Беседа по картине. Николай
Константинович Рерих. Сострадание.
Работу выполнила: Белаш Ольга
Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Гимназия №5 имени Е.Е.
Парфенова» г. Камень-на-Оби
(Данный
материал может быть использован на уроке изобразительного искусства в 4 классе
по теме «Сопереживание-великая тема в искусстве» или на классных часах
этической направленности.)
Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь…
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!
Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного
качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное
произведение (картину),
Задачи:
1.
вызвать эмоциональный
сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе принципов гуманизма;
2.
стимулировать нравственно
ценные мотивы поведения
3.
повторить художественные
средства выразительности,
4.
развивать умение
анализировать художественное произведение.
Ход беседы
-Ребята, перед вами картина Николая Константиновича
Рериха. Рассмотрите ее.
-Что вы видите ? (горы,облака,
охотника,лань,и т.д)
-Выделите главное из того, что вы увидели.
(Начни со слов « Мне кажется…». « Я считаю...» «Я думаю главными в картине
являются…» (люди ; человек, который защищает лань;….)
-Попробуйте объяснить, почему
именно это кажется вам главным? (так как он изображен на первом плане ..в
центре картины; на возвышении….)
-Попробуйте пересказать сюжет
картины.
-Как бы вы назвали это произведение?
Эту картину Николай Константинович
назвал «Сострадание»
- Подберите синонимы к данному
слову.
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь
несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь
или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)
-Подберите прилагательные, которыми
можно охарактеризовать человека, умеющего сочувствовать и сострадать.
(Отзывчивый, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, человечный,
благородный, ласковый, нежный )
- А какие слова подберете для
характеристики человека, у которого отсутствуют эти качества?
(Жестокий, бездушный, бессердечный, безжалостный, беспощадный,
бесчеловечный, черствый, мерзкий, отвратительный)
-Как каждый из вас понимает сострадание? И
как не спутать его с жалостью?
Я думаю, жалость - это вред для того, кого жалеешь, а вот сострадание - это
со-страдание, со-чувствие,
со-переживание. Это значит – вместе с кем-то. Приставка Со-
означает общее совместное участие в чём – нибудь. Только человек способен на это.
«Не нужно
смешивать желение с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но
нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает.»
-Как
понимаете смысл последнего предложения?
-Толковые
словари так трактуют это слово.
•
СОСТРАДАТЬ - страдать
вместе, переносить муки сообща;
|| — кому, сочувствовать горю, сокрушаться за кого,
соболезновать.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля
•
СОСТРАДАНИЕ
- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь
несчастьем, горем ...
Словарь С.Ожегова
- Ребята, а зачем художники в
своих произведениях говорят о сострадании?
-С древнейших времён искусство
стремилось вызвать сопереживание зрителя , развить эту способность
души. В искусстве художник стремится выразить свои чувства ,
переживания и поделиться с нами : отношением к самым
разным событиям и вызвать у нас сострадание к чужому горю. Идея
сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы
видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы
защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия
изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя.
-Есть ли в произведении предметы,
которые что-либо символизируют?(гора)
- Гора ассоциируется здесь с
высотой человеческого духа. Трудный путь совершенствования подобен подъему в
гору.Гора- это ориентир,то, с чем можно сверять свои мысли и поступки, выборы и
решения.Путь на гору-это путь восхождения, преодоления себя.
-Почему Риши изображен на
возвышении,а охотник ниже?(Риши изображен выше т.к. он воплощает в себе идею
добра,мудрости)
- Носят ли символический характер такие
элементы композиции как жест, поза? (Жест руки Риши носит символический
характер,он принял удар и стрелы на себя, в свою руку. Это и есть истинная
помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита.
Это и есть истинное сострадание.)
-Посмотрите на колорит картины. Что можно
о нем сказать?(он построен на контрастах)
-Каким образом противопоставление цветовых
пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и
мудрости?
-Кого художник выделяет светом охотника
или Ришу? Видим ли мы лицо охотника? Как вы думаете почему?
-Немецко-французский
мыслитель, врач, музыковед 19 века Альберт Швейцер сказал: "Никто из
нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем
ответственности, и не предотвратить их".
Приведу пример –
отрывок из статьи в газете о местном коте.
Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая
нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У
любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до
чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено
касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом,
защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял
одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы
прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и
громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки,
он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это
он был ужасно искусан. Когда я его обнаружил, Уродливый был почти что мертв.
Он лежал, свернувшись в клубок. Грустная жизнь подходила к концу. Я взял его
на руки и прижал к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, и я услышал
мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о
капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я
думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в
жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить
или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня,
уверенный, что я сумею смягчить его боль.
Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго
сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один
несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная
чистота духа, верная и беспредельная любовь. Уродливый сообщил мне о
сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду
ему благодарен.
|
Вывод:
Любое
живое существо на земле: цветок, животное, человек - заслуживает того, чтобы окружающие
услышали его, поняли, посочувствовали.
-А закончить нашу беседу мне хотелось бы
процитировав самого Н.К.Рериха, который писал: «В сострадании заложена великая
жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники
устремлялись по этому пути. Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов,
вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет
пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.