Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»

«Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»

Скачать материал

Тема: «Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»

Цель

Ú Дать учащимся представление об устройстве древнего мира славян и о структуре славянской мифологии.

Учебно-воспитательные задачи

Ú Познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями древних славян, славянским пантеоном богов.

Ú Углубить знания о славянской культуре, её духовном прошлом; отметить связь прошлой и настоящих культур.

Ú Пробудить интерес к истории словесности.

Ú Формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии.

Тип урока: изучающий                               Вид урока: урок-путешествие Оборудование: ИКТ, презентация, раздаточный материал, постеры, маркеры, стикеры.

Методы и формы:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, вопросно-ответная беседа, анализ, индивидуальная работа, работа в МГ.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой. Разминка «Я счастлив, потому что…»

II. Деление учащихся на малые группы при помощи цветных стикеров.

III. Вызов.

Слайд № 1.  Два чувства дивно близки нам,

                      В них обретает сердце пищу:
                     Любовь к родному пепелищу,
                     Любовь к отеческим гробам.
                     На них основано от века
                     По воле Бога Самого
                     Самостоянье человека,

                     Залог величия его!
                                                                                    А.С.Пушкин

Слово учителя: исходя из эпиграфа к уроку, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Учитель: в последнее время всё чаще мы обращаемся к прошлому, наверное, затем, чтобы найти ответы на волнующие нас вопросы современности. Отыскать славянских богов, узнать  их мифологию помогают сказки, предания, легенды, некоторые сохранившиеся факты, найденные в исторических писаниях.

Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки.

Ø В чем причина этого?

*Более позднее появление письменности.

*После принятия Христианства на Руси в конце 10 века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство - преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось.

Ø Что же сохранилось в истории о славянской мифологии?

IV. Основной этап урока.

      Представление древних славян об устройстве мира.

Учитель: Древние славяне жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не сознавая, человек был поэтом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов природы. (Слайд № 2)

1. Выразительное чтение славянского мифа о сотворении мира по группам. Славянский миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу. Так Сварог создал Землю, а сотворение мира продолжалось.

Вопросы к тексту.

ð Какой из древних мифов, изученных нами ранее, напоминает нам славянский миф о сотворении мира?

ð Как вы понимаете строчки из текста: «Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу»?

ð В чем сходство и в чем различие славянского мифа о сотворении мира с древнегреческим?

2. Слайд № 3.Пантеон славянских богов.

Слово учителя. Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от предназначения (функции) богов.

Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии)

Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы. (Слайд № 11)

Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный».             (Слайд № 17)

Вполне вероятно, что верховным божеством был Род – творец вселенной, всего видимого и невидимого мира; безличное божество, “отец и мать всех богов”.

Род – прародитель всего живого и сущего. Род породил всё, что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый и явный – Явь – от мира невидимого, духовного. (Слайд № 4)

Презентация классификации славянских богов, представляемая группой инициативных учащихся.

1. Высший уровень. Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов, управляющий течением  Жизни и всем мироустройством Вселенной в Явном Мире. Сварог считается богом огня, он дал людям клещи и научил их ковать железо. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь. Бог Сварог, как любящий Отец, заботится не только о своих небесных детях и внуках, но и о людях из всех Родов Великой Расы, которые являются потомками Древних Сварожичей. (Слайд № 5)

Перун – огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином, грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти.

Его культ как верховного божества на Руси возник поздно, буквально перед самым принятием христианства.

Перун – грозное божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни или каменные стрелы. Перуну из дней недели посвящали четверг, из животных – коня, из деревьев – дуб.

Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:

У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.

Люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущихся со всех четырёх сторон света. Он – владыка дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии.

Облик и оружие у Перуна отождествлялись с природными явлениями: молния – его меч и стрелы, радуга – лук, туча – одежда, или борода, или кудри на голове, ветры и бури – дыхание, дождь – оплодотворяющее семя, рокот грома – голос. Люди верили, что сверкающие взоры Перуна посылают смерть и пожары. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были разные: лилово-синие, “мёртвые” - разили насмерть, золотые, “живые” - пробуждали земное плодородие. (Слайд № 6)

Боги солнечной стихии связаны с четырьмя астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого.

Ярила (Яровит) является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Слайд № 7)

Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные, желающие получить благословление от самого Купалы, прыгают через костер, взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен. (Слайд № 8)

Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага (Солнце, тепло, свет, движение). Дажьбог с солнечным знаком; лицо его смотрит, как и положено солнечному божеству на юг.

Дневная освещённость мирового пространства приписывалась русскими людьми XII века не только солнцу, но и некоему особому безвещественному свету, который в более поздние времена именовался “белым светом”. Божеством солнца, солнечного дня (может быть, и белого света”) был Дажьбог, имя которого постепенно превратилось в “подателя благ”. (Слайд № 9)

Стрибог – могучий дух ветра, повелитель воздушной стихии. ( Слайд № 10)

2. Более низкий уровень. Велес – бог охоты, скотоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим всякие блага, Богом богатства. Велес — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. Тотемные звери Велеса медведь, волк, священная корова. Народы, живущие природно-родовым строем, зверей считали равными людям. Например, на Руси очень любят медведей и считают их братьями. А медведь это и есть Велес.

Русичи многому учились у зверей, подражали им голосом, движениями, приемами нападения и обороны.

Велес – неисчерпаемый источник знаний, каждый зверь в его лесу уникален.

Хозяин Нави, властитель непознанного. Господин Путей, покровитель путешественников. ( Слайд № 12)

Макошь – один из малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских богов. Это Богиня изобилия, судьбы, урожая. Макошь (Мокошь) – “мать урожая”. Покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага, прядения.

Богиня всей Судьбы. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

Защитница и покровительница хозяек.

В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. (Слайд № 13)

Лада – богиня любви, красоты, очарования. Лада — божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Факт существования Лады в верованиях славян оспаривается рядом учёных. Верным спутником Лады считается Ослад т.к. брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями. (Слайд № 14)

Мара (Морена, Мора) – богиня, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти. (Слайд № 15)

На плаще твоем летящем

Смерти горестный узор,

К звездам ярким и слепящим

Твой бессмертный поднят взор.

Замирает все под взглядом

Леденящих слезных струй,

Отравляет сладким ядом

Твой последний поцелуй.

                                                    (Из стихотворения М.Волковой «Морена»)

Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – властелина подземного царства, судья над мертвыми.

Он низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли из жизни человека. (Слайд № 16)

3. Образы низшей славянской мифологии.

Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. Ворчливого домового задабривают хлебом, водой и солью. (Слайд № 18)

Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми, забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных лесах. Больше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранными словами. (Слайд № 19)

Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. (Слайд № 20)

Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее.   (Слайд № 21)

Русалки. Слово произошло от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели.

У западных и южных славян русалки – веселые и певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок: «Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению, что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули воздушные области и овладели земными водами.

Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих неосторожных спутников. Такие русалки – души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви.

Все русалки обладают вечной молодостью и красотой. (Слайд № 22)

Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини - бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. (Слайд № 23)

V. Закрепление полученных знаний. Работа учащихся по группам на постерах.

1. Отобразить на постере классификацию славянских богов.

2. Защита учащимися постеров у доски.

3. Взаимооценка.

4. Составить пары славянских и античных богов. В качестве подсказки учащимся предлагаются имена славянских и античных богов на раздаточных материалах.

Перун – Зевс;                       Чернобог – Аид;                  Гера - Макошь,

Ярило – Аполлон;                Лада - Афродита.

5. Самопроверка. Самооценка. (0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 и более – «2».)

VI. Подведение итогов урока. Вывод.

ð Почему нужно быть внимательным к нашему прошлому, почему необходимо обращаться и изучать наследие предков?

ð Каким образом тему урока можно связать с нашей современной жизнью?

VII. Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание».

VIII. Оценивание.

IV. Домашнее задание. Стр. 98-100 выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкин «Домовому», М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».            (Слайд № 24)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



Цель

Дать учащимся представление об устройстве древнего мира славян и о структуре славянской мифологии.

Учебно-воспитательные задачи

Познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями древних славян, славянским пантеоном богов.

Углубить знания о славянской культуре, её духовном прошлом; отметить связь прошлой и настоящих культур.

Пробудить интерес к истории словесности.

Формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 809 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 479
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1120
    • DOCX 32.5 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нагибина Анжела Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нагибина Анжела Михайловна
    Нагибина Анжела Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8453
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов