Билет
№ 1
1.Назовите все гласные звуки, чем они
отличаются от согласных звуков? Расскажите о правописании гласных в корне
слова. Вставьте пропущенные буквы в словах:
В..дить, с..неглазый, заг..релый, заг...р,
з..рница, прик..сновение, кл..няться, предл..жить, покл..ниться, пол..г,
обм..кнуть, вым..кнуть, пл..вчиха, ск..чок, ум..реть, расст...лать, зап..реть,
соч...тать,изж...га, ш...пот, ц...гейка, прич...ска.
2. Расскажите о главных членах
предложения. В данных предложениях подчеркните основы и укажите, чем они
выражены. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Весело заиграла музыка. Она стала звучать
повсюду. Даже тяжелобольные выздоравливают под влиянием музыки. Мать с
сыном были очарованы виртуозной игрой музыканта. Гармонично звучали две домбры.
Присутствующие громко аплодировали артистам.
Билет
№ 2
1.Что такое алфавит? Назовите правильно
все буквы русского алфавита. Произведите фонетический разбор данных слов:
Большого, язык.
2.Расскажите
о второстепенных членах предложения. Найдите их в данных предложениях. Укажите,
чем они выражены.
Я нарвал большой букет цветов сирени.
Чарующий манящий запах исходит от них. Кусты сирени много лет назад посадил в
нашем саду дедушка.
Билет
№3
1.Что
такое слово? Какие бывают слова? (неологизмы, устаревшие слова,историзмы,
архаизмы, профессионализмы) Какие вы знаете словари? Приведите
примеры
2Расскажите
об основных группах простых предложений. Укажите виды данных предложений:
С середины неба глядит ясный месяц. Ясная лунная ночь. Люблю такие тихие вечера.
Дышится легко. В домах зажгли свет.
Билет
№4
1.Что
такое синонимы и антонимы? Какова роль синонимов в речи? В данном тексте
устраните повторы с помощью синонимов. Сделайте морфологический разбор
выделенного слова
Стояла солнечная морозная погода. Вдруг
небо потемнело, стал сыпать с неба снег и буквально за минуту началась метель.
Метель замела весь двор. К вечеру метель усилась. Не было видно ничего
из-за сильной метели.
2.Какие
члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания и
расставьте их.
Были это веселые сильные и смелые люди.
Она постелила белую с бахромой скатерть. Она играла очень хорошо немного строго
сухо. С часу ночи на дворе начался упорный холодный дождь и лил до утра.
Билет
№5
1.
Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными.
Приведите примеры.
2.Назовите виды сказуемых. В данных
предложениях подчеркните сказуемые и укажите их вид. Сделайте морфологический
разбор выделенного слова.
Каждую профессию мы превращаем в
искусство. Без этой книги брат не сдал бы экзамен. Ряд новых домов был
построен в этом году. Все стали громко аплодировать артистам.
Билет
№6
1.Расскажи о буквах и слогах. Какие буквы
обозначают два звука, а когда один? Произведите фонетический разбор данных
слов: Большого, язык.
2.Чем может быть выражено подлежащее? В
данных предложениях подчеркните подлежащее и укажите, чем они выражены?
Из кухни доносился аппетитный запах. Трое
незаметно проскользнули во двор. Танцующие сделали красивый па. Никто не
поддержал его. Мы с родителями в воскресенье вышли на пикник. В поле вышли от
мала до велика.
Составьте диалог на тему «Отдых на
природе.»
Билет
№7
1.
Расскажи о парных и непарных согласных звуках? Чем они отличаются от гласных
звуков?
Доро...ка, сма...ка, во...зал, а....ликация,
гри...., грус...ный, чес....ный, а...юминий, гру...а, дро...и, фу...бол, тихий
пру.., ивовый пру..., большой концер.., а...ревиатура.
2. Расскажи о сложноподчиненном
предложении с придаточным определительным и сделайте синтаксический разбор
предложения. Составьте минитекст на тему « Профессии»
Девочка, которая заснула было у печки,
вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас.
Билет
№8
1.Расскажите о синтаксических видах связи
в словосочетаниях: согласование, примыкание, управление. Приведите примеры,
разберите их.
2. Какие предложения называются личными, а
какие безличными? Сделай синтаксический разбор предложений:
Под дубом вековым неподвижно я лежал.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Стояла ясная безоблачная ночь. Не
спалось.
Билет
№9
1. Фразеологизмы,
их употребление в речи. Приведите примеры
2.Расскажите о согласовании сказуемого с
подлежащим. В данных предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим. Сделайте
морфологический разбор выделенного слова.
По утрам дети (делать) зарядку. Без этой
книги брат (не сдать бы) экзамен. Целую неделю молодежь (веселиться).
Гостеприимный Алматы (встретить) нас солнцем и теплом. Несколько человек
(присоединиться) к выступающим.
Билет
№10
1.Что такое приставка? Расскажите о
правописании приставок. В данных словах вставьте пропущенные буквы и объясните.
Уголовный ро..ыск,
ра..сыпать зерно, ...ъежится от холода, бе..вестный художник, о..блеск огня,
пр..открытая дверь, пр...ображенный край, ра.....яренный зверь, по....скать
ключ, пр...емник включен, пр...мник Пушкина, пр...дать силы, пр...дать суду,
пр...клонить голову.
2.Виды
предложений по цели высказывания. В данном тексте укажите границы предложений,
расставьте знаки препинания. Сделайте морфологический анализ выделенного слова.
Между стволов промелькнула белка куда она
пропала где ее домик кругом стоит тишина хорошо осенью в лесу а сколько грибов
но что это паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит куда он летит где он
остановится счастливого тебе путешествия, паучок!
Билет
№11
Что
такое корень? К данным словам подберите однокоренные слова:
рыба, ход, ласка. Какая гласная пишется после Ц в корне слова? В
данных словах вставьте пропущенные буквы: герц..г, Ц...рих, ц..коль,
ц..гейка, ц...ган, ц...тата, ц..п-ц..п, ц..фра, ц..ркуль, ц...кать.
2.
Расскажите о назывных предложениях. Какова их роль в тексте? Синтаксическ.
разбор одного из предложений по выбору.
Билет
№12
1.Что
такое суффикс? Составьте новые слова и одно из них разберите по составу:
Ход, ласка, дочь.
2.
Назовите основные группы сложных предложений. Определите вид данных
предложений.Сделайте синтаксический разбор последнего.
Суворов понимал,
что успех сражения зависит от солдат. Девять лет он сам прослужил рядовым, и
солдатская жизнь была близка ему. Он постоянно заботился о них, хотя его усилия
не всегда поддерживались царем. Но главное внимание уделял Суворов тому, чтобы
воспитывать в солдатах смелость, решительность и инициативу.Суворовская система
отличалась от прусской системы муштры, которую царское правительство все время
насаждало в армии.
Билет
№13
1.Что
такое окончание?Какова его роль? Поставьте окончания и определите падежи имен
прилагательных и имен существительных:
С давн.. врем.. люди жил.. мечт.. о полет.. в космос.
Весь мир восхищается героическ.. подвиг... Ю.А. Гагарин....
Школьники будут изучать основ... машиностроен....
2.Сложноподчиненное
предложение. Дайте определение и расскажите о видах СПП. В данном тексте
найдите сложноподчиненные предложения. Сделайте синтаксический разбор
Суворов понимал,
что успех сражения зависит от солдат. Девять лет он сам прослужил рядовым, и
солдатская жизнь была близка ему. Он постоянно заботился о них, хотя его усилия
не всегда поддерживались царем. Но главное внимание уделял Суворов тому, чтобы
воспитывать в солдатах смелость, решительность и инициативу.Суворовская система
отличалась от прусской системы муштры, которую царское правительство все время
насаждало в армии.
Билет
№14
1.Порядок
разбора по составу. Данные слова разбери по составу:
Прилет, прибрежный,
подъезды, приходит, грустный, грибок.
2.Сложносочиненное
предложение. Дайте определение. В данном тексте найдите сложносочиненные
предложения. Произведите синтаксический разбор одного из ССП.
Саранча похожа на
крупного кузнечика, и зарождается она в стоячих болотах. Уничтожать ее надо
тогда, когда у нее еще не выросли крылья. Если она полетела, борьба с ней
трудна. Ее так много, что она закрывает солнце. Она оголяет целые поля, и
прекращается рост пшеницы. Уничтожать саранчу можно только утром и вечером,
когда падает роса. Мелкий порошок ложится на растения тонким ровным слоем, а
саранча потом съедает их вместе с ядом и погибает.
Билет
№15
1.Имя существительное как часть речи. В
данном тексте подчеркните имена существительные. Произведите морфологический
разбор одного из них.
В Алжире, вблизи одного городка, находится
озеро из чернил. В это озеро впадают две речушки. Воды одной из них насыщены
солями железа, другая протекает через торфяное болото и содержит в своей воде
те же вещества, что и в соке чернильных орешков. Когда эти воды смешиваются,
образуются чернила. В воде озера нет ни рыбы, ни других живых существ, вода его
годна только для письма.
2.Расскажите об обособленных членах
предложения. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
Билет
№16
1.Имя прилагательное как часть речи.
Подчерните в тексте прилагательные и произведите морфологический разбор одного
из них.
Мы шли по густому лесу. Здесь был сделан
небольшой привал. После короткого отдыха мы с Дерсу отправились вперед. На тропе
не было конных следов. Мы перешли на левую сторону лесного ручья. Вековые
дубы, могучие кедры, черная береза, клен, тополь растут здесь в живописном
беспорядке.
2.Что такое прямая речь? Расскажите о
знаках препинания. Составьте монолог на тему «Мое хобби».
Билет
№17
1.Глагол как часть речи. Спряжение
глаголов. Найди в тексте глаголы, произведи морфологический разбор одного из
них:
Мы шли по густому лесу. Здесь был сделан
небольшой привал. После короткого отдыха мы с Дерсу отправились вперед. На
тропе не было конных следов. Мы перешли на левую сторону лесного ручья.
Вековые дубы, могучие кедры, черная береза, клен, тополь растут здесь в
живописном беспорядке.
2.Что такое приложение? Расскажите о
знаках препинания при них. Составьте минитекст на тему «Любимая книга».
Билет
№18
1.Числительное как часть речи. Расскажите о
разрядах и о правописании числительных. Данные цифры напишите словами:
12 школ, 532 билетов, 74 клиентам, 2935
страница, 961 избирателю, 3 /7.
2.Замена прямой речи косвенной. Расскажите
о диалоге. Составьте и запишите диалог на тему «Профессии».
Билет
№19
1.Местоимение как часть речи. Назовите
разряды местоимений. В данных предложениях найдите местоимения. Произведите
морфологический разбор выделенного:
Кто-то из нашего класса предложил
отправиться в однодневный поход. Со стороны учителя не было никаких возражений.
И вот мы в пути. Каждый вспоминает, не забыл ли он чего –нибудь. Таким образом,
мы сделали себе подарок, который ни с чем не сравним.
2. Что такое междометие? Расскажите о знаках
препинания при них и приведите примеры
Билет
№20
1.Наречие как часть речи. Какие наречия
пишутся через дефис? В данном тексте найдите наречия, объясните их написание,
сделай морфологический разбор выделенного слова.
Наши предки издавна мечтали о полетах к
звездам. По-прежнему, как много лет назад, ночное звездное небо манит нас.
Вдали мерцают огни далеких планет. И всегда ты ощущаешь загадочность и
бесконечность вселенной. По – дружески протягиваешь руки и только тогда
понимаешь, что ты песчинка в этом огромном мире.
2.Рассказать об обращении и знаках
препинания при нем. Переделайте предложения, чтобы подлежащие стали
обращениями:
Мадина позвонит мне завтра. Асем мы
поблагодарили за поздравления. Мама купила нам билеты в цирк. Папе понравилось
выступление гимнастов. Мама была отблагодарена нами.
Билет
№21
1.Расскажите о всех служебных частях речи
(предлоги, частицы, союзы). В данном тексте найдите и укажите их вид.
Он с ужасом увидел, что заехал в
незнакомый лес. Дремучая чаща и пронзительно бесшумная тишина напомнили ему
впечатления детства, которые появлялись под влиянием сказок Пушкина. Он как бы
вернулся в тот мир, когда рядом нет ни души, только исключительно голубое небо
над головой вселяет уверенность в победу добрых сил.
2.Расскажите о причастии и причастном обороте.
Расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор первого
предложения.
Ели стоящие по колено в сугробах были
громадно высоки.Но еще выше елей было небо засыпанное зимними звездами. На
тропах ведущих к перевалу появились свежие человеческие следы.Вокруг стояла
тишина казавшаяся выше елей выше звезд и даже самого черного бездонного неба.
Билет
№22
1.Рассказать о правописании глаголов на
тся и –ться и наклонениях глаголов. Вставьте пропущенные буквы в словах.
Объясните.
Кто лени...ся, тот не цени...ся. Кто любит
труди...ся, тому без дела не сиди...ся. Кто любит труди...ся, тому есть чем
горди...ся. Мастером нельзя роди...ся, мастерству нужно учи...ся. Грамоте
учи...ся – всегда пригоди...ся. Кто спортом занима...ся, тот сил набирае..ся.
2.Расскажите
о вводных словах и уточняющих членах предложения. Найдите их в данных
предложениях. Произведите синтаксический разбор предложения на выбор:
Она
Татьяна в семье своей родной казалась девочкой чужой. Буран мне
казалось все еще свирепствовал. К сожалению я не мог выполнить обещание.
Бесспорно задание будет выполнено в срок.Она насколько мне известно хорошо
знает немецкий язык.
Билет
№23
1.Расскажите о деепричастиях, способах
образования, роли их в предложении.Деепричастный оборот и знаки препинания при
нем. Найдите их в тексте.
Раскрасив
стекло мастера обжигали его в печах. Подготовив материал художники собирали из
него рисунок витража. Составив рисунок они окончательно резали стекло соединяя
его свинцовыми перемычками. Они работали засучив рукава.
2.Что входит в культуру речи и понятие о
тексте? Цитата. Приведите примеры. Синтаксический разбор:
У каждого города есть памятники, которые являются символом его гордости и
славы.
Билет
№24
1.Бессоюзное сложное предложение.
Смысловые значения и знаки препинания при БСП. Произведите синтаксический
разбор предложения:
Вдруг из-за облака выглянуло солнце – мы
ахнули: с севера катились по темной тайге прямо на нас яркие золотые волны.
2.Согласованные и несогласованные
определения. Типы синтаксической связи в словосочетаниях. Приведи примеры.
Билет
№25
1.Типы и стили речи. Приведите примеры.
2.Сложное синтаксическое целое и средства
связи в ССЦ. Синтаксический разбор предложения:
Я люблю сидеть у костра, слушать треск
сучьев и думать о том, что жизнь необыкновенно хороша, если ее не бояться и
принимать с открытой душой.
Билеты
по русскому языку в школах с
государственным языком
Для 9 класса
Подготовила С.Т.Татенова
СШ им.Кутпанулы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.