Разработка
урока по русской литературе в 5 классе
Автор: Бендеря Дарья Борисовна, учитель русского языка и
литературы в Колосовской неполной средней школе, с.Новотроицкого.
Северо-Казахсанская область, р-н магжана Жумабаева, Казахстан.
Конспект
урока по русской литературе
Тема:
"И. Крылов. Басни"
Цель: познакомить учащихся с удивительным
миром Крылова, научить ребят видеть суть басен и находить знаменитые Крыловские
выражения; воспитать любовь и уважение к басенному миру.
Тип урока: урок-спектакль
Вид урока: нетрадиционный. Оборудования:
•
проектор,
•
учебники по русской литературе,
•
басни Крылова,
•
детские музыкальные инструменты,
•
маски животных,
•
необходимый для басен реквизит,
•
костюмы для героев;
•
тумба для выступления; тетради.
Ход
урока I. Организационный момент - 3 минуты.
- Приветствие. Проверка
готовности учащихся к предмету.
- Объявление темы и
целей урока.
II. Знакомство с
новым материалом - 10 минут.
Слово учителя: "Уважаемые гости нашего
сегодняшнего мероприятия, сегодня мы поговорим о великом баснописце Иване
Андреевиче Крылове. Внимание на доску".
Слайд
1
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) – русский поэт,
баснописец.
Родился в небогатой семье в Москве. В 1775 году после
выхода отца в отставку в биографии Крылова происходит переезд в Тверь. Получить
достойное образование ему не удалось. Однако занимаясь самообразованием, Крылов
изучил несколько языков, считался одним из самых просвещенных среди своих
современников.
Слайд
2
После переезда в Петербург творчеству Крылова открываются
большие перспективы. Для Крылова биография тех времен больше посвящена
драматургии. Он пишет трагедии «Филомела», «Клеопатра», а также комедии.
Слайд
3
В духе сатиры писатель издает журнал «Почта духов», который
публиковался всего 8 месяцев. Вскоре поле закрытия журнала в биографии Крылова
Ивана Андреевича был основан следующий критико-сатирический журнал «Зритель».
После обыска издание пришлось прекратить.
Слайд
4
Затем писатель путешествует по России, Украине, не
прекращая свое творчество. Во время службы у князя Голицына Крылов пишет
произведение «Триумф или Подщипа».
По возвращению в Петербург впервые издаются басни Крылова.
Писатель нашел свою стезю, развил у себя мастерство в данном жанре. Девять книг
с 200ми баснями Крылова были оставлены в наследство читателям. Среди самых
известных басен Крылова: «Лебедь, рак и щука», «Овцы и собаки», «Обоз»,
«Стрекоза и муравей» и многие другие.
С 1812 года Крылов служит библиотекарем, собирает книги,
составляет указатели.
Памятники Крылову по всей стране напоминают о таланте
великого баснописца.
Слово учителя: "А сейчас, внимание, посмотрим
работы учащихся в плане режессуры, послушаем басни, выученные наизусть и
разыгранные по ролям, оценим труд учащихся".
III. Демонстрация
сценок - 15 минут.
Учащиеся,
заранее поделённые по группам, демонстрируют две сценки: "Квартет",
"Волк и Ягнёнок".
Оценка
выставляется за: образ, знание текста наизусть, подготовку реквизита и
костюмов, актёрскую игру.
IV.
Конкурс: "Лучшее прочтение басни и понимание
её смысла" - 10 минут.
Задание: угадать по картинке, о какой басне идёт речь;
выразительно её прочитать, найти мораль, объяснить смысл. 1) "Слон и
Моська";
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
2) "Свинья
под дубом";
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
3) "Волк
на псарне";А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с
них долой».
4) "Лебедь,
рак и щука";
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не
пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
5) "Мартышка
и очки";
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
6) "Ворона
и лисица".
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не
впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
V. Рефлексия - 5
минут.
- Что интересного Вы
узнали сегодня об Иване Андреевиче Крылове?
- С какими баснями Вы
сегодня познакомились?
- Чему учат басни
Крылова?
- С какими крылатыми
словами Вы встречались раннее?
-Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Поднимите карточки и
оцените сегодняшний урок.
- А теперь пододвиньте
себе бланк и оцените работу каждого одноклассника и свою работу.
Бланки сдаются учителю.
VI. Подведение
итогов урока - 2 минуты.
- Домашнее задание:
а) изобразить на листе А4 понравившуюся басню; б) прочитать 5 басен И.А.
Крылова и выписать морали;
в) попробовать написать свою басню.
- Проверка оценочных
бланков учащихся и выставление оценок за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.