Инфоурок География Другие методич. материалыБоевые действия летом 1942 года

Боевые действия летом 1942 года

Скачать материал
Скачать материал "Боевые действия летом 1942 года"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТЕМА:    Коренной переломв ходе войны.Автор: учитель истории...

    1 слайд

    ТЕМА: Коренной перелом
    в ходе войны.

    Автор: учитель истории
    Волкова А.А.


  • ПЛАН  УРОКА:
1.Начало освобождения.
Прорыв блокады Ленинграда.
2.Курская битв...

    2 слайд

    ПЛАН УРОКА:
    1.Начало освобождения.
    Прорыв блокады Ленинграда.
    2.Курская битва.
    3.Битва за Днепр.
    4.Итоги 2 периода войны.

  • 1.2.3.4..

Задание: 
Приведите в соответствие цифры и буквы....

    3 слайд

    1.
    2.
    3.
    4..



    Задание:
    Приведите в соответствие цифры и буквы.
    А) Малиновский Р. Я.
    Б) Жуков Г. К.
    Г) В)Ворошилов К. Е.
    Г) Рокоссовский К.К.

  • А) С.Ильюшин, С.Лавочкин, Н.Поликарпов, А.Туполев, А.Яковлев?Б) Б.М.Шапошн...

    4 слайд


    А) С.Ильюшин, С.Лавочкин, Н.Поликарпов, А.Туполев, А.Яковлев?
    Б) Б.М.Шапошников, Г.И.Кулик, И.С.Конев,
    Н.А.Булгарин

    По какому принципу образованы логические ряды:

  • Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы.С...

    5 слайд

    Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы.
    Соотношение сил сторон на советско – германском фронте 1942г.

    лошго








  • 1.О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют...

    6 слайд



    1.О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?
    2.Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР?
    3.Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.?
    ПОДУМАЙ:

  • определим1.Направления ударов советских войск.2.направление контрудара танк...

    7 слайд

    определим
    1.Направления ударов советских войск.
    2.направление контрудара танковой группы Манштейна.
    Работа с картой:

  • РАБОТА С КАРТОЙ 1.Сталинградская битва.   

    8 слайд

    РАБОТА С КАРТОЙ 1.Сталинградская битва.

     

  • Контрнаступление под Сталинградом  началось __________ силами Юго-Западного (...

    9 слайд

    Контрнаступление под Сталинградом началось __________ силами Юго-Западного (командующий генерал ______ и Донского (командующий генерал ________) фронтов. ___________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал ________ прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии и огромном котле между Волгой и Доном. _______________ передовые части этих фронтов соединились в районе города _________. В котле оказались ________

    Работа с документом: Заполни пропуски в тексте.

  • 2.Начало  освобождения.Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 19...

    10 слайд

    2.Начало освобождения.

    Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, когда она была окончательно снята. За это время на город было сброшено 107 тыс. авиабомб, выпущено около 150 тыс. снарядов. Только по официальным данным там умерли от голода 641 тыс. ленинградцев, погибли от бомбежек и обстрелов около 17 тыс. человек, около 34 тыс. были ранены.

  •  Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.

    11 слайд

    Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.


  • 3.Курская       битва.1.Проследить
направления 
планируемых ударов  немецких...

    12 слайд

    3.Курская битва.

    1.Проследить
    направления
    планируемых ударов немецких войск;
    2.Показать линию фронта на 12 июля 1943г.;
    3. Показать линию фронта на 5 и 23 августа 1943 г.;
    4. Назвать по карте место, где произошло
    Крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение;

  • Цифры:«Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника...

    13 слайд

    Цифры:

    «Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника (в числе которых было еще около полумиллиона солдат союзников Гитлера). По артиллерии соотношение было 99 тысяч орудий против 54 тысяч, по танкам - 9 600 против 5 850, по самолетам - 8 300 против 3000».

    (Дж. Боффа.)

  • 




ФОТОМАТЕРИАЛЫ О     КУРСКОЙ ДУГЕ

    14 слайд






    ФОТОМАТЕРИАЛЫ О КУРСКОЙ ДУГЕ

  • 3. Битва за Днепр.
Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам:      
1.Ка...

    15 слайд

    3. Битва за Днепр.
    Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам:
    1.Какое значение имела победа под Курском?
    2.Докажите, что немцы серьезно подготовились к защите Днепра.
    3.Как был форсирован Днепр?
    4.Какие и где происходили бои в летне-осеннюю кампанию?

  • 4.Итоги 2 периода войны.
Выводы (2 мин.)
Несмотря на поражения Красной армии...

    16 слайд

    4.Итоги 2 периода войны.

    Выводы (2 мин.)
    Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., на советско-германском фронте сложились предпосылки коренного перелома в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза, которые были реализованы в ходе Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге.

  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:Выберите правильный ответ.
Кто руководил действиями со...

    17 слайд

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
    Выберите правильный ответ.
    Кто руководил действиями советских войск по
    ликвидации окруженной группировки
    немецких войск в Сталинграде:
    а) В. И. Чуйков; б) К. К. Рокоссовский; в) Р. Я. Малиновский?
    2. В честь какого события в Москве впервые был дан
    победный салют:
    а) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
    б) провала немецкого наступления на Курской дуге;
    освобождения Орла и Белгорода; в) освобождения Киева?
    3. Где немецкие оборонительные сооружения получили
    название «Восточный вал»:
    а) на правом берегу Днепра;
    6) на Таманском полуострове;
    в) на южном берегу Сивашского залива?

  • Домашнее задание (3 мин.)
1.Прочитать § 34, записи в тетради.
2.Подготовиться...

    18 слайд

    Домашнее задание (3 мин.)
    1.Прочитать § 34, записи в тетради.
    2.Подготовиться к проверочной работе.
    3.Нанести на контурную карту направления главных
    ударов противника и Красной Армии.
    4. Желающие учащиеся могут подготовить доклады, эссе,
    рефераты, презентации на темы:
    а) «Партизанское движение в годы войны»;
    б) «Советский тыл в годы войны»;
    в) «Советская культура в годы войны»;
    г) «Значение событий 1942 г. для хода Великой
    Отечественной войны»;
    д) «Значение помощи союзников СССР в годы Великой
    Отечественной войны»;
    е) «Мой родной край и моя семья в 1942— 1943гг.».

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 «ЦИКЛ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»  9 класс

 

 

Тема: Кореннойпереломвходевойны.

 

 

 

 

Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения

            средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский

            муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна

 

2010год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА:Кореннойпереломвходевойны.

Цель: охарактеризовать Курскую битву и успехи Красной Армии в осенней

кампании 1943 года.   

Продолжать  учить анализировать исторический документ. Развивать умение обобщать, делать выводы. Прививать чувство гордости за героизм соотечественников  в годы ВОВ.

учебником, картой. Тип урока. Комбинированный урок.

ХОД УРОКА:

1.Опрос в виде экспресс- опроса по теме: «Боевые действия летом 1942 года». Слайды №

Работа с картой: Слайд №

определим
1.Направления ударов советских войск.
2.Направление контрудара танковой группы Манштейна.

Работа с документом: Заполни пропуски в тексте. Слайд №

Контрнаступление под Сталинградом  началось __________ силами Юго-Западного (командующий генерал ______ и Донского (командующий генерал ________) фронтов. ___________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал ________ прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии и огромном котле между Волгой и Доном. _______________ передовые части этих фронтов соединились в районе города _________. В котле оказались ________

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О прорыве блокады Ленинграда. Слайд №

Задание на урок.  Определить почему сражение на Курской дуге оценивается как завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне?

2.Начало массового изгнания захватчиков.

Самостоятельная работа с п. 2 § 34.

- Какая обстановка складывается на фронте после Сталинграда?

Как шли бои на Северном Кавказе?

Как шли бои на Верхнем Дону?

Как произошел прорыв блокады Ленинграда?

Каковы результаты зимнего наступления Красной Армии?

3.Курская битва. Слайд №

Задание. Слушая рассказ учителя, составить тезисный план. Под Курском советская сторона добилась значительного превосходства сил благодаря самоотверженной работе тыла.

Цифры: Слайд №

«Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника (в числе которых было еще около полумиллиона солдат союзников Гитлера). По артиллерии соотношение было 99 тысяч орудий против 54 тысяч, по танкам - 9 600 против 5 850, по самолетам - 8 300 против 3000». (Дж. Боффа.)

В конце марта 1943 года советское командование получило от своей аген­турной разведки сведения о том, что немцы готовятся к очередному, третьему подряд, летнему наступлению. Наиболее ценные сведения были сообщены ан­тифашистской разведывательной организацией «Красная капелла», которой ру­ководил легендарный разведчик-антифашист Леопольд Треппер и группа Шан­дора Радо. Ценные сведения доставлял в Москву швейцарский журналист Ру­дольф Ресслер. Хотя Гитлер подчеркивал, что одним из условий готовящейся операции «Цитадель» является абсолютная секретность, советской разведыва­тельной сети удалось раскрыть не только общие планы немцев, но также численность и дислокацию войск, направление ударов и точный момент наступле­ния.

План «Цитадель» Замысел немцев вырастал из операции, предпринятой Манштейном в феврале-марте 1943 года. В результате боев линия фронта стала извилистой, с выступами и впадинами. Особенно явственный выступ с совет­ской стороны обрисовывался на уровне Курска.

Немецкий стратегический план был нацелен на то, чтобы отсечь этот вы­ступ ударами по его основанию. Такие сдвоенные удары должны были нано­ситься с севера, из района Орла, и с юга, из района Белгорода. Наступающие должны были соединиться под Курском, заключив в кольцо круглую группи­ровку советской армии, находящейся к западу от этого города. Двойной прорыв советской обороны планировалось осуществить с помощью крупных масс тан­ков.

Силы. Для осуществления плана «Цитадель» гитлеровское командование сосредоточило 50 отборных дивизий, в том числе около 16 танковых и мотори­зованных. Группировка войск, предназначенная для выполнения плана «Цита­дель», насчитывала 900 тыс. солдат и офицеров, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2700 танков, свыше 2000 самолетов. Танковые и пехотные части были пополнены более совершенными танками типа «пантера» и «тигр», а также штурмовыми самоходными орудиями «Фердинанд». Получили новые самолеты («Фокке-Вульф-190 А» и «Хеншель-129») и авиационные части. Гитлеровцы были твердо уверены в успехе операции.

Планы Советского командования. «Перед Советским Верховным Глав­нокомандованием встала дилемма, которую годом раньше оно не в состоянии было разрешить: ждать вражеского удара на оборонительных позициях с целью измотать немцев и затем перейти в контрнаступление или предупредить про­тивника, взяв на себя инициативу первого удара?». (Дж. Боффа.)

(Пятецкий А.М. История России. «Московский лицей», 1989).

Мнения разделились. В своем докладе 8 апреля 1943 г. Г.К. Жуков кате­горически высказался за первое предложение. А.М. Василевский придерживался такой же точки зрения. Рокоссовский предлагал возобновить наступление на вражескую группировку в районе Орла. Сталин колебался: он опасался, что со­ветские войска не выдержат массивной атаки вражеских танков. 12 апреля 1943 г. в Москве состоялось совещание, на котором возобладал оборонительный ва­риант («преднамеренная оборона»).

Советская оборона была насыщена огневыми средствами и глубоко эше­лонирована: различные заграждения, противотанковые препятствия, минные поля тянулись на протяжении десятков километров. Всего было подготовлено восемь рубежей обороны общей глубиной 250-300 км. Оборона строилась в пер­вую очередь как противотанковая. Поэтому на рубежах обороны строилась и создавалась большая плотность артиллерии. Так, например, на участке 13-й ар­мии Центрального фронта, где ожидался главный удар противника, на 1 км фронта приходилось до 92 стволов орудий и минометов. Кроме этого, на 1 км фронта имелось более 30 орудий противотанковой артиллерии.

Слайд №            (историческая карта)

         Весь Курский выступ прикрывали три воздушные армии и две истребительные авиационные дивизии противовоздушной обороны. На вооружение авиации поступили само­леты усовершенствованной конструкции

 Ла-5, Як-9.

Зенитные средства позволяли фронтам прикрывать значительное количе­ство объектов двух-, трех-, четырех- и даже пятислойным огнем.

Ход. Немцы начали наступление на рассвете 5 июля 1943 г., обрушив на советскую оборону самые мощные танковые «клинья» за всю войну. Советское командование знало даже точный час немецкого настушгсния и решило нанести уже по выдвинутым на исходные рубежи вражеским войскам упреждающий удар своей артиллерией. Эта контрподготовка оказала на наступающих демора­лизующий эффект.

         Немцы атаковали на северном отрезке фронта -  южнее Орла, на участке, занятом войсками Рокоссовского, на южном - севернее Белгорода, на участке, удерживаемом войсками Ватутина. На северном участке немцы к концу первого дня вклинились на глубину от 3 до 6 км. Пять яростных атак провели в этот день немецко-фашистские войска против Центрального фронта, но ощутимых ре­зультатов не достигли. Ценой больших потерь врагу удалось за два дня продви­нуться до 10 км. Вскоре наступательный прорыв немцев полностью истощился. 12 июля советские войска атаковали немцев в разных пунктах Орловского вы­ступа.

           Не добилась успеха и группировка противника, наступавшая на Курск с юга, из района Белгорода. Против войск Воронежского фронта (командующий Ватутин) действовала 4-я танковая армия генерала Гота и группа генерала Камифа под общим командованием генерала Манштейна. После шести дней не­прерывных атак гитлеровцы продвинулись примерно на 35 км, грозя сломать хорошо укрепленную оборону. В этот тяжелый момент навстречу немцам вы­двинулись две армии резерва Конева, в том числе 5-я танковая армия генерала Ротмистрова.

12 июля 1943 года около деревни Прохоровка развернулось грандиозное танковое сражение. С обеих сторон в нем одновременно участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. К исходу дня сражение закончилось поражением главной группировки немцев, которые оставили на поле боя 400 танков, 300 ав­томашин, свыше 3500 солдат и офицеров (данные А.М. Самсонова).

       23 июля немецкое наступление было остановлено на всем фронте. 3 авгу­ста советские войска перешли в контрнаступление по линии Орел - Курск - Белгород.

В период наступления под Курском активно и самоотверженно действо­вали партизаны, организовав сотни диверсий. Во время летне-осеннего наступ­ления разворачивается операция «Рельсовая война», а во второй половине сен­тября 1943 г. ее продолжение - «Концерт», имевшее целью подрыв коммуника­ций противников и, прежде всего, вывод из строя железной дороги.

Советские войска наращивали наступление. 23 августа 1943 г. был осво­божден Харьков. На этот раз окончательно. На этом завершилась Курская битва.

В боях под Курском нашими бойцами было совершено много подвигов.

Сообщения о подвиге летчика А.К. Горовца; ст. лейтенанта А.П. Маресь­ева; эскадрильи «Нормандия».

2. Итоги Курской битвы.

Курская битва продолжалась 50 дней, закончилась победой Красной Ар­мии. Были разгромлены 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танко­вых. Общие потери: 500 тыс. солдат и офицеров, 1500 танков и самоходных ар­тиллерийских установок, 3000 орудий и свыше 3500 самолетов.

Точка зрения.

«Курская битва, в которой были уничтожены немецкие бронетанковые дивизии, вооруженные танками самых совершенных моделей («тигр», «панте­ра»), ознаменовала коренной поворот в войне. Немецким войскам больше не удалось овладеть стратегической инициативой до конца войны». (Н. Верт.)

Воспоминания генерала Гудериана,

«В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решитель­ное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Инициатива окончательно перешла к русским».

3.Битва за Днепр. Слайд №

Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам: -    

Какое значение имела победа под Курском?

Докажите, что немцы серьезно подготовились к защите Днепра.

Как был форсирован Днепр?

Какие и где происходили бои в летне-осеннюю кампанию?

4.Итоги 2 периода войны.  Слайд №

Выводы (2 мин.)

Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., на советско-германском фронте сложились предпосылки коренного перелома в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза, которые были реализованы в ходе Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге.

5.Заключение.

 Домашнее задание:

1.Прочитать § 34, записи в тетради.

2.Подготовиться к проверочной работе.

3.Нанести на контурную карту направления главных

ударов противника и Красной Армии.

4. Желающие учащиеся могут подготовить доклады, эссе,

рефераты, презентации  на темы:

а) «Партизанское движение в годы войны»;

б) «Советский тыл в годы войны»;

в) «Советская культура в годы войны»;

г)  «Значение событий 1942 г. для хода Великой

Отечественной войны»;                                                                                                                                                                                                            

д) «Значение помощи союзников СССР в годы Великой

Отечественной войны»;

е)  «Мой родной край и моя семья в 1942— 1943гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ЦИКЛ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»  9 класс

 

Тема: Боевые действия летом 1942 года

 

 

 

 

Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения

            средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский

            муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна

 

 

 

2014год.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: Боевые действия летом 1942 года

Цели:

1.Познакомить учащихся с трагическими событиями лета 1942 года.

2.Подвести учащихся к пониманию причин летних неудач Красной Армии и значения героической обороны Сталинграда.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы.

Учебное оборудование: карта «Вторая Мировая война» рабочая тетрадь выпуск 2, ксерокопии документов, презентация.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (антигитлеровская коалиция), даты: 5 декабря 1941 г., 1января 1942г., 29 ноября — 1 декабря 1943 г., домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Начало Великой

Отечественной войны»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28.

КАРТОЧКА

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Как проходило отступление Красной Армии летом-осенью 1941 года?

б) Для этого подумай и поразмысли:

Как развивались события в первые дни войны?

Как проходило наступление немецких войск?

Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная Армия

терпит поражения?

Какие недостатки в организации обороны можно выделить?

Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

в) Сделай вывод.

2.Работа с классом (на выбор учителя).

А) Беседа по вопросам.

— Почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?

— Почему, с самого начала войны, советское руководство определи­ло ее как Отечественную?

Б) Выполнение заданий из рабочей тетради выпуск 2, § 31, рабочий лист 6, стр. 48 и рабочий лист 7, стр. 48.

3.Устный развернутый ответ учащегося по карточке, отзывы одноклассников.

III. Изучение новой темы План:

• Наступление Красной Армии.

• Трагические события лета 1942 года.

• Складывание антигитлеровской коалиции.

Задача для учащихся: Каковы итоги военной кампании 1942 года.

1.Самостоятельная работа учащихся с текстом документа. СЛАЙД № 1

Учебник 1 § 32, стр. 210-212   1.Продолжите:

Лучшим танком II мировой войны признан ……… Лангемак создал, Флёров испытал ……… самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия…….. “КВ” и “ИС”………. род войск, потерявший своё значение во время ВОВ…….. сражение под Прохоровкой - крупнейшее сражение…….. Шпагин создал автомат …….

2.Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы. СЛАЙД №

Соотношение сил сторон накануне контрнаступления советских войск под  Москвой ( 5 декабря 1941 года.)

Линия сравнения

Западный, Калининский, Юго- Западный фронты

Группа армий «Центр»

Личный состав (тыс. чел.)

                     1100

                 1700

Орудия и минометы

                     7650

                13500

Реактивные установки

                      415

                 ___

Танки

                      770

                 1170

Самолеты

                      1000

                 615

 

Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?

               Какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?

Беседа по вопросам:

1.Как развивались события в первые дни войны?

2.Как проходило наступление немецких войск?

3.Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

4.Сделать вывод.

Задание: самостоятельная работа  учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Чем были вызваны причины поражений Красной Армии в 1942 году?

 1.Беседа с учащимися по прочитанному тексту.

—  Какое значение имела победа советских войск под Москвой?

—  Почему Сталин был уверен в быстром разгроме немецких войск?

—   Какие планы, на летнюю кампанию 1942 года были разработаны в германском генеральном штабе?

—  Чем были вызваны причины поражений Красной Армии?

 2. Сталинградская битва.  СЛАЙД № 2

Этапы:I  этап - 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).IIэтап - 19 ноября - 2 февраля - контрнаступление, окружение и разгром. Соотношение сил. Со стороны немцев - 80 дивизий.

Задание. Слушая рассказ, составить тезисный план.

Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков 17 июля 1942 г., когда части 62-й советской армии вошли в сопри­косновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса. Город готовился к обороне: строи­лись оборонительные сооружения, на их строительство ежедневно выходило свыше 180000 человек. На подступах к г

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 631 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 973
    • PPTX 3.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Александра Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 33559
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе