал для развития речи. (материал для урока
выбирается учителем частично)
Поэт – автор стихотворных, поэтических
произведений.
–
Кто из русских поэтов явился родоначальником современного литературного языка?
–
А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Его отец, Сергей Львович,
принадлежал к старинному дворянскому роду. Страсть к поэзии проявилась у юного
Пушкина еще в раннем детстве. Когда А. С. Пушкину исполнилось 12 лет, его
отдали в Царскосельский лицей, новое учебное заведение. Именно там он
нашел друзей, которым остался верен до конца своей жизни. Уже в годы учебы
стало ясно, что призванием Пушкина станет литература.
–
Какие стихи Пушкина вы могли бы прочитать наизусть?
Учитель
читает отрывки из произведений А. С. Пушкина, учащиеся отгадывают названия.
Море
вздуется бурливо,
Закипит,
поднимет вой,
Хлынет
на берег пустой,
Разольется
в шумном беге…
(«Сказка
о царе Салтане…»)
Русского
композитора Н А. Римского- Корсакова справедливо называют композитором-
сказочником. Сейчас вы услышите отрывок из его произведения « Сказка о царе
Салтане…. Три чуда»
Слушание
музыки .
- Какие три чуда
изображены в музыке композитора?
-Согласны ли вы ,
что каждое из чудес света мы можем не только услышать, но и увидеть в музыке.
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись
глядючи
С
белой зори до ночи;
Не
видать милого друга.
Только
видит: вьется вьюга,
Снег
валится на поля,
Вся
белешенька земля.
(«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Бедненький
бес
Под
кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял
кобылу, два шага шагнул,
На
третьем упал, ножки протянул.
(«Сказка
о попе и о работнике его Балде».)
IV.
Анализ и конструирование печатных букв Э, э.
Учитель
просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Э», «э».
Над
лугами в синеве
Пролетает
буква «Э».
Это
ласточка весной
Возвращается
домой.
–Из
каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее
учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит
сконструировать из них буквы «Э», «э».
Один
из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
V.
Формулирование правила.
Буква
«э» обозначает гласный звук [э].
VI.
Занимательные задания с буквами.
Задание на внимание.
–
Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: елка, юбка,
ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия,
электричество, дети, эра, эхо.
VII. Рефлексия.
-Какое
сейчас у вас настроение ? (карточки синего и розового цвета)
VIII. Итог
урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Какой звук обозначает буква «э»?
–
Назовите сказки А. С. Пушкина.
-С
музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?
ЗВУК [э], БУКВЫ Э, э
Цели: познакомить учащихся с условным
обозначением звука [э] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;
учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях
слов; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой
модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать
умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и
корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Познакомить
с различными видами дуэтов
Планируемые
результаты.
Личностные:
-
развивать творческий потенциал учащихся;
Метапредметные.
Коммуникативные:
-формировать
умение слушать;
Познавательные:
-развивать
творческое воображение
Оборудование: слоговые карточки; рисунки;
шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Ученик
с буквой Э читает стихотворение
Над
лугами в синеве
Пролетает
буква Э.
Это
ласточка весной
Возвращается
домой.
II.
Сообщение темы урока.
Учитель
читает шуточное стихотворение
Я
вчера про эму сочинил поэму,
А
сегодня эму съел мою поэму.
–
Какой звук чаще других произносится в стихотворении? (Звук [э].)
–
Сегодня на уроке продолжим работу со звуком [э].
III.
Знакомство с принятым в русском языке условным обозначением звука [э].
–
Какие знаки необходимы для письменной речи? (Буквы.)
–
Что мы произносим, когда говорим? (Звуки.)
–
Как обозначить на письме звуки? Какие условные обозначения приняты? (Все
звуки обозначаются в квадратных скобках, при этом в скобках необходимо записать
соответствующую звуку строчную букву.)
Учитель
демонстрирует таблицу «Звук [э]».
IV.
Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.
–
Рассмотрите первую картинку в учебнике. Кто здесь нарисован?
–
Как зовут девочку? (Эмма.)
–
С какой буквы надо писать имена людей?
–
Произнесите слово «Эмма» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их
последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (Э
... мм ... а ...)
Учащиеся
произносят слово, акцентируя каждый звук и соотнося их последовательно (с
помощью указки) с соответствующими квадратами схемы.
–
Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного
звука [э].
Учитель
указкой делает упор на этом звуке. Основная часть слова не интонируется.
–
На каком месте в слове находится звук [э]?
Теперь
к схемам подобрать слова: эхо, дуэт.
Справочный материал для развития речи. (материал для урока
выбирается учителем частично)
Эхо – отражение звука от предметов, отзвук.
Дуэт – музыкальное произведение для двух
исполнителей; исполнение такого произведения, а также исполнители его. Дуэты
бывают инструментальные и вокальные, где действующие лица инструменты.
Например: скрипка и рояль, балалайка и баян. Здесь нет главного инструмента,
как будто меняются ролями- сначала мелодию ведёт, потом плавно подхватывает
другой. Они дополняют друг друга, делят партии честно, пополам, а мы сейчас
послушаем песню в исполнении ребят, которая так и называется «Всё мы делим
пополам» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
Лесное
эхо.
.
Петь
дуэтом.
Эстрадный
дуэт.
.
Физкультминутка
Игра в эхо.«Песня о носороге» музыка
Д. Кабалевского
V.
Задания на развитие речи и внимания.
1.
Игра «Кто больше?».
–
Придумайте как можно больше слов со звуком [э] (эвкалипт, экватор, эскиз
и др.).
2. Соотнесите слова со схемами
э эхо
э
этаж
Эдик
э
поэт
эскимо
экран
Эмма
3.
Игра «Доскажи словечко».
На
большие расстояния
Мчится
он без опоздания;
Пишется
в конце два С,
Называется
... (экспресс).
|
На
лучинке, в бумажке,
В
шоколадной рубашке,
В
руки просится само.
Что
же это? ... (Эскимо.)
|
К
дальним селам, городам
Кто
идет по проводам?
Светлое
величество.
Это
… (электричество).
|
Угукало,
агакало,
Аукало
и плакало,
И
рассыпалось смехом,
А
называлось... (эхом).
|
.4.
Работа
в парах «составление буквы». Составить из предложенных элементов букву Э
VI.
Итог урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Назовите слова со звуком [э].
-Как
называется на музыкальном языке разговор двух героев?
-Какие
виды музыкальных дуэтов вы узнали?
-
Балалайка, гармошка, фортепиано- это дуэт?
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.