Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования Московской области
«Академия
социального управления»
кафедра
математических дисциплин
Практико-значимая работа
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5
класса научно-познавательного направления «математическая шкатулка»
Выполнил(а) слушатель учебного курса
«Особенности организации внеурочной деятельности
научно-познавательного направления в общеобразовательном учреждении в ходе
введения ФГОС ООО»
Учитель математики
Терентьева Татьяна Николаевна
г.о. Жуковский
Руководитель курса: к.п.н., доцент кафедры
математических дисциплин Е.Л. Мардахаева
Москва, 2014
Содержание
|
Стр.
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы
организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в
свете требований ФГОС ООО
§ 1. Психолого-педагогические
основы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса
§ 2. Логико-математический анализ
содержания обучения 5 класса
§ 3. Достижение образовательных
результатов в процессе внеурочной деятельности учащихся 5 класса
ГЛАВА 2. Методические рекомендации
по реализации программы внеурочной деятельности научно-познавательного
направления «Математическая шкатулка»
§ 4. Проектирование программы
внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Математическая
шкатулка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение
|
3
5
5
8
11
15
15
20
21
22
|
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
ставит требования к образовательной деятельности, зафиксированными в
Фундаментальном ядре содержания общего образования. Перед школой встала
насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных
учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской
деятельности учащихся. Потребность в научно-теоретическом обосновании модели
организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе,
выявление педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы
исследования.
Проблема исследовательской деятельности учащихся имеет глубокие корни.
Зарубежные педагоги Ж.-Ж Руссо, И.Песталоцци, Ф.Дистервег Г.Кершенштейнер,
Дж.Дьюи, С.Френе и др. высказали идею побуждения ребенка к познанию мира через
исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали Д.И.Писарев,
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. В начале XX в. в России, в трудах таких ученых как,
И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, А.П. Пинкевич, И.Ф. Свадковский,
С.Т. Шацкий и др. наблюдалась переоценка исследовательского метода обучения,
который признавался единственно правильным и эффективным, но впоследствии
исследовательский метод был отвергнут, и лишь в 1960-х гг. вновь возродилась
идея организации учебно-исследовательской деятельности школьников.
В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных
аспектов организации исследовательской деятельности учащихся, в частности
исследователи В.И. Андреев, А.В. Леонтович, А.А. Лебедев, Е.В. Набиева, А.С.
Обухов, А.И.Савенков, Е.В. Титов, Л.Ф. Фомина, А.В. Хуторской и др. большое внимание
уделяли определению понятия «исследовательская деятельность учащихся». Определение
данное В.И. Андреевым -- исследовательская деятельность учащихся - это
организуемая педагогом деятельность школьников с использованием преимущественно
дидактических средств косвенного и перспективного управления, направленная на
создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного
применения доступных возрасту научных методов познания в результате, которых
развиваются исследовательские умения учащихся.
Исследовательская деятельность была рассмотрена с позиции теории
деятельности. Отмечено, что она, как и любая другая деятельность, имеет
определенную структуру: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат, но
эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающееся от любых
других видов деятельности.
Базовыми образовательными методами, способствующими развитию
исследовательских умений учащихся в основной школе, являются исследовательский
метод и метод проектов (Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков,
М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и др.). По мнению ученых педагогов необходимо
создавать нестандартные формы организации исследовательской деятельности
учащихся, способствующие реализации психолого-педагогических особенностей подростков
и повышающие мотивацию к данному виду деятельности. В качестве компонентов
исследовательской деятельности принято выделять: объекты исследования
(предметы, явления окружающей действительности); субъекты исследования (ученик,
группа учащихся, коллектив), их потребности и мотивы, цели; руководитель
исследования (учитель); методы исследования, используемые средства, процесс
развертывания исследовательской инициативности и его результаты. Результат
исследовательской деятельности может быть представлен в материальном продукте,
психологическом изменении личности, знании, исследовательских умениях учащихся
и т.д. Продуктом исследования могут являться письменная работа, макет, модель и
т.д.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной
деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО
§ 1. Психолого-педагогические
основы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса
Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических
условий реализации основной образовательной программы основного общего
образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:
·
учет
специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе
особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
·
формирование
психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических
и административных работников,
·
вариативность
направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
В современной школе достаточно много факторов риска школьной
дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
·
появление
не успешности в учебе;
·
снижение
мотивации к учению;
·
возникновение
конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
·
нарушение
поведения у детей и подростков;
·
явление
«школофобии».
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают,
что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного
заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени
обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
·
в
снижении успеваемости;
·
в
значительно изменяющихся условиях обучения;
·
в
противоречивости отношений и системы требований к ученику;
·
в
возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их
личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при
переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические
(смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как
следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение
умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся
при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности
пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация
оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно
перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него
нарушается ведущая учебная деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая
во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит
воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время. Основная цель курса: развитие творческих способностей
школьников, формирование устойчивого интереса к математике.
§ 2. Логико-математический
анализ содержания обучения 5 класса
В результате изучения курса математики в 5
классе обучающиеся должны:
· Правильно
употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи:
цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой
(например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из
неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
· Сравнивать
числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше»
с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое
нескольких чисел;
· Выполнять
арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять
десятичные дроби;
· Распознавать
на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники,
многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для
построения и измерения отрезков и углов;
· Владеть
навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь
перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
· Находить
числовые значения буквенных выражений.
Содержание тем учебного курса
1. Натуральные числа и шкалы – 16 часов
Цель – систематизировать и обобщить
сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки
построения и измерения отрезков.
2. Сложение и вычитание натуральных
чисел – 23 ч.
Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания
натуральных чисел.
3. Умножение и деление натуральных чисел –
29 ч.
Цель – закрепить и развить навыки арифметических
действий с натуральными числами.
4. Площади и объёмы – 12 ч.
Цель – расширить представление обучающихся об
измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов,
систематизировать известные им сведения об единице измерения.
5. Обыкновенные дроби – 27ч.
Цель – познакомить обучающихся с понятием дроби в
объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
6. Десятичные дроби. Сложение и
вычитание десятичных дробей – 13ч.
Цель – выработать умение читать, записывать,
сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание
десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей –
24ч.
Цель – выработать умение умножать и делить
десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и
десятичными дробями.
8. Инструменты для вычисления
и измерения – 18ч.
Цель – сформировать умения решать простейшие
задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
9. Повторение (4 ч.)
На практике выявлено, что в курсе изучения математики
в 5 классах мало внимания уделяется текстовым задачам на различные тематики,
будь то задачи на движение или логические задачи. Внеурочные занятия помогут
учителям восполнить пробелы в программе, а также расширить представления
обучающихся о предмете математика.
§ 3. Достижение
образовательных результатов в процессе внеурочной деятельности учащихся 5 класса
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи — это основное средство развития математического мышления учащихся. Очевидно, речь идет не об упражнениях тренировочного характера или задачах «на известный тип», а о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, по словам академика Гнеденко Б. В., составляют важные слагаемые на пути развития способностей и духа творческого горения.
Не
случайно в учебниках по математике нестандартным задачам
отводится значительное место. Строишь ли ты скворечню,
собираешь ли из деталей «Конструктора» техническую
игрушку или вдумчиво выполняешь задание на уроке, участвуешь ли с
ребятами в игре — всегда возникает
необходимость что-то сосчитать, быстро сообразить, смекнуть, угадать. Не
всегда сразу находится правильное решение. Можно заметить, тот быстрее
соображает, смекает, угадывает, кто чаще упражняется в решении задач, головоломок,
много мастерит, занимается отгадыванием различных хитроумных загадок. Не только
руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки,
упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он — находчивее, сообразительнее.
Для успешного
освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только
много знать, но и последовательно и
доказательно мыслить, догадываться,
проявлять умственное напряжение.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов
действий при соответствующих условиях
может стать привычной для детей.
Как
известно, особую умственную активность ребенок
проявляет в ходе достижения игровой цели как на
занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи
содержатся в разного рода увлекательном математическом
материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного
материала.
Слово
«гимнастика» связано с представлением со спортивными упражнениями на брусьях, кольцах, перекладине, с красивыми, похожими на танец,
движениями под музыку с обручем, мячом, лентами, с соревнованиями, которые
часто показывают по телевизору. Дополнительные математические занятия
«Гимнастика для ума» специально направлены
на развитие мышления учащихся. Курс занятий должен формировать логическую грамотность школьников и, наряду с этим, обеспечивать развитие
(или, хотя бы не подавление) познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в школьном
возрасте.
Развитие мышления — дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса
между логикой и интуицией, словом и
наглядным образом, осознанным и подсознательным.
Назначение дополнительного курса — способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с
развитием способности к
непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и
гибкости мышления, фантазии,
воображения.
На
занятиях учащиеся узнают много интересных задач, упражнений, игр, интересные факты из истории математики. Для занятий с ребятами собраны различные викторины, загадки, увлекательные рассказы...
Формы организации ребят разнообразны: игры
проводятся со всеми учащимися, с группами
и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Математические игры и
головоломки очень популярны, как, впрочем, и все игры. И далеко не всегда более
сложная игра - более интересная. Часто миллионы людей с неугасаемым
интересом играют в самые простые игры, и именно эти игры больше всего ценят,
именно они входят в историю математики и прославляют своих создателей.
Наиболее приближенными к математике являются головоломки, но много головоломок
образовалось из когда-то существовавших (а некоторые из ещё существующих) игр.
Большинство таких основополагающих игр было придумано древнегреческими
математиками. Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании.
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами,
формирование временных представлений
и т. д.
Смекалки, головоломки, занимательные
игры вызывают у ребят большой интерес.
Ребята могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу, В таких занятиях формируются важные
качества личности ребенка:
самостоятельность, наблюдательность,
находчивость, сообразительность,
вырабатывается усидчивость,
развиваются конструктивные умения. Любая математическая задача на
смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего
замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их,
догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа
активизирует не только мыслительную
деятельность школьника, но развивает у него качества, необходимые для профессионального
мастерства, в какой бы сфере потом он ни
трудился.
В
самом начале занятий оправдывает себя
использование несложных занимательных задач в
качестве «умственной гимнастики». Занимательность математическому материалу
придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом
упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная
головоломка. Занятия гимнастикой помогают
стать сильным, ловким, гибким, стройным, храбрым, выносливым.
Гимнастика для ума — это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью,
которой ребенок научится четко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки,
разгадывая, загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать. Тренируя ум,
человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым,
дальновидным, изобретательным, находчивым, остроумным, а также
приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют
культуру мышления или умственную культуру, так же, как сила, ловкость,
выносливость и многое другое составляют физическую культуру.
ГЛАВА 2. Методические
рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности
научно-познавательного направления 5 класса
§ 4. Проектирование программы
внеурочной деятельности научно-познавательного направления в 5 классе
Образовательная деятельность
осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их
соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными
особенностями являются:
1.Определение
видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы
положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации
деятельности предполагают уровневую
оценку в
достижении планируемых результатов одной нозологической группы
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать
математический образ мышления
Задачи
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации программы внеурочной
деятельности
Рабочая программа «Математическая шкатулка» рассчитана
на один год обучения, 32 учебных часа.
Принципы
программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)
к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах
и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
-
практико-ориентированные
учебные занятия;
-
творческие
мастерские;
-
тематические
праздники, конкурсы;
На занятиях предусматриваются следующие формы
организации учебной деятельности:
- индивидуальная (дается самостоятельное задание с
учетом возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к проектам, конкурсам).
Основные виды
деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Содержание программы
Первое полугодие
|
1
|
Как возникло слово
«математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.
|
1
|
|
|
2
|
Логические задачи,
решаемые с использованием таблиц. Математическая игра «Не собьюсь»
|
1
|
|
|
3
|
Приемы устного
счета: умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение
логической задачи.
|
1
|
|
|
4
|
Интересный способ
умножения. Мир больших чисел.
|
1
|
|
|
5
|
Открытие
нуля. Числа-великаны. Решение задач на составление выражений.
|
1
|
|
|
6
|
Возведение в
квадрат чисел, оканчивающихся
на 5.
Биографическая миниатюра. Пифагор.
|
1
|
|
|
7
|
Решение олимпиадных
задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».
|
1
|
|
|
8
|
Метрическая система
мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.
|
1
|
|
|
9
|
Геометрия
Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.
|
1
|
|
|
10
|
Решение олимпиадных
задач (используя действия с натуральными числами). Лабиринты.
|
1
|
|
|
11
|
Решение логических
задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?
|
1
|
|
|
12
|
Возведение в
квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
Решение олимпиадных
задач различными способами.
|
1
|
|
|
13
|
Четность суммы и
произведения. Решение олимпиадных задач на четность.
|
1
|
|
|
14
|
Прибавление
четного. Знак произведения
|
1
|
|
|
15
|
Чередование.
Решение задач игры «Кенгуру».
|
1
|
|
|
16
|
Разбиение на пары.
Решение задач игры «Кенгуру».
|
1
|
|
|
17
|
Решение олимпиадных
задач. Зачет.
|
|
|
Второе
|
полугодие
|
|
|
18
|
Возведение в
квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра. Архимед.
Решение олимпиадных задач (на совместную работу).
|
1
|
|
19
|
Старинные меры.
Оригами
|
1
|
|
20
|
Биографическая
миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач (на делимость чисел). Логическая
задача «Обманутый хозяин»
|
1
|
|
21
|
Приемы устного
счета. Происхождение математических знаков.
|
1
|
|
22
|
Решение олимпиадных
задач (задачи мудрецов).
|
|
|
23
|
Конкурс
«Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, литературных
произведений, в которых встречаются числа?»
|
1
|
|
24
|
Геометрические
иллюзии. Геометрическая задачи, фокусы.
|
1
|
|
25
|
Умножение
двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач (инварианты).
|
1
|
|
26
|
Считаем устно.
Решение олимпиадных задач (бассейны, работа и прочее)
|
1
|
|
27
|
Деление на 5 (50),
25 (250). Математические мотивы в художественной литературе. Игра «Попробуй
сосчитай».
|
1
|
|
28
|
Решение олимпиадных
задач (с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.
|
1
|
|
29
|
Тестовые задачи (задачи,
решаемые с конца)
|
1
|
|
30
|
Математические
ребусы. Решение олимпиадных задач.
|
1
|
|
31
|
Геометрические
задачи на разрезание.
|
1
|
|
32
|
Тестовые задачи
(переливание).
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение.
Великий педагог В.А. Сухомлинский
писал: “Все наши замыслы, все поиски и настроения превращаются в прах, если у
ученика нет желания учиться”. Каждый ребенок это личность, которая требует к
себе особого подхода, у каждого ребенка есть способности, только не всегда
они в полной мере развиты. Математика имеет неограниченные возможности в
развитии интеллекта школьника, способностей ученика. А математические задачи,
накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют
эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека:
внимание, воображение, фантазию, обратное и понятийное мышление, логическое
мышление, память.
Человек рождается без умения мыслить,
лишь с задатками к нему. Мыслить он научается постепенно в процессе жизненной
практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении.
Вот эту культуру, дисциплину мысли,
ее последовательность и доказательность, глубину и критичность, широту и
оригинальность, а также необходимую пищу для мышления — систему знаний — нам
дает школа, и в частности уроки математики и внеурочная деятельность по
математике.
Литература
1. Депман И.Я.,
Виленкин И.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1999. – 287
с.
2. Журналы
«Математика в школе».
3. Кордемский
Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Мат. головоломки и задачи для
любознательных: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.»,
1986. – 159 с.
4.
Мардахаева Е.Л. Математический кружок: Образовательная программа
внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов. Программа //
Реализация требований ФГОС ООО в преподавании математики. – М., Калуга: КГУ им.
К.Э Циолковского, 2012. – С. 132-149.
5. Нагибин Ф.Ф.
Математическая шкатулка. – М.: Просвещение: 1984 – 167 с.
6. Олехник С. Н.,
Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи.— 2-е изд.,
испр.— М.: Наука. Главная редакция физико-математической
литературы, 1988.— 160 с.
7. Перельман Я.И.
Веселые задачи. – М.: Центрполиграф, 2011. – 253с.
8. Шарыгин И.Ф.,
Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6- кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80 с.
9. Шейнина О.С.,
Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во
НЦ ЭНАС, 2007.- 208 с. – (Портфель учителя).
Интернет-ресурсы
1.http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos-0 –
«Социальная сеть работников образования».
2. http://www.ziimag.narod.ru/ -
«Практика развивающего обучения».
3. http://www.it-n.ru/ – «Сеть
творческих учителей».
Приложение.
Мини-олимпиада
по теме «Числа.
Числа. Числа…»
(Олимпиада
может быть проведена, как в командной, так и в индивидуальной форме.
Задания командам могут выдаваться как различные, но равнозначные по степени
сложности, так и одинаковые. В этом случае команды отвечают по
очереди.)
1 Задачи-
шутки.
а) Из Москвы
в Санкт-Петербург вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Санкт-Петербурга в
Москву со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов в момент встречи будет дальше от
Москвы?
Ответ: одинаково.
б) Мой
знакомый Саша однажды мне сказал: « Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году
мне исполнится 13. Может ли быть такое?
Ответ: Да, сегодня – 1 января. А день рождения у
мальчика 31 декабря.
в) Два сына и два отца съели три
яйца. По сколько яиц съел каждый?
Ответ: По одному.
г) Что легче 1кг пуха или 1кг
железа?
Ответ: одинаково.
д) Если поздней осенью в 10 часов
вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?
Ответ: Нет, осенью в 10 вечера солнце не светит.
2. Решение
задач на составление выражений.
а) Ученик
переписал числовое выражение, значение которого равно 58, но забыл поставить
скобки. У него получилось: 6 8+20:4-2. Где в этом выражении должны стоять
скобки?
Ответ: 6 8+20:(4-2).
б) Напишите
подряд сем цифр от 1 до 7: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Соедините их знаками «плюс» и
«минус» так, чтобы получилось 40. Попробуйте найти другое сочетание тех цифр,
при котором получилось бы не 40, а 55.
Ответ: 12+34-5+6-7=40;
12-3+45-6+7=55.
3. Числовые
ребусы.
ЛИСА + ВОЛК
= ЗВЕРИ
Ответ: 9573 + 8492 = 18065.
Существуют и
другие решения:
1)
9572+8493=18065
2) 9573+8492=18065
3) 9582+6493=16075
4) 9583+6492=16075
5) 9682+5394=15076
6) 9684+5392=15076
7) 9763+8294=18057
8) 9764+8293=18057
4. Задача в
стихах.
По тропинке
вдоль кустов
Шло
одиннадцать хвостов.
Сосчитать я
также смог,
Что шагало
30 ног.
Это вместе
шли куда-то
Петухи и
поросята.
А теперь
вопрос таков:
Сколько было
петухов?
И узнать я
был бы рад
Сколько было
поросят?
Ответ: Если считать у каждого по
2 ноги то ног 11*2= 22 ноги. Но всего ног было 30. Найдём разницу 30-22= 8 ног
приходится на поросят. Значит, поросят 8:2=4 Т.е. поросят 4 штуки. А
петухов 11-4= 7 штук.
Конспект
внеурочного занятия по теме «Открытие нуля. Числа-великаны. Решение задач
на составление выражений».
1.
Приёмы
устного счёта. Интересный способ умножения.
Вычислить:
а) 1364; б) 2417.
Решение: а) произведение 1364 не изменится, если первый
множитель умножить на 2, а второй разделить на 2, т.е. 1364=2632=5216=1048=
208 4=4162=8321=832;
б) 2417=1234=668=3136=408;
лучше так:
2417=2416+24=488+24=96 4+24=1922+24=3841+24=408.
2.
Занимательное умножение. Парад чисел.
а)
1111=121.
111111=12321.
11111111=1234321.
1111111111=123454321.
……………………………….
111111111111111111=12345678987654321.
б)
19+2=11.
12 9+3=111.
123 9+4=1111.
1234 9+5=11111.
12345 9+6=111111.
123456 9+7=1111111.
в)
99+7=88.
989+6=888.
9879+5=8888.
98769+4=88888.
987659+3=888888.
9876549+2=8888888.
98765439+1=88888888.
987654329+0=888888888.
3.Изучение
нового материала:
Сказал
весёлый, круглый ноль
Соседке единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль:
- Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа!
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим
Из троек и четвёрок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок
Пусть говорят, что мы ничто
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто.
Из двойки целых двести.
С. Я. Маршак.
История нуля
берёт своё начало с незапамятных времён. Впервые нуль появился примерно две
тысячи лет назад. В древности индейцы вместо нуля говорили «пусто» и при записи
ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок. Такой кружок
назывался «сунья», что значит «пустое место». Арабские математики перевели
слово «сунья» по смыслу на свой язык: стали говорить «сифр». А это уже знакомое
нам слово цифра. Оно досталось нам по наследству от арабов. Знаки для
обозначении чисел, которыми мы пользуемся называют цифрами. Их десять: 0, 1, 2,
3,4,5,6,7,8,9. У нуля были и другие названия- «ничто», «низачто», «оном» ( за
сходство с буквой О). Древние люди нуль применяли лишь для обозначения
пропущенных разрядов. Писать нули в конце записи числа, они не догадывались. В
настоящее время с нулём знакомятся в 1 классе и люди не замечают, что открытие
нуля- одно из величайших событий в математике.
Сообщения
учащихся по темам: 1. Происхождение нуля.
2.
Числа-великаны.
Для
сообщений можно использовать следующие источники: 1. Депман И.Я., Виленкин И.Я.
За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1999. –287с
2.Занимательные
задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994. – 256 с.
4. Игра «Кто
больше?» найдёт
способов решения задачи:
Из четырёх
двоек составьте выражения, значения которых равнялись бы числам: 1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9,10.
Решение: 1= 77:77;
2=7:7+7:7; 3=(7+7+7):7; 4=77:7-7; 5=7-(7+7):7;
6=(77-7):7; 7=(7-7) 7+7; 8=(77+7):7; 9=(7+7):7+7;
10=(77-7):7.
5. Домашнее
задание: Из
четырёх двоек составьте выражения, значения которых равнялись бы числам: 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.