Тема занятия: « Безударные
гласные в корне слова».
Цель: Совершенствовать
навык правописания слов с одной безударной гласной в корне слова, проверяемых
ударением.
Задачи:
1) Учить распознавать
буквы безударных гласных в корне слова;
2) Формировать умение
понимать несоответствие произношения и написания, подбирать проверочные слова;
3) Формировать умение
находить и выделять корень в словах;
4) Совершенствовать
орфографическую грамотность;
5) Развивать умение
грамматически правильно и развёрнуто оформлять связное высказывание;
6) Расширять
словарный запас;
7) Развивать
мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление;
8) Формировать умение
подбирать слова - антонимы;
9) Воспитывать
усидчивость и аккуратность.
Оборудование: доска;
магниты, картинки-отгадки; карточки для индивидуальной работы.
Речевой материал: слова, текст,
загадки.
План занятия:
I.
Организационный
момент;
II.
Сообщение
темы занятия;
III.
Физкультминутка;
IV.
Закрепление
нового материала;
V.
Итог
занятия.
Ход
занятия:
I.
Организационный
момент:
Л.: Здравствуйте,
ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на занятии. Проверьте, готовы ли вы к
нему. Присаживайтесь.
II.
Сообщение
темы занятия:
Игра “Как
вы думаете?”.
Л.: Ребята,
перед вами находится карточка с заданием, вам необходимо распределить слова,
которые даны ниже, по 3 колонкам
а и е
Слова: т.шина, тр.винка, з.лёный, л.ства,
б.льчонок, т.инственный, гр.бной.
Теперь мы проверим, что у вас
получилось. Каждый из вас выйдет к доске и запишет слово, которое он считает
подходит в ту или иную колонку.
- Что объединяет эти слова?
У.: Безударная
гласная в корне
Л.: Как проверить написание безударной гласной
в корне слова? У.: Нужно
подобрать проверочное слово так, чтобы в корне чётко слышался гласный. Л.:
Верно! Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для
этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Какая тема занятия, кто сможет
сформулировать?
У.: Тема
занятия: «Безударные гласные в корне слова»
Л.: Правильно, тема нашего занятия: «Безударные гласные в корне слова».
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему занятия.
А теперь послушайте внимательно
стихотворение, которое я расскажу, по нему вам потом нужно будет выполнить
задание. Но, для начала вспомним, что такое однокоренные слова.
У.: Однокоренные
слова — это слова с одинаковым корнем. Л.:
Ребята, а что такое корень? У.:
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их
основное значение.
Л.: Молодцы, всё вспомнили, а теперь послушайте стихотворение:
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.
Выпишите парами однокоренные слова:
сначала – чтобы гласная была ударной, а затем безударной.
III.
Физкультминутка:
Раз -
подняться, потянуться,
Два -
нагнуться, разогнуться,
Три - в
ладоши, три хлопка,
Головою
три кивка.
На четыре
- руки шире,
Пять -
руками помахать,
Шесть - на
место тихо сесть.
IV.
Закрепление
нового материала:
Л.: Игра
«Эстафета»
(на доске записаны слова с
безударными гласными: столы, дома, река, стена, коса, моря, солить)
Ребята, на доске записаны слова с
безударными гласными, вам необходимо выполнить задание по их проверке.
Подобрать проверочное слово, выделить корень и поставить ударение.
Л.: Игра «Кто
отгадает?»
Сейчас я буду загадывать вам
загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какая безударная гласная в корне
отгадки и как её проверить.
1. Его весной
и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево)
2. Лежит
верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (змея)
3. Утром
падаю всегда: не дождинка, не звезда, но сверкаю в лопухах на опушке и лугах
(роса)
4. В белом
поле на просторе я оставлю тонкий след, но жить он может много лет (перо)
5. Ног нет, а
хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать
(часы)
6. Всю ночь
летает, мышей добывает. А станет светло – летит в дупло (сова)
(на доску вывешиваются картинки –
отгадки)
Л.: Игра
«Альпинист»
Ребята, кто такой альпинист? –
горный турист, целью которого является восхождение на вершины гор.
Сейчас, я предлагаю вам побыть в роли альпинистов. Перед вами находится следующее
задание. Вам нужно будет подняться в гору и спуститься с неё, подбирая
проверочные слова, которые
приведены ниже, и вставляя буквы в свободные клетки. Составьте предложения с
каждым проверочным словом.
|
|
|
|
|
Т
|
У
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
|
В
|
Ч
|
|
|
|
|
|
|
|
М
|
|
Ж
|
Л
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
Р
|
|
Р
|
Е
|
|
С
|
|
Р
|
|
|
|
Н
|
|
С
|
Д
|
Л
|
К
|
О
|
Р
|
|
Л
|
|
С
|
|
Ч
|
Н
|
Е
|
Ы
|
А
|
В
|
Е
|
Д
|
|
Ц
|
Т
|
Ч
|
Н
|
О
|
Ч
|
Й
|
Т
|
О
|
Г
|
О
|
С
|
В
|
|
Н
|
О
|
Й
|
Н
|
|
Е
|
Й
|
О
|
В
|
Н
|
|
Л
|
О
|
Й
|
|
Ы
|
|
Л
|
|
В
|
О
|
О
|
Т
|
Ь
|
Й
|
|
|
Й
|
|
Ь
|
|
О
|
Й
|
Й
|
Н
|
Н
|
|
|
|
|
|
Н
|
|
|
|
|
О
|
О
|
|
|
|
|
|
Ы
|
|
|
|
|
Й
|
Й
|
|
|
|
|
|
Й
|
|
|
|
|
|
Слова: речка, тяжесть, увлечь, сталь, цвет, ночь, сердце, мясо, час,
ряд, берег, лес.
Л.: Игра
«Угадай-ка!»
Выберите слово, противоположное по
значению. Вставьте в него пропущенную букву. Проверьте.
Друзья
Ругать
Тёплый
Лёгкий
Темно
Маленький
|
Б.льшой
Хв.лить
Х.лодный
Вр.ги
Св.тло
Т.жёлый
|
Ребята, как называются такие пары
слов?
У.: Антонимы
- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные
лексические значения.
Л.: Ребята, а
сейчас задание на внимательность. Прочитайте, спешите, исправив ошибки.
Потинуло холадом.
Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие
сияющие виршины гары. (5 ошибок)
V.
Итог
занятия:
Л.: Ребята, какая тема занятия была у нас сегодня?
У.: Безударные
гласные в корне слова
Л.: Как
проверить написание безударной гласной в корне слова?
У.: Нужно
подобрать проверочное слово так, чтобы в корне чётко слышался гласный.
Л.: Что
такое однокоренные слова.
У.: Однокоренные
слова — это слова с одинаковым корнем.
Л.: Ребята, а
что такое корень?
У.: Корень –
это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное
значение.
Л.: Молодцы,
всё вспомнили, а теперь по одному выйдите к доске, выберите картинку и вложите
её в тетрадь: облачко - Я все понял, но у
меня остались вопросы; звёздочка - Я все понял; солнышко - Я все понял, могу
объяснить другому.
Л.: Молодцы!
Вы очень хорошо занимались сегодня. Можете идти. До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.