Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыАвторская программа факультатива По литературе

авторская программа факультатива По литературе

Скачать материал

Аккольская средняя школа

 

 

Авторская программа

календарно-тематический  план   факультатива

«Природа в литературе»

 

 

                                                 Учитель русского языка и литературы Айталиева  Зульфия Сарсембаевна

 

 

 

2012-2013 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников  начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи кружка

1.     Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

2.     Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

3.     Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.

4.     Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:

1.     Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

2.     Поэтов XIX века, которые писали о природе

3.     Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

уметь:

1.     Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

2.     Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом

3.     Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их

4.     Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

5.     Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы

 

Новизна заключается в следующем:

• данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.

Документация: журнал, план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю:                                Согласовано:                            Рассмотрено на заседании

Директор                             зам.директора по                     М\О:

                                          воспитательной  работе           Ф.И.руководителя М\О                          

Халменова Н.Х.                Молдагалиева Э.З.                   Турахбаева Э.Т.

№ п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическое

Практическое

Форма работы

 1-2

Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика..

2

 

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы

 3

Осень в лирике А.С.Пушкина.

1

 

Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.

 4-5

Осень в лирике русских поэтов.

2

 

Знакомство  с русскими поэтами. Выразительное чтение.

 6-7

Осень в лирике казахских  поэтов.

2

 

Подбор стихотворений для журнала

 8

Выпуск журнала “Осень в лирике русских и казахских поэтов”

 

1

Работа над журналом

 9

Подготовка к литературным чтениям..

 

1

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

 10

Литературные чтения “Провожаем нашу осень”

 

1

Выразительное чтение наизусть

 11-12

Зима в лирике казахских поэтов.

2

 

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

 13

Проба пера.

 

1

Пишем стихотворения о природе

 14-15

Зима в лирике русских поэтов.

2

 

Знакомство  с русскими поэтами. Выразительное чтение.

16-17

Зима в лирике русских и казахских  поэтов.

2

 

Подбор стихотворений для журнала.

 18

Выпуск журнала “Зима в лирике русских и казахских  поэтов”.

 

1

Работа над журналом

 19

Зимние забавы в лирике.

1

 

 

 20

Подготовка к литературным чтениям..

 

1

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

 21

Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”.

 

1

Выразительное чтение наизусть

 22-23

Весна в лирике казахских поэтов.

2

 

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

 24

Проба пера.

 

1

Пишем стихотворения о природе.

 25

Иллюстрирование стихотворений.

 

1

Работа  по иллюстрации

 26

Средства выразительности языка при изображении картин природы.

1

 

Словесное описание

 27-28

Проба пера.

 

2

Пишем стихотворения о природе.

 29

Весна в лирике русских поэтов.

1

 

Знакомство  с русскими поэтами. Выразительное чтение.

 30

Весна в лирике русских и казахских поэтов.

1

 

Подбор стихотворений для журнала.

 31

Выпуск журнала “Весна в лирике русских и казахских поэтов”.

 

1

Работа над журналом

 32

Подготовка к литературным чтениям.

 

1

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

 33

Литературные чтения “Встречаем лето”.

 

1

Выразительное чтение наизусть

 34

Творческий отчет о проделанной работе.

 

1

Отчет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Авторская программа факультатива По литературе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников  начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

 

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 475
    • DOCX 311.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Айталиева Зульфия Сарсембаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3109
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 364 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека