Воспитательный час
«Конвенция по правам ребенка»
Цель:
- знакомство с
Конвенцией по правам ребенка.
- Определение ее роли
в правозащитной системе Российской Федерации.
Задачи
Образовательная: формирование представлений о документе,
защищающем права ребенка.
Развивающая: расширение правового кругозора воспитанников.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности при
осуществлении своих прав.
Необходимое
оборудование:
- конверт с вариантами
видов права, тексты гражданского, административного, уголовного, семейного
кодексов и комментарии к ним
- текст Конвенции и
Конституции Российской Федерации 1993 года,
- мультимедиапроектор,
электронный вариант презентации с изображением основных норм права
Опережающее
задание:
- найти материал,
касающийся истории создания Конвенции по правам ребенка,
- просмотреть выпуски последних мировых новостей.
Составляющие части воспитательного часа
Вводная часть – знакомство с темой воспитательного часа и
его задачами.
Основная часть – непосредственная работа над темой в режиме
интерактивной технологии.
Заключительная
часть – выводы, подведение
итогов, оценка работы.
І этап.
Содержание вводной
части:
Приветствие воспитанников,
озвучивание темы воспитательного часа, знакомство с задачами .
Воспитатель:
Темой сегодняшнего воспитательного
часа является изучение Конвенции по правам ребенка, принятой Ассамблеей
Организации Объединенных Наций, ратифицированной СССР и Российской Федерацией
как его правопреемницей.
Но, чтобы
непосредственно приступить к изучению темы, необходимо сначала дать определение
понятиям право, ребенок и Конвенция.
ІІ этап.
Содержание
основной части:
Очень много стран на
свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в
странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про
царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Давайте познакомимся
с календарем правовых дат
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
А 20 ноября по
правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка
20 ноября - Международный День прав ребёнка. В
этот день в 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о правах
ребёнка». Этот важный документ призван максимально защитить права детей от
рождения до 18 лет.
Конвенция содержит перечень личных, социальных,
культурных и политических прав ребёнка. Она строится на основе ряда
социально-правовых принципов; важнейшие из которых – выживание, развитие,
зашита и обеспечение активного участия ребёнка в жизни общества.
Конвенция определяет 6 основных групп прав ребёнка:
1. Основные права на
жизнь, имя, на равенство в осуществлении этих прав.
2. Обеспечение семейного
благополучия детей.
3. Свободное развитие
личности ребёнка.
4. Здоровье детей.
5. Образование,
информация.
6. Защита детей от
экономической и другой эксплуатации.
Воспитанники: Конвенция – определенный вариант
документа, носящий рекомендательный характер. (Справочник Ожигова)
«Права человека»
записаны в этой книги (Конституция РФ)
Права ребенка записаны
(Конвенции о правах ребенка)
Работа над понятием “право”.
Воспитатель: А теперь попытаемся дать определение понятия
“право”.
Воспитанники: Право
- это система обязательных общепринятых норм и правил, регулирующих
общественные отношения. (Справочник Ожигова)
Право – это фиксированные возможности.
Право – это правила, по которым живут люди. Они
определяют отношения людей в обществе.
– В беседах между собой, путём переговоров
людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые
люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей? (Ответ детей: Да,
есть.)
– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых.)
– Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка. (Воспитатель демонстрирует
детям книгу). Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили
на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру
«Разрешается – запрещается».
Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»
– Я буду говорить о каком-то праве, а вы
отвечать: «Разрешается или запрещается».
|
Посмотри на этот
знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
|
|
|
|
С мамой дети должны
жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
|
|
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
|
|
Рисовать и петь,
учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
|
|
Этот трудится
ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
|
|
Вместе дружно в
мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается
|
|
Этот слабый горбит
спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
|
–
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не
только знать, но и соблюдать.
Работа над понятием “ребенок”.
Ребенок – это человек, обладающий исключительными
правами, за преступления против которого наступает жесткая ответственность.
Права ребенка регламентированы и защищены Конституцией, семейным,
административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.
(Справочник Ожигова)
Дана нам
возможность-
Юристами стать,
Статьи правовые –
все изучать.
Если мы будем
права свои знать,
То сможем по жизни
Смело шагать.
Работа с памяткой
- Итак, ребята,
давайте вспомним, какие же вы имеете права.
Памятка для воспитанников
У меня есть:
- право на имя,
отчество и фамилию;
- право знать
своих родителей, совместно с ними проживать;
- право на заботу
и воспитание;
- право на общение
со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
- право на защиту
и воспитание;
- право на общение
с обоими родителями;
- право выражать
своё мнение;
- право на
уважение человеческого достоинства;
- право на защиту
своих прав и законных интересов;
- право на личное
имущество, на получение содержания от родителей.
-Сидит на крыльце
ребенок
-Мимо мчатся
машины, а он сидит – имеет право.
-Изучайте, дети,
права,
-Знание всегда
пригодится.
-Ведь лучше знать
о своих правах,
-Чем не знать и
ошибиться.
-Все вернется на
круги своя,
-Жизни новой
ребенка возрадуясь.
-Обеспечить его
права,
-Это чья – то
святая обязанность.
-Право не там, где
правят,
-А там, где по
праву живут.
ІІІ этап.
Подведение итогов.
Воспитатель: Сегодня на воспитательном часе мы только
познакомились с правами ребенка, зафиксированными в Конвенции ООН. На следующем
часе мы продолжим эту работу. Какие выводы вы могли бы сделать по результатам
работы?
Воспитанник: Конвенция регламентирует отношение
государства к ребенку. Она является гарантом прав маленького существа.
Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны придерживаться ее статей при
решении вопросов о детях. Конвенция носит рекомендательный характер, но она
является базой для составления законов, защищающих права детей.
Воспитатель: Конвенция призвана защитить права ребенка,
но всегда ли государства, подписавшие её, руководствуются в своей деятельности
ее положениями?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.