МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
г. Новокузнецк
Библиотечное занятие по теме:
Работа с
текстом:
определения
понятий и примеры
Автор-составитель:
Дубская
Оксана Анатольевна,
учитель
химии и биологии
Пояснительная записка
Предлагаемая
разработка библиотечного занятия составлена по программе курса «Основы
информационной культуры личности» (авторы: Гендина Н. И. и др.), рассчитанной
для учащихся 6 класса. Занятие является вторым уроком в разделе «Аналитико-синтетическая переработка
источников информации». Задания к уроку взяты из рабочей тетради «Основы
информационной культуры личности. 6 класс», автор-составитель Дубская О.А.
Тема: Работа с текстом: определения понятий и примеры.
Цель: формирование
умений работы с текстом.
Задачи:
- Изучить
понятия «определение», «примеры», компоненты определений;
- Научить
разбирать определения на компоненты и составлять определения понятий;
- Продолжить
развитие коммуникационной компетенции через умения:
-
рассуждать, выражать свои мысли;
-
публично выступать;
- работать в группе
- Продолжить
развитие информационной компетенции через умения работать со словарем.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари, карандаши,
фломастеры.
Место проведения
урока: учебный класс.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Вид урока: урок-беседа, работа в малых группах.
Список
использованных источников
1.
Формирование
информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование
содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова,
Г.А.Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: Международный региональный центр библиотечного
сотрудничества, 2006.- 512с.
2.
Школьная
библиотека как центр формирования информационной личности/ учебно-методическое
пособие [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В. Уленко.-
М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 352с.
3.
Ресурсы
Интернета – иллюстрации к презентации.
Работа с текстом: определения
понятий и примеры
Цель: формирование
умений работы с текстом.
Задачи:
- Изучить
понятия «определение», «примеры», компоненты определений;
- Научить
разбирать определения на компоненты и составлять определения понятий;
- Продолжить
развитие коммуникационной компетенции через умения:
-
рассуждать, выражать свои мысли;
-
публично выступать;
- работать в группе
- Продолжить
развитие информационной компетенции через умения работать со словарем.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари, карандаши,
фломастеры.
Ход
урока
1. Организация
класса на урок.
Приветствие.
Предложить
каждому ученику выразить одной фразой свое настроение на данный момент урока
(можно этим же приемом закончить урок).
2. Сообщение
темы и цели урока.
Сообщение
темы:
Беседа с учащимися по следующим вопросам:
1) Как часто
при изучении учебных предметов вы работаете с понятиями?
2) Какими
способами вы пытаетесь запомнить понятия?
3) Долго ли
вы помните заученное понятие?
4) Умеете ли
вы для конкретного понятия приводить примеры?
Разминка (на
слайде предложены несколько понятий, необходимо устно дать им определения): атмосфера,
конфликт, легенда, капюшон.
Проверить
определения предложенных понятий.
Совместное
формулирование цели занятия: научиться составлять определения понятий и приводить примеры.
3.
Сообщение
нового материала
1)
Работа с толковым словарем,
проверка составленного определения, запись в тетрадь:
Определение – текст,
раскрывающий содержание понятия, обозначаемого определяемым термином.
2) Изучение
компонентов определений (использовать цветные ручки
или карандаши):
Компоненты определений
1)
наименование видового понятия +
2)
связка («есть»,
«это», «является», «называется» и пр., которая содержательной роли не играет,
часто бывает нулевой) +
3)
наименование родового понятия +
4)
указание на отличительные признаки,
выделяющий этот вид внутри рода (место,
время, материал, свойство, форма, назначение и т. д.).
Например:
Афиша - это объявление о спектакле,
кинофильме, концерте, вывешиваемое на видном месте.
3)
Задание:
Разберите на компоненты (с помощью цветовых выделений) следующие
определения:
1. Энциклопедия – это справочное издание, содержащее
систематизированный свод знаний.
2. Параграфом называется подразделение текста внутри главы, раздела,
обозначаемое знаком §.
3. Реферат – есть краткое изложение в письменном виде или в форме
публичного доклада содержания научного труда.
4. Книга – непериодическое издание в виде сброшюрованных листов
печатного материала, средство информации.
5. Таблица – список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в
определенную систему и разнесенных по графам; сводка, ведомость.
Правильность выполнения проверяется фронтально с опорой на
слайды.
4) Работа
с толковым словарем, проверка составленного определения,
запись в тетрадь:
Примеры –
частные случаи, приводимые для пояснения и доказательства. Примеры должны
быть доходчивыми, выразительными и понятными.
4.
Первичное
закрепление
Ответы учащихся
сопровождаются видеорядом.
5.
Инструктаж по выполнению д/з:
1) В толковых
словарях найдите определения следующих понятии и разберите их по компонентам:
обложка, цитата, коллаж, афоризм, план.
2) Нарисовать
рисунок времени года (по принадлежности ученика к группе) или подготовить
фотоколлаж (в программе PowerPoint).
6.
Итог урока
Предложить
каждому ребенку выразить одной фразой свое настроение на данный момент урока,
или:
Методика ХИМС: (группы совещаются, обсуждают занятие, один представитель группы
высказывается).
Хорошо
Интересно
Мешало
С собой
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.