Тема: «Звук [с]»
Цель: автоматизация звука [с] в слогах и словах
Задачи: 1) закреплять артикуляцию и изолированное
произнесение звука [с];
2)
продолжать учить правильно произносить звук [с] в слогах и словах;
3)
развивать навыки звукового анализа;
4)
формировать фонематический слух, фонематическое восприятие;
5) развивать интонационную и мимическую выразительность, внимание,
мелкую и общую моторику;
6) формировать обобщающее понятие;
7) учить навыкам падежного словоизменения (ж/р).
Оборудование: 2 телеграммы; игровое поле с предметными
картинками (печь, мельница, медведь, лиса, оса); картинки-половинки: лиса,
бусы, косы, весы, оса, часы, колесо; плоские картинки: Алёнушка с братцем,
Баба-яга; предметные картинки (со звуком [с] в названии и без него): сапоги,
сосулька, ананас, соска, орехи, утка, топор, петух; сумка, сыр, сундук, санки,
кактус, ананас, автобус, компас; набор парных картинок: свинья-собака,
сова-сорока, стакан-кастрюля, автобус-самолёт.
Речевой материал: слоги, слоговые ряды, слова
План занятия: I.
Организационный момент.
II. Уточнение артикуляции и произнесение звука
изолированно.
III. Произнесение звука [с] в слогах.
IV.
Физкультминутка.
V. Произнесение звука [с] в словах.
VI. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л.: Здравствуй,
Полина!
Реб.: Здравствуйте!
Л.: Полина, я назову
сейчас слова, а ты догадайся, какой звук сегодня придёт к нам в гости (сом,
усы, колесо, нос, лес).
Реб.: Звук [с].
II. Уточнение артикуляции и произнесение звука
изолированно.
Л.: Полина, когда мы
произносим звук [с], губки что делают?
Реб.: Улыбаются;
Л.: Хорошо, а язычок
вверху или внизу?
Реб.: Внизу;
Л.: Правильно, а
струйка воздуха где проходит, посередине язычка или по бокам?
Реб.: Посередине.
Л.: Язык широкий –
ниже,
Кончик к нижним
зубкам – ближе,
Посередине
язычка – струйка воздуха.
Улыбнись и
посвисти
Звук [ с-с-с ]
произнеси!
III.
Произнесение звука [с] в слогах.
1.
Пальчиковая гимнастика.
Л.: Полина, нам
принесли телеграмму, в ней написано: «Помогите мне с моим братцем спрятаться от
гусей-лебедей, посланных за нами Бабой-ягой, которая хочет нас съесть.
Алёнушка».
Поможем Алёнушке с
братцем спрятаться от гусей-лебедей?
Реб.: Да.
Л.: Чтобы ты
преодолела все препятствия, поиграем в игру: «Здравствуй пальчик» (Большой
палец поочерёдно «здоровается» с остальными, при этом ребёнок должен
произносить определённые слоги).
Реб.: са-са-со-со,
ос-ос-ас-ас, су-су-сы-сы, ыс-ыс-ус-ус.
2.
Воспроизведение слоговых
рядов с заданной интонацией.
Л.: Полина, так как
мы настоящие волшебные герои, то мы должны перед путешествием произнести
заклинание. Повторяй за мной: СУ-су-су;
Реб.: СУ-су-су;
Л.: ыс-ЫС-ыс;
Реб.: ыс-ЫС-ыс;
Л.: ос-ос-ОС;
Реб.: ос-ос-ОС;
Л.: СТА-ста-ста.
3.
Перед ребёнком игровое
поле с предметными картинками.
Л.: Произнесли мы
заклинание, пора и в путь отправляться. Итак, бежит Алёнушка с братцем, а на
пути у них лиса, которая говорит: «Ой, я так боюсь осы. Помогите мне, а я вам
дорогу покажу».
Полина, давай поможем
лисичке, прогоним осу?
Реб.: Да.
Л.: Готова?
Реб.: Да.
Л.: Са, Са, Са – вот
летит оСА
Сы, Сы, Сы – не
боимся мы оСы
Су, Су, Су – мы
погоним оСу
Са, Са, Са – улетай
скорей оСа
4.
Л.: Молодец, прогнали осу,
помогли лисе, показала она путь Алёнушке с братцем, и побежали они дальше.
Бегут и вдруг встречают медведя, который покажет путь только после того, как мы
ему поможем из половинок составить целые картинки. Попробуем?
Реб.: Да.
Л.: Я начну, а ты мне
поможешь. Вот первая половинка: «бу», клади вторую половинку, договаривая слог.
Реб.: «сы».
Л.: Молодец, а что за
слово у нас получилось?
Реб.: Бусы.
Л.: Правильно. Теперь
соберём следующую картинку: «о»
Реб.: «са»
Л.: «ли»
Реб.: «са»
Л.: «ве»
Реб.: «сы»
Л.: «коле»
Реб.: «со»
Л.: «ко»
Реб.: «сы»
Л.: «ча»
Реб.: «сы»
Л.: молодец, Полина,
снова выручила Алёнушку с братцем, показал им медведь дорогу и побрёл дальше.
Давай, Полина, мы с тобой изобразим медведя после спячки.
IV. Физкультминутка.
Мишка вылез из
берлоги
Огляделся на пороге
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла
весна
Чтоб скорей набраться
сил,
Головой медведь
крутил.
Наклонился
взад-вперёд
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные
личинки –
Для медведя
витаминки.
Наконец медведь
наелся
И на брёвнышке
уселся.
V.
Произнесение звука
[с] в словах.
1.
Л.: Молодец, хорошо
изобразила медведя. Пока мы с тобой мишку изображали, Алёнушка с братцем
добежали до печи. Она покажет дорогу после того, как мы поможем ей разделить
большой пирог, который содержит много картинок, на два пирога поменьше.
Картинки со звуком [с] в начале пригодятся для одного пирога, а со звуком в
конце – для другого. Поможем печи выполнить эту сложную работу?
Реб.: Да.
Л.: Вот картинки,
разложи их по пирогам.
(Ребёнок
проговаривает названия картинок, на которых изображены санки, сундук, сумка,
сыр, кактус, ананас, автобус, компас и определяет место звука в слове)
2.
Л.: Молодец, Полина, ты и
с этим заданием справилась. Показала печь дорогу и побежала Алёнушка с братцем
дальше. Бегут, бегут, но что-то не видят места, где можно спрятаться. Неужели
сбились с пути? А гуси-лебеди уже близко. А что это такое? (Смотрим на
мельницу).
Реб.: Мельница.
Л.: Правильно, но она
не работает, чтобы она заработала и показала дорогу надо выбрать все картинки,
в названиях которых есть звук [с].
(Ребёнок выбирает из
предложенных картинок только те, в названиях которых есть звук [с]: сапоги,
сосулька, ананас, соска и вкладывает их в кармашки на мельнице)
3.
Л.: Молодец, у тебя всё
получилось, закрутились, завертелись крылья, обрадовалась, заработала мельница
и показала дорогу. Побежала Алёнушка с братцем дальше. И встретили они волка,
посмотри на него какой он, весёлый или грустный?
Реб.: Грустный.
Л.: Давай изобразим,
какой он грустный.
(Ребёнок мимически
изображает грусть)
4.
А грустный он потому, что
ему пришла телеграмма, да только прочитать он её не может, так как некоторые
слова смыло водой. Давай поможем волку прочесть телеграмму. Я буду читать, а ты
дополнять.
«На (картинка совы)
напала (картинка осы) и летят ещё (картинка с осами)»
(Ребёнок называет
картинки)
Молодец, Полина, мы
помогли прочесть волку телеграмму, и он побежал скорей на помощь сове, а
Алёнушка с братцем, наконец, добежали до молочной реки. И стали они просить
речку спрятать их под кисельным бережком. Но молочная река сказала, что спрячет
их только тогда, когда они выполнят её задание. Давай поможем Алёнушке с
братцем.
Реб.: Давайте.
5.
Л.: Помоги все картинки
собрать парами так, чтобы они подходили друг другу.
(Ребёнок подбирает
картинки парами: свинья-собака, сова-сорока, стакан-кастрюля, автобус-самолёт)
6.
Л.: А почему именно так?
(Ребёнок объясняет
свой выбор, определяет обобщающее понятие, например, сова и сорока это птицы и
т.д.)
Л.: Молодец, помогла
ты Алёнушке с братцем справиться с заданием. И укрыла река их под своим
кисельным бережком. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с
чем возвратились к бабе-яге.
VI. Итог занятия.
Л.: Алёнушка с
братцем благодарят тебя за помощь. Тебе понравилось помогать Алёнушке с
братцем?
(Ответ ребёнка)
Л.: Какой звук
сегодня приходил к нам в гости?
Реб.: Звук [с]
Л.: Молодец, Полина!
Ты очень хорошо занималась сегодня. До свидания.
Реб.: До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.