Учитель русского языка и литературы.
Рахматулина Р.М. г. Семипалатинск.
Человек
и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Цели: Обучение
навыкам анализа фрагментов текста и анализа эпизодов.
Повторение: роль
пейзажа в литературном произведении, композиция произведения: экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Словарная работа:
Пейзаж, ягдташ – охотничья сумка.
Ход урока:
I.
Назовите ваши ассоциации со словом ПРИРОДА.
( В виде кластера учитель записывает на доске).
|
Земля
|
Флора
|
Фауна
|
|
Вода
|
|
природа
|
|
Образец для вечного подражания
|
|
Небо
|
Источник
для вдохновения и объект для соперничества.
|
Человек
|
|
II. - Когда
писатель или поэт изображают в своих произведениях природу, какие 3 цели они
преследуют?
/ Представить картины из жизни природы;
предать те чувства, которые она в нем пробуждает; рассказать о тех мыслях,
которые тревожат его разум./
- Как
воспринимает человек природу?
/ Всеми органами чувств. Видит – возникают
зрительные образы.
Слышит – возникают звукообразы.
Чувствует запахи – образы-запахи.
Пробует на вкус, трогает руками –
осязательные образы./
-Читая
художественное произведение, мы знаем, как выглядит закат и звезды, розы или
репей, как пахнет полынь. И мы вслед за писателем испытываем удивление и
восхищение перед совершенством и гармонией природного мира. Задача сегодняшнего
нашего урока – увидеть, как изображает И.С.Тургенев в своем произведении
природу, и какое место в ней занимает человек, а также рассмотреть композицию
рассказа « Бежин луг».
- Вспомните,
ребята, что такое композиция произведения?
/Композиция – это построение./
- С чего
начинается рассказ И.С.Тургенева « Бежин луг»?
/ С изображения дневного пейзажа
прекрасного июльского дня/.
- Что такое
пейзаж?
/ описание природы в художественном тексте
или воссозданная с помощью слов в воображении читателя картина жизни
органической и неорганической природы./
III. Задание в группах. Проследите, как
описывает автор июльский день. Выпишите из текста описания:
1 группа: Небо.
2 группа. Солнце
3 группа. Облака.
4 группа Цвет
небосклона и другие цвета.
5 группа. Запахи.
Зачитайте их.
- Какую функцию здесь играет пейзаж?
/ Собственно эстетическая функция. Экспозиция
рассказа./
Следующая композиционная часть – завязка. Мы с
вами знакомимся с автором, появляется образ объективного рассказчика.
IV. Задание по
группам.
Проследите за блужданиями охотника и
заполните таблицу.
1 группа.
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
Быстрыми шагами я прошел я длинную площадь
кустов, взобрался на холм, и вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым
леском направо и низенькой белой церковью в отдалении увидал совершенно
другие, мне неизвестные места.
|
Узкая долина; частый осинник, возвышающийся
крутой стеной.
|
|
Остановился в недоумении, меня тотчас
охватила неприятная…
|
«Эге!- подумал я-…
|
2 группа.
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
Я добрался, наконец, до угла леса, но там не
было никакой дороги…
|
Некошеные, низкие кусты;….
|
|
|
« Что за притча?..
Да где же это я?
|
3 группа
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
Что я было принял за рощу, оказалось темным
и круглым бугром… Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда
нужно идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине…
|
|
|
|
|
4 группа.
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
До сих пор я все еще не терял надежды
сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что
заблудился совершенно и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места,
почти совсем потонувшие во мгле, пошел себя прямо, по звездам- наудалую!..
|
|
|
|
|
5 группа составляет
диаграмму Вена: ночной и второй ночной пейзаж: что общего и что различного в
этих двух описаниях.
Зачитывания ответов 1 – 4 группы.
V. Слово учителя:
- Природа в «Бежином луге» враждебна человеку,
она пугает, настораживает и даже грозит смертью. Это ночной рассказ, и все, что
происходит этой ночью – блуждания охотника, разговоры крестьянских детей,
размышления и переживания рассказчика, поведение животных, состояние живой и
неживой природы – на всем лежит отпечаток другого времени, которое не просто продолжает
дневную часть жизни, но изменяет её, разворачивает в плоскость иного
фантастического бытия.
А далее происходит кульминация рассказа : встреча
рассказчика с мальчиками, которые рассказывают былички, прерывающиеся портретными
характеристиками мальчиков и тремя перерывами в рассказах деревенских детей.
Затем вновь описание ночного пейзажа.
Зачитывает ответ 5 группа.
- Какую функцию несет второй ночной пейзаж?
/ Переход в утренний пейзаж, сон автора,
собственно-эстетическая функция – сопоставление состояния автора с состоянием
природы./
Ночь в рассказ Тургенева – время
преображений. Если днем солнце, стоящее высоко в небе, олицетворяет
первозданную и непреходящую реальность и истинность живой жизни, то теперь
ясность и свет уступают место тьме и тайне: « Темное чистое небо торжественно и
необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием».
Описание восходящего солнца обрамляет «
рассказ». Солнце – символ животворящей жизни, света и тепла – создает
светящийся контур ночных событий и переживаний.
Далее уход автора и эпилог. – Доказательство
«реальности происходящего».
VI.Проверка домашнего задания : Творческая работа «Что бы вы рассказали мальчикам, если были бы с ними
в «ночном».
/ Учащиеся читают самостоятельно составленные
дома рассказы./
VII. Домашнее задание. Подготовить по плану характеристики мальчиков:
- Портрет.
- История, рассказанная мальчиком.
- Как ведет себя герой, когда истории
рассказывают другие.
- Отношение автора к мальчику.
- Социальное положение.
Приложение. Задания по группам
1 группа.
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
Быстрыми шагами я прошел я длинную площадь
кустов, взобрался на холм, и вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым
леском направо и низенькой белой церковью в отдалении увидал совершенно
другие, мне неизвестные места.
|
Узкая долина; частый осинник. Возвышающийся
крутой стеной.
|
|
Остановился в недоумении, меня тотчас
охватила неприятная…
|
«Эге!- подумал я-…
|
2 группа.
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
Я добрался, наконец, до угла леса, но там не
было никакой дороги…
|
Некошеные, низкие кусты;….
|
|
|
« Что за притча?..
Да где же это я?
|
3 группа
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
Что я было принял за рощу, оказалось темным
и круглым бугром… Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда
нужно идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине…
|
|
|
|
|
4 группа.
Элементы пейзажа
|
Птицы, животные
|
Ощущения охотника
|
Реплики охотника.
|
До сих пор я все еще Гн терял надежды
сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что
заблудился совершенно и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места,
почти совсем потонувшие во мгле, пошел себя прямо, по звездам- наудалую!..
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.