Тема: Цепи питания
Форма проведения: сюжетно – ролевая игра
Задачи:
1. В ходе игры сформировать
знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;
2. Расширить представления
учащихся о многообразии живого мира;
3. Развивать внимательность,
логику, творческий подход к выполнению заданий;
4. Воспитывать
коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.
Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями
различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с
изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12
печеньями, листы А4, цветные карандаши.
Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие,
необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты
для работы 4 групп.
План
проведения
1. Организационный момент:
⇒ Приветствие
⇒ Сообщение темы и задач игры
2. Упражнение «Я – животное»
3. Упражнение «Паутина жизни»
4. Упражнение «Цепи питания»
5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды»
6. Упражнение «Пирамида жизни»
7. Закрепление знаний
Ход игры
1. Организационный момент:
⇒ Приветствие
⇒ Сообщение темы и задач игры
2. Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по
очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша –
медведь, Андрей – альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем
питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания
своего животного: растительноядное, хищник, паразит.
3. Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из
учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных
леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот
ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал
«гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто
питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который
сказал: «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?;
«Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном
свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и
вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании
упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть
кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно
изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.
4. Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с
изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на
себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в
форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все
цепочки, надо обсудить каждую из них, указав продуцентов, консументов разных
порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения
карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.
5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами
распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека);
Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает
«энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка
съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание
жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая
Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка
расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у
Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся
часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.
6. Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от
других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель
спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие
формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас
мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все
животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения»
должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу.
Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите
мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в
ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и
образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это
надо использовать для показа неустойчивость получившейся пирамиды и предложить
построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность
растений, убрав одно из них из основания пирамиды.
7. Закрепление знаний – работа в группах (деление на
группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты,
консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):
1 задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта
Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.
Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицей – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес
стрелою
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь губить ростки и семена.
Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч
оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает
сонный…
(Пищевые цепи: трава – овца -
волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).
2 задание. Составить и оформить синквейн на тему
своей группы: «Продуценты», «Консументы 2 порядка», «Консументы 2 порядка» и
«Редуценты». Схема синквейна:
1. Название синквейна
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Предложение из 4 слов
5. Существительное (синоним,
ассоциация)
3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и животных
Республики Саха (Якутия).
Подведение итогов игры.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
Петровский детский дом
Ишимбайский район
Республики Башкортостан
С. Петровское 2014 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.