Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по русской литературе "Вольга и Микула"

Урок по русской литературе "Вольга и Микула"

Скачать материал

Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

 

Цель: углубить знания о былинах на примере былины «Вольга и Микула».

 

Ход урока

I. Организационный этап

Создание коллаборативной среды. Тренинг «Поздороваемся».

Объединение в группы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Как на Севере называли былины?

2. Откуда родом Илья Муромец?

3. Как долго сиднем просидел Илья Муромец?

4. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником?

5. Кто же исцелил Илью Муромца?

6. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать?

7. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

8. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе?

9. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? Что об этом говорится в былине?

 

Групповая работа.

Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника. Впишите пропущенные слова.

Да как _____________(засвищет) он по-соловьему, _________(кричит) по-звериному так все травушки-муравы __________(уплетаются), а лазоревы цветки прочь ________(осыпаются), темны лесушки к земле все ___________________(приклоняются), а что есть людей, то все мертвы ________________(лежат.)

 

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- Несмотря на то, что Русь в первой половине XI века достигла расцвета, что почти все восточнославянские земли были собраны под власть киевского князя, это объединение было непрочным. Князья Рюриковичи (так называли потомков первого киевского князя Рюрика) боролись между собой за Киев, затем за обладание отдельными княжествами и вотчинами. Князья вместо того чтобы быть организаторами защиты всей Руси, своими междоусобными войнами разоряли население. Такая политика феодалов получила в народе осуждение, и это нашло отражение в былине «Вольга и Микула». Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является содержание былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам.

Также В. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской, Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Сегодня на уроке мы проанализируем былину «Вольга и Микула Селянинович», определим тему былины и выясним, кто является её подлинным героем.

2. Чтение учителем былины «Вольга и Микула».

Физминутка.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

Беседа по вопросам

- О ком эта былина? Что отражается в её названии?

О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.

- О чём рассказывает былина? Какова её тема?

В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.

- Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной «за получкою» (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах «мужички да всё разбойнички», зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – «бросить сошку за ракитов куст». И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: «Молодой Микула Селянинович».

- Кто является подлинным героем былины?

Молодой Микула Селянинович.

2. Какие сравнения используются при описании внешности Микулы Селяниновича?

«Кудри…что жемчуг», «брови…чёрна соболя», «глаза…ясна сокола», «сапожки…зелён сафьян». Он одет очень нарядно, по-праздничному. Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

3. Что можно сказать о характере Вольги и Микулы из их диалога. (Чтение диалога по ролям.)

В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.

4. Какое событие можно считать кульминацией?

Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и «дружинушки хороброй»: попытка «повывернуть» сошку Микулы из земли и «бросить сошку за ракитов куст» повторяется трижды.

8. Кто выходит победителем?

Микула. Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей - «мужичков».

 

V. Этап информации о домашнем задании

Выразительное чтение былины.

 

VI. Этап рефлексии. «Дерево успеха».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русской литературе "Вольга и Микула""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.01.2017 1097
    • DOCX 17.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рогаль Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рогаль Наталья Анатольевна
    Рогаль Наталья Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21571
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе