Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыБез срока давности( Урок по рассказам Варлама Шаламова)

Без срока давности( Урок по рассказам Варлама Шаламова)

Скачать материал

                                                                                                                                                                                                                               Матофонова Тамара Владимировна

                                                                                                   Отличник просвещения Каз.ССР,

                                                                                                    Учитель высшей категории.

 

                                                                                                   Республика Казахстан

                                                                                                   Акмолинская область

                                                                                                    П.Аршалы

                                                                                                     Проведён совместно с работником

                                                                                                      Районного музея

                                                                                                      Коростелёвой Т.М.

 

                                                                                       http://www.it-n.ru/communitles.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

                                                                                       (опубликован на сайте Сеть творческих учителей,

                                                                                    Журнал «Русский язык и литература в казахской школе»

                                                                                                        2007 №5)

 

 

 

 

                               «Без срока давности..»

                                         (Урок по творчеству   Варлама  Шаламова  с использованием                         

                                           мультимедиатехнологий)

                    

Цели:

·          Вызвать интерес к творчеству писателя;

·          Показать необычный жизненный опыт, положенный в основу «Колымских рассказов»;

·          Подвести учащихся к осмыслению трагических судеб  людей периода сталинского правления;

·          Связать литературный материал с судьбами репрессированных  родственников, показать , как прошло «колесо истории» через их семьи;

Подготовить учащихся к созданию альманаха  «Клеймённые 58-й».

 

Оборудование:

·          «Реквием» Моцарта;

·          «Протопи ты мне баньку…» Высоцкого;

·          Слайд с эпиграфами       

·          Слайд с картой Архипелага ГУЛАГ

·          Слайд «Словарь эпохи»

·          Мартиролог  репрессированных  деятелей искусства и литературы

·          Слайды из фотоальбома «Варлам Шаламов»

·          Слайд «Надписи на вратах»

·           

 

Предварительные задания:

·          поиск в сети Интернет карты архипелага ГУЛАГа, краткая история его образования и действия ( сайт общества «Мемориал»);

·          составить мартиролог погибших деятелей  литературы и искусства;

·          подготовка слайдов  по биографии Шаламова, рассказ о судьбе писателя;

·           сделать подборку материалов для  альманаха;

·          Собрать материал для  Шаламовского сборника.

·          Прочитать рассказы Шаламова (выборочно)

 

            Эпиграфы:

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям.

                       Данте. Божественная комедия.

 

Тот,кто проходит Дантов ад,

Тот помнит хорошо, как трудно

                        Выбраться назад,

Кто раз туда вошёл.

                       Шаламов Варлам.

                    ХОД УРОКА.

 

Звучит «Реквием» Моцарта.

Слайд1

Всем,

Кто клеймён был статьёю  полсотни восьмою,

Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда,  совещаньем особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён  кандалами, колючкой, цепями.

Им

Наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

 

Учитель. Есть в судьбе страны такие события, о которых не говорят под гром фанфар, которые не празднуют парадным маршем, но которые занимают особое , трагическое, место в жизни каждой семьи, к которому так или иначе причастен каждый ныне живущий человек. Об этих событиях долгое время стыдливо  и скорбно молчали, их участники не делятся воспоминаниями и поныне. И сегодня мы с вами будем задумываться над вопросами, одна лишь постановка которых, по  определению Б.Гурнова, не так давно «могла стоить  человеку свободы и даже жизни»: почему это произошло? Как великий народ  дал « ввергнуть себя в кошмар взаимоистребления?»

Назовём имена прославленных деятелей и наших земляков, погибших в сталинских лагерях и прошедших  ссылки и высылки, склоним головы перед их памятью. Почтим их мученичество, серьёзно задумаемся «над долгим мартирологом русского народа, столбовой путь которого  пролёг «через тюрьмы, лагеря и ссылки».

 

1 чтец.

Ну что, генералиссимус прекрасный,

Потомки, говоришь, к тебе пристрастны!

Их не угомонить , не упросить.

Одни тебя  мордуют и поносят.

Другие всё малюют и возносят,

И молятся, и жаждут воскреси

Лежишь в земле на площади на Красной.                  

Уж не от крови ль красная она,

Которую ты пригоршнями пролил,

Когда свои усы блаженно холил,

Москву обозревая из окна?

 

3 чтец.

Ну что, генералиссимус прекрасный?

Твои клешни сегодня безопасны,

Опасен силуэт твой с низким лбом.

Я счёта не веду былым потерям.

Но , пусть в своём возмездье и умерен,

Я не прощаю, помня о былом.

                                 Б.Окуджава.

 

Учитель. Опыт мученичества, страшных издевательств ,допросов и смертей собрал и обобщил в своё произведении  Александр Исаевич Солженицын. И назвал его страшным именем «Архипелаг ГУЛАГ».( Слайд2 «Карта ГУЛАГа». Слово ученика о системе лагерей.

 Музейный работник  рассказывает о  КарЛАГе и АЛЖИРе (лагеря Казахстана).

 

Звучит песня Высоцкого «Протопи ты мне баньку…»

 

Слайд 3«Словарь эпохи»

Учитель. Любая тюрьма страшна, условия невыносимы, ежедневно  вытравляется из человека всё человеческое. Как же можно было пройти  не год.- десятилетия!- лагерей, выжить, переосмыслить, создать «памятник нерукотворный» своим погибшим друзьям? В судьбе выживших писателей есть  какая-то необъяснимая роль Провидения .Выживает  Достоевский, чтобы создать «Записки из Мёртвого дома», благополучно завершает своё путешествие Чехов и садится за  «Остров Сахалин».Солженицын, пройдя через войну, лагеря и ссылки, неизлечимо больной раком, чудесным образом исцеляется, чтобы выполнить свой долг перед Богом и людьми- создать «Архипелаг ГУЛАГ». Прошедший  28 лет  Соловецких  лагерей Олег Волков  говорит: «То, что происходит со мной теперь,  воспринимается как… необъяснимое проявление Божьего Промысла, как доказательство существования  Высшего Судьи и Справедливости. Уцелели единицы. Последователи Ленина мучили и терзали миллионы невинных людей. Уцелели единицы.  Среди них – я. Это обязывает – рассказать правду. В этом высокий  смысл моей судьбы».

(Слайд4 со списком  репрессированных деятелей литературы и искусства») комментарий ученика.

 

 

 В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателях, кто погиб на войне – 70 имён. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных.Но ведь места не хватит, все стены будут исписаны .

 

Учитель .Записываем  последнее имя в этом списке – Варлам Шаламов- Данте ХХ века.

- Почему мы проводим параллель между  поэтом, жившим  в Италии в Х!У веке и почти нашим современником?

(В своей жизни они прошли  все круги ада и описали их. Жизнь-страдание –это можно сказать об обоих. Но главное, что пройдя сквозь унижения и потери они смогли сохранить свою живую душу.)

 

 

Учитель. «Бесстрашие мысли – главная победа Варлама Шаламова, его писательский подвиг»,-писал известный критик В.Лакшин. Но не мысль, а чувство – вот что потрясает  и сегодняшних читателей «Колымских рассказов». Слишком часто – искажение добра и истины, как в  уродливом зеркале, слишком часто – побеждающая смерть.

 -Почему же разговор об этом мы повели не на уроках истории, а на уроке литературы?

                                 (Ответы детей)

Обобщение учителя. Да, впечатления от его произведений – эмоционально-эстетические: сострадание, отвращение, бессилие перед человеческим злом и насилием и изумление бездной открывшегося зла и сдержанность автора.

Шаламов неоднократно писал( Слайд 5  )

 

 «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью .Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключённый, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи…»

Известно, что в книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын не стал писать о колымских лагерях, сказав, что всё о них написал Шаламов.

Просмотр слайдов «Фотоальбом Шаламова».(Приложение 1)

СЛАЙД 6 (Колымская эпопея Шаламова)

 

 

 

 

 

Учитель. Создание «Колымских рассказов» было для Шаламова нравственным долгом, так он говорил сам. Он ищет ответ на  самый мучительный вопрос : «как могли люди, воспитанные поколениями на гуманистической литературе ,прийти к Освенциму, к Колыме…».

Чтение рассказов  Шаламова – не удовольствие , а тяжкий труд, переживание чужих бед. Страстное, правдивое повествование о разрушении человеческой личности вызывает у читателя чувство боли.

Выступление ученика  о положении в лагерях «воров в законе» и «врагов народа». (Приложение2)

Анализ рассказа «Надгробное слово»

Вместе с Анной Ахматовой автор мог бы сказать « «Хотелось бы всех поимённо назвать…»

-Какое впечатление производит рассказ?

(Скорбный рассказ, начинающийся словами «Все умерли».Далее повествуется о судьбах людей, которые умерли на глазах автора, но о которых автор пишет как о живых . Двенадцать судеб          ( символичное число. Где мы ещё его встречаем? – «12» Блока, 12 апостолов – учеников Иисуса. 12 бойцов отряда майора Пугачёва).

Они не знали, зачем их арестовали,  зачем умрут и все жили.).

-Что за людей  описывает нам писатель?

(Ответы детей) Вывод: «не  бывших, не умевших и не ставших героями».Поэтому его рассказы- истинно  народный эпос.

-Сопоставим надпись на вратах ада (Слайд7):

«Оставь надежду всяк сюда входящий» и надпись на воротах сталинских лагерей «Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». Вдумаемся в смысл каждого высказывания. Как соотносятся две эти надписи?

Откроем врата ада и войдём вместе с Шаламовым.

Инд. Задание «Колымские зарисовки»  (из писем Пастернаку.)(Приложение 3)

 

Инд задание.Пересказ сюжетов некоторых рассказов:»Ночью», «Васька Денисов, похититель свиней», «Ягоды»

Учитель(зачитывает  финал рассказа «Надгробное слово») (Приложение4)

-Как меняются понятия о ценностях в лагере? Для чего Шаламов постоянно протокольно указывает гражданские профессии зеков?

-Что теперь люди ценят в жизни? (Покой семьи,  тишину домашнего очага, сытость, вкус ржаного хлеба- то, что  в прежней жизни не замечалось).

Анализ рассказа «Заклинатель змей».(раздаются распечатки рассказа, группы по 4 человека).

Задания:

1.Прочитав первые 12-14 строк найдите слова и словосочетания, которые действуют на чувства читателя.(«поваленная бурей огромная лиственница», «вечная мерзлота», «»неуютная земля», «буря легко вырывает…валит», «второй нашей жизни», «страшная слава». «старше лет на 10»).

2.Запишите, какие проблемные вопросы возникают при чтении рассказа?

3.Какие фрагменты рассказа требуют осмысления и размышления?

(Рассказ Платонова о своей лагерной жизни, диалог рассказчика,  о смерти Платонова , замысел «рассказа в рассказе».нравы барака, первое общение с ворами)

4.Запишате, какие чувства вы испытали, читая рассказ.

Вопросы к рассказу:

1.Кого можно считать в рассказе «заклинателем змей» и почему?

2.Почему всё-таки Платонов согласился рассказывать романы? Можно ли его осуждать?

3Согласие Платонова «тискать романы» - это  проявление его силы или слабости?

4.Почему Федя обладает здесь правом сильного, что даёт ему эту силу?

5.Кто же всё-таки Платонов :шут, клоун или просветитель?

6.Почему для воров так важны рассказы Платонова ?

7.Почему у героя развилась сердечная болезнь?

8.Почему рассказ заканчивается фразой Платонова «Я не скажу»?

9.Как определить смысл названия?

10.Почему в рассказе человек сравнивается с животными?

11.Зачем автор выбирает такую композицию – «рассказ в рассказе2?

12.Как изменяется человек, попадая на грань между жизнью и смертью?

13.Что лучше: умереть со спокойной совестью или жить в разладе с собственной совестью?

14.Что даёт силы человеку, делает его выносливее?

 

Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачёва».

1.Пересказать  сюжет, наиболее яркие отрывки

-Чем отличается этот рассказ от всех других рассказов Шаламова?

-Что за люди стали поступать в лагеря после войны?

-Что и кого увидели «репатриированные», то есть люди, вернувшиеся на родину после плена и нацистских лагерей и немедленно попавшие в советские лагеря?

-Что их отличало от тех, кто здесь был давно?

-Почему именно Пугачёва автор постоянно называет по званию- майором?

 

(Именно он боец, бросивший вызов лагерным властям).

-Какое мнение сложилось у вас о майоре?

-В какие минуты автор показывает улыбку майора Пугачёва?Что он хочет этим сказать?

(Радость, что в человеке есть духовная высота, что они говорят не о пайке хлеба, а  рассуждают о человеческом. Последняя улыбка – при воспоминании о погибших товарищах перед собственной смертью. Сам Шаламов  скажет о нём –«трудная мужская жизнь», перед смертью подарит ему безвкусную ягоду бруснику, дважды повторит слова «лучшие люди» и вспомнит его улыбку.Он не дал себя победить. Вспомним слова из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»: «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор»)

-Была ли надежда на спасение у 12 бойцов отряда?

-Какие чувства вызывает   этот бунт у читателя?

-Что в рассказе  производит особенное впечатление и что удивляет?

Вывод: Безнравственность обстоятельств и поведения  самого человека гибельны для человеческой души, и смириться нельзя.

 

Обобщение.

-Что осуждает и что ценит писатель и человек Варлам Шаламов?

 (Ответы учащихся)

Чтение учителем отрывка из рукописи В.Шаламова  «Что я видел и понял»(выборочно) (Приложение 5)

 

Ничего не забыл бывший зек Шаламов. А ведь от него и от других требовали  забыть! Но силовому давлению писатель противопоставил  человечность, твёрдую этическую позицию: «На свете нет  ничего более низкого, чем  намерение «забыть» эти преступления».

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос «Что осуждает и что ценит  писатель и человек Варлам Шаламов»?

Оформить страницу в альманах «Судьба семьи в судьбе страны»( история репрессированных родственников , их судьбы)

       

 

                                                             

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

    Юности свойственен романтический взгляд на мир, тяга к необычному. Издавна в народном фольклоре  романтизировался образ вора в законе, который представлялся бунтарём, имел кодекс чести, высокие нравственные понятия, лиризм. Вспомним героев «босяцкого» цикла Максима Горького («Челкаш», пьеса «На дне»).А вот мнение В.Шаламова :

  «Именно блатной мир, его правила, этика и эстетика вносят  растление в души всех людей лагеря – и заключённых, и начальников, и зрителей. Вот  разрушение многолетней легенды о блатарях - романтиках – одна из очередных задач нашей художественной литературы.»

                                                                  (Шаламовский сборник.Вып.1.-Вологда,1994,с.70)

Уголовники, в том числе так называемые «воры в законе», считались «друзьями народа» в отличие от «врагов народа» - политических заключённых (статья 58 со многими дополнениями), чаще всего арестованных по доносу, или для выполнения «плана» ГПУ, или по бесчеловечным причинам: за сокрытие своего происхождения, за связь с иностранцами, за родство с кем-то из осужденных. И зачастую политических  поселяли  среди «блатных».Они в лагерях устраивали свои порядки, часто даже не работали, норму выработки перекладывали на политических «доходяг».Часто именно «блатные» были  правой рукой надзирателей, доносчиками, по тайному приказу расправлялись с неугодными и строптивыми.

 

 

                                                                                           Приложение 3

В письме Пастернаку  Шаламов перечисляет реальные случаи из колымской жизни, ставшей сюжетной канвой рассказов:

«Беглец, которого поймали в тайге и застрелили «оперативники».Отрубили ему обе кисти руки , чтобы не возить труп за несколько вёрст, а по  отпечаткам пальцев проведут опознание. А беглец поднялся и доплёлся к нашей избушке. Потом его застрелили окончательно.»

 

Свитер шерстяной лежит на лавке и шевелится – так много в нём вшей.

 

Идёт щеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера(вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут – команда - Ложись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды.

 

У кого-то видели листок бумаги в руках – наверно, следователь выдал для доносов. 16-часовой рабочий день. Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу.

 

 

Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге  за 2-3 километра .

 

Ворот у отверстия штольни. Бревно, которым ворот вращают, и семь измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир. Чем не Египет?

 

Из таких  «случайных картинок» складывается представление о Колыме


 

 

РОДИТЕЛИ В. Т. ШАЛАМОВА
 

Тихон Николаевич Шаламов. Вологда, 1905.

Надежда Александровна Шаламова. Вологда, 1933 г.

 

 

 

ЖИЗНЬ ШАЛАМОВА
 

Варлам Шаламов. Вологда, 1908 г.

В. Шаламов - выпускник Вологодской единой трудовой школы № 6 (в нижнем ряду, в белой рубашке). 1923 г.

Вишерский лагерь. 1930-1931 гг.

Москва, 1932 г.

Хирургическое отделение Центральной больницы заключенных, пос. Дебин (Левый берег). 1947 г. 
В верхнем ряду четвертый слева - В. Т. Шаламов.

Здание Центральной больницы для заключенных в пос. Дебин (Левый берег)

Страница из подлинной колымской тетради В. Т. Шаламова из листков оберточной бумаги, сшитой им собственноручно. 1949-1950 гг.

Колыма, пос. Кюбюма, ноябрь 1952 г.

Документ о реабилитации В. Т. Шаламова.

Дарственная надпись Б. Л. Пастернака на книге Гете "Фауст" (в переводе Б. Пастернака)

Москва 1953 г.

Москва 1954 г.

Москва 1964 г. С кошкой Мухой

Москва 1965 г.

Верея 1965 г.

Верея 1965 г.

Дарственная надпись В. Шаламова В. Гуре на книге "Варлам Шаламов. Дорога и судьба. - М., 1967".

Москва, 1968 г.

Москва 1968 г.

Москва,1960-е гг.

В 1970-е годы

Фрагмент письма В. Шаламова О. Ивинской

Памятник на могиле В. Шаламова. Москва.
Кунцевское кладбище. Работа скульптора Федота Сучкова

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

                                                                           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Без срока давности( Урок по рассказам Варлама Шаламова)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок предназначен для проведения в 11 классе.  Была проделана большая подготовительная работа: прочитаны рассказы писателя, изучена биография, составлена карта ГУЛага, со старшеклассниками была совершена экскурсия в бывший АЛЖИР ( Акмолинский лагерь жён изменников Родины).Был просмотрен и обсуждён художественный фильм " Последний бой майора Пугачёва".

Урок сопровождается презентацией.Урок проходил в форме беседы, размышлений и рассуждений. В качестве домашнего задания было дано творческое задание : на листе формата А4 оформить страницу в альбом " Судьба семьи  -  в судьбе страны"( репрессированные в нашей семье).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1373
    • DOCX 6.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матофонова Тамара Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3881
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе