Инфоурок Другое Другие методич. материалыБиблиотечный урок "Работа с текстом: определения понятий и примеры".

Библиотечный урок "Работа с текстом: определения понятий и примеры".

Скачать материал

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

г. Новокузнецк

 

 

 

 

 

Библиотечное занятие по теме:

Работа с текстом:

определения понятий и примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Дубская Оксана Анатольевна,

учитель химии и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Предлагаемая разработка библиотечного занятия составлена по программе курса «Основы информационной культуры личности» (авторы: Гендина Н. И. и др.), рассчитанной для учащихся 6 класса. Занятие является  вторым  уроком  в разделе «Аналитико-синтетическая переработка источников информации». Задания к уроку взяты из рабочей тетради «Основы информационной культуры личности. 6 класс», автор-составитель Дубская О.А.

Тема: Работа с текстом: определения понятий и примеры.

Цель: формирование умений   работы с текстом.

Задачи:

  • Изучить понятия «определение», «примеры», компоненты определений;
  • Научить разбирать определения на компоненты и составлять определения понятий;
  • Продолжить развитие коммуникационной компетенции через умения:

 -  рассуждать, выражать свои мысли;

 -  публично выступать;

       -  работать в группе

  • Продолжить развитие информационной компетенции через умения работать со словарем.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари, карандаши, фломастеры.

Место проведения урока: учебный класс.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Вид урока: урок-беседа, работа в малых группах.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.             Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: Международный региональный центр  библиотечного сотрудничества, 2006.- 512с.

 

2.             Школьная библиотека как центр формирования информационной  личности/ учебно-методическое пособие [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 352с.

 

3.             Ресурсы Интернета – иллюстрации к презентации.


Работа с текстом: определения понятий и примеры

 

Цель: формирование умений   работы с текстом.

Задачи:

  • Изучить понятия «определение», «примеры», компоненты определений;
  • Научить разбирать определения на компоненты и составлять определения понятий;
  • Продолжить развитие коммуникационной компетенции через умения:

 -  рассуждать, выражать свои мысли;

 -  публично выступать;

       -  работать в группе

  • Продолжить развитие информационной компетенции через умения работать со словарем.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари, карандаши, фломастеры.

    Ход урока

1.      Организация класса на урок.

Приветствие.

Предложить каждому ученику выразить одной фразой свое настроение на данный момент урока (можно этим же приемом закончить урок).

2.      Сообщение темы и цели урока.

Сообщение темы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1)      Как часто при изучении учебных предметов вы работаете с  понятиями?

2)      Какими способами вы пытаетесь запомнить понятия?

3)      Долго  ли вы помните заученное понятие?

4)      Умеете ли вы для конкретного понятия приводить примеры?

Разминка (на слайде предложены несколько понятий, необходимо устно дать им определения): атмосфера, конфликт, легенда, капюшон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить определения предложенных понятий.

Совместное формулирование цели занятия: научиться составлять определения понятий и приводить примеры.

 

3.             Сообщение нового материала

1)     Работа с толковым словарем, проверка составленного определения, запись в тетрадь:

Определениетекст, раскрывающий содержание понятия, обозначаемого определяемым термином.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)     Изучение компонентов определений (использовать цветные ручки или карандаши):

Компоненты определений

1)      наименование видового понятия +

2)      связка («есть», «это», «является», «называется» и пр., которая содержательной роли не играет, часто бывает нулевой) +

3)      наименование родового понятия +

4)      указание на отличительные признаки, выделяющий этот вид внутри рода (место, время, материал, свойство, форма, назначение и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например:

Афиша -  это  объявление о спектакле, кинофильме, концерте, вывешиваемое на видном месте.

 

3)     Задание:

Разберите на компоненты (с помощью цветовых выделений) следующие определения:

1. Энциклопедия – это  справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.

2. Параграфом называется подразделение текста внутри главы, раздела, обозначаемое знаком §.

3. Реферат – есть краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда.

4. Книга – непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство информации.

5. Таблица – список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам; сводка, ведомость.

            Правильность выполнения проверяется фронтально с опорой на слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)     Работа с толковым словарем, проверка составленного определения, запись в тетрадь:

Примеры – частные случаи,  приводимые для пояснения и   доказательства. Примеры должны  быть  доходчивыми, выразительными и понятными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Первичное закрепление

Работа в малых группах: приведите примеры явлений, доказывающих, определенное время года. Представителям групп необходимо доказать оппонентам, что за окном  зима (весна, лето, осень).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся сопровождаются видеорядом.

5.                  Инструктаж по выполнению д/з:

1)      В толковых словарях найдите определения следующих понятии и разберите их по компонентам: обложка, цитата, коллаж, афоризм, план.

2)      Нарисовать  рисунок времени года (по принадлежности ученика к группе) или подготовить фотоколлаж (в программе PowerPoint).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                  Итог урока

Предложить каждому ребенку выразить одной фразой свое настроение на данный момент урока, или:

Методика ХИМС: (группы совещаются, обсуждают занятие, один представитель группы высказывается).

Хорошо

Интересно

Мешало

С собой

 

 

 

 

 

 

 

                              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Библиотечный урок "Работа с текстом: определения понятий и примеры"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

 

Предлагаемая разработка библиотечного занятия составлена по программе курса «Основы информационной культуры личности» (авторы: Гендина Н. И. и др.), рассчитанной для учащихся 6 класса. Занятие является  вторым  уроком  в разделе «Аналитико-синтетическая переработка источников информации». Задания к уроку взяты из рабочей тетради «Основы информационной культуры личности. 6 класс», автор-составитель Дубская О.А.

Тема: Работа с текстом: определения понятий и примеры.

 

Цель: формирование умений   работы с текстом. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 304 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 457
    • DOCX 9.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дубская Оксана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дубская Оксана Анатольевна
    Дубская Оксана Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2291
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека