Инфоурок Биология Другие методич. материалыБеседа "Энцефалит. Как избежать опасности?" (7 класс)

Беседа "Энцефалит. Как избежать опасности?" (7 класс)

Скачать материал

Беседа

 «Энцефалит. Как избежать опасности?»

 

Автор-составитель: Колошва О.Н., учитель биологии

МБОУ «СОШ № 47», г. Троицка, Челябинской области.

 

Цели:

·         Познакомить учащихся с клещевым энцефалитом, особенностях распространения и путях заражения, мерах профилактики и лечении.

·         Научить учащихся различать клещей-переносчиков заболевания, удалять их с повреждённого участка тела.

·         Воспитывать правила поведения в природе, сознательное отношение к своему здоровью.

 

Оборудование.

Рисунки различных членистоногих, в том числе иксоидных клещей, рисунок «Клетка крови – эритроцит и вирус энцефалита», сообщения учащихся.

 

Действующие лица:

·         биолог 1;

·         биолог 2;

·         научный сотрудник исследовательской лаборатории;

·         врач-лаборант;

·         работник леса;

·         арахнолог;

·         пострадавший 1;

·         пострадавший 2;

·         врач-неврапатолог;

·         учёный-консультант;

·         медицинский работник;

·         эпизоотолог;

·         помощник эпизоотолога;

·         корреспондент газеты «Вперёд»;

·         врач-терапевт;

·         санитар.

 

Ход беседы.

 

Ведущий.

Сегодня мы поговорим с вами об энцефалите.

1.      Кто знает, что такое энцефалит?

2.      Что поражает клещ?

3.      К какому классу членистоногих относится клещ?

4.      Видели ли вы клеща, как он выглядит?

5.      Кто видел клещей на собаках?

6.      Кусал ли кого-нибудь из вас клещ?

Итак, приступим к беседе.

 

Биолог 1. Клещ из рода Ixodes наиболее крупный тело клеша слито, форма овально-удлинённая, в передней части тела находится хоботок. Хоботок состоит из основания, двух пальп, двух хелицер, одного гипостома. При помощи пальп клещ выбирает на коже хозяина место для прикрепления. Туловище в зависимости от фазы развития и степени насыщенности кровью меняется в своих размерах. В голодном состоянии туловище уплощённой формы, а у насосавшихся клещей – овально-круглая.

 

Биолог 2. Своих хозяев клещ подстерегает, сидя на конце травинки и вытянув вверх переднюю пару ног. Он так крепко прицепляется к шерсти животных или одежде человека, что его очень трудно стряхнуть.

Забравшись на тело хозяина, он прокалывает кожу ротовыми конечностями и начинает сосать кровь, сильно увеличиваясь в размерах. Голодная самка длиной около 4 мм после питания увеличивается до 10 – 11 мм. Насосавшиеся клещи падают на поверхность почвы. Здесь самка откладывает несколько тысяч яиц. Вышедшие из них личинки расползаются и нападают на мелких животных. За время развития клещи трижды сменяют своих хозяев.

 

Научный сотрудник. Энцефалит – воспаление головного мозга. Возбудитель этого серьёзного заболевания – вирус. Вирус выделен впервые советскими учёными в 1937 году. Основным источником вируса в природе являются дикие грызуны (зайцы, белки, серые крысы, мыши-полёвки и птицы). Переносчиком инфекции являются пастбищные клещи, передающие вирус через яйца своему потомству, а также при укусе через слюну. В организме клещей происходит размножение и накапливание вируса.

Вирус сохраняется в клещах долгое время и перезимовывает в них. В организм человека вирус попадает при укусе клеща.

 

Врач-лаборант. Возбудитель заболевания (вирус) в первые дни болезни можно выделить из крови. Для исследования берут 5 –10 мл крови. Проводят внутримозговое заражение белых мышей. Пробы для анализов всегда необходимо брать до введения специфического противоэнцефалитного гамма-глобулина.

 

Работник леса. Клещевой энцефалит имеет определённую очаговость, связанную с распространением клещей. Энцефалитные клещи могут обитать не только в лесу или тайге. Очагами могут быть балки, овраги в лесостепной и степной зонах, по долинам рек, в кустарниковых зарослях.

Для клещевого энцефалита характерна сезонность заболевания, что нашло отражение в его названии – весенний, летний или весенне-летний энцефалит.

 

Арахнолог. Сезонность заболевания связана с периодом активности клещей. Максимум их активности падает на весенние месяцы, а первые случаи заболевания наблюдаются в апреле. Во второй половине июля наблюдается спад, однако, единичные случаи заболевания возможны и в сентябре – октябре. От момента заражения до появления признаков заболевания проходит 8 – 10 дней.

 

Пострадавший 1. Заболевание начинается остро. Температура быстро поднимается до 39 - 40°С, больные жалуются на сильную боль, появляются тошнота, рвота, озноб; выражена слабость. Заметны покраснения кожи туловища, светобоязнь. Через 2 – 4 дня от начала появления признаков болезни, становятся выраженными симптомы поражения центральной нервной системы в виде параличей, приводящих к инвалидности. При обширном поражении нервной системы, высок процент случаев со смертельным исходом.

 

Пострадавший 2. Острый период болезни продолжается 5 – 10 дней, затем температура тела снижается. Как при клещевом, так и при алиментарном механизме заражения, болезнь может протекать сравнительно легко, без параличей и заканчивается выздоровлением в течение 2 – 3 дней.

Очень  и с высокой летальностью заболевание протекает у лиц с поражением продолговатого мозга. Возможны нарушения дыхания.

 

Врач-неврапатолог. Лечение заключается в по возможности раннем применении специфического гамма-глобулина. Облегчение приносят средства, понижающие внутричерепное давление и уменьшающие отёк мозга: растворы глюкозы, хлорида натрия, кальция и др.

Необходимо применять снотворные, болеутоляющие средства, обязательно витамины группы В. рекомендуется многократное подкожное введение кислорода.

 

Консультант. Необходим длительный постельный режим. Рекомендуется, по возможности, ограничить активные движения больных, создать спокойную обстановку. С первых же дней болезни необходима психотерапия, направленная на создание у больных уверенности в выздоровлении.

Обязателен строгий контроль за мочеиспусканием и дефекацией. При проявлении параличей, проводится изменение положения, обтирание кожи камфарным маслом.

 

Медицинский работник. В очагах массового распространения клещей через каждые 2 – 3 часа проводят осмотры. В обеденный перерыв или после работы, на привале надо тщательно осматривать одежду. Клеши, как правило, поднимаются снизу вверх и всасываются в наиболее мягкие части тела – паховую область, подмышечные впадины, на шею, за ушами. Считается, что в первые 2 – 3 часа клещи передают сравнительно небольшие дозы вируса, и хотя заражение возможно, оно не вызывает заболевания.

 

Эпизотолог. Обнаружив клеща, его осторожно снимают с кожи и помещают в коробочку или флакон, плотно закрывающийся, и сдают на анализ в ближайшую санитарно-эпидемиологическую станцию, чтобы определить, не заражён ли он вирусом энцефалита. Если клещ уже впился в кожу и головка находится в толще тканей, нужно капнуть любого растительного масла. Клещ попытается вылезти при этом сам. В случае же, если клещ сидит глубоко, нужно осторожно его расшатать пинцетом или щипчиками. Ни в коем случае не отрывать головка с возбудителем энцефалита от туловища. Для удаления головки можно сделать небольшой разрез кожи лезвием. Предварительно кожу в месте надреза обработать йодом или спиртом, а лезвие прокалить на огне или обработать спиртом.

 

Помощник эпизотолога. Пострадавшего вместе с клещом доставляют в ближайшую больницу. Наиболее опасны укусы в области шеи и головы. Лечение энцефалита требует проведения длительной и многокомплексной терапии в стационарных условиях.

 

Корреспондент газеты «Вперёд». Рассказывает о заметке «Снег тает, клещ выползает…»

 

Врач-терапевт. Профилактика клещевого энцефалита заключается в проведении специфических и неспецифических мероприятий. К специфическим средствам защиты относятся вакцинация и введение противоклещевого иммуноглобулина. В первую очередь вакцинация проводится у работников лесного хозяйства, строителей, туристов, работников различных экспедиций.

 

Санитар. Неспецифические мероприятия по профилактике клещевого энцефалита включают комплекс мер защиты от нападения и укуса клещей. Необходимо надеть одежду (комбинезон), плотно закрывающую шею, руки, куртку с капюшоном, прикрывающим голову и шею, рубашку заправляют в брюки, а брюки в сапоги или носки, манжеты и ворот плотно застёгивают. Воротник, манжеты куртки, открытые части тела обрабатывают средством, отпугивающим клещей (диметилфтолатом – 20%-ным раствором камфарного масла). Места, где останавливаются люди, должны быть подготовлены: траву сжигают, территорию лагеря обрабатывают препаратом ДДТ и гексахлораном. Одновременно проводят борьбу с грызунами. Необходимо обязательно осматривать друг друга после посещения леса.

 

Ведущий. Мы сегодня побеседовали об очень важной проблеме. Узнали, что такое энцефалит, как им не заболеть, кто является переносчиком, меры профилактики. Я надеюсь, что полученные сведения помогут вам избежать этой опасной  болезни. Наше здоровье в наших руках.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Беседа "Энцефалит. Как избежать опасности?" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Беседа

 «Энцефалит. Как избежать опасности?»

 

Автор-составитель: Колошва О.Н., учитель биологии

МБОУ «СОШ № 47», г. Троицка, Челябинской области.

 

Цели:

·         Познакомить учащихся с клещевым энцефалитом, особенностях распространения и путях заражения, мерах профилактики и лечении.

·         Научить учащихся различать клещей-переносчиков заболевания, удалять их с повреждённого участка тела.

·         Воспитывать правила поведения в природе, сознательное отношение к своему здоровью.

 

Оборудование.

Рисунки различных членистоногих, в том числе иксоидных клещей, рисунок «Клетка крови – эритроцит и вирус энцефалита», сообщения учащихся.

 

Действующие лица:

·         биолог 1;

·         биолог 2;

·         научный сотрудник исследовательской лаборатории;

·         врач-лаборант;

·         работник леса;

·         арахнолог;

·         пострадавший 1;

·         пострадавший 2;

·         врач-неврапатолог;

·         учёный-консультант;

·         медицинский работник;

·         эпизоотолог;

·         помощник эпизоотолога;

·         корреспондент газеты «Вперёд»;

·         врач-терапевт;

·         санитар.

 

Ход беседы.

 

Ведущий.

Сегодня мы поговорим с вами об энцефалите.

1.      Кто знает, что такое энцефалит?

2.      Что поражает клещ?

3.      К какому классу членистоногих относится клещ?

4.      Видели ли вы клеща, как он выглядит?

5.      Кто видел клещей на собаках?

6.      Кусал ли кого-нибудь из вас клещ?

Итак, приступим к беседе.

 

Биолог 1. Клещ из рода Ixodes наиболее крупный тело клеша слито, форма овально-удлинённая, в передней части тела находится хоботок. Хоботок состоит из основания, двух пальп, двух хелицер, одного гипостома. При помощи пальп клещ выбирает на коже хозяина место для прикрепления. Туловище в зависимости от фазы развития и степени насыщенности кровью меняется в своих размерах. В голодном состоянии туловище уплощённой формы, а у насосавшихся клещей – овально-круглая.

 

Биолог 2. Своих хозяев клещ подстерегает, сидя на конце травинки и вытянув вверх переднюю пару ног. Он так крепко прицепляется к шерсти животных или одежде человека, что его очень трудно стряхнуть.

Забравшись на тело хозяина, он прокалывает кожу ротовыми конечностями и начинает сосать кровь, сильно увеличиваясь в размерах. Голодная самка длиной около 4 мм после питания увеличивается до 10 – 11 мм. Насосавшиеся клещи падают на поверхность почвы. Здесь самка откладывает несколько тысяч яиц. Вышедшие из них личинки расползаются и нападают на мелких животных. За время развития клещи трижды сменяют своих хозяев.

 

Научный сотрудник. Энцефалит – воспаление головного мозга. Возбудитель этого серьёзного заболевания – вирус. Вирус выделен впервые советскими учёными в 1937 году. Основным источником вируса в природе являются дикие грызуны (зайцы, белки, серые крысы, мыши-полёвки и птицы). Переносчиком инфекции являются пастбищные клещи, передающие вирус через яйца своему потомству, а также при укусе через слюну. В организме клещей происходит размножение и накапливание вируса.

Вирус сохраняется в клещах долгое время и перезимовывает в них. В организм человека вирус попадает при укусе клеща.

 

Врач-лаборант. Возбудитель заболевания (вирус) в первые дни болезни можно выделить из крови. Для исследования берут 5 –10 мл крови. Проводят внутримозговое заражение белых мышей. Пробы для анализов всегда необходимо брать до введения специфического противоэнцефалитного гамма-глобулина.

 

Работник леса. Клещевой энцефалит имеет определённую очаговость, связанную с распространением клещей. Энцефалитные клещи могут обитать не только в лесу или тайге. Очагами могут быть балки, овраги в лесостепной и степной зонах, по долинам рек, в кустарниковых зарослях.

Для клещевого энцефалита характерна сезонность заболевания, что нашло отражение в его названии – весенний, летний или весенне-летний энцефалит.

 

Арахнолог. Сезонность заболевания связана с периодом активности клещей. Максимум их активности падает на весенние месяцы, а первые случаи заболевания наблюдаются в апреле. Во второй половине июля наблюдается спад, однако, единичные случаи заболевания возможны и в сентябре – октябре. От момента заражения до появления признаков заболевания проходит 8 – 10 дней.

 

Пострадавший 1. Заболевание начинается остро. Температура быстро поднимается до 39 - 40°С, больные жалуются на сильную боль, появляются тошнота, рвота, озноб; выражена слабость. Заметны покраснения кожи туловища, светобоязнь. Через 2 – 4 дня от начала появления признаков болезни, становятся выраженными симптомы поражения центральной нервной системы в виде параличей, приводящих к инвалидности. При обширном поражении нервной системы, высок процент случаев со смертельным исходом.

 

Пострадавший 2. Острый период болезни продолжается 5 – 10 дней, затем температура тела снижается. Как при клещевом, так и при алиментарном механизме заражения, болезнь может протекать сравнительно легко, без параличей и заканчивается выздоровлением в течение 2 – 3 дней.

Очень  и с высокой летальностью заболевание протекает у лиц с поражением продолговатого мозга. Возможны нарушения дыхания.

 

Врач-неврапатолог. Лечение заключается в по возможности раннем применении специфического гамма-глобулина. Облегчение приносят средства, понижающие внутричерепное давление и уменьшающие отёк мозга: растворы глюкозы, хлорида натрия, кальция и др.

Необходимо применять снотворные, болеутоляющие средства, обязательно витамины группы В. рекомендуется многократное подкожное введение кислорода.

 

Консультант. Необходим длительный постельный режим. Рекомендуется, по возможности, ограничить активные движения больных, создать спокойную обстановку. С первых же дней болезни необходима психотерапия, направленная на создание у больных уверенности в выздоровлении.

Обязателен строгий контроль за мочеиспусканием и дефекацией. При проявлении параличей, проводится изменение положения, обтирание кожи камфарным маслом.

 

Медицинский работник. В очагах массового распространения клещей через каждые 2 – 3 часа проводят осмотры. В обеденный перерыв или после работы, на привале надо тщательно осматривать одежду. Клеши, как правило, поднимаются снизу вверх и всасываются в наиболее мягкие части тела – паховую область, подмышечные впадины, на шею, за ушами. Считается, что в первые 2 – 3 часа клещи передают сравнительно небольшие дозы вируса, и хотя заражение возможно, оно не вызывает заболевания.

 

Эпизотолог. Обнаружив клеща, его осторожно снимают с кожи и помещают в коробочку или флакон, плотно закрывающийся, и сдают на анализ в ближайшую санитарно-эпидемиологическую станцию, чтобы определить, не заражён ли он вирусом энцефалита. Если клещ уже впился в кожу и головка находится в толще тканей, нужно капнуть любого растительного масла. Клещ попытается вылезти при этом сам. В случае же, если клещ сидит глубоко, нужно осторожно его расшатать пинцетом или щипчиками. Ни в коем случае не отрывать головка с возбудителем энцефалита от туловища. Для удаления головки можно сделать небольшой разрез кожи лезвием. Предварительно кожу в месте надреза обработать йодом или спиртом, а лезвие прокалить на огне или обработать спиртом.

 

Помощник эпизотолога. Пострадавшего вместе с клещом доставляют в ближайшую больницу. Наиболее опасны укусы в области шеи и головы. Лечение энцефалита требует проведения длительной и многокомплексной терапии в стационарных условиях.

 

Корреспондент газеты «Вперёд». Рассказывает о заметке «Снег тает, клещ выползает…»

 

Врач-терапевт. Профилактика клещевого энцефалита заключается в проведении специфических и неспецифических мероприятий. К специфическим средствам защиты относятся вакцинация и введение противоклещевого иммуноглобулина. В первую очередь вакцинация проводится у работников лесного хозяйства, строителей, туристов, работников различных экспедиций.

 

Санитар. Неспецифические мероприятия по профилактике клещевого энцефалита включают комплекс мер защиты от нападения и укуса клещей. Необходимо надеть одежду (комбинезон), плотно закрывающую шею, руки, куртку с капюшоном, прикрывающим голову и шею, рубашку заправляют в брюки, а брюки в сапоги или носки, манжеты и ворот плотно застёгивают. Воротник, манжеты куртки, открытые части тела обрабатывают средством, отпугивающим клещей (диметилфтолатом – 20%-ным раствором камфарного масла). Места, где останавливаются люди, должны быть подготовлены: траву сжигают, территорию лагеря обрабатывают препаратом ДДТ и гексахлораном. Одновременно проводят борьбу с грызунами. Необходимо обязательно осматривать друг друга после посещения леса.

 

Ведущий. Мы сегодня побеседовали об очень важной проблеме. Узнали, что такое энцефалит, как им не заболеть, кто является переносчиком, меры профилактики. Я надеюсь, что полученные сведения помогут вам избежать этой опасной  болезни. Наше здоровье в наших руках.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 933 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 480
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 597
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колошва Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колошва Ольга Николаевна
    Колошва Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62712
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 456 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе