Главная / ИЗО, МХК / Беседа по картине Н.К.Рериха "Сострадание"

Беседа по картине Н.К.Рериха "Сострадание"

Скачать материал

Беседа по картине. Николай Константинович Рерих. Сострадание.

Работу выполнила: Белаш Ольга Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Гимназия №5 имени Е.Е. Парфенова» г. Камень-на-Оби

(Данный материал может быть использован на уроке изобразительного искусства в 4 классе по теме «Сопереживание-великая тема в искусстве» или на классных часах этической направленности.)

сострадание


Мы согреваем душу от души,

Когда кому-то горя очень много.

Быть может это качество от Бога,

Длиною в человеческую жизнь…

Мы согреваем душу от души-

Глаза в глаза, как будто застывая.

Одну секунду СО-переживая,

Мы лучшее возможно совершим!

Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину),

Задачи:

  1. вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе принципов гуманизма;

  2. стимулировать нравственно ценные мотивы поведения

  3. повторить художественные средства выразительности,

  4. развивать умение анализировать художественное произведение.


Ход беседы

-Ребята, перед вами картина Николая Константиновича Рериха. Рассмотрите ее.


-Что вы видите ? (горы,облака, охотника,лань,и т.д)

-Выделите главное из того, что вы увидели. (Начни со слов « Мне кажется…». « Я считаю...» «Я думаю главными в картине являются…» (люди ; человек, который защищает лань;….)

-Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным? (так как он изображен на первом плане ..в центре картины; на возвышении….)

-Попробуйте пересказать сюжет картины.

-Как бы вы назвали это произведение?

Эту картину Николай Константинович назвал «Сострадание»

- Подберите синонимы к данному слову.
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)

-Подберите прилагательные, которыми можно охарактеризовать человека, умеющего сочувствовать и сострадать.
(Отзывчивый, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, человечный, благородный, ласковый, нежный )

- А какие слова подберете для характеристики человека, у которого отсутствуют эти качества?
(Жестокий, бездушный, бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный, черствый, мерзкий, отвратительный)

-Как каждый из вас понимает сострадание? И как не спутать его с жалостью?
Я думаю, жалость - это вред для того, кого жалеешь, а вот сострадание - это
со-страдание, со-чувствие, со-переживание. Это значит – вместе с кем-то. Приставка Со- означает общее совместное участие в чём – нибудь. Только человек способен на это.

«Не нужно смешивать желение с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает.»

-Как понимаете смысл последнего предложения?

-Толковые словари так трактуют это слово.

  • СОСТРАДАТЬ  - страдать вместе, переносить муки сообща;

|| — кому, сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать. 

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

несчастьем, горем ...

Словарь С.Ожегова



- Ребята, а зачем художники в своих произведениях говорят о сострадании?

-С древнейших времён искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя , развить эту способность души. В искусстве художник стремится выразить свои чувства , переживания и поделиться с нами : отношением к самым разным событиям и вызвать у нас сострадание к чужому горю. Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя.

-Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?(гора)

- Гора ассоциируется здесь с высотой человеческого духа. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору.Гора- это ориентир,то, с чем можно сверять свои мысли и поступки, выборы и решения.Путь на гору-это путь восхождения, преодоления себя.

-Почему Риши изображен на возвышении,а охотник ниже?(Риши изображен выше т.к. он воплощает в себе идею добра,мудрости)

- Носят ли символический характер такие элементы композиции как жест, поза? (Жест руки Риши носит символический характер,он принял удар и стрелы на себя, в свою руку. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.)

-Посмотрите на колорит картины. Что можно о нем сказать?(он построен на контрастах)

-Каким образом противопоставление цветовых пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости?

-Кого художник выделяет светом охотника или Ришу? Видим ли мы лицо охотника? Как вы думаете почему?

-Немецко-французский мыслитель, врач, музыковед 19 века Альберт Швейцер сказал: "Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их".

Приведу пример – отрывок из статьи в газете о местном коте.

Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом, защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Когда я его обнаружил, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Грустная жизнь подходила к концу. Я взял его на руки и прижал к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.


Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен.

Вывод:

Любое живое существо на земле: цветок, животное, человек - заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, поняли, посочувствовали.

-А закончить нашу беседу мне хотелось бы процитировав самого Н.К.Рериха, который писал: «В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути. Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви».

Беседа по картине Н.К.Рериха "Сострадание"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • ИЗО, МХК
Описание:

Беседа предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована на уроке изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского или на классных часах этической направленности.

Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину),

Задачи:

1.     вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе       принципов гуманизма;

2.     стимулировать нравственно ценные мотивы поведения

3.     повторить художественные средства выразительности,

4.     развивать умение анализировать художественное произведение.

 

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Белаш Ольга Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 604
Номер материала 22085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓