Организация первых дней
обучения в школе
Основным
содержанием курса «Введение в школьную жизнь» являются способы учебного
взаимодействия ребенка с учителем, со сверстниками, с самим собой. Учебное
взаимодействие со взрослым предполагает способность ребенка различать ситуации,
требующие применения готовых образцов, и ситуации неподражательные, требующие
создания новых образцов, отказа от применения старых, познавательных вопросов,
с помощью которых ребенок может доопределить условия новой задачи
самостоятельно. Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает способность
детей обнаруживать разницу своих способов действия и координировать их, строя
совместное действие.
Для
усвоения различных способов поведения в курсе «Введение в школьную жизнь»
широко используются значки и жесты, помогающие ребенку лучше и быстрее усвоить
правила. На простых беспроигрышных заданиях дети учатся действовать
по-школьному и понимают, что в школе ценятся разные варианты ответов.
В
курсе «Введение в школьную жизнь» заложены все основные характеристики
развивающего обучения – содержание и методы, тип учебной активности учащихся,
особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер
взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и
коммуникации.
Формой
организации обучения в курсе «Введение в школьную жизнь» является совместная
учебно-поисковая деятельность. Включаясь в совместную с учеником
учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь возможности
учащегося. Учитель не ведет ученика за собой, а лишь помогает ему определить
цель и отыскать оптимальный путь к ней.
Также
формы организации обучения очень разнообразны и динамичны. Учитель может часть
урока проводить в кругу на стульчиках, на ковре, за столами в группах,
используя обычную рассадку детей, – учеников надо научить работать в различных
вариантах, т.к. урок в подготовительном классе в течение всего года требует
динамичности. Кроме этого, урок должен включать различные виды деятельности:
игра, рисование, конструирование, лепка, работа с книгой, работа в тетради и
т.д. На каждом уроке необходимы 2–3 физкультминутки. И в то же время дети
должны осознать, что в школе занятия проводятся на уроке, а для отдыха
существует перемена.
Организационно
обучение в курсе «Введение в школьную жизнь» строится следующим образом:
-
в 1 – 2 недели – каждый день по 3 урока:
первые уроки посвящены выработке общих правил и норм школьного взаимодействия;
вторые уроки связаны с определением стартовых возможностей детей; третьи уроки
– презентация учебных предметов. Остальное время – прогулки, экскурсии.
-
в 3 – 4 недели – добавляется четвертый
урок: физкультура, музыка, изобразительное искусство, технология, иностранный
язык (организуется знакомство с предметом и учителем).
Следует
помнить самое главное – не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей
учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность
компенсировать свою неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с
помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 7 лет
умение учиться – это, прежде всего, умение включаться и инициировать
специфическое учебное сотрудничество.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.