Читательская конференция по повести Елены Верейской «Три девочки»
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить ребят с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда через произведение Елены Верейской «Три девочки».
привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Ход урока:
Вызов.
- Начинаем нашу читательскую конференцию по повести Елены Верейской «Три девочки». Посвящается дню снятия блокады Ленинграда.
- Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»
- Не один раз эти слова встречаются в повести. Кому принадлежат эти слова? Как вы понимаете смысл этих слов? Вот мы с вами сегодня выясним, что делали, как жили, о чем думали герои нашего произведения, чтобы окружающим было тепло и весело.
- Наша конференция состоит из двух частей. В первой части будут работать две группы по содержанию повести. Вторая часть посвящается блокаде.
- У нас будут работать две группы. Если на вопрос группы не могут дать ответ помогает зал. 1 задание для групп:
- С чего начинается повесть «Три девочки»?
- Сколько комнат было в коммунальной квартире ?А сколько семей жило в квартире?
- У кого из героев было 2 комнаты?
- Составьте кластер жителей коммунальной квартиры. Попробуйте вспомнить имена героев повести.
- Итак, вспомнили всех героев коммунальной квартиры. Осмысление.
2 задание: в тексте встречаются всякие странные слова. Вытягиваете карточку, читаете слово и объясняете значение данного слова.
Классная, разговорка, сумерничали, Вихрашка, украинский «узвар», соленая католюандо, «Медный всадник», буржуйка, жених, удостоверение члена отрада по бытовому обслуживанию трудящихся.
3 задание: вопросы
- Я говорю о людях, которые вокруг вас. Не обязательно о больных, но и о здоровых, о больших и маленьких, хороших и плохих, – вот о тех самых людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с вами. Понимаете? Кто говорит и по какому поводу?
– Случается, – улыбнулась Софья Михайловна. – С каждым человеком так бывает, что вдруг какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся. Кто говорит и по какому поводу? Какой совет дает мама Наташе? ( меньше думай о себе)
Поздно вечером, лежа в постели, Наташа долго думала, – как же быть с папой? Как дать ему понять, что с Катей теперь все хорошо?.. Но дать понять так, чтоб ничего-ничего не рассказывать о том, что произошло…что же произошло?
Приведите примеры героических поступков наших героев произведения. Что же они делали, чтобы людям, которые находятся рядом, было тепло и весело?
- Вопросы для зрителей
Чем занимались наши герои до войны и во время войны?
Леонтий Федорович – юрист, ушел на войну
Софья Михайловна – дома помогала мужу, в госпитале
Яков Иванович – на заводе слесарь
Анна Николаевна – медсестра
Чем занимались во время войны девочки?
Какой закон помогал нашим героям на протяжении всей повести?
Выступления детей (чтение наизусть письма Наташи)
"…Папа! Помнишь, в прошлом году ты говорил мне, что я – счастливая, что дожила до двенадцати лет и ни разу не видела ни одной смерти. Ой, папа, сколько я ее вижу теперь! Я не могу забыть одного ребеночка, который погиб на пожаре. И на улице часто видишь, как человек падает и умирает.
Да, папа, трудно нам, очень-очень трудно. Очень голодно, – ведь подвоза продуктов нет. Нет света, нет воды. Получаем 125 граммов хлеба в сутки на человека. Тотик в садик не ходит, очень ослабел. Мы приносим ему из садика его паёк – немножко супу и каши без масла. Но это так мало!
По вечерам на улицах совсем темно, все окна завешены. А после десяти часов выходить запрещено. Мама купила нам всем большие плоские значки, вроде брошек. Они покрыты каким-то составом, который светится в темноте. Теперь все ленинградцы носят такие значки, чтобы в темноте не натыкаться друг на друга.
Но только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай: мы выдержим! Все выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим проклятым фашистам.
Знаешь, вчера вечером мы шли через Неву – я, Люся и доктор. Остановились на мосту, оглядываемся – в какую сторону ни посмотрим, всюду зарево: одно – ближе, другое дальше, и все время слышим пушечные выстрелы. А доктор и говорит: «Вот, девочки, запомните на всю жизнь, как мы своими глазами видели это огненное кольцо вокруг своего города!»
Конечно, мы все запомним. Разве возможно это забыть?! Ну, вот видишь, – я хотела написать все по порядку, а не получилось. Ну ничего, ты только знай: выдержим!
До свиданья, папа! До счастливого свиданья после победы! Я знаю, мой папа вернется героем!..
Целую тебя крепко-крепко.
- Чье письмо прочитали? Кому оно написано?
- Дошло оно до адресата? Почему?
Звучит мелодия песни «От герое былых времен»
Ведущий 1: дню снятия блокады Ленинграда посвящается:
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года началась 900 дневная блокада Ленинграда.
Ведущий 1: фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, та и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Ведущий 2: но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами.
Ведущий 1: а женщины рыли окопы вокруг города.
Ведущий 2: началась эвакуация мирных жителей.
Учитель: каким образом удалось эвакуировать девочек? Почему девочки согласились на эвакуацию?
Ведущий 1: фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Ведущий 2: город Ленинград называют музеем под открытым небом.
Учитель: как вы думаете почему? Как сохранили многие памятники, вспомните из произведения?
Ведущий 1: многие памятники решили обложить мешками с песком и обнести толстыми досками, как памятник Петру 1.
Ведущий 2: самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
Учитель: вспомните какими продуктами питались жители коммунальной квартиры? (технический желатин)
Ведущий 1: снабжать город приходилось довольно сложным путем. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Часто лед трескался и машины тонули.
Учитель: вспомните, что вы запомнили из повести о дороге жизни? Как здесь закон взаимовыручки работает?
Ведущий 2:вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125г. сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба есть было нечего.
Ведущий 1: многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прями на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
Учитель: скажите, кто из героев повести умер, что с ним случилось?
Ведущий 2: за водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.
Учитель: вспомните, как девочки ходили за водой?
Ведущий 1: отцы и братья ушли на фронт. Подростки тоже не сидели дома.
Учитель: чем же занимались наши девочки, и их родные?
Ведущий 2: всю зиму не работала канализация, нечистоты скопились на улицах города, но в мороз это не страшно. А вот с приходом весны снег начнет таять, оживут микробы и инфекции погубят людей. Фашисты и здесь просчитались.
Ведущий 1: уставшие, голодные, измученные люди нашли в себе силы. Они взяли лопаты и очистили город!
Ведущий2: посмотрите на эту фотографию. Какая чистота в городе!
Ведущий 2: 18 января 1943 года была прорвана блокада. И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.
Ведущий 1: а через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
Учитель: вспомните последние сточки повести. Клятву?
Поклянемся все наши силы отдать нашему народу, нашей Родине!
- вернемся к тем словам, с которых начали нашу конференцию.
Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»
- Можно ли сказать, что смысл повести заключается в этих словах? Почему?
Чтение стихотворения «Помните»
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цель:
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | |
Просмотров | 794 |
Номер материала | 46219 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: