И так, вот они перед нами: мальчики и девочки.
Восприятие всего происходящего у них различно. А различия в психике мальчиков и
девочек достигают высокого уровня, уже на первом году жизни это проявляется в
игре. Девочки в 1 - 1,5 года качают в руках куклу, а мальчики ползают по полу с
машинкой и громко "гудят". А
рисунки! Девочки 5 лет заполняют альбомы бесконечными "принцессами", а
мальчики – машинами и сражениями, и никогда наоборот. И значит, что у них
по-разному организованны психические процессы, соответственно, и функции мозга
уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, чем
мальчики, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше –
говорить.
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте
лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к периоду их половой
зрелости их биологический возраст опережает мальчиков-ровесников на 2 года. К
12-14 годам данное процентное соотношение меняется в пользу мальчиков. А
значительная часть девочек, ранее опережавшая сверстников в развитии, "выравнивается".
У мальчиков и девочек различается
физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны, у них выше
кожная чувствительность.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают
перед собой свои "богатства": кукол,
тряпочки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом,
бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все предоставленное им
пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной
системы. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее
пространство, чем девочкам, поэтому если его не хватает, тогда они осваивают
вертикальное пространство: лазают по лестницам, забираются на мебель и т. д.
Особенности эмоциональной сферы
Исследования показали, что мальчики кратковременно, но
ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция
более положительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии готовности
к последующим воздействиям. Видимо, этим и достигается максимальная
ориентированность женского организма на выживаемость. Мальчики и мужчины обычно
быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на
продуктивную деятельность.
Реакция
на оценку взрослого
Для ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности
становится эффективной, только когда она эмоционально значима. Для
мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто и
как оценивает их. Иными словами мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки
более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, как
они произвели впечатление.
Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те
фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются
определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я
тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и
иметь возможность вновь "проиграть" свои действия.
Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при
этом у них активизируются все отделы мозга. Если вам надо отругать девочку, не
спешите сразу выражать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция
помешает ей понять, за что ее ругают.
Поведение
Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и
девочек, принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны,
беспокойны, нетерпеливы и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые
дети тоже чаще мальчики. Специальные исследования показали, что родители чаще
ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года.
Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая
активность (всюду лезут, все ломают и портят). Давайте тогда зададимся
вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так
много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся
ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины?
Особенности мышления
У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое
мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому
девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счет (алгебра), а мальчикам
мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия). Эти особенности
мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Мальчики чаще изображают
технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, наполнено
действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.
Особенности познания мира и обучения
Установлено, что мужчины лучшее выполняют поисковую
деятельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо
решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности,
аккуратности исполнения и оформления невелики. И в школе мальчик может найти
новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить
двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные,
но когда требования к исполнительной части задания велики. Стратегия обучения в
детском саду и школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и
мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип мышления.
Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а
девочки - для установления контакта со взрослым, т.е. мальчики больше
ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Учитель
ориентируется по обращенным к нему внимательным девичьим лицам и преподносит
самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики
раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они достигают пика
работоспособности, когда самое важное уже объяснено. Возможности усвоить
материал для мальчиков оказываются низкими. Взрослым надо учитывать эти
особенности психики мальчиков.
Можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем
случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,
по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек
такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Подготовила:
психолог
отделения приема, диагностики и перевозки несовершеннолетних
Пономарева О.Ю.
Казенное
учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних "Гармония"
"Мальчики и девочки – два
разных мира"
Омск
11. 2015 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.