Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыБеседа на тему " Доброта и доброжелательность" ( 4-5 классы)

Беседа на тему " Доброта и доброжелательность" ( 4-5 классы)

Скачать материал

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самборская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Беседа

         Тема: Доброта и доброжелательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Учитель изобразительного искусства: Сизова С.М.

                                                     2014г.

 

 

 

 

 Тема беседы « Доброта и доброжелательность». Для учащихся 4 – 5 классов..

Цель:

   формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. Воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка, развивать у детей чувства взаимопонимания, поддержки.

Задачи, которые ставит беседа

  - формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;  

- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 - способствовать  процессу самопознания через создание условий самовыражения.

Методы проведения беседы

1.поисковые;

2. дискуссионные.

Сегодня, ребята, мы с вами вновь прикасаемся к этике че­ловеческих отношений, входим в мир богатый и сложный, тонкий и большой. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, отношения в семье, в коллективе, отношение ко всему живому, прекрасному, к тому, что заслуживает вечной памяти. Простые, казалось бы, явления, но как сложно бывает в этом простом быть Человеком. А от того, насколько каждому удается сберечь и от­стоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит мно­гое, зависит, какой будет жизнь. Что в ней станет главным? Что люди будут считать нравственно ценным, с какой позиции изме­рять и оценивать свое поведение?

Как вы думаете, что в этике человеческих отношений следу­ет выделить прежде всего?

В чем состоит принцип гуманизма  человеческой  морали? (Позиция уважения и доброжелательного отношения к людям.)

Давайте подумаем: понятия «доброта» и «доброжелатель­ность»— равные в своем значении или здесь есть разница?

Следует дать учащимся  осмыслить вопрос, высказаться по нему подробнее.

—        Вспомните: каково определение понятия «доброта», какие
признаки лежат в основе его? (Доброта — это чуткость,  отзывчи­вость,  деликатность по отношению к другому человеку. Здесь  же надо вспомнить и определение понятий «чуткость», «отзывчивость», «деликатность»).

А  как  можно  охарактеризовать  понятие  «доброжелатель­ность»?

Видите, это слово как бы составлено из двух: желание, доб­ро. Следовательно, основа значения — желание другим добра.

У поэта Александра Яшина в одном из стихотворе­ний есть такие строчки:

Не от тяги к суесловью

И сложились не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья.

Пожелание добра.

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

— Человек доброжелательный, желающий другим доброго, и в своем поведении соответственно проявляет себя. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми обяза­тельно  будут  окрашены  приветливостью,  улыбкой,  проявлением

внимания и заботы.

Скажите, что необходимо, чтобы быть доброжелательным, а не казаться им? (Уважение к людям, контроль  за своим поведе­нием, искренность в отношении, сердечность, простота.)

Видите, сколько еще компонентов должно входить в пове­дение человека, чтобы его действительно можно было назвать до­брожелательным. А ведь это значит, что человек должен осуще­ствлять постоянный самоконтроль, тормозя проявления неэтичные, неуместные для доброжелательного человека.

Давайте с этой точки зрения попробуем проверить себя. Ответьте на пять «сколько» и сами проанализируйте свои ответы.

Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?

Сколько раз и кому уступил дорогу?

Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от гру­бости (не удержался)?

Сколько раз ты назвал по кличке   своего    одноклассника

(одноклассницу)?

— Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (вы­слушал, помог, показал дорогу и т. д.)?

Отвечают ребята письменно (учитель, взяв их ответы, ана­лизирует их), а по результатам своего анализа высказываются устно.  Учителю очень важно проанализировать с ними каждый вопрос, т. к. везде есть свои тонкости, которых могут не заметить

ребята:

1.       Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями.

2.       Уступить дорогу можно девочке перед дверью в школе, в раздевалке, взрослому, а не только учителю.

Не грубить необходимо также сверстнику, если ты даже очень раздражен, и, конечно, недопустимо ни маме, ни близким,  ни учителю и т. д.

Значит, доброжелательность проявляется не только в сло­вах, но и поступках, всегда окрашивая поведение воспитанного человека.

Попробуйте теперь сами дать определение этому понятию.

Таким образом, доброжелательность мы можем  рассматри­вать как умение человека выразить, проявить свое доброе отноше­ние к другому.

А что можно сказать о понятии «доброта» по сравнению с «доброжелательностью»? Есть между ними отличия?

Верно, доброта — более глубокое и широкое понятие, вклю­чающее в себя доброжелательность как составную часть. Когда мы говорим — «добрый человек», то имеем в виду качество харак­тера, характеристику человека в целом, его позиции в жизни. Но мы редко употребляем словосочетание «доброжелательный чело­век», чаще говорят «проявляет себя доброжелательно», «ведет се­бя доброжелательно», «отличается доброжелательностью», т. е. имеем в виду внешнее выражение отношения человека к людям.

А как бы вы назвали такое проявление отношения к друго­му человеку?

Читается и анализируется  рассказ «Во­ва из Очамчири».

«В детском санатории, о котором пойдет речь, жил мальчик по прозвищу «астматик». Были у него и другие клички: «дистрофик», «обезьяна», он откликался на любую.

Кошачьим концертом, улюлюканьем, визгом встречали его обычно ребята. Мальчик старался быть от них подальше, часами кружил один вокруг санатория.

Вот он играет с маленькой машинкой: кто-то из сердобольных жителей подарил. Вот нашел где-то «бенгальский огонь» и теперь бегает по деревенской улице, хочет раздобыть спички. Вблизи по­смотришь — худенький, с копной спутанных светлых волос, голу­бые глаза, цепкие ухватки — обыкновенный девятилетний маль­чишка. За что к нему так?

Спрашиваю: «  Ты правда лазишь в палату младших девочек пу­гать их?»

— Ага, иногда не спится... А вы здесь живете? У вас нет спи­чек?

Спрашиваю: « Ты правда можешь перескочить с кровати прямо на шкаф?»

— Ага... А этот мальчик, что с вами, он здесь живет? У него
есть спички?

Без всякого выражения Вова рассказывает, что он почти не учился, потому что все по больницам из-за астмы лежал. Что здесь он уже три месяца  - принесли на руках, он не поднимался. Папу недавно похоронили. Мама в больнице, у нее с сердцем пло­хо.  Потому никто не приезжает.  Забрать его должна  бабушка.

Пошмыгивая носом, мальчик  говорил,  словно не о себе, а о ком-то другом. Только раз он оживился и зло сверкнул глазами: ког­да я спросила, не обижают ли его старшие ребята. Юра, напри­мер, или Игорь.

— Еще как... Вчера я на грушу залез, а они меня оттуда кам­нями сняли, сами съели груши.

Юра и Игорь первыми в санатории знакомили меня с местной достопримечательностью — рощей. Все о ней знают. Какие тут, где и когда грибы прорезаются, в каких местах белок больше. А когда встретилась белка, Игорь говорил с ней так, словно они старые знакомые, подсвистывал, что-то приговаривал. Оказывает­ся, у Игоря дядя — знатный охотник. Лес знает, как родной дом.

Потом Юра о себе рассказывал. У них все мужчины в семье потомственные шоферы. А мама молодая, и детей пятеро: друг друга растят, друг о друге заботятся.

Я слушала их с невольным удивлением. Вроде нормальные ре­бята. Могут пожалеть кур, привязанных хозяйкой под кустом,— принесут им воды. Угостят собаку мясом из своего обеда. Почему же стоит мелькнуть среди деревьев маленькой белоголовой фигур­ке, их словно кто с цепи спускает — визжат,  подначивают: «А ну-ка давай лезь повыше, обезьяна!» И маленькая их жертва скачет по веткам, гримасничает. «Вот видите,— Юра и Игорь единодуш­ны, — он же сам доволен. Причем тут жестокость?»

Если послушаешь ребят, «дистрофик»  попрошайничал у дач­ников, воровал ночами консервы у девчонок, одолжил и не отдал кому-то трусы, попортил какие-то колонки в кинотеатре, примазы­вался к тем, кого навещали родители, чтобы угостили...

Крепкие, здоровые тринадцатилетние мальчики сурово изобли­чали девятилетнего (ему бы участия и дружбы). Им не приходи­ло в голову, что их «враг» защищался, как мог, от обиды, от пре­зрительных насмешек старших. И может, от своих мыслей об опу­стевшем доме. Заслонялся от всего этого клоунской маской, вызы­вающими выходками.

Игорь и Юра только две недели как уехали из дома. Но при­знаются, что не хватает уже чего-то. То ли домашней жареной картошки, то ли маминых забот. А если жить вне дома четвертый месяц? Нет, не пытались ребята поставить себя на место друго­го человека. Вот если бы это не очень понятное им существо, та­кое настороженное, колючее, превратилось вдруг в мягкого пуши­стого котенка, его и погладить можно было бы, и молоком напо­ить. И чтобы он терся, и мурлыкал, и ногтей не выпускал.

Только человек ведь не котенок, чтобы замурлыкать от плошки молока. Да и кто сказал, что даже животному этого достаточно?

 


Жалость, сочувствие к человеку — это тем более не поданная сверху копеечка. Жалеть,  не обижая, не унижая, не все умеют.

Врачи, вернувшие мальчишке здоровье, умеют. И повариха те­тя Лида умеет. Согрела вечером воды, поставила чумазого Вову в корыто. Мыла, приговаривая: «Да ты посмотри, какой хороший мальчик получается...» И тут же придумала, что будет теперь у Вовы маленькая привилегия — пусть он один получает брикеты су­хого киселя из кухонных запасов. Ведь ему никто не привозит гос­тинцев, а так приятно угостить других.

Уехал Вова вдруг, ни с кем не попрощавшись. За ним приеха­ла бабушка.

На второй день я едва узнала, что фамилия его Комогоров. Вова Комогоров из Очамчири. А ребята здесь никогда не называ­ли его по имени».

Как связаны в этом грустном повествовании понятия «доброта» и «доброжелательность»?

Как вы думаете, проявление доброжелательности обяза­тельно подразумевает наличие доброты в человеке?

Желая  доброго  другому,  человек  не всегда может сам нес­ти в себе доброту, уметь отказаться от каких-то благ, ради друго­го человека. Быть добрым нелегко. Доброта налагает на человека определенную ответственность и требует постоянства и последова­тельности. Нравственная воспитанность человека тогда станет пол­ной, когда доброта будет его главным и естественным свойством, когда она станет условием его жизни. Об этом очень хорошо ска­зал В. Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта — это солн­це».

Подумайте об этом, ребята. А в заключение мне хочется по­желать вам доброты словами поэта Алима Кешокова:

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого.— зло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Беседа на тему " Доброта и доброжелательность" ( 4-5 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1086
    • DOCX 23.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сизова Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сизова Светлана Михайловна
    Сизова Светлана Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1173
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 788 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 845 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе