Буклет по математическому
развитию дошкольников
Толстых Светлана
Буклет по математическому развитию дошкольников
Неоценимую
помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных
математических представлений уже с 3 лет могут оказать
родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить
успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного
учреждения.
Домашняя
обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в
индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.
Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Играем вместе с
детьми.
По
дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше).
Рисует
ваш ребенок — спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб
ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный — короткий, широкий
— узкий (шарфики, полотенца, например, высокий — низкий (шкаф, стол, стул,
диван, толще — тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной
величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки,
карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти
слова были в лексиконе у детей, ребенок должен к школе научиться пользоваться
правильными словами для сравнения по величине.
«Что или кто больше, длиннее, выше»
Измеряйте
разные вещи – дома или на улице своими ладошками или
ступнями.
Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить,
какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в любимом
диване.
Сколько вокруг
машин?
Обращайте
внимание ребенка на то,что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д.
Задавайте
вопросы,например: «Здесь больше мальчиков или
девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое,
а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» И т. д.
Мячи
Понятия пространственного
расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой
(вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед — назад.Задание можно и усложнить:
ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой.
В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком,
выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу,
и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также
сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния — какое больше?
Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы
подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в
какой руке
В игре могут
участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество
предметов, не больше 10 (это могут быть конфеты, пуговицы, камешки и т. д., и
объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной
раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой
руке.
Счет на кухне
Кухня
— отличное место для постижения основ математики. Ребенок
может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или
достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
«Кто больше найдет цифр в окружении?»
Обращайте внимание
на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях,
например на
циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в
книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку
вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а
потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть
ли в номере одинаковые цифры.
«Какое число пропущено?»
Ребенок закрывает
глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так,
чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и
где она стояла.
Сложи квадрат
Возьмите плотную
бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера — скажем, 10 х
10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько
частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три.
Самый сложный вариант для малыша — набор из 5-6 частей.
Охота
Предложите малышу
поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и
показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по
дороге в детский сад.
«Где больше воды?»
Когда малыш или
малышка купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых
кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает воду на
здоровье. Поговорите о том, где воды больше. Налейте воду в два одинаковых
стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь
перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из
другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее
всего, ответ будет любопытным.
«Сварим кукле кашу»
Чаще готовьте еду
вместе с малышом. Показывайте, как вы готовите то или иное блюдо, сколько
продуктов берете. Используйте мерные чашки, покажите, что для блинов нужно
взять вот столько муки и вот столько сахара.
Разнообразить
задания можно до бесконечности
Успехов вам и
вашим детям!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.