Инфоурок Другое Другие методич. материалыЧАВАШ ЧЕЛХИНЧИ «ПИЛЕШ» САМАХ ПЕЛТЕРЕШЕ»

ЧАВАШ ЧЕЛХИНЧИ «ПИЛЕШ» САМАХ ПЕЛТЕРЕШЕ»

Скачать материал

Актуальность темы

Рябина обыкновенная синонимы: терпкие ягоды, кровяные ягоды, птицелов. Чувашское название ПИЛЕШ. Рябина очень характерна для ландшафта республик среднего Поволжья. С древних времен она является одним из любимых деревьев жителей края и давно используется как лекарственное, магическое и декоративное растение. Всего рябины насчитывается около ста видов. Но наиболее распространенной является обыкновенная рябина (Sorbus aucuparia), в изобилии растущая в лесах.          Рябина - дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы. Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы. Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру.

            Р. обыкновенная, пилеш - дерево высотой до 15 м. В Чувашии растёт повсеместно - по лесным опушкам, редколесью и в населён, пунктах. Листья перистосложные, длиной до 20 см. Цветки белые, собраны в соцветия. Плоды - шаровидные яблочки, созревают в сентябре, после первых морозов теряют горечь и становятся пригодными для употребления в свежем виде и изготовления пищевых изделий. Морозостойкое и засухоустойчивое растение, хорошо переносит промышлен. загрязнения атмосферы. Имеет множество садовых форм и гибридов, различающихся формой кроны, окраской и вкусом плодов: Р. русская, или н е в е - женская отличается от Р. обыкновенной большими листьями и сизоватостью на нижней части.

В Чувашии растёт в д. Турмыши Янтиков. р-на, пос. Зелёный Алатыр. р-на и Чебоксарах. Р плакучая - дерево с тонкими длинными поникшими ветвями, встречается в зелёных насаждениях в Чебоксарах. Р. промежуточная, или шведская - дерево до 15 м высотой. Листья в отличие от Р. обыкновенной простые, перистолопастные, серебристые. Обладает высокой зимостойкостью. Хорошо переносит уплотнение почвы, город, загрязнение и загазованность. Декоратив. растение, высажено в питомнике «Зеленстроя» (Чебоксары) и Ботанич. саду. В Ботанич. саду также растут и перспективные для распространения Р. гибридная Р. Глоговина или берека, Р. ольхолистная), Р. Сибирская .(1)       

Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. В России растет по всей части. К почве не требовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются начиная с 8—10 лет ежегодно. Красновато-оранжевые кисти его плодов служат украшением осенних лесов и садов, а в начале зимы собирают стайки птиц,

 

2

охочих до ягод, ставших сладкими после первых морозов. Традиционно ягоды рябины

употребляют в пищу в свежем или сушеном виде, используют при приготовлении различных блюд и для консервирования. Люди издревле знали об его прекрасных целебных свойствах, которые теперь подтверждены и наукой. Ягоды рябины содержат 8-12% сахаров, широкий спектр витаминов и микроэлементов, органические кислоты, незначительное количество белка, дубильные вещества, эфирные масла.

(2)

            Магические свойства рябины издревле считалось, что рябина обладает сильными магическими свойствами. Как ритуальное растение она использовалась еще древними славянами, скандинавами, народами Азии (предки чуваш как раз выходцы из Азии). У чувашей  в магии в первую очередь используется возможность рябины предохранять от чужих чар, отводить порчу, защищать от сглаза. Даже в наши дни девочки и девушки в деревнях осенью делают бусы из ягод рябины, не задумываясь, что раньше подобные бусы были важным ритуальным оберегом. (Яльчикский район с. Лащ-Таяба Михеева М. Н.1923 г.р.). Такие бусы носили целый год, до появления новых спелых ягод. Рябина считается женским деревом. Именно женщин она в первую очередь берет под свою защиту. Ее листья и кусочки ветки используют для предотвращения порчи колдуна. Идя на свадьбу, северные чувашки ее листья закалывают в свои волосы и к своему головному убору, так как на свадьбе возможность наведения порчи имеет большую вероятность. Тот, кто постоянно носит с собой кусочек дерева рябины, на того не распространяется никакой заговор колдуна. Это является также эффективным средством и от сглаза.

У чувашей их семейно-родовые духи-покровители – ирихи, часто воплощались в разных предметах, тоже называемых ирихами. Чаще всего это были рябиновые ветки или само рябиновое дерево. Такое дерево росло во дворе у одной чувашской семьи. Выдавая дочерей замуж, отец рода давал каждой по рябиновой веточке с почитавшегося дерева. Так культ довольно широко распространился предметом для них.

Рябине – пилеш чуваши придавали сберегательное, охранительное значение, верили в ее особое свойство отгонять злых духов. Из рябины изготовляли оберегающие амулеты-крестики, которые вешали на животных, детей, закладывали между бревен при строительстве дома. Прутики, веточки рябины втыкали в банные веники, ставили у входа в избу, использовали при проведении обрядов (очищения, выгона скота, прекращения затмения и т. п.). Листьями рябины покрывали голову, опасаясь порчи, сглаза.

            Существовало поверье, что бог Тура нашёл убежище от своих врагов на Р. По завершении обряда общественного жертвоприношения учук мальчики и подростки срезали рябиновые прутья, которыми били стены построек, якобы изгоняя оттуда злых духов. В обряде серен с той же целью обходили избы со свежесрезанными прутьями Рябины., хлестали домашних, одежду, постройки, инвентарь, скотину. Рябина защищает от оборотней, привидений и от злых духов. Есть обычай прикреплять ветви этого дерева к

3

домам и воротам домов. В день летнего праздника Ёим\к (Троица) на все ворота, двери,

окна ставили ветки рябины, чтобы «предохранить от проникновения злых духов в дом, жилище». Листья и ветки Рябины использовались как предохраняющие от порчи элементы, листья закалывали в волосы и прикрепляли к голов, убору невесты. Рябиновый крест носили в качестве оберега от злых духов (лешего, упыря и пр.) и порчи (сглаза). Для «освобождения» Луны из пасти духа в у пар к небу бросали расщеплён, вилообразную ветку Р.

Полагали, что обильный урожай плодов Р. предшествует трудному для детей году.

 Плоды рябины традиционно входили в состав приворотных зелий. У рябины искали помощи при бесплодии, женских болезнях. Разрешалось срезать крупные ветви рябин только для изготовления посохов для священнослужителей и странников, отправлявшихся в дальний путь. А мелкие ветви с цветами или плодами для украшения жилищ и проведения ритуальных действий. Часто рябины высаживали вокруг святилищ и капищ. Считалось, что это богоугодное растение, способствующее общению с высшими силами и предсказаниям. Эта красавица на самом деле дерево-воин, способная дать весьма жесткий отпор влиянию зла. По некоторым поверьям, она - дальний прародич первого священного дерева добра на Земле, которое засохло с приходом на нашу планету сил зла. Множество древних преданий рассказывает, что рябина - это плод истинной любви.    Мы считаем что тема актуальна, так как знание истории слова дает возможность более глубже понять фольклор чувашского народа и образы, созданные современными поэтами.

Рябина в народном хозяйстве

            Древесина этого дерева ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов: в старину изготавливая шăпăр, сĕрме купăс использовали какраз древесину рябины.. Из молодых ветвей получают чёрную краску(в старину для вышивания или чтобы соткать разноцветные ткани красили нитки) Молодыми ветками и побегами кормили скот, а сырыми ягодами — скот и птицу. Хорошее медоносное растение. А сегодня, в городах, вдоль дорог дерево разводится как декоративное. Очень красива культурная плакучая рябина со свисающими до земли ветвями. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах — и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи. А сечку из листьев используют для хранения овощей и фруктов. Еще давно подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Для того чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, люди бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах. Ягоды рябины используют в пищевой, кондитерской и ликероводочной промышленности. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Она входит в меню россиян с давних времен. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом,

4

испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты.

            К жерди из гибкого и прочного молодого ствола Рябины подвешивали зыбку и как оберег ребенка.

            Из-за почитания, рябину стали сажать возле дома, в огородах, вдоль дорог. Кроме того, ягоды рябины имели пищевое значение. В зимнее время чуваши, например, дорогих гостей угощали свежими ягодами рябины.

В чувашском фольклоре рябину связывают с тяжелой судьбой и трудной жизнью. Во время праздника Çимĕк чуваши украшают ворота и дома ветками деревьев, в основном рябины. Рябине издавна приписывалась волшебную силу, и она считалась символом счастья и мира в семье. Поэтому сажали около дома это красивое дерево и сочиняли разные песни пословицы, поговорки, песни, сказки и загадки.

(3)

С древних времен чуваши были трудолюбивым народом, поэтому очень не любили ленивых людей, тех, кто долго спит. Обучая к трудолюбию придумывали разные пословиы, поговорки.

Кам ир тăрать – улма çиет, кам кая юлать - пилеш çиет (Кто рано встает, тот яблоки ест, кто опоздает, тот - рябину). Алексеев, 1955. Почему пилеш? Потому что, пилеш горькая ягода, которая не всем по вкусу.

 Когда речь заходила о разных семьях, старожилы часто использовали образы предметов, растений, деревьев, животных встречающихся повсеместно и про которых много знают. Вот например, эта пословица говорит о том, что  одной семье братья схожие: старший словно рябина красивый, но характером не вышел - «кислый», и младший далеко не ушел - красив, но, колючий.

Пиччĕшĕ пилеш пек, шăллĕ шăлан пек (Старший брат словно рябина, а младший брат как шиповник). Месарош, 1912.

И о слухах, что распространялись в округе, неподтвержденные доказательством, говорили:

Питĕрте пилеш каснă, турпасĕ кунта çитнĕ (В Питере рябину рубят, к нам шепки летят).  Тăван Атăл, кн.44, с.142.

Загадка.

Пилеш. Рябина. Юплĕ-юплĕ чĕрĕ йывăç çинче, чĕрĕ аш çакăнса тăрать (На ветвистом дереве висит сырое мясо). Ашм. Словарь,15, 81.

5

 

 

Поговорки

Если у кого всегда что-то не получается про него говорят:

Санăн пĕр, чана, херлĕ пилеше сăхма!(Только галке и осталось есть рябиновые грозди)

Когда нет настроения что-то делать, начать, говорили:

Уйа тухар, пилеш айне ларар,- илемĕ чечекре. (Выйдем в поле, сядем под рябину, которая цветёт.)

Из покон-веков человечество не может обойтись без сна. Сон – это покой, здоровье. А для чувашей -  язычников, для которых мир окружают добрые и злые духи, сон являлся коридором между миром земным и миром потусторонним (миром добрых духов и миром злых духов). И казалось, образы сна передаются какими – то духами, предзнаменовав об  изменениях в судьбе того, кто видел сон. Но были даже люди, которые могли расшифровать эти сны. По их мнению, если человеку присниться рябина или ветка рябины, то это говорило о том, что человеку будет открыта добрая дорога, т. е. все начинания будут благополучны.

Песня

Хавас  -  Пилеш кайăксем

    Пахчара çуркунне, каçхине, каçăхса
    Пилеш çинче юр юрлаççĕ пилеш кайăксем
    Шăплăха сас çурса, таврана янратса
    Мана валли тен юрлаççĕ илемлĕ юрăсем
    
    Хушса юрламалли:
    Пилеш çинче пилеш кайăксем
    Ман чуна сиссе юрлаççĕ-ши вĕсем
    Аякран çула тухнă пуль ачамсем
    Кил енне амăш патне тĕпренчĕксем

    
    Виççĕшĕ, виç енне, виççĕш пек, виç енчен
    Мĕнле аннен чун-чĕрисем кĕтмĕ ачисене
    Вăртăн юхаççĕ куççÿлпех пит çинчен
    Çапла кĕтет кашни килте кашни анне
    
    Хушса юрламалли:
    Пилеш çинче пилеш кайăксем
    Ман чуна сиссе юрлаççĕ-ши вĕсем
    Аякран çула тухнă пуль ачамсем
    Кил енне амăш патне тĕпренчĕксем

    
6

  Пахчара çуркунне каçхине каçăхса

  Ытла тăсса ан юрлăр-ха пилеш кайăксем
    Шăплăха сас çурса, таврана янратса
    Чуна уçса ман кăмăлта илемлĕ юрăсем
    
    Хушса юрламалли:
    Пилеш çинче пилеш кайăксем
    Ман чуна сиссе юрлаççĕ-ши вĕсем
    Аякран çула тухнă пуль ачамсем
    Кил енне амăш патне тĕпренчĕксем
    Аякран çула тухнă пуль ачамсем
    Кил енне амăш патне тĕпренчĕксем
    Аякран çула тухнă пуль ачамсем
    Кил енне амăш патне тĕпренчĕксем

(4)

Праздники
            Рябина – любимое дерево людей и этому замечательному дереву посвящали особенные дни - праздники. День Петра-Павла Рябинника, начали отмечать после принятия христианства  Приходится он на конец сентября, когда созревают яркие ягоды рябины. День Святого Креста или «Рябиновый день». Празднуется3  мая или 13 мая.

Так же в некоторых селах праздновались Рябиновые именины («Пилеш кунĕ»). Эти праздники происходили четыре раза в год: весной, когда праздновали окончание пахоты и раскрытие рябинового листа; летом, когда заканчивалась посевная, и цвела рябина; осенью, когда завершали сбор урожая, и праздновали наступление нового года, тогда же и созревала рябина; и зимой когда готовились к новому сезону. Все эти праздники сопровождались особым колокольным звоном, который в народе назывался – “Рябиновый звон”. Праздновались русскоязычных поселениях как Алатырь, Ядрин.

 

 

 

 

 

 

 

7

Работая над данной темой, рассмотрели словари.

Этимология слова «Пилеш»

(5) ПИЛЕШ – рябина.

Производные формы: пилеш утти название растения (листья как у рябины); пилеш кайăк название небольшой птички (ест рябину, отсюда и название ее); пилеш курăкĕ название растения; пижма; пилеш курăк(к’) хмелек – высокое растение с коричневыми шишками на тонком разветвляющемся стебле (6)

Тюркские соответсвия: алт., тел., леб. пäлä рябина (Радл. Сл. ІV, 1243); тат., башк. миләш рябина, туркм. мелеш рябина.

Финно-угорские формы: удм. палезь / коми пелысь ~ пелидзь ~ пелыш / мар. пызле / морд.  пизёл рябина (7)

В.Г.Егоров удм. и коми слова возводит к чув. пилеш, а М.Рясянен на направление заимствования не указывает.

Лексическое значение слова «Пилеш»

Пилеш сущ. Рябина || прил. рябиновый; хура пилеш чернополодная рябина; пилеш çупкăмĕ гроздь рябины • пилеш кайăкĕ дрозд (птица); пилеш курăкĕ рябинник, пижма (трава).

(8).

Рябина (-ы) ж. пилеш; ягоды рябины пилеш çырли

(9)

 Пилеш сущ. Рябина II прил. Рябиновый; хура пилеш черноплодная рябина; пилеш çупкäмĕ гроздь рябины * пилеш кайăкĕ дрозд (птица); пилеш курăкĕ рябинник, пижма (трава)

(10)

Рябина (-ы) жен. Пилеш; черноплодная рябина хура пилеш; ягоды рябины пилеш çырли

(11)

 

 

 

 

 

8

Рябина(-ы) ж. пилеш; ягоды рябины пилеш çырли

(12)

Дерево – йывăç – tree

(13)

Пилеш сущ. Рябина II  прил. Рябиновый; хура пилеш черноплодная рябина; пилеш çупкăмĕ гроздь рябины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Однокоренные слова

 Пилешлĕх рябинник, заросли рябины

Пилеш сущ. Рябина || прил. рябиновый; хура пилеш чернополодная рябина; пилеш çупкăмĕ гроздь рябины • пилеш кайăкĕ дрозд (птица); пилеш курăкĕ рябинник, пижма (трава).

(14)

 Пилеш-утти, назв. Растения (растет на лугах; листья как у рябины). Тюрл.(с. 210)

 Пилеш-йывăç, назв. дерева (рябина). Ходар. Чăвашсем:пилеш-йывăçран усал хăрать теççĕ. Пилеше вăлсем темрен те мала хураççĕ тен. Ib. Пилеш-йăвăç, çак сивĕ-чире манран уйăр; хăçан та хăçан çав çивĕ чир сан витĕр тухĕ, çавăн чухне тин манна йĕртĕр и пр. (Из наговора против лихорадки, произносимоимого при пролезании сквозь расколутую рябину в лесу). См. сивĕ чир. (с. 210)

Пилеш-вар, назв. Сел., Рябиновый овраг, Б. Чистоп. у. (с. 210)

Пилеш-кайăк, назв. Небольшой птички (ест рябину, отсюда и название ее). Нюш-к. (с. 210)

Пилеш-касси (-ори), назв. дер. б. Курм.у.

Пилеш кур=к= (чит. курык), назв. раст.; пижма, Чертаг. Пилеш кур=к(к,), хмелек, высокое растение с коричневыми шишками на тонком развлетвляющимися стебле.

Пилеш-¸ырми, назв. оврага. Янтик.

Пилеш тепки, кисть рябины. Ядр. Пилеш тепки х\п-х\рл\.

Пилеш т=р=л= кор=к, назв. растения.

Пилеш холи (льи), тоже, что п и л е ш х о л =. Орпаш по¸=нча в=рман хорол\(= хурал\) ¸\рле ¸орет, тет, в=рманта. А¸атса (=аслати ав=тса) ¸омар ¸оват, тет. ¨и¸ем ¸и¸серсен, (=¸иссе йаран) п=хат-хо¸=к йоман т=ринче ар¸ури ларат, тет. – Сутат, ¸утат! – тесе калат, тет хоа; ¸=пати чал=ш т=ршш= (торшшо), тет. Хорол пырса пилеш холипе ¸оот! ¸апат, тет те, ар¸ури ¸=патине праксах тарса, тет.

Пилеш хол=, рябиновый прут. (Приписывается особое свойство против нечистой силы и проч.). Пилеш хол= – т=рринелли, онтагн каран-тат=к\, тата варринчи, каранхи тата ви= тат=к туса, х=ш= потат, акма йорамас х=ш\ йолат, онпа с=наса акмалла ыраш, х=ш= шупа тан т=рат, онпала акмалла.

Пилеш хопăлă чăрăш, назв. Дерева, Сибирская Пихта. Анненк.

Пилеш хуппи, кора рябины.См. Ск. и пред. 98.

10

Пилеш шыв, рябиновая настойка. Янш.-Норв. Пĕр витре шыв çине пилеш хуппи йарсан, çавна пилеш шыв теççĕ.

Пилешелле (-жэ), назв. Игры. Николаев. П и л е ш е л л е. Вылакансем ик ушкăна уйрăлаççĕ, пĕр ушкăнĕ çулăн пĕр йĕнне кайат, тепри – тепĕр йенне. Ёулăн пĕр енне калакан вырăн тăваççĕ. Ёав вырăнта тăракан ушкăнтан кама тытмаллине канашласа хурать. Унтан тытмала ача йатне калаççĕ те, хăвалама тытăнаççĕ. Леш ача çул урлă чупса каçма тăрăшать. Ёул урлă каçиччен тытсан, тытакан ушкăнĕпе пулать, тытаймасан, ĕлĕкхи ушкăнепех. Аланă ушкăне тепĕр йĕнне каçать. Алакан вырăна тепĕр ушкăнĕ килсе пĕр ачана каласа хăварать. Пĕрре каланă чухне иккĕ çынна тытма йуамасть: иккĕ çынна хăваласан та, иккĕше те ĕлекхи  ушкк=н\ патне кайать. Халь тытн= ачана «¸\н\ кай=к» те¸¸\. +на п\р в=й= иртмес\р тытма¸¸\. В=й= х=валама п\р ¸ын йуличченех ¸ак йеркепе пырать.П\р ¸ын йулсан, =на ви¸¸\ хутчен каласа х=влаттара¸¸\. Никама та тытаймасан, ачасем х=лхинчен к=шк=ра¸¸=\.

Пилешке, неизвестное слово в заумной песне. Собр. п\р п\рел\, икк\ икел\, ви¸¸\ ви¸ел\, т=ватт= т=ваткал, пилек пилеш, ултт= улма, ¸ичче ¸имен, сакк=р саман, т=хх=р т=манн, вун= пилешке т=м ка¸ан  

Знаменитые люди

РЯБЙНСКИЙ Константин Сергее­вич (16.10.1855, Чебоксары - 19.10. 1903, слобода Кукарка Вят. губ.) - пе­дагог, надворный советник (1891). С 1868 работал писцом в разных учреж­дениях. В 1871-72 помощник учителя в Чебоксар, приход, училище. В 1872-78 служащий Казан, почтовой конторы. В 1881 окончил Казан, учител. институт и назначен сначала учителем, затем зав. Лаишев. двухклас. город, училища. С 1885 учитель-инспектор Козьмодемьян. трёхклас. город, училища, с 1896 –

Ка­зан. четырёхклас. город, у1 1903 - преподаватель Кукар.; минарии. Открыл в Козьмо, метеорологич. станцию, с 18' пондент Глав, физич. обсерва трудничал с Рус. географии. ( (в 1896 за труды по метеоро удостоен его серебряной мед Общества естествоиспытате сотрудник Общества археолс рии и этнографии при Каза ситете. Для последнего подп копись по истории просвеще народов Казан, края. Опубли тьи по методике преподава графии, краеведению и др., в тории с. Ильинская Пустын Юнгинского монастыря, нар< вания в Козьмодемьян., Ци рин. уездах, в журналах «Г( сельский учитель», «Началь ние», «Волжский вестник», ОАИЭ».

Награждён орденами Свете лава 2-й и 3-й степ., Святой Аи.

11

            Гера́сим Дми́триевич Пилеш (настоящая фамилия Харла́мпьев) (2 февраля 1913, дер. Большие Токташи — 14 ноября1994, Чебоксары) — чувашский писатель, драматург, поэт, скульптор, график. Заслуженный деятель культуры Чувашской республики. Член Союза художников РСФСР (1940 год).

Учился в Большетокташской начальной, Ходорской восьмилетней школах, в рабфаке в Нижнем Новгороде, Московском художественном техникуме. Был призван в армию на срочную службу. Принимал участие в Великой отечественной войне. Г. Харлампьев трудился в Чувашском книжном издательстве, работал директором художественной галереи.                                                                          Пилеш пришел в чувашскую литературу как мастер коротких пьес, детских рассказов. Затем Герасим Дмитриевич написал повести и романы. В чувашских театрах и ныне с радостью ставят пьесы «Кăмăл уçăлсан» («Рождение желания»), «Çурхи кĕвĕсем» (Весенние мотивы), «Юрату вилĕмсĕр» («Любовь бессмертна»). Драму «Любовь бессмертна» показали на сцене Украинского государственного драматического театра в Киеве.                                                                                Герасим Дмитриевич участвовал в художественных выставках, написал очерки о чувашских художниках М. Спиридонове и Н.Сверчкове.                                        Активно сотрудничал с журналом Капкăн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Заключение

      Изучая разную литературу я получила нужные, полезные и интересные сведения обо всем, что касается рябины. Работа помогла мне узнать много нового об этом довольно широко распространенном деревце. Теперь я знаю не только о том, как выглядит рябина, но и о многих ее секретах и полезных свойствах. И мне удалось убедиться, что рябина является действительно любимым деревом в народе, и какую роль она имеет в жизни человека.

"http://rud.exdat.com/docs/index-746923.html"http://rud.exdat.com/docs/index-746923.html

Видимо, даже назвав что -то ее именем, имя тоже повлияет на судьбу кому или чему дали название. Вот, например, в конце декабря фольклорный ансамбль «Пилеш» при Изамбаевском СДК Ядринского сельского поселения (руководитель А. Краснова) принял участие во втором Международном конкурсе-фестивале творческих коллективов «Виват, Искусство» в городе Санкт-Петербург. Члены жюри, куда входили доценты, профессора высших учебных заведений культуры и искусств, академики, заслуженные артисты, деятели культуры и искусств России, дали высокую оценку конкурсной программе (обряд наречения имени новорожденного, игровые песни и старинные танцы чувашей), представленной ансамблем. Он удостоен Диплома и Кубка лауреата 1 степени.  Зрителям очень понравились чувашские костюмы, которые любители фольклора готовят под руководством Зинаиды Владимировны Орловой. Участники ансамбля познакомились с Санкт-Петербургом и его достопримечательностями, посетили музеи, любовались красотой «культурной» столицы России и получили заряд к новым свершениям на поприще фольклорного искусства.

"http://znamya-truda.ru/index.php/cultura/1254-lr--"http://znamya-truda.ru/index.php/cultura/1254-lr--

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Использованная литература:

  1. Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, том 3, - 2009 .(602 стр)(1)
  2. Ваттисен сăмахĕсем, каларăшсем. Сутмалли юмахсем. Чувашские пословицы, поговорки и загадки.- 2-мĕш кăларăм. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2004. – 351 с.(79, 141, 152, 305)(3)
  3. Этимологический словарь чувашского языка (Том 1)(с. 431)(5)
  4. Скворцов М.И., Скворцова А.В.Чувашско-русский и русско-чувашский словарь. – Изд. 4-е, стереотип. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 432 с.
  5. Скворцов М. И. русско- чувашский словарь (для учащихся): Чебоксары: Чуваш. КН. Изд-во, 1992. -191 с.(13)
  6. Русско-чуваско-английский словарь/ Сост. В. Н. шашков, Н. В. Шашков. – Чебоксары: Чуваш. КН. Изд-во, 2006. – 255 с
  7. Скворцов М.И., Скворцова А.В.Чувашско-русский и русско-чувашский словарь. – Изд. 4-е, стереотип. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 432 с.(8, 14)
  8. Н. И. Ашмарин. Словарь.  ІХ,209-211(6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)
  9. Федотов ИСЧЯ II,119-120.(7)

 

 

Интернет ресурсы:

  1. "http://www.chuvashculture.org/?q=ru/node/54"http://www.chuvashculture.org/?q=ru/node/54(2)
  2. http://mp3chuvash.ucoz.ru/publ/teksty_chuvashskikh_pesen/khavas_pilesh_kajaksem_tekst_pesni/3-1-0-113(4)
  3. "http://rud.exdat.com/docs/index-746923.html"http://rud.exdat.com/docs/index-746923.html
  4. http://znamya-truda.ru/index.php/cultura/1254-lr--"http://znamya-truda.ru/index.php/cultura/1254-lr--
  5. http://mp3chuvash.ucoz.ru/publ/teksty_chuvashskikh_pesen/khavas_pilesh_kajaksem_tekst_pesni/3-1-0-113

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Содержание

  1. Введение  -------------------------------------  1 стр.
  2. Актуальность темы ------------------------- 2 стр.
  3. Магические свойства рябины-------------------------  3 стр.
  4. Рябина в народном хозяйстве------------------------  4 стр.
  5. В чувашском фольклоре рябину---------------------  5 стр.
  6. Этимология слова «Пилеш»-------------------------- 8 стр.
  7. Лексическое значение слова «Пилеш»------------- 8 стр.
  8. Однокоренные слова------------------------------------ 10 стр.
  9. Знаменитые люди---------------------------------------- 11 стр.

Заключение------------------------------------------------------- 13 стр.

Использованная литература-------------------------------------  14 стр.

Интернет ресурсы-----------------------------------------------15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ЧАВАШ ЧЕЛХИНЧИ «ПИЛЕШ» САМАХ ПЕЛТЕРЕШЕ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал понадобится при изучении фольклора чувашского края.

С малых лет, каждый человек слышит много сказок, и мы тоже росли прослушав много разнообразных сказок. В основном они все связаны с животными или волшебными предметами. Однажды, бабушка рассказала сказку про волшебное дерево рябину. И нам захотелось тоже сочинить на подобие этой, сказку про рябину в картинках. Для этого пришлось просмотреть много литературы. А оказалось, сколько интересного таит в себе это, на первый взгляд, простое, скромное дерево.

Тему своей работы назвала «Образ рябины в чувашском языке»

(Чăваш чĕлхинчи «Пилеш» сăмах пĕлтерĕшĕ)

 

Чтобы раскрыть тему описали и анализировали собранные материалы, которые 

 

взяты и из чувашской литературы, и из устного народного творчества, и из рассказов

старожилов. А объектом исследования стал образ рябины в чувашском фольклоре. И перед собой поставили такие цели:

- раскрыть значение образа «Пилеш» (Рябины) в чувашской культуре;

И задачи:

- раскрыть этимологическое и лексическое значение слова пилеш;

- описать культ пилеш в обрядах (песни, прибаутки, пословицы, загадки, народные приметы о рябине.

 

Мы считаем, что тема актуальна, так как знание истории слова дает возможность более глубже понять фольклор чувашского народа. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 455 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1096
    • DOCX 122 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ананьева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ананьева Елена Владимировна
    Ананьева Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3492
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции