Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.


Цель: углубить знания о былинах на примере былины «Вольга и Микула».


Ход урока

I. Организационный этап

Создание коллаборативной среды. Тренинг «Поздороваемся».

Объединение в группы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Как на Севере называли былины?

2. Откуда родом Илья Муромец?

3. Как долго сиднем просидел Илья Муромец?

4. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником?

5. Кто же исцелил Илью Муромца?

6. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать?

7. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

8. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе?

9. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? Что об этом говорится в былине?


Групповая работа.

Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника. Впишите пропущенные слова.

Да как _____________(засвищет) он по-соловьему, _________(кричит) по-звериному так все травушки-муравы __________(уплетаются), а лазоревы цветки прочь ________(осыпаются), темны лесушки к земле все ___________________(приклоняются), а что есть людей, то все мертвы ________________(лежат.)


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- Несмотря на то, что Русь в первой половине XI века достигла расцвета, что почти все восточнославянские земли были собраны под власть киевского князя, это объединение было непрочным. Князья Рюриковичи (так называли потомков первого киевского князя Рюрика) боролись между собой за Киев, затем за обладание отдельными княжествами и вотчинами. Князья вместо того чтобы быть организаторами защиты всей Руси, своими междоусобными войнами разоряли население. Такая политика феодалов получила в народе осуждение, и это нашло отражение в былине «Вольга и Микула». Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является содержание былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам.

Также В. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской, Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Сегодня на уроке мы проанализируем былину «Вольга и Микула Селянинович», определим тему былины и выясним, кто является её подлинным героем.

2. Чтение учителем былины «Вольга и Микула».

Физминутка.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

Беседа по вопросам

- О ком эта былина? Что отражается в её названии?

О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.

- О чём рассказывает былина? Какова её тема?

В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.

- Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной «за получкою» (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах «мужички да всё разбойнички», зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – «бросить сошку за ракитов куст». И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: «Молодой Микула Селянинович».

- Кто является подлинным героем былины?

Молодой Микула Селянинович.

2. Какие сравнения используются при описании внешности Микулы Селяниновича?

«Кудри…что жемчуг», «брови…чёрна соболя», «глаза…ясна сокола», «сапожки…зелён сафьян». Он одет очень нарядно, по-праздничному. Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

3. Что можно сказать о характере Вольги и Микулы из их диалога. (Чтение диалога по ролям.)

В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.

4. Какое событие можно считать кульминацией?

Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и «дружинушки хороброй»: попытка «повывернуть» сошку Микулы из земли и «бросить сошку за ракитов куст» повторяется трижды.

8. Кто выходит победителем?

Микула. Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей - «мужичков».


V. Этап информации о домашнем задании

Выразительное чтение былины.


VI. Этап рефлексии. «Дерево успеха».

  • Другое
Автор Рогаль Наталья Анатольевна
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 309
Номер материала MA-073215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»