Пояснительная записка
Проблема изучения истории своей семьи в
настоящее время актуальна., потому что современные семьи теряют связь
поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение
родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес
к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи,
повышает ее культурный уровень.
Русский философ П. Флоренский считал
генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные
уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода. Философ
утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная ему историческая задача,
которую он призван решать». Такое понимание проблемы познания своего рода в корне
изменяет наше отношение к своему роду и делает его изучение инструментом
самопознания, заставляет серьезно относиться к предстоящей работе составления
родословной. Нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью. Помощниками
в исследованиях будут родители. Практика показывает, что люди к 35 – 40 годам
жизни начинают глубже интересоваться своими «корнями» и они помогут многое
воссоздать. Еще более ценными помощниками станут дедушки и бабушки. Они не
только помнят имена своих бабушек и дедушек, но и могут многое о них
рассказать. Такая совместная работа помогает сблизить членов семьи, да и нет
лучшего способа привлечь семью к школьной жизни. Мы не должны быть «Иванами, не
помнящими родства», людьми без памяти. Мы хотим знать свое прошлое, биографии
своих родных и близких, историю Отечества. Но разве не интересно своими руками
создать свое родное древо! Как торжественно звучит: «род Рюриковичей», «род
Толстых», «род Пушкиных»! А чем знаменита, чем гордится ваша семья, ваш род?
Это не менее интересно, чем история русских царей и египетских фараонов. Читая
старинные документы, ребята, словно на машине времени, промчатся сквозь года,
соединив прошлое и настоящее. Мы не должны терять уважение к предкам, к их
делам, к их достижениям. Каждому человеку следует знать историю своей семьи.
Цели и задачи
1.
Содействие объединению
детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории
семьи, ее генеалогии.
2.
Формирование умений и
навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения
и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для
последующих поколений материалов.
3.
Развитие семейных
увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи,
повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество,
семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни).
4.
Укрепление связей семьи со
школой, классным коллективом
Основное содержание
Раздел I.
Знакомьтесь: это я!
Понятия «род», «родословная», «родственники»,
«генеалогия», «поколение», «предки», «потомки», «семья». История
возникновения имен. Их значение и разнообразие. История происхождения фамилии.
Значение фамилии для каждого человека. «Лента времени».
Раздел II.
Мои близкие родственники
Автобиографические сведения
своих пап, мам, бабушек, дедушек, их профессии, интересы. Степень родства в
семье. Семейная профессиональная традиция.
Раздел III.
Семейные традиции и ценности
Понятия «ценности», «обычаи», «традиции»,
Исследование семейных традиций и праздников. Мир семейных увлечений. Культура
поведения в проведении семейных праздников. Этикет. Семейные реликвии. «Генеалогическое
древо». Составление генеалогического древа семьи. «Геральдика». «Герб»,
«девиз». История возникновения герба. Составление фамильного герба.
Прогнозируемый результат
1.
Дети научатся вести поиск
своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные
связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии).
2.
Будут знать и продолжать
семейные традиции.
3.
Дети будут общаться со
взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы,
беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами,
фотографиями, семейными реликвиями. Оформят специальные альбомы «Моя
родословная». Составят сводную таблицу с информацией обо всех родственниках,
освоят способы изображения генеалогического древа, вместе с родителями
разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Сроки
|
Раздел I. Знакомьтесь: это я! (7 часов)
|
1.
|
Моя родословная.
Вводное занятие.
|
1
|
3.09.12.
|
2.
|
Кто я? Где я живу?
|
1
|
10.09.12.
|
3-4.
|
«Дорожите именем
своим!» Тайны наших имен
|
2
|
17,24.09.12.
|
5-6.
|
Моя фамилия
|
2
|
1.10.10.12.
|
7.
|
«Лента времени»
моей жизни
|
1
|
15.10.12.
|
Раздел II. Мои близкие родственники (15 часов)
|
8.
|
Мой папа
|
1
|
22.10.12.
|
9.
|
Моя мама
|
1
|
29.10.12.
|
10-11.
|
Профессии моих
родителей
|
2
|
12,19.11.12.
|
12-13.
|
Мои братья и сестры
|
2
|
26.11.
- 3.12.12
|
14-15.
|
Мои дедушка и
бабушка
|
2
|
10,17.12.12.
|
16-17.
|
Профессии моих
дедушек и бабушек
|
2
|
24.12.
12.– 14.01.13.
|
18-19.
|
Кто, кому и кем в
семье доводится
|
2
|
21,28.01.13.
|
20-21.
|
Сводная информация
обо всех родственниках. Составление таблицы
|
2
|
2.4.02.13.
|
22.
|
Мои прадедушка и
прабабушка
|
1
|
11.02.13.
|
Раздел III. Семейные традиции и ценности (12 часов)
|
23.
|
Что мы знаем о
традициях?
|
1
|
18.02.13.
|
24.
|
Мир семейных
увлечений
|
1
|
25.02.13.
|
25.
|
Семейные реликвии.
Семейные легенды.
|
1
|
4.03.13.
|
26.
|
Семейные
обязанности
|
1
|
11.03.13.
|
27-28.
|
След войны в моей
семье
|
2
|
18.03.
– 1.04.13.
|
29-31.
|
Генеалогическое
древо семьи ….
|
3
|
8.15,22.04.13.
|
32.
|
15 мая – «День
семьи»
|
1
|
6.05.13.
|
33.
|
«Своей жизнью ты
обязан многим поколениям своей семьи». Итоговое занятие.
|
1
|
13.05.13.
|
34.
|
Совместный классный
час «Откуда мы родом»
|
1
|
20.05.13.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.