Инфоурок География КонспектыЧто такое миф? Мифы Древнего Алтая. Миф о происхождении Тенгри. 8 касс

Что такое миф? Мифы Древнего Алтая. Миф о происхождении Тенгри. 8 касс

Скачать материал

Тема: Что такое миф? Мифы Древнего Алтая. Миф о происхождении Тенгри.       Дата: _______

Цель: Выяснить, что такое миф, рассмотреть мифы Древнего Алтая,  миф о происхождении Тенгри;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения мифов;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания о том, что такое миф, о мифах Древнего Алтая и мифе о происхождении Тенгри.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: изучение нового материала/традиционный

Место в системе уроков: урок №1, с. 3-9

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия: миф, Древний Алтай, Тенгри.

 Ход урока

1.      Орг. момент

2.      Подготовка к восприятию

3.      Изучение нового материала

Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Преобладание мифологического сознания относится главным образом к архаической (первобытной) эпохе и связывается, прежде всего, с её культурной жизнью, в системе смысловой организации которой миф играл определяющую, доминирующую роль. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако зачастую конкретное время события не имеет значения и важна только отправная точка для начала повествования.

Как отмечал А. А. Потебня, "язык есть главное и первообразное орудие мифологии", её нельзя мыслить вне слова, а потому она принадлежит словесности и поэзии. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути литературе и исторически предвосхитила многие её возможности и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника сведений о прошлом, составляя большую часть известных исторических трудов античности, например Геродота и Тита Ливия.

Мифы - это древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей.

Миф и история

О реальных событиях и о героях минувших эпох повествует история. А миф рассказывает о событиях доисторического времени (о сотворении мира, о первопредметах и перводействиях, об эпохе первопредков). События мифического времени для древнего человека приобретают значение примера и образца для подражания.

Человек издревле был мифотворцем. Археологи обнаружили в неандертальских захоронениях орудия труда, оружие и кости жертвенных животных — свидетельства веры в мир иной, незримый, но схожий с земным. Быть может, неандертальцы слагали сказки о том, как живется теперь их покойному собрату. Но в любом случае несомненно, что они задумывались о смерти так, как не задумывается о ней ни одно животное. Животные видят, как умирают им подобные, но, насколько нам известно, не пытаются осмыслить смерть. Неандертальские же захоронения указывают на то, что, осознав свою смертность, древнейшие люди выработали и систему представлений, позволявшую с ней примириться. Неандертальцы, хоронившие умерших с такой заботой, по всей вероятности, полагали, что реальность не ограничивается зримым, материальным миром. Таким образом, человека с незапамятных времен отличала способность порождать идеи, выходящие за пределы его повседневного опыта.

Мы — существа, устремленные на поиски смысла. Собаки не предаются мучительным раздумьям о своем предназначении, не беспокоятся о положении собак во всем мире и не пытаются взглянуть на свою жизнь с иной точки зрения. Человек же, задаваясь подобными вопросами, склонен впадать в отчаяние, столкнувшись с их неразрешимостью. Поэтому испокон веков мы сочиняли сюжеты, позволявшие человеку вписать свою жизнь в рамки более обширного целого, обнаружить некую структуру, лежащую в основе бытия, и почувствовать, что, вопреки всем удручающим свидетельствам обратного, жизнь вовсе не лишена смысла и ценности.

Еще одна характерная особенность человеческого сознания — способность порождать идеи и испытывать состояния, не поддающиеся рациональному объяснению. Мы обладаем воображением — способностью размышлять о предметах, не находящихся в пределах непосредственной досягаемости и даже вовсе не существовавших до того, как они возникли в нашем уме. Именно благодаря воображению возникли религия и мифология. В наши дни мифологическое мышление зачастую осуждается и сбрасывается со счетов как иррациональное и пригодное лишь для потакания человеческим слабостям. Но не следует забывать, что без воображения ученые не смогли бы постигать новые истины и изобретать новые технологии, благодаря которым вся наша деятельность стала неизмеримо более продуктивной. Воображение ученых сделало возможным полеты в космос и прогулки по Луне — свершения, некогда мыслимые лишь в области мифа. Мифология и наука сообща расширяют и помогают реализовать потенциал человека. И, как мы увидим, мифология наряду с наукой и технологией вовсе не призывает к уходу от мира, а, напротив, делает нашу жизнь в этом мире более полной и насыщенной.

На примере неандертальских захоронений нам открываются пять важных принципов, характеризующих мифологию.

Во–первых, в основе мифа почти всегда лежат опыт столкновения со смертью и страх исчезновения.

Во–вторых, кости жертвенных животных свидетельствуют о том, что погребение сопровождалось жертвоприношением. Мифология, как правило, связана с ритуалом. Многие мифы не имеют смысла вне породившего его священнодействия, и в профанной обстановке он непостижим.

В–третьих, ритуал, связанный с неандертальским мифом, совершался над могилой, у порога человеческой жизни. Самые глубокие и значимые мифы повествуют о предельных состояниях, вынуждая нас выйти за границы обыденного опыта. Каждому из нас в том или ином смысле порой приходится идти туда, где мы еще никогда не бывали, и делать то, чего мы еще не делали. Миф повествует о неведомом, о том, для чего мы поначалу не можем подобрать слов. Таким образом, миф позволяет заглянуть в средоточие великого безмолвия.

В–четвертых, миф — это не самодостаточное повествование. Он показывает нам, как следует себя вести. Неандертальцы нередко придавали телам умерших позу зародыша — как знак подготовки к перерождению; но следующий шаг усопшему предстояло сделать самостоятельно. Правильно интерпретированная мифология вводит нас в правильное духовное или психологическое состояние, обеспечивающее в дальнейшем правильное действие — в этом мире или в мире ином.

И наконец, все мифологии провозглашают существование иного мира, соседствующего с нашим и в каком–то смысле его поддерживающего. Вера в эту незримую, но более могущественную реальность, иногда именуемую миром богов, — основная идея всякой мифологии. Ее называли «вечной философией», поскольку на нее опирались мифология, ритуальная жизнь и социальная организация всех сообществ до зарождения современной науки, а в большинстве сообществ с традиционным укладом — и в наши дни. Согласно этой вечной философии, у всего происходящего в мире дольнем, у всего, что мы здесь видим и слышим, есть свое соответствие в Божественном, горнем мире, и оно ярче, сильнее и долговечнее своего земного аналога. Вся земная реальность — лишь бледная тень, несовершенное подобие своего архетипа, изначального образца. И только участием в Божественной жизни смертный, слабый человек может реализовать свой потенциал. Мифы придавали ясный облик и четкую форму той реальности, которую люди ощущали интуитивно. Мифы повествовали о том, как живут боги, — и не ради праздного любопытства или развлечения, но для того, чтобы люди могли подражать этим могущественным существам и познавать Божественное на собственном опыте.

Для современной культуры, основанной на научных представлениях, характерно весьма упрощенное понятие о Божественном. В Древнем мире боги редко мыслились как некие сверхъестественные и почти обезличенные существа, ведущие совершенно обособленную метафизическую жизнь. Мифология относилась не к области теологии в современном понимании этого слова, а к области человеческого опыта. Люди верили, что боги, сами люди, животные и природа неразрывно связаны друг с другом, подчинены одним и тем же законам и состоят из одной и той же Божественной субстанции. Изначально мир богов не был отделен от мира людей онтологической пропастью. Говоря о Божественном, люди обычно подразумевали некие земные явления. Боги были неотделимы от бури, моря, реки или мощных человеческих эмоций — любви, ярости, сексуальной страсти — на мгновение словно бы переносящих человека на иной план существования и позволяющих взглянуть на мир новыми глазами.

Таким образом, мифология призвана поддерживать нас в затруднительных ситуациях. В древности она помогала людям найти свое место в мире и свой истинный путь. Всем нам хочется знать, откуда мы пришли, но поскольку истоки человеческого рода теряются во мгле доисторических времен, люди слагали мифы о своих праотцах, — мифы, не имеющие отношения к исторической действительности, но помогавшие объяснить особенности их окружения и принятые в обществе обычаи. Точно так же всем нам хочется знать, куда мы идем, — и точно так же мы слагаем мифы о загробной жизни (хотя, как мы увидим, далеко не каждая мифология обещала человеку бессмертие души). И, наконец, всем нам хочется найти объяснение тем особым мгновениям в нашей жизни, когда нам удается подняться над обыденностью. Мы чувствуем, что человек и материальный мир таят в себе нечто большее, чем можно увидеть глазами, — и это чувство находит выражение в «вечной философии».

В наши дни само слово «миф» зачастую служит синонимом обычной неправды. Политик, обвиненный в каких–нибудь махинациях, заявит, что все это «миф», подразумевая, что на самом деле ничего этого не было. Когда мы слышим о богах, расхаживающих по земле, о мертвецах, встающих из могил, или о водах морских, чудесным образом расступающихся, дабы пропустить избранный народ к свободе, мы попросту отмахиваемся от всех этих «баек»: ведь они совершенно невероятны и откровенно противоречат всему, что мы считаем реально возможным. С XVIII века у нас сложился научный подход к истории, и теперь нас интересует главным образом только то, что происходило на самом деле. Но до наступления современной эпохи, людей, писавших о прошлом, прежде всего, интересовали не события как таковые, а то, что эти события означают. Миф представлял собой событие, в каком–то смысле произошедшее однажды, но при этом повторяющееся постоянно. Привычный нам строго хронологический подход к истории не позволяет подобрать слово для описания подобного явления. Но мифология — это особая форма искусства, устремленная за пределы истории ко вневременному ядру человеческого бытия, помогающая вырваться из хаотичного потока случайных событий и уловить отблеск самой сути реальности.

Опыт трансценденции знаком человеку с древнейших времен. Все мы стремимся испытать мгновения экстаза, затрагивающего в нас некие глубинные струны и позволяющего хоть ненадолго возвыситься над самими собой. В такие моменты мы переживаем все происходящее намного сильнее, чем обычно. Мы включаемся на полную мощность, проявляем свою человеческую природу во всей полноте. Одним из самых традиционных путей к экстазу прежде была религия; теперь же люди, не находящие экстатических переживаний в церквах, синагогах и мечетях, ищут их где угодно — в живописи, музыке, поэзии, танцах, наркотиках, сексе, спорте… Мифология, подобно музыке и поэзии, призвана пробуждать в человеке состояние экстаза — даже перед лицом отчаяния, охватывающего нас при мысли о смерти. И если миф на это не способен, значит, он отжил свое и утратил всякую ценность.

Таким образом, не следует считать миф всего лишь низшей формой мышления, которую в век разума можно отбросить за ненадобностью. Мифология — это вовсе не примитивный прообраз истории, а описанные в мифах события нисколько не притязают на роль объективных фактов действительности. Подобно роману, опере или балету, миф — это игра, но игра особая: она преображает наш раздробленный, трагичный мир и помогает выявить новые возможности, задаваясь вопросом «а что, если?..» — тем самым вопросом, которому мы обязаны важнейшими философскими, научными и научно–техническими открытиями. Такую же духовную игру, возможно, вели неандертальцы, готовившие своего умершего собрата к новой жизни: «А что, если кроме этого мира существует еще что–то? И как это может повлиять на нашу жизнь — духовную, бытовую, общественную? Возможно, мы бы изменились? Стали бы совершеннее? И если бы мы действительно изменились, разве это не означало бы, что наш миф в каком–то смысле правдив, что в нем заключена некая важная для нас истина, хотя мы и не можем доказать этого рационально?»

Человек — единственное живое существо, сохраняющее способность к игре на всю жизнь[2]. Животные (за исключением живущих в неволе, в искусственных условиях) теряют присущую детенышам игривость, как только сталкиваются с суровой действительностью в дикой природе. Люди же и во взрослом возрасте продолжают играть различными возможностями и, подобно детям, творить воображаемые миры. В области искусства, свободного от ограничений рассудка и логики, мы создаем и сочетаем новые формы, обогащающие нашу жизнь, сообщающие нам нечто важное и в основе своей «истинное». А в области мифологии мы схожим образом выдвигаем гипотезу, воплощаем ее средствами ритуала, действуем в соответствии с нею и осмысляем ее влияние на нашу жизнь — и так нам приоткрывается еще одна из тайн мучительной головоломки жизни.

Итак, миф правдив, потому что эффективен, а не потому, что дает нам какую–то информацию о фактах действительности. Если же он не помогает нам глубже проникнуть в тайны жизни, то он бесполезен. Истинно ценный миф — это миф работающий, то есть внушающий нам новые мысли и чувства, дарующий надежду и побуждающий жить более полной жизнью.

Мифология может преобразить нас лишь при условии, что мы будем следовать ее указаниям. Миф — это, по существу, наставник: он объясняет нам, что мы должны делать, чтобы обогатить свою жизнь. Если мы не применяем его к своей жизненной ситуации и не воплощаем его в собственной жизни, миф остается таким же непонятным и чуждым, как правила незнакомой настольной игры, которые зачастую кажутся скучными и запутанными, пока не начнешь играть.

Никогда еще человек не оказывался так далек от мифа, как в наши дни. Но в старину мифология играла исключительно важную роль. Она не только помогала людям находить смысл жизни, но и раскрывала сферы сознания, не достижимые иными путями. Мифология — это ранняя форма психологии. Предания о богах и героях, спускавшихся в подземный мир, проходивших лабиринты и сражавшихся с чудовищами, выявляли тайны подсознания, показывая людям, как справляться со своими внутренними кризисами. Начиная прокладывать маршрут современного странствия в мире души, Фрейд и Юнг в попытках объяснить свои открытия интуитивно обратились к мифологии и дали новую интерпретацию старым мифам.

В этом нет ничего нового. Всегда существовали разные версии одних и тех же мифов, не сводимые к какой–либо одной, ортодоксальной. Чтобы по–прежнему доносить до нас заключенную в нем вневременную истину, миф должен приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Этот краткий обзор истории мифологии покажет, что всякий раз, когда человечество совершало скачок в своем развитии, в соответствии с новыми условиями преображалась и мифология. Но человеческая природа во многом остается неизменной, и многие мифы, порожденные культурами, не имеющими ничего общего с современной, по–прежнему взывают к самым глубинным нашим страхам и желаниям.

 

- А сейчас я предлагаю вам заполнить следующую таблицу:

 

Название

Основная характеристика

Миф это…

 

Мифы Древнего Алтая…

 

Миф о происхождении Тенгри…

 

 

 

- После того, как класс заполнит данную таблицу, начинается ее обсуждение. В случае того, если класс не успевает ее заполнить, то ученики дома должны будут дозаполнять таблицу, а на следующем уроке учитель ее проверит выборочно.

4.      Систематизация и закрепление

a.       Что такое миф?

b.      Что вы знаете о мифах Древнего Алтая?

c.       Что вы знаете из мифа о просихождении Тенгри?

5.      Домашнее задание

·         с. 3-9 читать, пересказывать

·         составить 3-4 вопроса творческого характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Происхождение божеств. От-Ана. Сыновья Тенгри.                                      Дата: _______

Цель: Рассмотреть исторический процесс происхождение божеств, познакомиться с божествами От-Ана и сыновьями Тенгри;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об историческом процессе происхождение божеств, божествах От-Ана и сыновьях Тенгри.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №2, с. 10-13

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия: Тенгри, От-Ана, Кайсар, Чингиз, Ер-Сайын.

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (проверка письменного домашнего задания + устный пересказ)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

Тенгри  — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения. Другое его название — «Кок Тенгри / Көк Тәңірі» (Небесный Бог).

Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:

«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь ( название неба или Небес по-китайски) Тенгри.

  - Слово «Тенгри», написанноеорхонским письмом

 

В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш.

Описывая свое путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:

А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «[клянусь] богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тенгри» на языке тюрок — «бог»[5]

Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда ал-Кашгари, Тенгри был известен как создатель растений и громовержец. Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир (хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах (Кыргызстан).

Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба».

Имя бога, по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество».

Происхождение связывается также с шумерским клинописным знаком DINGIR («Небо»), с китайским термином Тянь, в значении «Небо».

 

- А сейчас читаем с.10-13 (5-7 минут). ОБСУЖДЕНИЕ

 

5. Систематизация и закрепление

a.       Как произошли божества?

b.      Что вы знаете о богине От-Ана?

c.       Как звали сыновей бога Тенгри?

Домашнее задание

·         с. 10-13 читать, пересказывать

·         составить 3-4 вопроса творческого характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Деление Вселенной на миры. Жер-Су. Белый и Черный боги путей. Тенгри Улкен и Эрклик. Происхождение демона Эрклика и богатыря Мангдышире. Душа.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть деление Вселенной на миры, познакомиться с Жер-Су, Белым и Черным богами путей, Тенгри Улкен и Эрклик, рассмотреть происхождение демона Эрклика и богатыря Мангдышире, и понять что такое душа;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания о делении Вселенной на миры, Жер-Су, Белом и Черном богах путей, Тенгри Улкен и Эрклик, происхождении демона Эрклика и богатыря Мангдышире, о том, что такое душа.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №2, с. 14-20

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия: Жер-Су, Белый и Черный боги путей, Тенгри Улкен, Эрклик, Мангдышир.

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (устный пересказ)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

Деление Вселенной на миры.

Кроме нашего мира, в котором днем сияет Солнце – Кун, а ночью светит Луна – Ай, кроме нашего солнечно-лунного мира во вселенной имеется 99 миров. Каждый из миров имеет свое Солнце и Луну, свое Небо и Землю. Под землей находится Ад.

Наша вселенная делится на Верхний, Средний и Нижний миры.

Верхний мир называется Кан (Курбустан, Тенгере). Земля здесь Алтын Теленгей – Золотая Земля. Управляет им Мангызын-матмас по велению самого Тенгри Улкена. Ад Верхнего мира называется Мангыс-точири-там. Главный управитель его – Патпан-Кара.

            Средний мир называется Эзрен Тенгере. Им управляет Бильгейн-кере-атту-Тяран-Мызык-кай – Всемогущий. Земля среднего мира – Алтун шарка. Ад, ей принадлежащий, - Тепкен-кара-там. Управитель его – Патпан-каракчи (разбойник, губитель).

            Мир, в котором живем мы, люди – самый меньший и самый низкий. Называется он Кара-Тенгере (Черное небо). Главный управитель в нем – Майторе. Небо нашего мира имеет 33 слоя, один выше другого. Принадлежащий нашей Земле ад называется Таптан-кара-таш. Управляет им Керей-хан, то есть Лютый.

 

Жер-Су.

В самом центре Земли стоит мировая гора Сумер (или Хан Тенгри). Это древнетюркский Олимп. На ней живут боги и души наших предков.

На вершине горы Сумер есть молочное озеро. Центр горы есть средоточие Земли и Неба. Из него растет огромный тополь Байтерек с золотыми ветвями и широкими листьями. Верхушка Байтерека находится в Верхнем мире, где обитает Тенгри Улкен.

На горе Сумер живет дух – Жер-Су (Йер-Су) – дух земли и воды. Он главный из духов.

На востоке от молочного (белого) озера расположено озеро с красной водой, но его невозможно увидеть обыкновенным зрением. В этом озере обитает Кер Балык – хозяин морских животных. Внутри него находятся души-зародыши. По мере необходимости Кер Балык передает души-зародыши духу Жер-су, который, в свою очередь, перепоручает их Жайыку, посреднику между людьми и духами.

Жайык – дух-небожитель. Но чаще он живет на земле среди людей. Тенгри Улкен послал его охранять человека от напастей. Жайык – посредник между человеком и Тенгри Улкеном, поскольку людям нельзя видеть Улкена и других богов воочию. Жайык отдает души-зародыши От-Ана (Матери-Огню), после чего рождаются люди и жвиотные.

 

Белый и Черный боги путей.

            На небе живут 2 брата, 2 бога: Алажол Тенгри и Карадол Тенгри – Белый и Черный боги путей, божества дороги. Это очень важные для кочевников боги. Алажол Тенгри – сын рассвета, светлого дня. Каражол Тенгри – сын ночи. Алажол выезжает утром. Он разгоняет тьму, дает людям свет, жизннную силу, продлевает жизнь. Каражол следует за своим братом. Он движестя только ночью, исправляет огрехи, допущенные днем, исцеляет больных, наказывает ленивых и лживых. Боги выполняют распоряжения Тенгри, передают людям его волю и приказы.

 

Тенгри Улкен и Эрклик.

            Два начала управляют миром: доброе – Тенгри Улкен (Большой бог), и еговечный враг – Эрклик (божество зла, демон). Обоим им подчиняется множество духов. Тенгри Улкену подчиняются читсые духи – ару немее. Эрклику подчиняются нечистые духи – кара немее.

            Тенгри Улкен очень добрый и милостливый бог. Он не способен сделать что-нибудь неприятное для человека.

            Демон Эрклик – вечный враг Тенгри Улкена. Он не может не злодействовать, лишь откладывает свои козни против человека на некоторое  время, а потом начинает их снова. Все зло на Земле – от Эрклика.

 

Происхождение демона Эрклика и богатыря Мангдышире.

            Когда на Земле еще не было людей, то есть они еще не были созданы, Тенгри Улкен (Большой бог) усмотрел на море массу земли, плавающую, как льдина, и к ней приросший кусок глины, похожий на очертания человека. Тенгри Улкен отрезал этот кусок глины от плавающей массы, как отрезают материю, и сказал: «Что это такое бездушное? Пусть это будет разумным существом!»

И стала глина неким разумным существом…

Тенгри Улкен назвал эту первую сотворенную им разумную тварь Эрклик, что значит «мужественный, смелый».

Остальная масса, поскольку к ней прикоснулись руки и дыхание бога Тенгри Улкена, сделалась великой рыбой. Тенгри Улкен назвал ее пель – рыба таймень.

Демон Эрклик, проснувшись разумным, осмотрелся вокруг, отвскал Тенгри Улкена и стал его верным другом и младшим братом. Но через некоторое время великая зависть обуяла его, он стал равнять себя с богом Улкеном и даже в мыслях своих возвышаться над ним. Он стал высокомерно думать: «Если бы я был бог, я создал бы тварей лучше, чем Тенгри Улкен!» И демок Эрклик все больше и больше завидовал Тенгри Улкену за то, чтот тот был первым и все создавал на свете. И, наконец, сделался противником и врагом Тенгри Улкену и всем сотворенным богом тварям.

Увидев, что Эрклик хочет враждовать с ним (а это было недопустимо), Тенгри Улкен сотворил себе другого друга, богатыря Мангдышире (Вечная Власть, Вечная сила, Вечный престол), чтобы он всегда был с ним, проитвоборствовал и сражался с демоном Эркликом.

Чтобы сотворить богатыря Мангдышире, Тенгри Улкен извлек из камня сок и из него сделал металл (смесь чугуна с серебром) и изваял скульптуру богатыря Мангдышире. Так что стал он крепче камня. В эту глыбу он вдохнул душу, и богатрыь ожил. Не было на Земле существа более могучего, чем богатырь Мангдышире (Вечная власть и Вечная сила).

 

Душа

            Человек состоит из тела и души. При жизни душа человека наделена 4 свойствами, необходимыми для существования. Свойства эти: кут, юла, тын и сур. Кут – это зародыш, а также жизненная сила, поддерживающая жизнь человека. На девятом небесном слое у Тенгри Улкена и его сыновей растет священная береза, а ветвях которой, словно лист, висит кут – жизненная сила человека. Когда наступает время кому-либо родиться, по воле Тенгри кут падает со священной березы и попадает через дымоход в дом. При этом Тенгри определяет будущую судьбу человека. Творцом человеческого кута является – Умай. Кут человека через От-Ану воплощается в утробе матери и принимает вид красного червячка. Этот зародыш и в дальнейшем переходит по естественному развитию в обычный плод человека. Вместе с кутом на землю опускается и Умай, которая охраяет его даже во чреве матери. При родах она помогает ребенку явиться на свет, вступает в борьбу со злым духом, посланцем Эрклика, который препятствует рождению и тянет ребенка к себе.

            Тенгри Умай не только охраняет ребенка, но и ухаживает за ним, моет личико, прочищает ресницы. Она развлекает, воспитывает его, разговаривает с ним по-своему. Они хорошо понимают друг друга. Тенгри Умай находится около ребенка и опекает его, пока он не начнет ходить, бегать и, главное, понимать речь, легко говорить, то есть до 5-6 лет. Затем общение ребенка с Умай прекращается, и он растет самостоятельно.

            Кут животных – их зародыш и жизненная сила, поддерживающая дельнейшее существование.

Кут растений тоже понимается как зародыш.

Юла – это тот же кут, но вышедший из тела человека, блуждающий и не могущий попасть обратно. По выходу из тела юла живет в пространстве, на свободе. В это время человек, которому она принадлежит, страдает болезненной спячкой: где сидит, там и спит. Во время своего странствия юла может попасть к злым духам, и тогда они могут съесть ее. Человек в таких случаях долго и тяело болеет, а потом умирает.

Тын – духовное свойство, способность дышать. Оно присуще человеку, скоту, зверям, птицам, траве и деревьям. Этой способности лишены камни. В растительном мире тын понимается, как способность расти. Жизнь растения бессмертна и беспрерывна, потому что корень остается в земле, и растение вечно можно поддерживать свое бытие. Не следует без надобности рубить деревья и рвать траву, чтобы не причинить им боль.

Сур – есть образ человека, его облик. Например, сурет в переводе с казахского языка – рисунок, картина, изображение.

Суром наделены также и животные. Отделение сура от человека происходит по воле Умай. Такую свою волю Умай записывает в книгу Теенгри Улкена «Савбыр-битиг». Если сур должен отделиться от человека, тогда запись в книге о нем становится черной. Отделяя сур от человека, Умай тем самым кладет начало концу его земного существования. Сур начинает жить вне человека и является как бы смертной тенью его. Сур может отделить от человека за 7 или 10 лет до его кончины. После смерти человека его сур направляется к тому духу, от которого человек получил кут на свое земное существование.

Суна – душа человека. Душу создал демон Эрклик и наделил ею человека вопреки воле Тенгри Улкена и других богов.

 В момент смерти сунна выходит из тела и до погребения остается в доме умершего. Благодаря присутствию суны (души) покойник продолжает слышать и понимать все, что происходит вокруг него. После погребения суна (душа покойника) некоторое время живте дома, а потом идет на суд к Эрклику.

 

5. Систематизация и закрепление

a)      Как произошло деление Вселенной на миры?

b)     Что вы знаете о Жер Су?

c)      Что нового вы сегодня для себя узнали?

Домашнее задание

·         с. 14-20 читать, пересказывать

·         приготовить дополнительный материал по пройденной теме в виде небольшого рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Как был создан человек. История собаки. Сотворение первой женщины. Как Эрклик хотел забрать к себе души людей.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть, как был создан человек, историю собаки, сотворение первой женщины, как Эрклик хотел забрать к себе души людей;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания о том, как был создан человек, об истории собаки,  сотворении первой женщины, о том, как Эрклик хотел забрать к себе души людей.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №3, с. 21-30

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  Майторе

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (устный пересказ + защита дополнительного материала по пройденной теме в виде небольшого рассказа)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по рядам. Каждый ряд получает свою подтему и раскрывает ее в виде творческого проекта. После чего происходит суммативное взаимооценивание вторческих проектов группами.

 

Как был создан человек

Кроме Эрклика и Мангдышире Тенгри Улкен сотворил множество других существ, чтобы они служили ему, и рассеил их в других мирах.

Тегри Улкен сотвеорил кости человека из камыша, а тело его из глины. Затем он дунул в уши и в нос человека, и стал человек живой и разумный. Когда Тенгри Улкен дунул в уши, в тело человека вместе с божественным дыханием вошла душа. А когда дунул в нос – в голову человека вошел ум – разум.

Так Тенгри Улкен сотворил семь мужей. Потом, не отходы от места творения, Тенгри Улкен обратился к Востоку, где находится Алтын Тау – Золотая Гора (Алатау, Алтай), и создал еще одного мужчину и одно дерево и поставил их на Алтын Тау – Золотую Гору лицом на Запад. Но прежде чем вдохнуть в восьмого человека душу и разум, Тенгри Улкен сказал ему: «Ты знай: все, что я сотворю, хорошее ли, плохое ли, над всем этим ты будешь властелином. Ты будешь распоряжаться, кому умереть от голода, кому от сытости умереть, кому больным быть, кому быть здоровым. Ты все знай!».

v «Я открою тебе сокровенное слово…». Литература Вавилонии и Ассирии. «Художественная литература», М. 1981 г., с.56

Эпизод с сотворением мира вполне можно сравнить с отрывком из очень древней шумеро-вавилонской книги «Сказание об Атрахасисе» 2 тыс. до н.э., в которой сказано: «В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый, Он (Энки) совершил обряд очищения. «Премудрого» бога, что имеет разум, Они (боги) убили в своем собранье. Из его тела на его крови Намесила богиня Нинту глины… Отломила 14 ломтей глины, Семь она положила направо, Семь она положила налево, Кирпич – посредине между ними. Собрались в мудрости и познанье Богини рожденья – семь и семь их, Семь мужей они сотворили, Семь они сотворили женщин…».

 

История собаки. Сотворение первой женщины.

Создав 8 человек и 8 деревьев, Тенгри Улкен удалился по своим делам и в течение семи лет не навещал своих творений. Через 7 лет он посетил их и с удивлением обнаружил, что, как было 8 человек, так и есть: потомства от людей не прибавилось. Только на 8 деревьях выросло по большой новой ветке. Тогда Тенгри Улкен спросил: «Посему это так: деревья множатся, в люди не имеют потомства?» На это 8-й человек, который стоял на Алтын Тау (Золотой Горе), ответил богу так:

- Из чего вырасти? Объясни, как размножаться?

Тенгри Улкен сказал ему:

- При сотворении тебя я же говорил: «Ты знай: все, что я сотворю, хорошее ли, плохое ли, над всем этим ты будешь властелином. Ты будешь распоряжаться, кому умереть от голода, кому от сытости умереть, кому больным быть, кому быть здоровым. Ты все знай!» Теперь ступай к остальным 7, а я за тобой приду через 3 дня.

Когда 8-й человек с горы Алтын Тау пришел к оставшимся 7 людям, он подумал:

- Мне же Тенгри Улкен объяснил: «Ты знай: все, что я сотворю, хорошее ли, плохое ли, над всем этим ты будешь властелином. Ты будешь распоряжаться, кому умереть от голода, кому от сытости умереть, кому больным быть, кому быть здоровым. Ты все знай!» Теперь я знаю, что делать!

            И он начал творить женщину, как Тенгри Улкен сотворил его самого, человека. Из камыша он сделал кости, из глины вылепил тело. Но когда он собрал все это вместе, тело стало разваливаться на части. Тогда 8-й человек с Алтын Тау сорвал траву чудотворную, измял ее в руках и, держа в ладонях, дунул на нее. Из этой травы сделалась змея. Человек взял змею и обвилш ею тело сотверенного им существа, чтобы оно не распадалось. В это время пришла посланная Тенгри Улкеном собака с запиской в зубах. 8-й человек, взяв записку, прочитал: «Пусть твое имя будет Майторе. Ты над всеми властвуй».

            На третий день Тенгри Улкен пошел навестить человека с Алтын тау, названного именем Майторе, а тот в знак внимания к богу поспешил к нему на встречу. Майторе поручил собаке охранять бездушное свое творение.

            Злой демон Эрклик только и ждал этой оплошности. Он пришел к неоконченному творению, дунул ему в нос из железной трубы на 7 ладах и в оба уха дунул, играя на этом железном инструменте с 9-ю язычками, и вложил, таким образом, душу и ум в тело человека женского пола. Но человек этот, поскольку в него  вдохнул жизнь и разум демон зла Эрклик, оказался не таким, как должно быть: душа у него оказалась злобная, как у змеи, и всегда на 7 ладов, ум на 9 разноголосых языков. И ко всему – тело было смрадное.

            Майторе, не зная этого происшествия, встретил Тенгри Улкена и скзал: «Ты мне говорил, знай: все, что я сотворю, хорошее ле, плохое ли, над всем этим ты будешь властелином. Обнадежанный этим, я сотворил человека-женщину. Но души в ней еще нет. Я пришел спросить у тебя, продолжать мне творить или нет?»

            Тенгри Улкен, предчувствуя недоброе, ответил: «Иди скорее, беги назад!»

            Майторе быстро возвратился и, видя своего человека уже оживленным, сказал своему сторожу – собаке: «Собака ты и есть собака! Зачем ты допустила Эрклика? Как он смог тебя обмануть?»

            Собака на это отвечала:

- Эрклик пообещл мне: «Я дам тебе шубу, которая не будет летом ссыхаться от воды, зимрою от стужи не будет мерзнуть, дам тебе обувь с подковами, которая никогда не износится, дам вкусную пищу, при которой ты не умрешь с голоду и, насыщаясь, не будешь жирной».

            Майторе сказал на эту глупую собачью речь:

- Шуба, которую обещал тебе Эрклик, - это шерсть, вырастет на шкуре твоей; обувь с подковами – это будут когти на лапах твоих; вкусная твоя пища, которой ты будешь, рада от голода, - это будет всякая худая пища.

 (приложение)

 

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая группа готовит по 3 вопроса своей подтемы для других групп и пооыереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 21-30 читать, пересказывать

·         составить 5 тестовых вопросов (каждой группе по своей подтеме)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Первый человек, его жена, и как был проклят змей. Человек после изгнания из Золотых чертогов. Явление смерти.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть историю первого человека, его жены, и как был проклят змей; рассмотреть, что было с человеком после изгнания из Золотых чертогов; рассмотреть, как появилось явление смерти;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об истории первого человека, его жены, и как был проклят змей; о том, что было с человеком после изгнания из Золотых чертогов; о том, как появилось явление смерти.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №4, с. 31-35

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  Алтын Тау, Ер-Таргын-Намы, Ургашиагаш, Арун-Сюдун, жаргы

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (устный пересказ + защита дополнительного материала по пройденной теме в виде небольшого рассказа)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по рядам. Каждый ряд получает свою подтему и раскрывает ее в виде кластера, который потом они отражают на интерактивной доске. После чего происходит суммативное взаимооценивание творческих проектов группами.

(текст приложение)

 

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая группа готовит по 3 вопроса по своей подтеме для других групп и поочереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 31-35 читать, пересказывать

·         составить презентацию 3-5 слайдов (каждой группе по своей подтеме)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: 18 адов Эрлика. Миф о волшебном камне яда-тас. Отделение девушек от родных семей. Тяран Мызыкай и Жалмаус. Происхождение разноцветных камней и насекомых. Предсказание Тярана Мызыкая. Дельбеген.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть 18 адов Эрклика; миф о волшебном камне яда-тас; отделение девушек от родных семей; личности Тяран Мызыкай и Жалмаус; происхождение разноцветных камней и насекомых; познакомиться с предсказанием Тярана Мызыкая; рассмотреть личность Дельбеген;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об 18 адах Эрлика; мифе о волшебном камне яда-тас; отделении девушек от родных семей; личностях Тяран Мызыкай и Жалмаус; происхождении разноцветных камней и насекомых; предсказании Тярана Мызыкая; личности Дельбеген.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №5, с. 36-46

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  тас, Тяран Мызыкай, Жалмаус, Дельбеген

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (устный пересказ + защита презентаций)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по парам. Каждая пара получает свою подтему и раскрывает ее в виде схемы, которую потом они отражают на интерактивной доске. После чего происходит суммативное взаимооценивание творческих проектов группами.

(текст приложение)

 

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая группа готовит по 3 вопроса по своей подтеме для других групп и поочереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 31-35 читать, пересказывать

·         составить презентацию 3-5 слайдов (каждой группе по своей подтеме)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Низвержение Эрклика и слуг его. Коварство Эрклика. Подвиги Кайсара. Подвиги Ирена-Сайына.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть низвержение Эрклика и слуг его; коварство Эрклика, подвиги Кайсара, подвиги Ирена-Сайына;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания о низвержении Эрклика и слуг его, коварстве Эрклика,подвигах Кайсара и подвигах Ирена-Сайына.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №6, с. 47-57

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  Кайсар, Ирен-Сайын

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (защита презентаций)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по парам. Каждая пара получает свою подтему и раскрывает ее в виде схемы, которую потом они отражают на интерактивной доске. После чего происходит суммативное взаимооценивание творческих проектов группами.

(текст приложение)

 

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая группа готовит по 3 вопроса по своей подтеме для других групп и поочереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 47-57 читать, пересказывать

·         составить по5 тестовых вопросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Освобождение 18 адов. О всемирном потопе.  Праведник хан Жайык. Миф о всемирном потопе.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть освобождение 18 адов; всемирный потоп;  праведник хан Жайык; миф о всемирном потопе;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об освобождении 18 адов; всемирном потопе;  праведнике хане Жайыке; миф о всемирном потопе.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №7, с. 58-69

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  Жайык

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (решение тестов, приготовленных ученика)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по парам. Каждая пара получает свою подтему и раскрывает ее в виде схемы, которую потом они отражают на интерактивной доске. После чего происходит суммативное взаимооценивание творческих проектов группами.

(текст приложение)

 

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая группа готовит по 3 вопроса по своей подтеме для других групп и поочереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 58-69 читать, пересказывать

·         составить по5 тестовых вопросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Происхождение шаманизма. Праведник Жайык-нама и его старший сын. Надулуша. Смешение языков.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть историю происхождения шаманизма; праведника Жайык-нама и его старшего сына;  Надулуша; смешения языков;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об истории происхождения шаманизма; праведнике Жайык-нама и его старшем сыне;  Надулуше; смешении языков.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №8, с. 70-76

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  Надулуша, Со, Ки-гу, Шу-си, Баси-чу Си-ши, Тюркю, булыга

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з

  • Расскажите об освобождении 18 адов?
  • Что вы знаете о всемирном потопе?
  • Кто такой праведник хан Жайык?

 

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по вариантам. Каждый вариант получает свою подтему и раскрывает ее в виде схемы, которую потом он рассказывает другому варианту. Время для работ по вариантам – 10 минут. На защиту по 2 минуты. После чего происходит суммативное взаимооценивание творческих проектов группами.

(текст приложение)

 

1 вариант – с.70-71

2 варинат – с.72-76

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая пара (одна парта) готовит по 3 вопроса по новой теме для других групп и поочереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 70-76  читать, пересказывать

·         составить по5 тестовых вопросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Тенгри Тедыгеч.                                      

Дата: _______

Цель: Рассмотреть историю о Тенгере-Тедыгечи – книге и громовержце;

Формировать умение прослеживать ход исторического процесса; анализа и сравнения божеств;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об истории Тенгере-Тедыгечи – книге и громовержце.

Уметь: анализировать и сравнивать новый материал, делать выводы, умозаключения.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок №9, с. 76-91

Оборудование: тетрадь, книга

Понятия:  Тенгере-Тедыгечи

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з

  • обмен тестам и, которые приготовили ребята дома. Формативное взаимооценивание.

 

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

- Работа проходит по вариантам. Каждый вариант получает свою подтему и раскрывает ее в виде схемы, которую потом он рассказывает другому варианту. Время для работ по вариантам – 10 минут. На защиту по 2 минуты. После чего происходит суммативное взаимооценивание творческих проектов группами.

(текст приложение)

 

1 вариант – с.76-81

2 варинат – с.82-85

3 варинт – с.85-88

4 вариант – с.89-90

5 вариант – с.91-92

 

 

5. Систематизация и закрепление

Каждая пара (одна парта) готовит по 3 вопроса по новой теме для других групп и поочереди их задают. После чего происходит формативное взаимооценивание с комментариями.

 

6. Домашнее задание

·         с. 76-91  читать, пересказывать

·         составить по 10 тестовых вопросов

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Что такое миф? Мифы Древнего Алтая. Миф о происхождении Тенгри. 8 касс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

О реальных событиях и о героях минувших эпох повествует история. А миф рассказывает о событиях доисторического времени (о сотворении мира, о первопредметах и перводействиях, об эпохе первопредков). События мифического времени для древнего человека приобретают значение примера и образца для подражания.

Человек издревле был мифотворцем. Археологи обнаружили в неандертальских захоронениях орудия труда, оружие и кости жертвенных животных — свидетельства веры в мир иной, незримый, но схожий с земным. Быть может, неандертальцы слагали сказки о том, как живется теперь их покойному собрату. Но в любом случае несомненно, что они задумывались о смерти так, как не задумывается о ней ни одно животное

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 254 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа ОУД Иностранный язык. Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 580
  • 3
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ. технический профиль
  • Учебник: «Учебник английского языка для технических университетов и ВУЗов », И.В.Орловская, Л.С. Самсонова, А.И. Скубриева
  • Тема: Revision of Lessons 1-3
  • 02.10.2020
  • 462
  • 4
«Учебник английского языка для технических университетов и ВУЗов », И.В.Орловская, Л.С. Самсонова, А.И. Скубриева
КТП Иностранный язык Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 350
  • 8
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1159
    • DOCX 298 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Грудупс Ксения Яновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Грудупс Ксения Яновна
    Грудупс Ксения Яновна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 27
    • Всего просмотров: 186106
    • Всего материалов: 50

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 761 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек