Инфоурок Другое Другие методич. материалыЧто мы знаем и не знаем о соли

Что мы знаем и не знаем о соли

Скачать материал

Попова С.В. ученица 7 «А» класса СШ №8

г. Кокшетау Акмолинской области

Научный руководитель: Нургалиева С.Р.,

учитель химии,

 специалист II квалификационной

 категории

 

 

Что мы знаем и не знаем о соли

 

Среди всех солей самая главная та,

 которую мы называем просто солью.

А.Е.Ферсман

Меня очень заинтересовала очень простая на вид поваренная соль, но оказалось, что о ней можно узнать много интересного и познавательного. Работая над проектом «что мы знаем и не знаем о соли», я поняла, что эти бесцветные твердые кристаллы, хорошо растворимые в воде, которые употребляют в пищу в малых количествах, играют огромную роль в жизнедеятельности живых организмов (как животных, так и человека).

Солью в химии называют вещество, получившееся в результате реакции между кислотой и основанием. Когда химически активный, склонный к внезапным самовозгораниям металл натрий соединяется со смертельно ядовитым газом хлором, получается поваренная соль, хлорид натрия NaCl — самый важный для человека минерал – галит, представитель единственного в мире семейства съедобных минералов. [1]

Поваренная соль – это, наверное, самая распространенная приправа в мире, которая есть практически в каждом доме. Вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет.

Тогда ведь еще не было посуды для приготовления пищи, все растительные продукты люди вымачивали в воде и подпекали на тлеющих углях, а мясо, насаженное на палки, обжаривали в пламени костра. Возможно, однажды, за неимением пресной воды, мясо либо корни и листья растений были замочены в соленой морской или озерной воде, и еда оказалась вкуснее обычной. Может быть, добытое впрок мясо, чтобы защитить его от хищных птиц и насекомых, люди прятали в морскую воду, а потом обнаружили, что оно приобрело приятный вкус. Наблюдательные охотники первобытных племен могли заметить, что животные любят лизать солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие кое-где из-под земли, и попробовали добавлять соль в пищу. Могли быть и другие случаи первого знакомства людей с этим удивительным веществом. [3]

Соль в старину называли властительницей жизни и смерти. Хлеб и соль — благословение и его сохранение — часто оказываются связаны. Поэтому соль у казахов не сыплется понапрасну. Ибо без соли ни одно блюдо не имеет вкуса. «Суть еды - в ее соли», - считают казахи. Рассыпанная соль - повод к переживанию: рассыпается достаток, притупляется вкус, уменьшаются запасы продовольствия. Допустивший небрежность обречен до тех пор влачить соленое и горькое существование, пока не растает рассыпанная им соль.

Было интересно узнать, что в теле взрослого человека содержится около 250 граммов соли — таким количеством можно было бы наполнить три или четыре солонки. Но соль, оказывается, постоянно расходуется при различных физиологических процессах, и поэтому возмещать ее потерю — жизненно необходимо. И поэтому человек, живущий в жарком климате (особенно если он занят физическим трудом), нуждается в большем количестве соли, поскольку должен компенсировать ее потерю при потоотделении. Вот почему рабов в Вест-Индии кормили соленой пищей. Но если потоотделение не чрезмерно, то человек, питающийся мясом с кровью, очевидно, получает из него всю необходимую для организма соль.  Если соль не будет поступать в организм достаточно долгое время, человек умрет. Но ни разу за все это время он не почувствует, что ему нужна именно соль. Тем не менее большинство людей предпочитает еду гораздо более соленую, чем это необходимо, и возможно, эта любовь к соли — нам просто нравится соленое— как раз и есть механизм естественной защиты от ее недостатка. В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость. Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 5-7 граммов соли в холодных странах и до 20 граммов в жарких. [4]

Однако в употреблении соли надо соблюдать меру. Известно, что средний европеец ежедневно поглощает с пищей до 15 г соли, в то время как средний японец - около 40 г. Как раз японцы и держат мировое первенство по числу больных гипертонией - болезнью, одна из причин которой состоит в том, что в организме задерживается больше жидкости, чем ему необходимо. Клетки разбухают от ее излишка, сжимают кровеносные сосуды, поэтому повышается кровяное давление, от чего и сердце начинает работать с перегрузкой. Трудно становится и почкам, очищающим организм от избытка натрия. [5]

В организме человека натрий необходим для сокращения мышц, в том числе сердца, перистальтики кишечника и передачи сигналов нервными клетками. Хроническая нехватка соли сопровождается потерей веса и аппетита, вялостью, тошнотой и мышечными судорогами. Изнурительная летняя жара в пустыне приводит к потере организмом соли и может вызвать сосудистый коллапс и смерть.  Именно соли природа доверила поставку в организм йода, необходимого для нормальной работы щитовидной железы. Но при перенасыщении тканей и кровеносных сосудов поваренной солью у нас возникает избыток воды, что приводит перегрузке в деятельности практически всех органов. Опасен также и дефицит поваренной соли: он вызывает обезвоживание организма.

Добавление соли при приготовлении пищи и в готовые блюда необходимо, с натуральными продуктами ее поступает недостаточно. Замечено, что даже животные любят лизать солонцы, т.е. инстинктивно тянутся к соленому. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 100 раз превышающая суточную норму потребления, является смертельной. Летальная доза составляет 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Иными словами, для человека весом 80 кг смертельной дозой является четверть килограммовой пачки.

При некоторых заболеваниях рекомендуется сильно ограничивать соль - при сердечно-сосудистых, воспалительных, при почечной недостаточности. В отдельных случаях врачи назначают бессолевые диеты - в еде присутствует только та соль, что содержится в продуктах, без дополнительного досаливания, причем продукты с высоким содержанием хлорида натрия (сыр, например) исключают. А в самых суровых случаях назначают даже специальный бессолевой хлеб. В таких случаях вкус еде нужно придавать другими специями, теми, которые разрешены врачом: перец, сушеная зелень, уксус, лимонная кислота. При умелом сочетании разрешенных продуктов и при искусной готовке все будет в порядке и со вкусовыми ощущениями, и со здоровьем. [5]

В настоящее время добыча соли ведется различными способами. К основным относятся 4 технологии: получение хлористого натрия в растворах, выпаривание соли на солнце (озерной и морской), подземная добыча каменной соли, производство вываренной соли вакуумным методом. Наиболее высококачественным видом соли является вакуумная, на которую, однако, приходится небольшая по количеству часть производства соли.     Конкретные технологии производства соли в различных странах мира сильно разнятся - от самых примитивных солеварок, базирующихся на ручном труде годовой производительностью в несколько десятков тонн продукта, до крупных полностью автоматизированных производств, рассчитанных на выпуск нескольких миллионов тонн соли ежегодно. Оригинальная технология получения соли используется в Японии, где отсутствуют ее крупные залежи и нет свободных участков земли для выпаривания соли на солнце. В этой стране соль для пищевой промышленности и, особенно, для индивидуального потребления населением получают непосредственно из морской воды на основе ионно-обменной технологии. [6]

Каменная соль -этот вид соли является массовым. Твердые залежи соли находятся во многих регионах мира, они залегают на глубине от нескольких сотен до тысячи метров. Специальные комбайны рубят под землей соль. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения частиц различной величины. Более крупная соль используется в основном в промышленных целях, соль мелкого помола фасуется для розничной торговли и пищевой промышленности.

В Казахстане первые разработки Аральских соляных озер положившие начало формированию Аральского соляного производственного комплекса начались в 1913 году. В 1925 году на базе Жаксыклышских соляных озер создана «Соль-артель», которая стала основой для создания сегодняшнего предприятия. В 1994 году осуществилось приватизация и разгосударствление, образование АО «Аралтуз». В 1996 году начались реабилитационные мероприятия по модернизации оборудования, установке новых линий по упаковке пищевой соли в полиэтиленовые пакеты, соответствующие международным стандартам. В 2002 году без остановки производства на АО «Аралтуз» была успешно внедрена технология по вторичному обогащению соли, что позволило значительно улучшить качество выпускаемой продукции. В Казахстане насчитывается более 48 тысяч озер. Среди них самые большие - Аральское море, Балхаш, Зайсан, Алакол, Тенгиз, Селетенгиз. Почти все озера бессточные. Вода в большинстве озер соленая, причем многие из них самосадочные и служат для добычи соли. К югу количество пресноводных озер уменьшается, а соленых – увеличивается. Большое количество озер находится на Прикаспийской и Туранской низменностях, Западно-Сибирской равнине, в низкогорьях Сарыарки и юго-восточных горных районах. Использование Жаксыклышского соляного месторождения обеспечивает до 80% добычи от всей соли добываемой в Казахстане. [6]

В России есть озере Баскунчак где нет воды в нашем традиционном понимании. Все озеро, это огромный кристалл соли, достигающий в поперечнике 16км. И в глубину до 8км. Практически, вся соль, добываемая в стране - отсюда. Несколько миллионов тонн соли добывается здесь ежегодно. И только на месте выработки образуется небольшой слой рапы - концентрированного соляного раствора, который оставляют нетронутым на 50 лет. За это время все пространство полностью закристаллизовывается. Длинные полосы пересекают всю плоскость озера - это следы выборки соли.[7]

Соль - основное сырье для многих отраслей химической промышленности, в том числе для получения каустической соды, соляной кислоты, металлического натрия, синтетических смол и т.д. Значительное количество соли используется для нужд теплоэнергетики, в частности при химической очистке воды для котлов тепловых станций. Кроме этого хлористый натрий активно используется предприятиями цветной металлургии, нефтегазовой, туковой промышленности, предприятиями по обслуживанию автодорог для борьбы с гололедом и т. д.

А вот почва хлорид натрия не любит. Избыток соли губителен для растительного мира.  Засоленные почвы дают низкий урожай. Увеличивается площадь солончаков. Примером являются земли вокруг Аральского моря, Каспийского моря и озера Балхаш.

Что мы знаем и не знаем о соли?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о влиянии соли на наш организм. Соль – это белое золото, которое необходимо для жизнедеятельности живых организмов.

Ясно одно -  эти бесцветные твердые кристаллы, хорошо растворимые в воде и которые в пищу употребляют в малых количествах, играют огромную роль в жизнедеятельности живых организмов (как животных, так и человека).

 

 

Литература

1.      Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Москва, 1992.

2.      Скурхин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Москва, Высшая школа,1991.

3.      Розен Б. Чудесные добавки. Просвещение,1957.

4.      Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. Феникс, Ростов-на-Дону,2004.

5.      Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. -М.: «ОНИКС 21 век», 2004.

6.      Интернет - ресурсы.

7.      Габриелян О.С. Химия 8 класс. Дрофа,2006.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Что мы знаем и не знаем о соли"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья на тему "Что мы знаем и не знаем о соли" написано ученицей 7 класса. Статью можно взять как основу для написания проекта с учащимися среднего звена. Так как нельзя однозначно ответить на вопрос о влиянии соли на наш организм. Соль – это белое золото, которое необходимо для жизнедеятельности живых организмов. Ясно одно -  эти бесцветные твердые кристаллы, хорошо растворимые в воде и которые в пищу употребляют в малых количествах, играют огромную роль в жизнедеятельности живых организмов (как животных, так и человека).


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 041 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок Личное Финансовое Планирование
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 12.1. Финансы семьи, предприятия, государства
  • 03.10.2020
  • 1957
  • 120
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 637
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Н 0 . Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Н 0
    Н 0
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7165
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов