Тема: «Звук [л]»
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах и словах.
Задачи:
1)
закрепление артикуляции и
изолированного произнесения звука [л];
2)
развитие навыка
звуко-слогового анализа;
3)
совершенствование навыка
подбора антонимов;
4)
совершенствование навыка образования
слов с уменьшительно-ласктельными суффиксами;
5)
развитие фонематического
слуха и восприятия, голоса, интонации;
6)
развитие моторики рук;
7)
воспитание усидчивости и
аккуратности.
Оборудование: Доска, магниты, картинки, предметная картинка
– ласточка, профиль звука [л], лабиринт.
Речевой материал: слоги, слоговые ряды, слова
План занятия:
I.
Организационный момент.
II.
Выполнение артикуляционных
упражнений.
III.
Уточнение артикуляции и
произнесение звука изолированно.
IV.
Произнесение звука [л] в
слогах.
V.
Пальчиковая гимнастика.
VI.
Произнесение звука [л] в
словах.
VII.
Итог занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Л.: Здравствуй, Максим!
У.: Здравствуйте!
Л.: К нам на занятие прилетела быстрокрылая
птичка. Ты узнаешь её, если разгадаешь загадку-шараду:
Какие вылетают быстрокрылые
птички, если на ласту моржа надеть прибор, помогающей хорошо видеть? (ласт +
очки = ласточки).
У.: Ласточки.
Л.: Максим, сколько слогов в слове ласточка?
У.: В слове ласточка 3 слога.
Л.: Какой первый слог? Второй? Третий?
У.: Отвечает.
Л.: Сколько звуков в этом слове? Обозначь звуки
этого слова кружочками, назови их по порядку.
- Назови гласные
звуки и сосчитай их?
- Какое правило мы
знаем?
У.: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Л.: Назови все согласные звуки.
- Напиши это слово на
доске.
- Какой первый
согласный?
У.: Звук [л]
Л.: В течение всего занятия мы должны четко
проговаривать звук [л], и тогда ласточка подружится с нами. В этом нам поможет
наш веселый язычок.
II.
Выполнение артикуляционных упражнений:
Л.: Ласточка жила в заморских странах. Просыпалась ласточка
рано-рано.
1. Улыбалась
солнышку. (Улыбка).
2. Открывала дверки
домика и выходила на крыльцо. (Широкий язык положить на нижнюю губу под счет
1-5).
3. Чистила крылышки.
(Язык поочередно упирается в правый – левый уголки рта, затем круговое движение
по резцам).
4. Умывалась и
начинала наводить в доме порядок. (Круговое движение языка по губам вправо,
влево).
5. Побелила потолок.
(Движение языка по твердому небу).
6. Расставила на
окнах букеты цветов. (Язык поочередно упирается в правую – левую щеки).
7. Поставила чашки на
поднос. (Язык в форме «чашечки» на нижней губе).
8. Поднялась на
балкон и запела… (Поднять язык в форме «чашечки» за верхние резцы):
[л]-[л]-[л].
III.
Уточнение
артикуляции и произнесение звука изолированно:
Л.: Максим, вспомни и покажи, как работают органы
артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы
произносим звук [л]?
У.: Улыбаются, зубы видны.
Л.: Хорошо, а язычок где находится?
У.: Язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются
и пропускают выходящую воздушную струю.
Л.: Правильно, а струйка воздуха, где проходит,
посередине язычка или по бокам?
У.: По бокам.
Л.: Артикуляция звука [л] с опорой на речевой
профиль. Его характеристика.
IV.
Произнесение звука
[л] в слогах:
Л.: Распелась ласточка и стала с листвою
волшебных деревьев разговаривать. Запомнить и повторить слоги со сменой
интонации, повышением и понижением голоса.
ЛЫ? ЛА
ЛУ ЛО
ЛО ЛУ
ЛА
ЛЫ.
КЛЫ?
КЛА
КЛУ КЛО
КЛО КЛУ
КЛА
КЛЫ!
УЛ? АЛ
ЫЛ ОЛ
ЛО ЫЛ
АЛ
УЛ.
У.:
Повторяет.
Л.: Максим, хлопни в ладоши, если услышишь слово
со звуком [л].
Лодка, стол, лыжи,
луна, локоть, лук, колпак, глобус, акула, мыло.
Л.: Ласточка очень рада, что ты такой
внимательный. Теперь я буду произносить первый слог, а ты второй – ЛА:
Кук...(ла), пи...(ла), Ми...(ла),
иг...(ла), ска…(ла), пче…(ла).
V.
Развитие мелкой
моторики:
Л.: Давай изобразим ласточку при помощи пальчиков
и ладошек.
Птичка: Ладони
повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы
цепляясь друг за другом).
Пальчики – головка
Крылышки – ладошка
Большие пальцы –
головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.
Птичка крылышками
машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
У.:
Повторяет.
VI.
Произнесение звука
[л] в словах:
Л.: Максим, перед тобой лабиринт, чтобы его
пройти, надо правильно и чётко произнести все слова: Лак, лапа, ласты, луна,
лыжи, кукла, ложка, клоун, платье.
Л.: Хорошо. Ласточка предлогает нам игру «Эхо».
Давай с тобой в неё поиграем. Я буду говорить тебе слова, а ты будешь повторять
за мной. Слушай внимательно:
Алфавит, алмаз,
пенал, соломка, елка, стол, полка, булка, вулкан, чулки, лама, лампа, ласка,
лапка, лайка, ладонь.
Л.: Молодец, а теперь послушай предложения,
добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [л].
Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
У
берёзки ствол тонкий, а у дуба — ...
(толстый)
Заяц трусливый,
а лев — ... (смелый)
Суп
горячий, а эскимо — ...(холодное)
Воздушный
шар лёгкий, а гиря — ...
(тяжёлая)
Великан
сильный, а Дюймовочка — ...
(слабая)
Марфушка
грубая, а Настенька — ...
(ласковая)
- Молодец, напоследок ласточка просит тебя назвать ласково слова: Лоб —
(лобик), лом — (ломик), лодка — (лодочка),
лошадь — (лошадка), ложка — (ложечка), локоть —
(локоток), кукла – (куколка), елка – (елочка).
VII.
Итог занятия:
Л.: Какой звук закрепляли на занятии?
У.: Звук [л]
Л.: Молодец, Максим! Ты очень хорошо занимался
сегодня. До свидания.
У.: До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.