Большая психологическая игра
для учащихся 10-11 классов
«Город мастеров»
Цель игры: развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему
профессиональному будущему.
Задачи:
1.
Создание условий для обогащения представлений
старшеклассников о мире профессий
2.
Развитие навыков целеполагания и планирования
деятельности
3.
Проживание ситуации сотрудничества, развитие
навыков конструктивного взаимодействия
Вопрос выбора
будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой
человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто
меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать
правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям,
возможностям.
Проведение большой
психологической игры является одним из способов предоставления возможности
старшеклассникам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках
будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Данная игра
предназначена для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой
деятельности. Во время игры у старшеклассников появляется возможность
выполнения профессиональных обязанностей (бухгалтера, бренд-менеджера, водителя
транспортных средств, дизайнера), вырабатываются навыки сотрудничества, умения,
связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как
доброжелательность, толерантность и эмпатия.
Предполагаемый
психологический результат:
·
осмысление целей выбора будущей профессии;
·
осознание соответствия личных представлений о
профессии с реальными профессиональными характеристиками и требованиями
профессии к личности;
·
развитие социальной и личностной критичности,
умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей;
·
получение опыта конструктивного взаимодействия.
Сюжетная канва. В ходе проведения занятия старшеклассникам представляется возможность
выполнения должностных обязанностей в бухгалтерии коммерческого предприятия, в
рекламном агентстве, в дизайн-студии и в ГИББД. Участники являются агентами
разведгруппы Центра занятости города Н., которые внедрены в трудовые коллективы
Города мастеров. Задача – полностью вжиться в профессию, изображая её
представителей, не вызывать сомнений в профессиональной компетенции у
руководителей предприятий и фирм (Мастеров) при выполнении производственных
заданий, составить идеальную формулу профессии. В результате старшеклассники
должны прийти к выводу о том, что жизненные и профессиональные перспективы
необходимо выстраивать осознанно, важно знать насколько совпадают образы профессий
выпускников с действительными характеристиками конкретных профессий и как
соотносятся требования личности к профессии с требованиями профессии к личности.
Условия
проведения: пространство для свободного перемещения
участников, учебные мастерские (можно использовать обычные учебные классы).
Методическое
обеспечение: маршрутные листы, наборы для
творчества, расчетные бланки, дорожные знаки, видеопроекционный комплекс,
магнитная доска, магниты, цветные маркеры, карточки с названиями профессий.
Время
на игру и на обсуждение: 1,5-2 часа в зависимости от
уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника.
Обсуждение 15-20 минут.
Участники:
Возраст
– 16-17 лет (10-11 классы).
Размер
группы – группа до 14 человек.
Ведущий
– психолог.
Наблюдатель
и помощник – классный руководитель.
Представители
«Города мастеров» - педагоги профессионального отделения МБОУ «Центр
образования №1» (можно привлечь для исполнения ролей Мастеров родителей
учащихся, владеющих соответствующими профессиями).
Форма
обсуждения: круглый стол.
Комментарии
Данный
вид развивающей работы может быть использован в рамках психолого-педагогической
поддержки профессионального самоопределения учащихся.
Игра
может проводиться с двумя группами учащихся, представляющими разные
разведслужбы.
Подробный
сценарий игры (с указанием задач каждого этапа)
№
этапа
|
Время
на проведение
|
Содержание
|
Задачи
|
Материалы, необходимые для проведения этапа
|
1
|
5
мин
|
Приветствие. Все участники сидят в круге.
Ведущий. Традиционное приветствие мы проведем сегодня под девизом «Твое
будущее». Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру по группе
небольшой прогноз на будущее. Например, «Здравствуй, Олег, я рад тебя видеть,
я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым» и т.д.
|
Создание
атмосферы положительного настроя
|
|
2
|
5
мин
|
Ведущий. Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос
о необходимости профессионального самоопределения.
Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся)
Сложность состоит в многообразии мира профессий, но
выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям
и возможностям. На нашем занятии в «Городе мастеров» вы получите небольшой
профессиональный опыт, попытаетесь спрогнозировать цели и свою деятельность в
будущей профессии, определить составляющие профессионального успеха (формулы
профессии).
|
Введение
в тему занятия, постановка проблемного вопроса.
|
|
3
|
3
мин
|
Ведущий. Для работы
нам необходимо рассмотреть правила.
|
|
Магнитная
доска, ватман, цветные маркеры
|
4
|
5
мин
|
Разминка. Игра «Атомы». Участники стоят в кругу.
Ведущий. На нашем занятии вам предстоят различные испытания, выдержать
которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и
находчивости. Это упражнение создаст благоприятный настрой для нашей
дальнейшей работы.
Представьте себе, что все мы – атомы. Атомы
постоянно двигаются и время от времен объединяются в молекулы. Число атомов в
молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое я назову. Мы
все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду
называть какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться по
три атома каждый.
Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя
участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к
другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).
По моей команде «Начали!» все начинают хаотично
двигаться по аудитории, по команде «Молекулы по три» - объединяются с тем,
кто находится ближе к вам.
|
Создание
атмосферы творчества и положительного настроя.
|
|
5
|
2
мин
|
Установка и правила игры
Ведущий.
Представьте себе, что вы являетесь сотрудником секретной службы разведки
Центра занятости населения города Н. В городе Н. не хватает рабочей силы,
т.к. все безработные переехали в город М., там прошли подготовку в «Центре
образования №1» и трудоустроились. Перед вами стоит задача: под видом группы
безработных внедриться в учебно-профессиональный процесс подготовки кадров на
базе «Центра образования №1» в городе М., овладеть профессиональными навыками
и узнать формулу профессионального успеха для построения успешной профкарьеры
в своем городе Н. Поэтому вам необходимо распределить между собой обязанности
и обучаться профессиям так, чтобы не вызывать сомнений у настоящих Мастеров.
Тогда Мастера расскажут о профессиональных секретах и подскажут составляющие
для формулы профессии.
|
Погружение
участников в ситуацию игры (в игровую реальность).
|
Маршрутные
листы
|
6
|
5
мин
|
Охранная грамота. Ведущий:
Задание
группе: вам необходимо написать цели профессионального обучения, т.к. в Город
мастеров пропускают только целеустремленных безработных
|
Создание
атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности.
|
Лист
формата А4, маркеры
|
7
|
5
мин
|
Профессия и образ. Ведущий:
Задание
группе: вам будет предложено обучение профессиям бухгалтера, бренд-менеджера,
водителя, дизайнера. Возможно, вы с ними знакомы, но если нет, то, какие
образы возникают у вас, когда вы слышите указанные выше названия профессий?
Ассоциации учащихся, записанные психологом на ватмане напротив
названия профессий, необходимы на заключительном этапе для выявления
соответствий/несоответствий представлений учащихся о реальных характеристиках
профессий
|
Сплочение
учащихся в совместной деятельности
|
Лист
формата А4, маркеры, карточки с названиями профессий
|
8
|
15
мин в каждой мастерской,
итого:
1
час
|
Город мастеров. Ведущий: маршрутные листы поведут вас в Город мастеров, где вы будете
выполнять свое развед.задание. В маршрутном листе обозначены место (№
кабинета) и время прибытия в пункт назначения. Виды деятельности и инструктаж
дают Мастера.
Мастерская
«Отчетов и расчетов» - составление бизнес-плана салона-парикмахерской,
Рекламное агентство «Раскрутка.ру» - Рекламная компания: «Мы выбираем жизнь!» (создание рекламы
человеческих ценностей любви, семьи, дружбы, жизни), Мастерская «Дорожный
патруль» - участники игры попадают в ДТП (анализ ситуации, профессиональные
действия водителя), Студия «Дизайна и декора» - создание художественных панно
(творческие проекты)
|
Построение своей
деятельности, освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с
реальной профессиональной деятельности, построение отношений с другими
членами группы
|
Маршрутные
листы, наборы для творчества, расчетные бланки, дорожные знаки,
видеопроекционный комплекс
|
9
|
15
мин
|
Возвращение резидентов
Ведущий: Настало
время возвращаться в свой город Н.
Задание
группе:
- Подумайте и
скажите, что с вами произошло за это время?
- Какую
профессию, из предложенных сегодня, вы бы выбрали для себя?
- Как вы себя
чувствует в рамках этой профессии?
Спросить у
каждого участника занятия (обратить внимание на доску с ассоциациями
на тему профессий):
- Насколько
точным было ваше представление (образ) профессии и как оно изменилось после
посещения Города мастеров?
- Какие
выявились противоречия и совпадения?
- Какие
требования у данных профессий к личности, выбирающей их?
- Каковы ваши
требования к профессиям, что вы хотите получить от своей профессии в будущем?
- Какие составляющие
формулы профессии?
|
Предоставление
возможности участникам сопоставить цели выбора профессии, осознать
соответствие личных представлений о профессии с реальными профессиональными
характеристиками и требованиями профессии к личности
|
Лист
формата А4, маркеры, карточки с названиями профессий и ассоциациями,
названными участниками игры
|
10
|
|
Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)
Ведущий. Мы с вами снова в школе, в нашем классе.
|
Выход из
ситуации игры.
|
|
11
|
15
мин
|
Подведение итогов игры (в кругу). Ведущий. Поздравляю! Вы достойно справились с выпавшими на
вашу долю испытаниями. Вам удалось вжиться в роли резидентов, получить
социальный опыт, попробовать свои силы в профессиональной деятельности,
составить формулу профессии.
Рефлексия
- Расскажите,
что показалось вам самым важным, интересным?
- Чему вы
научились?
- Что помогало
проходить испытания?
Вот и подошло к
концу наше с вами путешествие в Город мастеров. Спасибо всем вам за внимание
и вашу активность. Возможно, что у вас есть желание поделиться своими
ощущениями, чувствами от сегодняшней встречи, поэтому я предлагаю желающим
высказаться.
|
Предоставление
возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь
другим игрокам.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.