Главная / Информатика / Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29.08.2014

Председатель педсовета

_____________ /__________/

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»





Ступень обучения (класс) среднее ( полное) общее ( 11 класс)_____________ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов _34_______ Уровень _базовый_____________

(базовый, профильный)



Учитель информатики и ИКТ Черногорец Лариса Владимировна









Программа разработана на основе учебно-методической литературы







Пояснительная записка:


Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методической литературы по графическому дизайну. Элективный курс «Графический дизайн» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями в области дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьеров, арт–дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды и обуви.

Содержание курса «Графический дизайн» базируется на знаниях и умениях, полученных на занятиях по изобразительному искусству и информатике при обучения в школе. Данный курс является расширением и углублением имеющихся знаний по графике. Элективный курс строится по принципам непрерывности художественного образования, наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики. Элективный курс направлен на развитие художественно – творческой деятельности и креатива учащихся в области современного дизайна. Курс «Графический дизайн» несет пропедевтическую и профориентационную направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения данного курса является «язык» и специфика графического дизайна. В содержании элективного курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ. Элективный курс «Графический дизайн» представлен в объеме 34 часов и может быть предложен к проведению в течении года по 1 часу в неделю..

Основными задачами элективного курса обучения графическому дизайну в 11 классах средней общеобразовательной школы можно считать следующие:

  • развитие интереса учащихся к изучению графических дисциплин;

  • изучение фундаментальных основ современной графики;

  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью современных средств и технологий

  • формирование дизайнерских способностей;

  • приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

  • Овладение современными ИКТ как элементами общей культуры человека

  • Цель изучения курса:

  • Основным результатом обучения является достижение базовых графических знаний и умений учащегося.


Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе; выявит возможности использования различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации с помощью ПЭВМ; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения; раскроет основные направления и перспективы развития графического языка.

Данный элективный курс могут преподавать как отдельно, так и совместно учителя черчения, информатики, технологии.

При подготовке к проведению уроков желательно использовать различную научную, научно-популярную, специальную литературу, а также проспекты выставок, профессиональные журналы, разнообразные наглядные материалы высокого эстетического, технического и технологического уровней.

На уроках желательно применять различные формы обучения: лекции, выступления школьников с докладами и сообщениями, уроки-викторины и др.


Программное содержание курса «Графический дизайн».



Введение (1 ч)

Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.


Дизайн-техника графики (7 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши, рейсфедеры (прямой и циркульный), перо и рапидограф, мягкие и жесткие кисти, губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера: бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн технике.

Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика — отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация.


Шрифты и шрифтовые работы (4 ч)

Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов — антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет; шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций.


Перспектива (4 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ перспективной сетки, способ следа пуча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перепекшим и зависимости от вида объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного i» приятия изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений в зависимости "I высоты горизонта и ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.


Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся (в том числе и творческих.


Цветоведение (4 ч)

Свет и цвет — основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гете; по Оствальду)- Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония — правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.


Композиция (6 ч)

Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические профессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.


Форма и формообразование (3ч)

Основные понятия и определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технологии изготовления изделий. Формы и стиль. Формы и мода.

Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования (6 ч)

Язык дизайна и его средства — графика и объемная пластика. Виды и этапы дизайн-графики — набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) — эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг. Порядок (алгоритм) дизайн проекта, структура процесса дизайна и его основные принципы.


Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.



ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ


1. Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штриховки. Овладение техникой исправлений (срезка, подчистка и др.)

2. Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по авторскому сюжету и эскизу). Формат АЗ

3. Выполнение очерка изделия — вазы, подноса, ювелирного изделия, инструмента, изделия технического дизайна и др..

4. Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение титульного листа к альбому работ по графическому дизайну).

5. Построение перспективного изображения архитектурной детали (арки, крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или интерьер класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе. Формат А2

6. Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. Задание творческое. Формат АЗ или А2

7. Изготовление объемно-пространственных композиций (фронтальных, объемных и глубинно-пространственных) из трехмерных объектов.

Таблица-сетка часов элективного курса «Графический дизайн»




п/п



Раздел

Количество

учебных

часов

в данной рабочей программе

«Графический дизайн»


Примечание


1



2


Введение


Дизайн-техника графики


1


7


Яркие увлекательные примеры


Обратить особое внимание на подбор и качество индивидуального набора инструмента каждого учащегося


3


Шрифты и шрифтовые работы


4


Постараться, чтобы каждый учащийся освоил написание хотя бы одного вида шрифта на уровне навыка

4

Перспектива

4

Наиболее просты в усвоении способы перспективной сетки и прием «делительных масштабов»

5

Обобщение знаний

1

Выставка работ учащихся и их обсуждение


.



6

Цветоведение

4

Желательно сделать акцент на подборе гармоничного сочетания цветов

7

Композиция

6

Наиболее существенные темы — свойства и средства композиции

8

Форма и формообразование

3

Необходимо опираться на знание базовых тем курса графики — «Образование поверхностей», «Понятие формы» и т. д.

9

Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования

3

На примере художественных и технических изделий, изготовление которых посильно для учащихся

10

Обобщение знаний

1

Выставка работ учащихся и их обсуждение



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения элективного курса «Графический дизайн на базовом уровне ученик должен знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи графических объектов различного типа с помощью современных программных средств и технологий;

уметь:

  • оперировать различными технологиями построения графических объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать графические объекты сложной структуры;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения доступных программных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;



Система оценивания:


Оценивание курса осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется следующая система: отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено. Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.



Литература:

  1. «Программы образовательных учреждений. Технология и трудовое обучение 1-4,5-11 классы» Москва. «Просвещение» 2009г.

  2. Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2007.


  1. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г. А. Кна- бе. - М.: Вильямс, 2006. - 736 с.: ил. - (Профессиональная работа).


  1. 1000 способов шрифтового дизайна [Текст]: шрифты, достигшие совершенства.: пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 297, [30] c.: ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005.


  1. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 052400 «Ди¬зайн» / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с.: ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна).


  1. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и ти- пографскаго искусства: в 2 т. Т. 1: С изобретения книгопечатания по

  2. XVIII век включительно / Ф.И. Булгаков; Гос. Публичная Истор. Б-ка России, Отдел редких книг. - Электрон. дан. - М.: ГПИБ, 2005. - 1 CD- ROM - (Электронный запасник Государственной публичной историче¬ской библиотеки России). - Электронный аналог печат. издания 1889 г.КАК // Периодический журнал. Индекс 47601.

  3. Ахти Индов. Оптический орнамент.- Рига.1995.

  4. Бесчастнов Н.П. Черно – белая графика. - М. Владос.2002.

  5. Генрих Гуссман. О книге.- М.Книга.1982.

  6. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе.-М.Владос.2004.

  7. Джон Доме. Энциклопедия знаков и символов. – М. Вече-АСТ. 1997.

  8. КАК / М.2003-04.

  9. Neue Werbund / DDR -1985-88.

  10. Мусорин М.К. Фотография.- М.Владос.2003.

  11. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. - М. Дашков и К. 2004.






Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка:

 

Данная рабочая программа разработана  на основе учебно-методической литературы по графическому дизайну.   Элективный курс «Графический дизайн» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями  в области дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьеров, арт–дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды и обуви.

Содержание курса «Графический дизайн» базируется на знаниях и умениях, полученных на занятиях по изобразительному искусству и информатике при обучения в школе. Данный курс является расширением и углублением имеющихся знаний по графике. Элективный курс строится по принципам непрерывности художественного образования, наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики. Элективный курс направлен на развитие художественно – творческой деятельности и креатива учащихся в области современного дизайна. Курс «Графический дизайн» несет пропедевтическую и профориентационную направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения  данного курса является «язык» и специфика графического дизайна. В содержании элективного курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ. Элективный курс «Графический дизайн» представлен в объеме 34 часов и может быть предложен к проведению в течении года по 1 часу в неделю..

Основными задачами элективного курса обучения графическому дизайну в 11 классах средней общеобразовательной школы  можно считать следующие:

  • развитие интереса учащихся к изучению графических дисциплин;
  • изучение фундаментальных основ современной графики;
  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью современных  средств и технологий
  • формирование дизайнерских способностей;
  • приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности
  • Овладение современными ИКТ как элементами общей культуры человека

·         Цель изучения курса:

·         Основным результатом обучения является достижение базовых графических знаний и умений учащегося.

 

Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин  в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе; выявит возможности использования различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации с помощью ПЭВМ; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения; раскроет основные направления и перспективы развития графического языка.

Данный элективный курс  могут преподавать как отдельно, так и  совместно учителя черчения, информатики, технологии.

При подготовке к проведению уроков желательно использовать различную научную, научно-популярную, специальную литературу, а также проспекты выставок, профессиональные журналы, разнообразные наглядные материалы высокого эстетического, технического и технологического уровней.

 

На уроках желательно применять различные формы обучения: лекции, выступления школьников с докладами и сообщениями, уроки-викторины и др.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Черногорец Лариса Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1056
Номер материала 43405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓