Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Урок №9 Дата:


Тема: Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Цели и задачи: Повторить основные части речи (существительное, прилагательное, глагол), их грамматические признаки, повторить зания о существительном, прилагательном, глаголе и местоимении; дать понятия о самостоятельных и служебных частях речи; дополнить знания учащихся новыми частями речи – союзом и числительным. Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развивать орфографическую зоркость.

ТСО: таблицы с названием частей речи, словарные слова, задание на доскею

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

  • Қазір қаңдай сабақ?

  • Үй жұмысын тексереік.

Высоко поднялись ( подняться) к небу смолистые стволы ( ствол) сосен. Точно слезинки ( слезы) повисли на сосновых ( сосны) ветках капли смолы ( смолы). Смоляным ( смолы) запахом ( пахнет) пропитан воздух.

  1. Актуализация знаний.

Бүгін нешесі?

Саусақтың кимылы

Минутка чистописания



От топота копыт пыль по полю летит.

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

  1. Постановка темы урока.

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол,

С прилагательным «веселый»

Новый школьный день пришел.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы. Как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!

Встали «мы « - местоименье.

Бьет числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни», и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом у теплой печи

Повторяем части речи!

- О чем шла речь в стихотворении?

- какие части речи здесь упоминались?

- Какие вы еще знаете?

- Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока.

- Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

На доске:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

- Что значит самостоятельные части речи? Служебные?

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые разные признаки.

Служебные части речи включают слова, которые ничего не называют, а выражают только отношения между предметами, действиями, признаками.

1. Словарная работа.

Загадка.

Что должны мы указать,

Прежде, чем письмо писать?

АДРЕС МЕКЕН-ЖАЙ

  1. Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения.

  2. Местонахождение, местожительство.

  3. Письменное приветствие в ознаменование юбилея.


Французское отглагольное существительное adresse в языке-источнике кроме исходного значения – «указания лица, к которому нужно обратиться, или места, куда нужно пойти или послать» получило переносное значение «ловкость», «изворотливость», в котором чаще всего и употребляется в современном французском языке. Наши языковые родственники , поляки, заимствовав это слово в его первом значении, изменили в нем ударение. Русский язык заимствовал это слово уже из польского языка.

Загадка.

С подругами и сестрами

Она приходит к нам.

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

ГАЗЕТА ГАЗЕТ

Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. Подписаться на газету.


Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

- Какой части речи данные слова?

- Что такое имя существительное?

- Какая это часть речи?

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

Имя существительное

2. Прочитайте на доске слова: СВЕЖАЯ, СЕГОДНЯШНЯЯ, НОВЫЙ, НУЖНЫЙ.

- Подберите данные слова к нашим существительным и составьте словосочетания.

Нужный адрес, новый адрес, сегодняшняя газета, свежая газета.

- какой частью речи являются данные слова?

- Что такое прилагательное?

- к какой группе оно относится?

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

Имя существительное

Имя прилагательное

3. Напишите, что делают данные существительные.

Приходит, находится, получают.

- Что это за часть речи и к какой группе она относится?

- Что такое глагол?

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

4. Запишите предложение. Надпишите все части речи.

Я сижу на кухне и читаю десятый номер газеты.

- какие части речи еще вспомнили?

- К каким группам они относятся?

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

Имя существительное Предлог

Имя прилагательное Союз

Глагол

Местоимение

Числительное

Работа по учебнику. С. 38.

- Рассмотрите таблицу. Расскажите по таблице о частях речи.

- А как определить какой частью речи является слово?

Упражнение 111

Цвет

Синева

Бег

Бегун

Ширина

ширь

Синий

Цветной

Беговой

Красный

широкий

Цвести

Синеть

Бежать

краснеть

  1. Итог

- Какой была тема сегодняшнего урока?

- Что было новым на уроке?

- О чем повторили?

- Что вызвало затруднение?

  1. Домашнее задание.

С. 38 учить, с. 39 упражнение 110





  • Начальные классы
Описание:

Урок №9 Дата:

Тема: Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Цели и задачи: Повторить основные части речи (существительное, прилагательное, глагол), их грамматические признаки, повторить зания о существительном, прилагательном, глаголе и местоимении; дать понятия о самостоятельных и служебных частях речи; дополнить знания учащихся новыми частями речи – союзом и числительным. Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развивать орфографическую зоркость.

ТСО: таблицы с названием частей речи, словарные слова, задание на доскею

Ход урока:

  • 1.Психологический настрой.
  • -Қазір қаңдай сабақ?
  • -Үй жұмысын тексереік.
  • Высоко поднялись ( подняться) к небу смолистые стволы ( ствол) сосен. Точно слезинки ( слезы) повисли на сосновых ( сосны) ветках капли смолы ( смолы). Смоляным ( смолы) запахом ( пахнет) пропитан воздух.
  • 2.Актуализация знаний.

Бүгін нешесі?

Саусақтың кимылы

  • Минутка чистописания
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • - Сделайте синтаксический разбор предложения.
  • 3.Постановка темы урока.
Существительное «школа», «Просыпается» глагол, С прилагательным «веселый» Новый школьный день пришел. Мы наречием «отлично» На уроке дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. После школы. Как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья «ох» и «ах»! Встали «мы « - местоименье. Бьет числительное «семь». За ученье, без сомненья, Приниматься нужно всем. «Ни», и «не» - у нас частицы, Нам их надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! А потом у теплой печи Повторяем части речи!
  • - О чем шла речь в стихотворении?
  • - какие части речи здесь упоминались?
  • - Какие вы еще знаете?
  • - Сформулируйте тему урока.
  • 4.Работа по теме урока.
  • - Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?
  • На доске:
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
  • - Что значит самостоятельные части речи? Служебные?
  • Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые разные признаки.
  • Служебные части речи включают слова, которые ничего не называют, а выражают только отношения между предметами, действиями, признаками.
  • 1. Словарная работа.

Загадка.

Что должны мы указать,

Прежде, чем письмо писать?

  • АДРЕС МЕКЕН-ЖАЙ

1.Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения.

2.Местонахождение, местожительство.

3.Письменное приветствие в ознаменование юбилея.

Французское отглагольное существительное adresse в языке-источнике кроме исходного значения – «указания лица, к которому нужно обратиться, или места, куда нужно пойти или послать» получило переносное значение «ловкость», «изворотливость», в котором чаще всего и употребляется в современном французском языке. Наши языковые родственники , поляки, заимствовав это слово в его первом значении, изменили в нем ударение. Русский язык заимствовал это слово уже из польского языка.

Загадка.

С подругами и сестрами

Она приходит к нам.

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

  • ГАЗЕТА ГАЗЕТ
  • Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. Подписаться на газету.

Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

  • - Какой части речи данные слова?
  • - Что такое имя существительное?
  • - Какая это часть речи?
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
  • Имя существительное
  • 2. Прочитайте на доске слова: СВЕЖАЯ, СЕГОДНЯШНЯЯ, НОВЫЙ, НУЖНЫЙ.
  • - Подберите данные слова к нашим существительным и составьте словосочетания.
  • Нужный адрес, новый адрес, сегодняшняя газета, свежая газета.
  • - какой частью речи являются данные слова?
  • - Что такое прилагательное?
  • - к какой группе оно относится?
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • 3. Напишите, что делают данные существительные.
  • Приходит, находится, получают.
  • - Что это за часть речи и к какой группе она относится?
  • - Что такое глагол?
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • 4. Запишите предложение. Надпишите все части речи.
  • Я сижу на кухне и читаю десятый номер газеты.
  • - какие части речи еще вспомнили?
  • - К каким группам они относятся?
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
  • Имя существительное Предлог
  • Имя прилагательное Союз
  • Глагол
  • Местоимение
  • Числительное
  • Работа по учебнику. С. 38.
  • - Рассмотрите таблицу. Расскажите по таблице о частях речи.
  • - А как определить какой частью речи является слово?
  • Упражнение 111
Цвет Синева Бег Бегун Ширина ширь Синий Цветной Беговой Красный широкий Цвести Синеть Бежать краснеть
  • 5.Итог
  • - Какой была тема сегодняшнего урока?
  • - Что было новым на уроке?
  • - О чем повторили?
  • - Что вызвало затруднение?
  • 6.Домашнее задание.
  • С. 38 учить, с. 39 упражнение 110
Автор Яворская Ольга Викторовна
Дата добавления 07.09.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 612
Номер материала MA-071656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы