АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и социально-правовой защиты детства
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29
ПРОГРАММА
курса
Психология индивидуальности
9-11 классы
рекомендована
Научно-методическим экспертным
советом НИРО
Составители:
Зимнович Н.В.
педагог-психолог МОУ СОШ №29
высшей квалификационной
категории,
Еделева Е.Г.
зав. кафедрой психологии НИРО,
кандидат психологических наук
Пояснительная записка.
Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний.
Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
Программа курса «Психология индивидуальности» адресована учащимся 9-11 классов. Это не случайно. Есть, по крайней мере, три причины, объясняющие это:
особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни;
получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь;
необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям.
Название программы «Психология индивидуальности» показывает, что потенциальные возможности каждой личности неограниченны, индивидуальны, достойны познания и использования в ее жизни.
Такие понятия, как смысловые отношения, иерархия ценностей, борьба мотивов, воплощающиеся в деятельности и общении, составляющие основу индивидуальности проходят через материал всего курса.
Программа каждого года представляет собой ступень для перехода к новым психологическим знаниям и одновременно является самостоятельной, логически завершенной.
Особенно это важно для учащихся 9-ых классов, так как определенная часть их изучение данного курса на этом закончит. Ценным для этих ребят станет их готовность к профессиональному самоопределению. А знание индивидуальных особенностей, знание требований, которые разные профессии предъявляют к человеку, несомненно, поможет им. Именно эта причина и определила содержание первой части данного курса: «Психология деятельности. Выбор профессии».
В 9 классе ребята познают себя с помощью самого себя. Сами изучают свои способности, память, внимание, характер, темперамент, интересы.
В 10 классе они познают себя через других людей, изучая взаимоотношения.
В 11 классе учатся использованию знаний в жизни, учатся действовать самостоятельно и ответственно, овладевают элементарными приемами психологической саморегуляции, психологической помощи, навыками, необходимыми в обыденной жизни.
Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических (социально-психологические тренинги) занятий, дискуссий, конференций. На лекциях предлагается в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психических явлений, знакомства с полезными и жизненно важными психодиагностическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, обучение психологическим навыкам общения, развивающие упражнения, ролевые игры.
В программу включены знания из различных направлений современной психологии: теоретического, экспериментального и практического, а также отраслей психологической науки: общей, дифференциальной, социальной, возрастной, психологии личности, психологии общения. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления учащиеся сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
Цель курса – создать условия для самопознания, самопринятия, самоактуализации, формирования адекватной картины реального мира.
Задачи курса:
формирование у учащихся общего представления о том, что такое психология, чем занимаются различные психологические дисциплины, каково значение и польза психологии в жизни людей;
создание условий для познания учащимися своего внутреннего мира, своих потенциальных возможностей, для рождения нового, личностно-окрашенного знания;
воспитание желания экспериментировать с собой, наблюдать за своими мыслями и чувствами, узнавать тайны собственного «Я», приобретая новые способности и новый опыт;
предоставление возможности посмотреть на себя и других новыми глазами, увидеть неповторимость облика, привычек, задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами развития индивидуальности;
формирование у учащихся позитивистской жизненной позиции: мы сами можем побеждать болезни, укреплять здоровье тела и духа, находить общий язык с другими, осваиваться в новой ситуации, радоваться жизни, осуществлять выбор.
Сквозными идеями, общими понятиями и категориями курса «Психология индивидуальности» являются: счастье свое и других людей, активная деятельная жизнь и здоровье.
Школа, кроме того, чтобы дать определенный запас знаний, должна еще и научить ребенка самостоятельно решать те задачи, которые будет ставить перед ним жизнь. На материале данной программы и будут воспитываться качества, умения и навыки, которые помогут успешной адаптации выпускника, его самореализации.
Уроки психологии в школе в настоящее время – это не дополнительная нагрузка, а жизненная необходимость. Знание собственной уникальности, признание уникальности другого человека, терпимость, ответственность, самостоятельность, адекватная самооценка, выработка человеком смысла собственного существования – необходимы каждому.
Сложностью преподавания данного курса является отсутствие учебного пособия, но проблема эта решается с помощью использования нетрадиционных методов преподавания: дискуссий, семинаров, психотехнических игр, групповой работы, тренинговых занятий, работы групп поддержки, научно-практических конференций. Включение теоретического материала в деятельность учащихся позволит усвоить содержание курса даже в отсутствии учебника. Тем более, в настоящее время психологическая литература, учебники по психологии для разных учебных заведений, в том числе и средних школ, психологические труды русских, советских, зарубежных психологов являются доступными. Используя разные литературные источники, ребята к тому же получат ценный опыт самостоятельной работы с книгой.
Материальное обеспечение представляет собой комплекс тестов, методик, разработок (в том числе компьютерные версии), психологической литературы. При изучении ряда тем возможно осуществление межпредметных связей (с биологией, историей и другими дисциплинами).
Ожидаемые результаты
В результате освоения материала данного психологического курса у учащихся должны развиться следующие умения и навыки:
готовность вступить в мир диалога;
представление о собственной Я – концепции;
способность сотрудничать с другими людьми;
ставить собственные значимые цели;
делать самостоятельный выбор;
отдавать приоритет определенным ценностям;
понимать собственную роль в решении жизненных задач;
осуществлять собственный поиск информации;
мастерство публичного выступления.
Формы подведения итогов:
сдача творческих зачетных работ;
проведение научно-практических конференций;
разработка проектов и их защита. Проекты могут быть индивидуальные и групповые.
Занятия по данному курсу проходят еженедельно в течении года по одному часу (уроку) в неделю. В почасовое планирование социально-психологические тренинги не входят, так как они организуются в каникулы или во внеурочное время. В конце курса учащиеся сдают зачет.
Содержание программы
9 класс.
Психология деятельности. Выбор профессии.
(34 часа).
Раздел I. Введение в психологическую науку.
Тема 1. Психология как наука (3 часа).
Особенности психологии как науки. Психология научная и житейская. Проблемы предмета психологии. Психология – наука о самом сложном. Вопрос о природе души. Взаимоотношения души и тела. Этические выводы Платона и Сократа. Сведения из истории психологии. Современное состояние психологии. Значение и задачи психологии. Что дает человеку изучение психологии? Основные методы психологической науки: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование и др.
Раздел II. Психология личности и деятельности.
Тема 1. Личность и пути ее формирования (6 часов).
Что такое личность? Этапы ее формирования и движущие силы развития. Личность и индивидуальность. Поиск смысла жизни. Направленность личности. Ценностные ориентации. Развитие личности, как процесс преодоления жизненных проблем.
Экспериментально-диагностическое занятие: методика «Ценностные ориентации» Рокича и ориентационная анкета определения направленности личности.
Тема 2. Личность и деятельность (6 часов).
Понятие о деятельности, ее структуре, видах движений. Понятие о ведущем виде деятельности. Процесс труда. Умения и навыки. Процесс образования умений и навыков.
Способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Одаренность. Профессионально-важные качества.
Экспериментально-диагностическое занятие (2 часа): диагностика способностей.
Тема 3. Явления, характеризующие личность (4 часа).
Потребности и мотивы. Иерархия мотивов, как основа строения личности. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Структура волевого акта. Волевые качества личности.
Экспериментально-диагностическое занятие (1 час): диагностика мотивации.
Раздел III. Выбор профессии (15 часов).
Тема 1. Человек и профессия (5 часов).
Общественное разделение труда. Появление профессий. Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Требования профессии к человеку. Характеристика профессии – профессиограмма. Профессиональное самовоспитание.
Экспериментально-диагностическое занятие (2 часа): методики «Карта интересов» Кейрси, ДДО Климова.
Тема 2. Познавательная сфера личности. Индивидуальные
особенности. Связь с профессией (10 часов).
Понятие об ощущениях и восприятиях. Их физиологические основы и особенности. Индивидуальное различие. упражнения по развитию.
Универсальные психические процессы: внимание и память. Их свойства и виды. Индивидуальные особенности внимания и памяти.
Понятие о мышлении. Связь с речью. Качества мышления, виды мышления, индивидуальные особенности мышления человека.
Воображение и творчество. Роль воображения в научном, техническом, художественном творчестве.
Темперамент и характер. Их физиологические основы. Индивидуальные особенности. Характер и личность. Характер и деятельность. Воспитание характера.
Экспериментально-диагностическое занятие (5 часов): диагностика темперамента, характера, интеллекта.
10 класс.
Я и другие люди.
(34 часа).
Цель: создать условия для развития способности анализировать процесс общения и себя в нем, самому находить оптимальное поведение в конкретной ситуации; показать новый способ отношения к сложным ситуациям, развивать позитивное мышление; воспитание таких качеств личности, как уважение к личности другого, к чужому мнению, взглядам, вкусам, терпимость; формирование потребности самостоятельной работы с психологической литературой.
Раздел I. Основы конструктивного общения. Личностные
ресурсы общения (24 часа).
Процесс общения. Его закономерности и структура. Формирование картины мира, образа окружающей реальности. Мнения, оценки, суждения, взгляды, убеждения. Виды человеческих взаимоотношений: кооперация, соперничество, невмешательство, соревнование, антагонизм. Этапы процесса общения. Как мы говорим и как слушаем? Условия полноценного слушания. Каналы получения и переработки информации. Индивидуальные различия. Определение ведущего канала. Вербальный и невербальный уровни общения. Межличностное пространство. Визуальный контакт. Формирование образа собственного «Я». Об оценке и самооценке. Ценности общения. Эмоции общения. Общение в семье. Разрешение сложных ситуаций в семье. Общение в конфликте. Конфликты «трудного возраста». Стратегии взаимодействия людей. Личностные ресурсы эффективного общения. Общение и здоровье.
Экспериментально-диагностическое занятие (10 часов): диагностика коммуникативности, самооценки; психотехнические игры и упражнения, как средства обучения общению.
Раздел II. Личность. Группа. Коллектив (10 часов).
Понятие «социум». Понятие о групповом образе жизни. Отношения группы и индивида.
Человек и общество. Идеология общества и психология отдельного человека. Психологическое влияние больших социальных групп на человека. Социальные установки. Социально-психологический климат, его воздействие. Групповые роли. Социометрия. Проблема лидерства. Аутсайдеры.
Экспериментально-диагностическое занятие (3 часа): определение социально-психологического климата, социометрия.
11 класс.
Психопедагогика здоровья.
(34 часа).
Раздел I. Быть или казаться? (7 часов).
Кто вы и что можете о себе сказать? Как и в чем проявляются ваши особенности? Индивидуальность и язык. Тело и внутренний мир. Сколько меня во мне? Самоотношение. Экстра- и интроверсия. Комплекс «неполноценности» в концепции Адлера. Декларация самоценности В. Сатир. С чем людям приходится сталкиваться? Можно ли судить о людях по их внешнему виду? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем люди отличаются друг от друга? Почему человек должен управлять собой? Проектирование своего будущего: цели, варианты, действия. Искусство жить в настоящем.
Экспериментально-диагностическое занятие (4 часа): определение самоотношения, экстра- и интроверсии, типа личности, агрессивности.
Раздел II. Теория социальных ролей (4 часа).
Социальные навыки: сущность, диагностика, тренировка. Социальная роль. Кто есть кто? Структура личности по Э. Берну. Ее соотношение со структурой личности З. Фрейда. Чем отличаются роли? Игры. Их анализ. Социально-ролевые игры общения. Манипуляторы и актуализаторы. Кто они? Жить по Д. Карнеги или по Э. Шострому? Быть манипулятором или актуализатором?
Раздел III. Психопедагогика здоровья (9 часов).
Здоровый образ жизни. Эмоции и физические болезни. Положительные и отрицательные эмоции. Позитивное и негативное мышление. Механизмы психологической защиты. Душевное здоровье. Психические отклонения и пограничные состояния. Психология сновидений. Психологический механизм пищеварения. Психология пола. Во что люди могут вовлекаться? Алкоголь и различные виды пьянства. Что такое наркоман? Как от этого вылечиться? Что делать, если перед тобой социопат?
Раздел IV. Практическая психология (14 часов).
История практической психологии и ее состояние. Практическая психология Т. Харриса. 4 жизненные позиции. Мы можем измениться.
Что такое психотерапия? Где она есть? Аутотренинг.
Индивидуальная психокоррекция. Психоанализ. Групповая терапия. Семейная терапия. Поведение человека в нестандартных и экстремальных ситуациях. Потери в человеческой жизни. Техники работы с потерями. Утрата. Горе. Суицид.
Что делать в случае тревоги, волнения, стрессовой ситуации? Если ты застенчив? Как вести споры, дискуссии, относиться к критике и самокритике?
Знакомство. Самопрезентация. Секреты личного обаяния. Самоуважение. Манеры поведения.
Проявление и источники уверенности и неуверенности в себе. Агрессивное поведение. Правила уверенного поведения. Декларация прав личности.
Психология экзамена и публичное выступление.
Учебно-тематический план
курса «Психология деятельности. Выбор профессии»
9 класс Всего часов: 34
Уроки
Темы программы
Часы
Раздел I. Введение в психологическую науку
Тема 1. Психология как наука
Особенности психологической науки. Проблема предмета
психологии. Значение знаний психологии.
Краткая история психологии. Ее современное состояние.
Методы психологической науки.
3
1
1
1
Раздел II. Психология личности и деятельности
Тема 1. Пути формирования личности
Личность. Движущие силы развития.
Личность и индивидуальность.
1.3.-1.4. Направленность личности.
1.5.Ценностные ориентации личности.
Тема 2. Психология деятельности
2.1. Понятие деятельности и ее структура.
2.2. Процесс труда. Умения и навыки.
2.3.-2.4. Способности. Общие и специальные способности. Одаренность.
2.5.-2.6. Развитие способностей.
2.7. Потребности и их классификация.
2.8.-2.10. Иерархия мотивов. Мотивация. Волевой акт.
Тема 3. Явления, характеризующие личность
3.1. Потребности и мотивы.
3.2. Мотивация и продуктивность деятельности.
3.3. Волевые качества личности.
3.4. Диагностика мотивации.
6
1
1
2
1
6
1
1
2
2
1
3
4
1
1
1
1
Раздел III. Выбор профессии
Тема 1. Человек и профессия
Понятие о профессии и специальности.
Классификация профессий.
1.3.-1.5. Требования профессии к человеку.
Тема 2. Индивидуальные особенности познавательной
Сферы личности. Связь с профессией.
2.1.-2.2. Ощущения и восприятия. Индивидуальное развитие.
2.3.-2.4. Внимание и память. Индивидуальные особенности.
2.5.-2.7. Речь и мышление. Индивидуальные особенности.
2.8.-2.9. Характер и темперамент.
2.10. Воображение и творчество. Значение их для профессиональной
деятельности
5
1
1
3
10
2
2
3
2
1
Учебно-тематический план
курса «Я и другие»
10 класс Всего часов: 34
Уроки
Темы программы
Часы
Тема 1. Основы конструктивного общения
Процесс общения. Функции общения и структура общения.
Формирование картины мира.
Восприятие человека человеком.
Мнения, оценки, суждения, взгляды, убеждения, установки.
Виды человеческих взаимоотношений.
1.6.-1.7. Этапы процесса общения.
1.8.-1.9. Как мы говорим и как мы слушаем.
1.10.-1.11. Каналы получения информации.
1.12.-1.13. Невербальное общение.
1.14. Вербальное общение. Речь и общение.
1.15. Межличностное пространство.
1.16.-1.17. Формирование образа собственного «Я».
1.18.-1.19. Оценка и самооценка.
1.20. Эмоции общения.
1.21.-1.22. Общение в семье.
1.23.-1.24. Общение в конфликте.
24
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
1
2
2
Тема 2. Личность. Группа. Коллектив.
2.1. Отношения группы и индивида.
2.2. Группы. Их классификация.
2.3.-2.5. Социально-психологический климат группы, коллектива.
2.6. Коммуникативное воздействие на сознание.
2.7.-2.8. Социальные роли. Проблемы лидерства.
2.9. Человек и общество.
2.10. Идеология общества и психология личности.
10
1
1
3
1
2
1
1
Учебно-тематический план
курса «Психопедагогика здоровья»
11 класс Всего часов: 34
Уроки
Темы программы
Часы
Тема 1. Быть или казаться?
Что ты можешь сказать о себе? В чем твоя индивидуальность?
Самоотношение. Декларация самоценности.
С чем людям приходиться сталкиваться?
Почему человек должен управлять собой?
1.5.-1.6. Проектирование будущего.
1.7. Искусство жить в настоящем.
7
1
1
1
1
2
1
Тема 2. Теория социальных ролей
2.1. Социальные навыки. Социальные роли.
2.2. Структура личности Э. Берна и З. Фрейда.
2.3. Социально-ролевые игры.
2.4. Быть манипулятором или актуализатором?
4
1
1
1
1
Тема 3. Психопедагогика здоровья
3.1. Здоровый образ жизни.
3.2. Эмоции и болезни.
3.3. Механизмы психологической защиты.
3.4. Психология сновидений.
3.5.-3.6. Психология пола.
3.7. Человеческие пороки.
3.8. Что такое наркоман?
3.9. Что делать, если перед тобой социопат?
9
1
1
1
1
2
1
1
1
Тема 4. Практическая психология
4.1. История практической психологии.
4.2. Практическая психология Харриса.
4.3.-4.4. Психотерапия.
4.5.-4.6. Поведение в нестандартных и экстремальных ситуациях.
4.7.-4.8. Потери в человеческой жизни.
4.9. Тревога. Волнение. Стресс.
4.10. Спор. Дискуссия. Критика.
4.11.-4.12. Психология экзамена.
4.13.-4.14. Публичное выступление.
14
1
1
2
2
2
1
1
2
2
Список литературы
Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 1990
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 1995
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.; 1998
Гамезо. Атлас по общей психологии – М.: Наука, 1998
Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности / В.Л. Данилова. – М.: Интерпракс, 1994
Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать / М. Джеймс, Д. Дженгвард. – М.: Прогресс, 1993
Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 9 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006
Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 10 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006
Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 11 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006
Леви В. Искусство быть собой / В. Леви. – М.: Знание, 1991
Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. – СПб, 1993
Мольц М. Я это я. Или как стать счастливым / М. Мольц. – М.: Прогресс, 1994
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Тренинг личностного роста / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993
Рейннуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейннуоттер.- М.: Прогресс, 1992
Томас А. Харрис Я – хороший. Ты – хороший / А. Харрис Томас. – М.: Соль, 1993
Фадеев М.Ю. Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены / М.Ю. Фадеев, А.А. Голушко. – М.: Эйдос, 1996
Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Данная программа разработана мной по запросу обучающихся, их родителей и администрации школы. Программа имеет сертификат экспертного совета НИРО (Нижегородский институт развития образования).
В программе отражены важные проблемы и пути их решения развивающейся личностью.
Программа будет интересна психологам, которые ведут групповые занятия в интерактивных формах.
Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
Программа курса «Психология индивидуальности» адресована учащимся 9-11 классов. Это не случайно. Есть, по крайней мере, три причины, объясняющие это:
· особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни;
· получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь;
· необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям.
Желаю успешной работы по психологическому просвещению обучающихся.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 07.01.2015 |
Раздел | Школьному психологу |
Подраздел | |
Просмотров | 3181 |
Номер материала | 41853 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: