- 15.11.2020
- 423
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций. Развитие мировых процессов на рубеже столетий, принесло человечеству немало опасностей и тревог. Одна из них - обострение межнациональных отношений. Для ряда европейских стран серьезной проблемой становится массовая миграция из развивающихся государств и возникающее в связи с этим межэтническое напряжение. Острые столкновения на национальной почве происходят и в некоторых азиатских государствах. В процессе глобализации, который охватывает все новые и новые стороны жизни человечества и унифицирует мир, обостряется национальный вопрос. Почему так происходит? Причины этнических конфликтов на планете многообразны. Но все же в основе большинства из них лежат три главные проблемы. Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов. Она дает всем возможность приобщиться к достижениям технологий, радикально меняет экономические структуры, превращает мир в единую коммуникационную систему. Но вместе с тем она порождает у людей естественные опасения утратить свои исторические корни: национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Эти чувства вызывают иногда неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей. Во-вторых, вследствие глобализации в некоторых странах нарастают внутренние противоречия. Государственные границы становятся более прозрачными. Через них в общество проникают не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы. Масштабный процесс нового "переселения народов", с одной стороны, обостряет проблему нелегальной миграции. С другой - ведет к размыванию прежней мононациональной основы многих государств. В современных полиэтничных обществах оказывается гораздо труднее найти стержни, консолидирующие общество, не отступая при этом от принципов, на которых создавались государства. Во многих странах активизируются разного рода национальные движения и партии, "играющие" на этнической тематике. Политики, призывающие к принятию ограничительных мер в отношении национальных меньшинств, к мигрантам, кое-где собирают значительную часть голосов на выборах, усиливая межнациональное напряжение. Недаром говорят: "Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность". В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов восходят к нерешенным социально-экономическим проблемам. Явным стал дисбаланс в развитии различных регионов мира, неравномерность социального положения людей даже внутри одного общества. Бедность, безработица, ограниченный доступ к ресурсам, социальная неустроенность, низкий уровень грамотности порождают жесткий ответ. Недаром подмечено, что "ненависть - это гнев бедных". В современном мире он принимает конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов. Можно сказать, что одна из главных проблем ХХI века заключается в том, что человечество не выработало универсальной формулы межнационального согласия. Эта проблема обладает огромным разрушительным потенциалом, лежит в основе многих глобальных угроз и вызовов миру, отметил Нурсултан Назарбаев. Анализируя межэтническую ситуацию, складывающуюся в нашей республике, Глава государства с удовлетворением подчеркнул, что развитие Казахстана все годы независимости шло вопреки этой опасной тенденции. Поскольку межнациональное согласие в казахстанском обществе не есть результат какой-то особой природы тех или иных народов. К сожалению, национальная история Казахстана также полна примеров кровавых межнациональных конфликтов, как и история любой страны в прошлом. Наше национальное согласие, сказал Нурсултан Абишевич, это результат кропотливой работы государства при поддержке институтов гражданского общества на протяжении всех этих лет. В сложных условиях нам удалось создать оптимальную модель взаимоотношений между всеми этническими группами населения. Она основана на взаимопонимании и терпимости, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны у представителей всех этносов, живущих на древней земле казахов. В Казахстане законодательно закреплено и реализовано на практике этническое равноправие граждан страны во всех сферах общества. Наконец, нами создан уникальный общественно-политический институт - Ассамблея народов Казахстана как главный механизм межэтнического взаимодействия. На уровне областей действуют региональные ассамблеи народов. В нынешнем году сформирована вертикаль исполнительных рабочих структур большой и малых ассамблей. Сегодня в Казахстане действует более трехсот пятидесяти республиканских и местных национально-культурных центров. Они объединяют сотни тысяч людей, заинтересованных в сохранении и развитии языка, культуры и традиций своего этноса. Государство поддерживает эти процессы. Родители и школа, убежден Н. Назарбаев, должны воспитывать у ребенка простое правило: "Не делай другому того, чего не хочешь себе". Жить в современном мире - значит быть открытым и терпимым к другим народам, культурам и религиям. Родители сызмальства должны приучать детей к человеколюбию. Этот подход полностью соответствует политике Казахстана. Нашим детям жить в глобальном мире, они, когда станут ездить по разным странам, будут видеть мир таким, какой он есть. И не станут делить его на нации и расы, на религии. В этом, по мысли Нурсултана Абишевича, залог мирной жизни. Вот почему надо воспитывать детей в духе интернационализма. И с этим призывом Президент обратился к учителям и воспитателям, ко всем казахстанцам. Говоря о необходимости сохранения единства многонационального народа Казахстана, Президент прямо и недвусмысленно заявил, что "если мы позволим нарушить сложившееся межнациональное согласие, то неминуемо утратим все те социально-экономические завоевания, которых с огромным напряжением сил достигли за годы суверенитета". Это нужно отчетливо понимать и казахской нации, и всем этническим диаспорам современного Казахстана. Сфера межнациональных отношений - не поле для экспериментов, подчеркнул Н. Назарбаев. Это наиболее деликатная и важная сфера отношений, ответственность за которую в равной степени несут и государственные органы, и институты гражданского общества. Поэтому, сказал Глава государства, нам важно иметь полное представление о том, какие угрозы представляют опасность для межэтнических отношений в Казахстане сегодня и в ближайшем будущем. Первый вызов - это попытки использовать религию как инструмент международного терроризма и экстремизма. В сознании человека религиозное и национальное чувство всегда были тесно переплетены. И сегодня религия рассматривается как важный защитный механизм перед опасностью утраты моральных, культурных и духовных основ народа. В независимом Казахстане приняты законы, гарантирующие светский характер государства, равные возможности для деятельности всех религиозных общин страны. При этом государство оказало активную помощь в строительстве и открытии культовых зданий - мечетей, храмов, молитвенных домов. В Казахстане большинство населения составляют мусульмане. Но у нас также представлена почти вся религиозная палитра современного мира - православные христиане и католики, протестанты, иудеи, буддисты, приверженцы многих других культов. Всего 46 конфессий и номинаций. В силу этого наше общество очень восприимчиво к различным инсинуациям по поводу агрессивности той или иной религии. Уникальность современного Казахстана заключена в этническом многообразии. Это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями, отметил Нурсултан Абишевич. Глава государства также напомнил, что русский язык по-прежнему остается в Казахстане языком межнационального общения. Необходимо и дальше спокойно и без эмоциональных перехлестов возрождать казахскую культуру, сохраняя культуры всех национальных групп нашего общества, подчеркнул Президент. Из выступлений президента Назарбаева Н.А. на Ассамблее народов Казахстана
6 664 849 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Акименко Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.