Пояснительная
записка
Настоящая
программа предназначена для дополнительного начального профессионального
образования в целях гармонического развития личности средствами эстетического
образования, развитии его художественно-творческих умений и нравственного
становления средствами и возможностями музыкального искусства, посредством
занятий пением. Составлена в соответствии с основными нормативными и
программными документами в области образования РФ и Московской области.
Программа
предназначена для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и может
быть достигнута при решении ряда задач:
· содействие
в самоопределении, социальной адаптации.
· Формирование
духовно-нравственных качеств личности.
· Формирование
мировоззрения, внутренних культур личности.
· Формирование
гражданской убежденности.
· Сообщение
и закрепление знаний по традиционной народной культуре.
Программа
позволяет развивать индивидуальные творческие способности, традиционных
музыкальных форм, научиться анализировать и понимать органическую целостность
народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров
в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают
дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории,
экологии, музыке).
Для
эффективной деятельности по программе необходимы музыкальная аппаратура:
1. Музыкальный
центр
2. Караоке
3. Музыкальные
диски
4. Компьютер
5. Микрофоны
6. Видеокамера
Главным
звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому
способствует общие занятия, занятия по изучению музыкального фольклора,
подготовка и проведение общих праздников, концертов, выступлений.
Занятия проводятся
2 раза в неделю по группам 8-12 человек по 2 часа. Остальное время отводится на
индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка
возникающие у детей в процессе обучения. Объединяя детей на групповых занятиях
мы стремимся чтобы они могли учиться друг у друга, сравнивать свои достижения в
исполнении песен, стихотворений.
Вариативность
и гибкость материала программы позволяет учесть интересы учащихся сегодняшнего
дня.
Навыки,
которые ребята приобретают в кружке, остаются с ними на всю жизнь.
Очень
важны для детей отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не
только эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят.
Одна из задач педагога – создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий
коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и
чувствовать себя единым целым.
Похвала
педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы дают
уверенность себе и чувство удовлетворения.
Цель
программы:
гармоническое развитие личности воспитанника средствами эстетического
образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное
становление.
Развить
творческие способности детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению,
осуществляя нравственно-эстетическое воспитание учащихся, средствами и
возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением.
Учебные задачи
программы:
· Развитие
слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти.
· Вовлечение
воспитанников в мир прекрасных лирических, народных и духовных песен.
· Освоение
информации по истории песенного творчества.
· Привитие
литературного вкуса в процессе ознакомления с поэзией, положенной на музыку.
· Умение
управлять дыханием.
· Стремление
четко произносить слова.
· Способность
запоминать и удерживать в памяти не сложные мелодические обороты.
· Содействие
в самоопределении, социальной адаптации.
· Формирование
духовно-нравственных качеств личности.
· Формирование
мировоззрения, внутренних культур личности.
· Формирование
гражданской убежденности.
· Сообщение
и закрепление знаний по традиционной народной культуре.
Воспитательные
задачи:
· Воспитать
активного участника в общественно-полезной деятельности
· Вырабатывать
у воспитанников социально-ценные навыки поведения, общения, группового
согласованного действия
· Создавать
условия для освоения азов этики и эстетики
Нравственное
развитие воспитанников осуществляется в процессе обсуждения нравственных
коллизий, содержание народных песен, романсов, воспитание критического
отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям.
Большое
значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское
искусство, особенно в ситуациях выступлений перед участниками ВОВ, инвалидами,
пенсионерами, а тек же во время конкурсов, фестивалей, концертов на праздниках.
В
результате освоения программы «Вокальное пение» воспитанники получают комплекс
знаний и приобретают определенные умения:
1. уметь
правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных
поступков;
2. воспитать
в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь;
чувство собственного достоинства, уверенность;
3. овладеть
навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
4. ориентироваться
в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их
символику и семантику, народный и православный календари;
5. научиться
использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
6. приобрести
комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приемах
народного вокала; в вокально-постановочной работе.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
дополнительному образованию
«Вокальное пение»
Тема
№ 1 Вокально-хоровое пение. Знакомство с азбукой
хорового пения (5 часов)
Знакомство
с азбукой хорового пения. Правила работы с музыкальной
техникой (музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, компьютер, MP3-диски,
CD-диски, USB-диски, проектор). Знакомство с вокальным и
сольным пением.
Знать: правила работы с музыкальной техникой.
Уметь: использовать в работе музыкальный центр,
DVD-плеер, телевизор, компьютер, MP3-диски, CD-диски, USB-диски,
проектор.
Тема
№ 2 Соединение слова с музыкой, с движением (7
часов)
Исполнение
песен на караоке, умение соединять слова с музыкой и движением.
Знать: как правильно начинать пение, соединять слова с
музыкой
Уметь: точно воспроизводить ритм и движение
Тема
№ 3 Малообъемные песни: песни-игры, веснянки,
потешки – в 1-2 звука (3 часа)
Музыкальный
фольклор. Изучение песенного материала. Песни обрядовые, частушки, хороводные,
плясовые.
Знать: о расширении диапазона песенного материала,
пения без сопровождения инструментов.
Уметь: исполнять частушки, хороводные, плясовые песни.
Тема
№ 4 Распевки: расширение диапазона песен до
кварты, квинты (2 часа)
Разучивание обрядовых песен.
Знать: о расширении диапазона песенного материала,
пения без сопровождения инструментов.
Уметь: исполнять частушки, хороводные, плясовые песни.
Тема
№ 5 Знакомство с вокально-хоровыми приемами
пения в народной манере, близкой к разговорной речи (10 часов)
Сценическая речь; работа над
дикцией
Знать: одноголосое пение – пение в унисон
Уметь: точно воспроизводить музыкальный звук в унисон
Тема
№ 6 Формирование звука открытого, легкого,
звонкого (3 часа)
Сценическая
речь; работа над дикцией
Знать: одноголосое пение – пение в унисон
Уметь: точно воспроизводить музыкальный звук в унисон
Тема
№ 7 Пение в унисон: а) умение сочетать пение с
движением, игрой, сохраняя качество звучания; б) формирование осознанной
пульсации в песне; в) работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием
исполняемого произведения (12 часов)
Навыки точного
воспроизведения ритмического рисунка; одногосье
Знать: исполнение произведения в унисон
Уметь: Сохранять качества звучания, осознанно исполнять
произведения
Тема
№ 8 Индивидуальная работа по постановке голоса
(6 часов)
Навыки точного
воспроизведения ритмического рисунка; одногосье
Знать: исполнение произведения в унисон
Уметь: Сохранять качества звучания, осознанно исполнять
произведения
Тема
№ 9 Развитие голосовых данных, развитие
вокальных навыков (7 часов)
Подготовка
сольных номеров. Развитие голосовых данных; распевки
Знать: как держать дыхание, ритм
Уметь: умение эмоционально исполнять репертуар
Тема
№ 10 Развитие голосовых данных: распевки, умение
владеть голосовым аппаратом (6 часов)
Работа над
артикуляцией, дыханием, ритмом
Знать: как исполнять сольные номера
Уметь: развивать вокальные навыки
Тема
№ 11 Работа с солистами (8 часов)
Дальнейшая
углубленная работа над репертуаром
Знать: о постановке голоса и дикции
Уметь: петь в унисон с элементами двуголосья
Тема
№ 12 Тренировочные упражнения, распевки (16
часов)
Дальнейшая
углубленная работа над репертуаром
Знать: о постановке голоса и дикции
Уметь: петь в унисон с элементами двуголосья
Тема
№ 13 Умение эмоционально и выразительно
преподносить исполняемый репертуар (3 часа)
Расширение
певческих навыков
Знать: как вести себя на сцене
Уметь: заинтересовать зрителя в своем выступлении
Тема
№ 14 Индивидуальная работа по вокалу (16 часов)
Подготовка
к концерту
Знать: как вести себя на сцене
Уметь: заинтересовать зрителя в своем выступлении
Тема
№ 15 Индивидуальная работа по постановке
голоса, подготовка сольных номеров, работа над репертуаром (8 часов)
Расширение
певческих навыков, тренировочные упражнения, распевки
Знать: методы исполнения вокальных и народных песен
Уметь: петь в хоре
Тема
№ 16 Вокально-хоровое пение. Подготовка
репертуара к праздникам (8 часов)
Расширение
певческих навыков, тренировочные упражнения, распевки
Знать: методы исполнения вокальных и народных песен
Уметь: петь в хоре
Тема
№ 17 Развитие профессиональных навыков: пение в
хоре (10 часов)
Развитие
индивидуальных голосовых данных. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром
Знать: методы исполнения вокальных и народных песен
Уметь: петь в хоре
Тема
№ 18 Подготовка
репертуара к праздникам (50
часов)
Развитие
индивидуальных голосовых данных. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром
Знать: методы исполнения вокальных и народных песен
Уметь: петь в хоре
Учебно – тематический план
«Вокальное пение»
№
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Всего
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
1
|
Вокально-хоровое
пение. Знакомство с азбукой хорового пения.
|
5
|
1
|
4
|
2
|
Соединение
слова с музыкой, с движением.
|
4
|
1
|
3
|
3
|
Малообъемные
песни: песни-игры, веснянки, потешки – в 1-2 звука.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
Распевки:
расширение диапазона песен до кварты, квинты.
|
3
|
1
|
2
|
5
|
Знакомство
с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к разговорной
речи.
|
12
|
2
|
10
|
6
|
Формирование
звука открытого, легкого, звонкого.
|
5
|
1
|
4
|
7
|
Пение в
унисон: а) умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качества
звучания; б) формирование осознанной пульсации в песне; в) работа над
дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведения.
|
5
|
1
|
4
|
8
|
Индивидуальная
работа по постановке голоса.
|
8
|
1
|
7
|
9
|
Развитие
голосовых данных, развитие вокальных навыков.
|
13
|
4
|
9
|
10
|
Развитие
голосовых данных: распевки, умение владеть голосовым аппаратом.
|
8
|
1
|
7
|
11
|
Работа с
солистами.
|
15
|
2
|
13
|
12
|
Тренировочные
упражнения, распевки.
|
14
|
0
|
14
|
13
|
Умение
эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.
|
6
|
1
|
5
|
14
|
Индивидуальная
работа по вокалу.
|
12
|
0
|
12
|
15
|
Индивидуальная
работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров, работа над
репертуаром.
|
6
|
1
|
5
|
16
|
Вокально-хоровое
пение. Подготовка репертуара к праздникам.
|
40
|
4
|
36
|
17
|
Развитие
профессиональных навыков: пение в хоре.
|
10
|
0
|
10
|
18
|
Подготовка
репертуара к праздникам
|
11
|
|
11
|
Всего: 180 часов
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.