Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Биология / Цепи питания в живой природе

Цепи питания в живой природе

Скачать материал

Тема: Цепи питания


Форма проведения: сюжетно – ролевая игра


Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.


Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.


Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.



План проведения



1. Организационный момент:

⇒ Приветствие

⇒ Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное»

 

3. Упражнение «Паутина жизни» 


4. Упражнение «Цепи питания» 


5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» 


6. Упражнение «Пирамида жизни» 


7. Закрепление знаний 






Ход игры

1. Организационный момент:

⇒ Приветствие

⇒ Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша – медведь, Андрей – альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит.

3. Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который сказал:  «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.

4. Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все цепочки, надо обсудить каждую из них, указав продуцентов, консументов разных порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

6. Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это надо использовать для показа неустойчивость получившейся пирамиды и предложить построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

7. Закрепление знаний – работа в группах (деление на группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):

1 задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).

2 задание. Составить и оформить синквейн на тему своей группы: «Продуценты», «Консументы 2 порядка», «Консументы 2 порядка» и «Редуценты». Схема синквейна:

1. Название синквейна

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Предложение из 4 слов

5. Существительное (синоним, ассоциация)

3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и животных Республики Саха (Якутия).

Подведение итогов игры.














Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Петровский детский дом

Ишимбайский район

Республики Башкортостан




hello_html_3510bda3.gif



hello_html_m284c9a0b.gif


hello_html_mb2b0488.gif







С. Петровское 2014 год


Цепи питания в живой природе
Скачать материал
  • Биология
Описание:

Тема: Цепи питания

 

Форма проведения: сюжетно – ролевая игра

 

Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.

 

Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.

 

Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.

 

 

План проведения

 

 

1. Организационный момент:

 Приветствие

 Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное»

 

3. Упражнение «Паутина жизни» 

 

4. Упражнение «Цепи питания» 

 

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» 

 

6. Упражнение «Пирамида жизни» 

 

 

7. Закрепление знаний 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Ашрафзянова Люция Лутфулловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2161
Номер материала 45583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓