Тема:
«Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской
мифологии»
Цель
Ú Дать учащимся
представление об устройстве древнего мира славян и о структуре славянской
мифологии.
Учебно-воспитательные
задачи
Ú Познакомить детей
с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями древних
славян, славянским пантеоном богов.
Ú Углубить
знания о славянской культуре, её духовном прошлом; отметить связь прошлой и
настоящих культур.
Ú Пробудить
интерес к истории словесности.
Ú Формировать
аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской
мифологии.
Тип урока:
изучающий
Вид урока: урок-путешествие Оборудование:
ИКТ,
презентация, раздаточный материал, постеры, маркеры, стикеры.
Методы и
формы:
Объяснительно-иллюстративный,
поисковый, вопросно-ответная беседа, анализ, индивидуальная работа, работа в
МГ.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой. Разминка «Я
счастлив, потому что…»
II. Деление
учащихся на малые группы при помощи цветных стикеров.
III. Вызов.
Слайд № 1. Два
чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его!
А.С.Пушкин
Слово
учителя: исходя из эпиграфа
к уроку, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Учитель: в последнее время всё чаще мы обращаемся к прошлому,
наверное, затем, чтобы найти ответы на волнующие нас вопросы современности.
Отыскать славянских богов, узнать их мифологию помогают сказки, предания,
легенды, некоторые сохранившиеся факты, найденные в исторических писаниях.
Славянская мифология не имела такой
счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом
литературной обработки.
Ø
В
чем причина этого?
*Более позднее появление письменности.
*После принятия Христианства на Руси в
конце 10 века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство -
преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось.
Ø
Что
же сохранилось в истории о славянской мифологии?
IV. Основной
этап урока.
Представление
древних славян об устройстве мира.
Учитель: Древние славяне
жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой.
Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда
готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не
сознавая, человек был поэтом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое
восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные
стихии формы своего тела или объектов природы. (Слайд № 2)
1. Выразительное чтение славянского мифа о
сотворении мира по группам. Славянский
миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога
Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме
находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в
яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось
сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил
царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а
каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три
свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную
бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды
небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из
Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы.
Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся
поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было
и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него
свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно,
чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду,
чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню –
приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в
океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной
океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом
снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два
года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей
невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли.
Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее.
Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил
Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в
Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу. Так Сварог создал Землю, а сотворение мира продолжалось.
Вопросы к тексту.
ð
Какой из древних мифов,
изученных нами ранее, напоминает нам славянский миф о сотворении мира?
ð
Как вы понимаете строчки
из текста: «Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и
силою Любви разрушил темницу»?
ð
В чем сходство и в чем
различие славянского мифа о сотворении мира с древнегреческим?
2. Слайд № 3.Пантеон
славянских богов.
Слово
учителя.
Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от
предназначения (функции) богов.
Высший
уровень (боги,
олицетворяющие природные стихии)
Более
низкий уровень
составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами,
создающие замкнутые небольшие коллективы. (Слайд № 11)
Низший
уровень славянской
мифологии – самый «населенный». (Слайд № 17)
Вполне вероятно,
что верховным божеством был Род – творец вселенной, всего видимого и невидимого
мира; безличное божество, “отец и мать всех богов”.
Род – прародитель всего живого и сущего. Род
породил всё, что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый и явный – Явь – от
мира невидимого, духовного. (Слайд № 4)
Презентация классификации славянских богов,
представляемая группой инициативных учащихся.
1. Высший уровень. Сварог –
верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов, управляющий течением
Жизни и всем мироустройством Вселенной в Явном Мире. Сварог считается богом
огня, он дал людям клещи и научил их ковать железо. Великий Бог Сварог является
Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь. Бог Сварог, как любящий
Отец, заботится не только о своих небесных детях и внуках, но и о людях из всех
Родов Великой Расы, которые являются потомками Древних Сварожичей. (Слайд № 5)
Перун – огонь-молния,
древним русичам виделся могучим воином, грохочущим освободителем земли от
всякой темной нечисти.
Его культ как верховного божества на Руси
возник поздно, буквально перед самым принятием христианства.
Перун – грозное божество. Он обитает на небе.
Рассердившись, бог мечет на землю камни или каменные стрелы. Перуну из дней
недели посвящали четверг, из животных – коня, из деревьев – дуб.
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый
из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный
портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли
быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
Люди верили, что он повелевает ветрами и
бурями, сопровождающими грозу и несущихся со всех четырёх сторон света. Он –
владыка дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников,
которые пробиваются сквозь землю после удара молнии.
Облик и оружие у Перуна отождествлялись с
природными явлениями: молния – его меч и стрелы, радуга – лук, туча – одежда,
или борода, или кудри на голове, ветры и бури – дыхание, дождь –
оплодотворяющее семя, рокот грома – голос. Люди верили, что сверкающие взоры
Перуна посылают смерть и пожары. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна
были разные: лилово-синие, “мёртвые” - разили насмерть, золотые, “живые” -
пробуждали земное плодородие. (Слайд № 6)
Боги солнечной стихии связаны с четырьмя
астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом
каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого.
Ярила (Яровит) является в день
весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят
молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Слайд № 7)
Купала. В день летнего
солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и
встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой
костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные,
желающие получить благословление от самого Купалы, прыгают через костер,
взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен.
(Слайд № 8)
Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского
праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага
(Солнце, тепло, свет, движение). Дажьбог с солнечным знаком; лицо его смотрит,
как и положено солнечному божеству на юг.
Дневная освещённость мирового пространства
приписывалась русскими людьми XII века не только солнцу, но и некоему особому
безвещественному свету, который в более поздние времена именовался “белым
светом”. Божеством солнца, солнечного дня (может быть, и белого света”) был
Дажьбог, имя которого постепенно превратилось в “подателя благ”. (Слайд №
9)
Стрибог – могучий дух
ветра, повелитель воздушной стихии. ( Слайд № 10)
2. Более низкий уровень. Велес –
бог охоты, скотоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим
всякие блага, Богом богатства. Велес — один из величайших богов древнего мира,
сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел
сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес мог принимать любые обличья.
Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных.
Тотемные звери Велеса медведь, волк, священная корова. Народы, живущие
природно-родовым строем, зверей считали равными людям. Например, на Руси очень
любят медведей и считают их братьями. А медведь это и есть Велес.
Русичи многому учились у зверей, подражали им
голосом, движениями, приемами нападения и обороны.
Велес – неисчерпаемый источник знаний, каждый
зверь в его лесу уникален.
Хозяин Нави, властитель непознанного. Господин
Путей, покровитель путешественников. ( Слайд № 12)
Макошь – один из
малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских богов. Это
Богиня изобилия, судьбы, урожая. Макошь (Мокошь) – “мать урожая”.
Покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага,
прядения.
Богиня всей Судьбы. Богиня магии и волшебства,
жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
Защитница и покровительница хозяек.
В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в
этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей
подвластны в равной мере. (Слайд № 13)
Лада – богиня любви, красоты, очарования. Лада — божество в славянской
мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
Факт существования Лады в верованиях славян оспаривается рядом учёных. Верным
спутником Лады считается Ослад т.к. брак и любовь всегда находятся рядом с
пирами и наслаждениями. (Слайд № 14)
Мара (Морена,
Мора) – богиня, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти. (Слайд № 15)
На плаще твоем летящем
Смерти горестный узор,
К звездам ярким и слепящим
Твой бессмертный поднят взор.
Замирает все под взглядом
Леденящих слезных струй,
Отравляет сладким ядом
Твой последний поцелуй.
(Из стихотворения М.Волковой «Морена»)
Вий (Ний) – еще один
представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – властелина
подземного царства, судья над мертвыми.
Он низший не только потому, что к нему
относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные
в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают
пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже
после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли
из жизни человека. (Слайд № 16)
3. Образы низшей славянской мифологии.
Домовой – хозяин жилища.
Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий
рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев.
Ворчливого домового задабривают хлебом, водой и солью. (Слайд № 18)
Леший – хозяин леса,
угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми,
забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных
лесах. Больше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет
лесную тишину бранными словами. (Слайд № 19)
Водяной – хозяин глубоких
темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что
хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней
порой купаться в реках и озерах после заката. (Слайд № 20)
Упырь – мертвец,
нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный
нечистой силой или рожденный от нее. (Слайд № 21)
Русалки. Слово произошло
от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели.
У западных и южных славян русалки –
веселые и певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой
опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок:
«Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению,
что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые
поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули
воздушные области и овладели земными водами.
Восточные славяне верили совсем в других
русалок – женских духов, заманивающих неосторожных спутников. Такие русалки –
души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви.
Все русалки обладают вечной молодостью и
красотой. (Слайд № 22)
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых
духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без
присмотра и упавших в воду. Берегини - бродницы часто указывали путникам, где
расположен брод. Однако ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из
них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за
чистотой вод. (Слайд № 23)
V. Закрепление полученных знаний. Работа учащихся по
группам на постерах.
1. Отобразить на постере классификацию
славянских богов.
2. Защита учащимися постеров у доски.
3. Взаимооценка.
4. Составить пары славянских и античных богов. В качестве
подсказки учащимся предлагаются имена славянских и античных богов на
раздаточных материалах.
Перун – Зевс; Чернобог – Аид; Гера - Макошь,
Ярило – Аполлон; Лада - Афродита.
5. Самопроверка. Самооценка. (0
ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 и более – «2».)
VI.
Подведение итогов урока. Вывод.
ð
Почему нужно быть
внимательным к нашему прошлому, почему необходимо обращаться и изучать наследие
предков?
ð
Каким образом тему урока
можно связать с нашей современной жизнью?
VII. Рефлексия. «Две
звезды, одно пожелание».
VIII. Оценивание.
IV. Домашнее задание. Стр.
98-100 выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкин «Домовому», М.Ю.Лермонтов
«Морская царевна». (Слайд № 24)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.