МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ВР
__________Варданян Н.О.
«_____»__________ 2013 г.
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МКОУ «СОШ № 4»
________
Кравцова М.В.
«_____»____________2013 г.
|
с.
Малые Ягуры
Рабочая
программа кружка
«Патриоты
России»
5-11
класс
на
2013-2014 учебный год
количество
часов в год-35 часов,
в
неделю-1час
руководитель кружка Боярская
Г.Н.
2013-2014
Пояснительная записка
Кружок рассчитан на 1 час в
неделю, 35 ч в год.
Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на
протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь
к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится
признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не
находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность
наших воспитанников от духовных корней отечественной культуры, забвение и
утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей,
невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием
«детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к
традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся
системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно
воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.
Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и
общества.
Во все времена патриотизм, духовная зрелость,
нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной
основой прочности государства.
Достаточно обратиться к истории нашей страны,
чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую
державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине
и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно
сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы
не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и
также уважения у ее соплеменников».
Этот вывод нашего
соотечественника актуален и сегодня.
В статье №2 Закона РФ «Об
образовании» определены требования к воспитательной деятельности в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших
названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье».
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских
людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить»,
потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос
не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах,
если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут,
желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить
Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создан кружок
«Патриоты России».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к
большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить
конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном
обществе, и понятие «патриотизм» становится каким – то безликим, далеким для
понимания сегодняшними школьниками.
Сегодня важно понять, что патриотическое
воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а
сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная
цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества,
любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы,
стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за
судьбу свой Родины. А
потому главная задача кружка «Патриоты России» позаботиться о том, чтобы дети
не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание
молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной
деятельности.
Кружок «Патриоты России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и
дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную
позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию,
развитию творческих способностей
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 5-11 классов и
включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим
материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов
Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного
сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство,
долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм,
уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров
видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми,
экскурсий, посещение музеев, познавательных мероприятий.
На занятиях кружка подростки приобретают нравственные
качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту,
вежливость, внимательность, самостоятельность.
Стержнем деятельности кружка является формирование у
детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою
Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Программа разработана для того, чтобы подростки
почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане
России, россияне.
В ходе работы кружка будут вноситься изменения,
дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Цель настоящей
программы заключается в следующем:
-в формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитании
патриотизма;
-в актуализации
приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на
современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;
-в пробуждении и
учёте интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры,
краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления
осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;
-в использовании
оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей,
тематических праздников, походов) в сочетании традиционных подходов воспитательной работы
школы и инновационных;
-
поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся,
формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных
условий для достижения успеха
Задачи:
·
формирование социально-активной личности
гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к
Родине, своему народу и готовности к его защите.
·
развивать у
школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную,
поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ;
·
способствовать
формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому
самоопределению, стремлению к самореализации в России;
·
формировать понимание
сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как
ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья,
опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости,
насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному
поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов
жизни общества и государства.
Направления
деятельности и предполагаемые формы работы:
·
изучение истории своего села, оформление стенда Боевой
славы; коллективно-творческие дела, «Традиции нашего села», Вахта памяти; праздники
общешкольные: День Защитника Отечества, День юного героя-антифашиста; устные
журналы, беседы, встречи с ветеранами, Уроки мужества, просмотры кинофильмов о
войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, выпуски
информационных листов; проведение исследовательских работ; участие в районных и
всероссийских конкурсах; проведение экскурсий; посещение музея села; проведение
линеек, посвящённых знаменательным датам.
Прогнозируемые
результаты:
-
воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего
героического прошлого с современностью;
-
осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой
Отечественной войны;
-
воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы
ВОВ;
-
воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям
-
воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества,
обычаям и традициям родного края;
-
знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской
славы;
-
ознакомление с историей и значением официальных государственных символов
Российской Федерации, края, района;
-
выполнение исследовательских работ.
Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе
ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня
гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство
привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное
отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи –
вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет
востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы
повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное
благородством и уважением отношение к России.
Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых,
благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть –патриот России.
Новизна программы кружка «Патриоты России» заключается в том, что
патриотизм как качественное образование личности проходит через формы
убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в
деятельности.
Модель “ Патриота России”
Кодекс
нашего кружка:
В отношении к людям - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.
В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам
общественной среды, чувство ответственности.
В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.
В
отношении к самому себе: требовательность,
самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.
В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории
и культуре своего края.
План
работы кружка «Патриоты России»
№
|
Тема занятий
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Дата пров.
|
1
|
«Патриот России - кто он?»
|
Человек
и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.
Устный журнал «Край мой - гордость моя».
|
1
|
|
2
|
«Мой
дом, моя семья».
|
Воспитание
уважения к своей семье,
гордости за свою
семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной
истории, семейной реликвии, семейной традиции.
|
1
|
|
3-4
|
«История
моего села. С чего всё начиналось?»
|
Изучение истории села
|
2
|
|
5
|
Экскурсия
в школьный музей
|
На этом этапе происходит осознание истории
школы
|
1
|
|
6
|
«Здесь пыль веков».
|
Экскурсия в сельский краеведческий
музей.
|
1
|
|
7
|
Выбор тем исследовательских работ. Сбор
материала.
|
Выбор краеведческих тем. Составление
плана работы.
|
1
|
|
8
|
«Из истории праздника. День народного
единства».
|
Знакомство с историей праздника. Презентация.
|
1
|
|
9
|
«Мы
все такие разные…»
|
Беседа с презентацией ко Дню
толерантности
|
1
|
|
10-11
|
«Народный
фольклор»
|
Знакомство с народным фольклором своего
села. Сбор материала.
|
2
|
|
12
|
«Обряды
и обычаи»
|
Знакомство с обрядами своего села. Сбор материала.
|
1
|
|
13-14
|
История моей страны в названиях улиц.
|
Названия улиц нашего села.
История в названиях улиц.
|
2
|
|
15-16
|
«Родная
школа»
|
На этом этапе происходит осознание
школы как более широкого по сравнению с домом понятия «Моя Родина». Сбор
материала к юбилею школы.
|
2
|
|
17-18
|
Великие люди моего края
|
Знакомство с великими людьми Ставропольского
края
|
2
|
|
19-20
|
«Памятники истории и культуры»
|
Знакомство с памятниками истории и
культуры Ставропольского края
|
2
|
|
21-22
|
« Дни воинской славы»
|
Из истории праздника. Беседа и
просмотр фильма о блокаде Ленинграда. Беседа «Сталинградская битва»
|
2
|
|
23-25
|
«Герои
России»
|
Подготовка
лекторской группы по теме «Герои России»
Проведение
беседы о героях России в начальной школе
|
3
|
|
26
|
« Он был первым»
|
Беседа о Ю. Гагарине и об освоении
космоса. Заочное путешествие «Звёздное небо!».
|
1
|
|
27
|
Откуда пошёл мой род.
|
Знакомство со своей родословной.
Создание родословной своей семьи.
|
1
|
|
28-29
|
«Подвигу народа – жить в веках!»
|
Сбор материала о военной жизни края,
села в годы ВО войны. Выступление с презентациями.
|
2
|
|
30-31
|
Красотою славится наша земля.
|
Знакомство с природой района. Легенды и
предания. Воспитание бережного отношения к природе.
|
2
|
|
32-33
|
Выпуск газеты о работе кружка
|
Фото отчёт работы кружка. Видео о работе
кружка.
|
2
|
|
34-35
|
Подводим итоги работы кружка за год.
|
Выступление руководителя кружка.
Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.
|
2
|
|
|
ВСЕГО: 35 ч
|
|
|
|
Список литературы для учителя:
1. Т.С.
Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
2. Мой дом –
моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
3. Н.А.
Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
4. И.А.
Агапова, М.А. Давыдова. Мы
– патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
5. О.Е.
Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
6. И.А.
Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.– М,: «ТЦ Сфера»,
2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.