Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Физкультура / Аттестация студентов колледжа по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (2 ЧАСТЬ)

Аттестация студентов колледжа по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (2 ЧАСТЬ)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение информационных технологий
















Аттестация студентов колледжа

по физической культуре, отнесенных

по состоянию здоровья к специальной медицинской группе


(2 ЧАСТЬ)






















Пенза 2015 г.



Вопрос 7

Какие правила надо  соблюдать  при  составлении  и  выполнении

комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?


Гимнастика корригирующая – вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей и подростков с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника. Гимнастика корригирующая  предусматривает общее и локальное воздействие на организм и проводится большей частью в сочетании с ортопедическим лечением. Основные виды физических упражнений  гимнастики:

1) группа общеукрепляющих упражнений:

2) упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки и расширяющие ее;

3) упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота, плечевого;

4) упражнения, вытягивающие позвоночник;

5)упражнения на равновесие;

6) упражнения, вырабатывающие правильную осанку.

Практически у всех людей есть проблемы со здоровьем, какие именно зависит от возраста, статуса в обществе и многого другого, но в большей степени от образа жизни, который ведёт человек. Согласитесь, что у школьника, менеджера, спортсмена и пенсионера совершенно разные болезни и недуги, от которых всем очень хочется избавиться. У молодёжи распространённым недугом является неправильная осанка, помочь избавиться от такого дефекта может корригирующая гимнастика. С ранних лет стоит следить за положением позвоночника ребёнка и при необходимости принять меры, пока это не стало проблемой. Ведь зачастую занятия физкультурой в школе или в дошкольных учреждениях не могут проводиться на должном уровне, а многочасовое сидение в одном положении нарушает строение организма у любого человека, не говоря уже о ребёнке. Однако не всё так безнадёжно – есть школы, уроки физкультуры которых включают корригирующую гимнастику. В таких учебных заведениях есть профессиональные инструкторы по лечебной физкультуре, которые и будут проводить все необходимые занятия. Для осознанного занятия этим видом гимнастики пациент должен достичь двенадцатилетнего возраста, в более раннем возрасте корригирующая гимнастика может проводиться только в игровой форме с использованием игрушек и без каких-либо технически сложных упражнений. Корригирующая гимнастика направлена не только на избавление от какого-то отдельного недуга, но и на исправление большей части организма человека. Само слово корригировать в переводе с латинского означает - исправлять. Упражнения корригирующей гимнастики могут помочь при несовершенстве фигуры, плоскостопии, сколиозе, а также при тазовом предлежании плода и многом другом. И не стоит думать, что корригирующая гимнастика нужна в основном только детям и подросткам, многие люди преклонного возраста нуждаются в этих упражнениях, уж им то точно есть что исправить в своём здоровье. При желании заниматься этой гимнастикой, нужно обратиться к хорошему инструктору, который и назначит курс необходимых отдельно взятому человеку упражнений. Но если есть несколько человек с одинаковыми проблемами – возможны занятия в группах, корригирующая гимнастика это допускает. И даже если кажется, что недостатков в организме нет, не стоит упускать возможность позаниматься спортом в целом и гимнастикой в частности, наверняка это принесёт большую пользу.

Вопрос 8

Какие правила надо  соблюдать  при  составлении  и  выполнении

комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?


Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии). Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс. Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия по его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой, важное значение, как вспомогательное средство, имеет самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Вопрос 9.

Как сформировать правильную осанку?

Для того, чтобы самостоятельно продиагностировать состояние собственной осанки, вы можете воспользоваться некоторыми методами. Согласно экспресс-методу нужно встать у стены, пятки не должны быть прямо у стены, а должны отступать примерно один или два сантиметра от стенки, а вот спина, голова и таз должны полностью соприкасаться со стенкой. Лопатки должны полностью, а не только краями, прилегать к стене. Такая методика помогает определить, какие мышцы у вас слабые и какие мышцы необходимо подкачать. Итак, встаем у стенки и становимся у стены, закрываем глаза, расслабляемся, а спустя минуту ваше тело становится в той позе, к которой вы привычны. После этого становимся снова у стены и поправляем свою осанку. А потом пробуем отойти о стены и поправить осанку самостоятельно. Запомните при этом те движения, которыми вы будете совершать поправки – при помощи утяжелителей вы должны повторять эти же самые движения, чтобы накачать и тренировать свои слабые мышцы. Следующий способ более наглядный. Берем фотоаппарат со штативом или нужно попросить своего друга, чтобы вас сфотографировали в профиль. Одну или две минутки стоит перед фотографированием с закрытыми глазами в расслабленном состоянии (тогда ослабленные мышцы расслабляются еще больше, и картина, которую нужно будет исправлять, станет для вас предельно ясной). Потом сравните свое фото с эталоном правильной осанки. Чтобы понять, какие мышцы у вас не работают, вам нужно сначала правильно поставить свою осанку, а потом медленно расслабиться, а когда вы потеряете контроль над мышцами, вы сами почувствуете, какие из мышц вам нужно приводить в норму.

Причины нарушения осанки.

Что касается причин искривления и деформации осанки, то тут их может быть несколько. Чаще всего это искривление каких-то мышц или целых групп мышц. Если говорить другими словами, то это нарушение равновесия между теми мышцами, которые направлены на противоположные действия (то есть сгибание-разгибание). Дело в том, что какая-то мышца в этой паре работает слабее другой, тогда человек чуть больше разгибается или сгибается. Сами причины расслабления мышц могут быть разного характера – химическое нарушение (регулярное, но едва заметное отравление организма), причины эмоционального характера (если в его голове забита постоянная эмоция – страх, злоба, депрессия или прочее, которые влияют на положение тела), изменение во внутренних органах (проблемы с мышцами) и нарушения активности в меридиально-канальной системе.

Формирование правильной осанки. Коррекция.

Чтобы сформировать самостоятельно правильную осанку, нужно установить, какая же на самом деле должна быть правильная осанка, а после этого осознано поддерживать такое состояние тела. Этого можно достичь, если как можно чаще подходить к стене и постоянно выравнивать свою осанку, а после этого сознательно контролировать в течение дня положение своего тела. Кроме этого вы можете носить специально предназначенные для выправления осанки корректоры, бандажи и корсеты, которые будут помогать вам держать правильную осанку. Благодаря этому способу вы сможете восстановить в своем теле правильный кровоток, улучшить работу диафрагмы, улучшить работу остальных внутренних органов. Минусами данного метода формирования правильной осанки является то, что у вас может периодически возникать перенапряжение мышц, а еще на исправление осанки, таким образом, уходит достаточно долго времени, которое вам постоянно нужно будет тратить на то, чтобы поддерживать ее в правильном состоянии. Что касается специальных средств по коррекции осанки, то они бывают нескольких видов. По своей сути некоторые из этих средств – это корсеты. Они довольно жестко фиксируют ваше тело в определенном положении. Однако этот метод сомнительный, ведь в нем не чувствуется как таковая работа над мышцами.

Восстановления осанки во сне.

Очень распространен метод восстановления осанки во сне. Для этого есть несколько основных подходов. Чтобы восстановить свою осанку, спать нужно на самом жестком, что есть в доме, очень хорошо для этого подходит пол. Однако тут мнения расходятся, потому что другие утверждают, что восстановить осанку помогут только ортопедические матрасы. Однако чтобы понять, какой из этих методов вам подходит больше, вам нужно обратить внимание на свое состояние после сна – если вы чувствуете себя после сна хорошо, отдохнувшим и свежим, то вам подходит этот метод. Помните о том, что тело самостоятельно выбирает позу для сна, в которой ему удобно. Оно способно без ваших мыслей выбрать то положение, в котором ему удастся расслабиться максимально хорошо. Так что вам лучше тут полностью предоставить ему свободу и не мешать. Положительными моментами этого метода являются те, что ваше тело очень отдыхает во время сна. Однако низкая эффективность такого метода – это же и его минусы. К вспомогательным методам относят такие – давайте отдых своему телу каждые тридцать минут, проводите сеансы самомассажа и релаксации, делайте приседания, наклоны туловищем и головой.

Вопрос 10

Какие  ты  знаешь  правила оказания первой медицинской помощи

при  травме  руки  (ноги),  полученной  во  время  занятий  физической

культурой?

Важно не только знать теоретически, но и, при необходимости, быстро суметь грамотно оказать первую помощь, если случилась травма руки или травма запястья. Если у ребенка случился вывих сустава (часто при падениях на вытянутые руки происходит вывих плечевого сустава), необходимо добиться расслабления мускулатуры и снятия болевого шока, что можно сделать с помощью укола обезбаливающего средства. Лучше зафиксировать вывихнутое место с помощью тугой повязки и, если есть под рукой, приложить лед или что-то холодное. После чего, по возможности, быстро отвезти ребенка в травмпункт. Если случился вывих пальца, можно с помощью тяги вставить сустав на место. Но делать это лучше в том случае, если уверены в себе и имеете практические навыки. Во многих справочниках описываются методы вправления вывихов. Переломы у детей часто бывают в нетяжелых видах, и при оказании первой необходимой помощи и последующем лечении восстанавливаются, как правило, быстро и без последствий за счет лучшего, чем у взрослых, кровоснабжения костных тканей. Если произошла травма руки или травма запястья в виде пореза, необходимо промыть травму чистой водой с мылом или перекисью водорода, после чего наложить чистую повязку. Не надо обрабатывать рану йодом - это может повлечь за собой сильные ожоги поврежденных тканей. Если порез был глубоким, лучше, по возможности быстрее, обратиться к врачу после оказания первой помощи, потому что, возможно, понадобится дополнительное промывание раны специальными растворами и противостолбнячный укол. Если при порезе кровь идет несильно, ничего страшного. Таким образом, она частично вымоет попавшие в рану микробы. Если задеты сосуды, кровь может долго не останавливаться. В таком случае можно попробовать остановить ее прямым нажатием на место пореза и подержать так некоторое время. При этом, руку лучше держать в поднятом состоянии или подложить под нее какой-то предмет. Если этот способ не помогает, необходимо накладывать жгут выше места пореза. Травмы у детей бывают разные и неожиданные. Если вы поехали за город на пикник, рекомендуем всегда иметь под рукой лекарство от ожогов. И, конечно, надо знать, что делать при ожоге, и как быстро убрать болевой и шоковый эффекты. Первая эффективная помощь при любых ожогах – это охлаждение обожженной поверхности. Всем, что окажется под рукой: холодной (лучше проточной) водой, снегом, льдом или любым другим холодным чистым предметом. Холод снимает болевой эффект и дает возможность выиграть время для своевременного обращения в медицинское учреждение, что желательно после любой детской травмы. В таких случаях перестраховка никогда не помешает, ведь речь идет о наших детях.

Травмы ног.

Первая медицинская помощь при ушибах

Оказание первой помощи при ушибах заключается в уменьшении боли и кровоизлияния. Для этого необходимо использовать лед и давящую повязку. В первую очередь на место ушиба необходимо наложить кусок ткани, смоченной в холодной воде. Можно перебинтовать ногу эластичным бинтом, затем приложить к поврежденному участку грелку с холодной водой, пластиковую бутылку со снегом, кусочками льда или холодной водой. Для прекращения кровоизлияния через 2–3 дня после ушиба используют различные согревающие средства, например компрессы или теплые ванны. Положительный эффект при этом оказывает также массаж. Следует предупредить, что непосредственно после ушиба данные процедуры применять нельзя, поскольку они усиливают кровоизлияние. При наличии ссадин на месте ушиба рекомендуется смазать их йодом, затем наложить давящую повязку, а сверху – холодную грелку. После этого больному нужно находиться в состоянии покоя. При этом ногу пострадавшего укладывают так, чтобы она находилась в приподнятом положении.

Первая медицинская помощь при вывихах

Оказывая первую помощь при вывихах, необходимо в первую очередь наложить шину или повязку с целью фиксирования ноги в наиболее удобном для пострадавшего положении. На область поврежденного сустава необходимо поместить лед. Рекомендуется применение обезболивающих средств. Следует учитывать, что возникший однажды вывих может повториться. Это состояние называется привычным вывихом. Вправить вывих может лишь врач. Нельзя пытаться самостоятельно вправлять вывих, так как нередко бывает довольно трудно установить, является ли травма вывихом или переломом. Кроме того, вывихи часто сопровождаются трещинами и даже переломами костей.

Первая помощь при растяжении связок

Оказание медицинской помощи при растяжении связок заключается в наложении тугой повязки, фиксирующей сустав. Для того чтобы повязка не сползала, следует накладывать ее восьмеркой, пропуская бинт через пятку. Не следует снимать повязку на ночь. Правильно наложенная, она уменьшает отек и удерживает сустав в нужном положении. Не рекомендуется снимать повязку до тех пор, пока связки не восстановятся после травмы. Обычно на это требуется примерно 5–7 дней. Для более быстрого восстановления травмированных связок рекомендуется смазывать кожу вокруг поврежденного участка кашицей из измельченного свежего или запеченного репчатого лука, смешанного с сахаром в соотношении 10: 1. Кашицей смазывают травмированную ногу, накладывают сверху лист бумаги и закрепляют бинтом. Компресс рекомендуется менять 2–3 раза в день. Положительный эффект оказывает применение смеси, приготовленной следующим способом: 2 части натертого на мелкой терке детского мыла смешивают с 1 частью водки и 1 частью яичного белка. Полученной мазью пропитывают сложенную вдвое марлю и накладывают ее на травмированный участок ноги. Компресс фиксируют бинтом и оставляют на 24 часа. Не рекомендуется накладывать на поврежденный сустав слишком тугую давящую повязку, так как нередко это является причиной нарушения кровообращения и усиления болевых ощущений. При разрыве связок, особенно при кровоизлиянии в полость сустава, следует зафиксировать ногу пострадавшего. После этого необходимо создать условия для срастания порванных связок; если болевые ощущения усилились, травмированный сустав распух и побагровел, необходимо срочно обратиться к врачу. Одной из наиболее болезненных травм, чаще всего встречающейся у спортсменов, является растяжение связок лодыжки. Для того чтобы избежать возможных осложнений после растяжения связок или сухожилий, необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу. Существует множество различных степеней повреждения связок. Специалист может подобрать оптимальный режим их восстановления для конкретного пациента. Существует несколько основных правил, которых необходимо придерживаться, для того чтобы избежать возникновения различных осложнений, вызванных растяжением связок стопы. 1. На протяжении 24–48 часов после растяжения не рекомендуется ступать на поврежденную ногу. 2. В течение 48 часов после растяжения рекомендуется накладывать на травмированную ступню лед. Длительность процедуры не должна превышать 20 минут. Следует учитывать, что класть лед непосредственно на кожу нельзя. Лучше всего применять толченый лед, помещенный в целлофановый пакет. Такой компресс будет плотно прилегать к пострадавшему суставу. 3. С целью уменьшения опухоли и болевых ощущений можно положить тугую повязку. 4. При растяжении связок стопы пострадавшему нужно держать ногу в приподнятом положении. Однако не стоит самостоятельно выбирать обезболивающие средства. Выбор необходимо согласовать с лечащим врачом. В некоторых случаях при растяжении связок на травмированную область накладывают гипс. При оказании первой помощи при растяжении связок можно принимать обезболивающие препараты, способствующие уменьшению болевых ощущений. При сильной боли нужно развести новокаин с водой в соотношении 1: 3.

Первая помощь при переломах бедра

При оказании первой помощи пострадавшему необходимо ввести обезболивающее средство. Однако выбор такого препарата следует предоставить врачу. Первую помощь при переломах бедра должны оказывать 3 человека. При этом один становится у ног пострадавшего, берет его одной рукой за пятку, другой за тыльную сторону стопы, во время наложения шины слегка подтягивает к себе поврежденную конечность. Второй человек также должен поддерживать пострадавшего за плечи, а третий – накладывать шину. Рекомендуется накладывать 2 шины: длинную – от подмышечной впадины до наружной стороны лодыжки, и короткую – от паховой области до внутренней стороны лодыжки. Обе шины следует укреплять в 2–3 местах на бедре и в 2 местах на голени. Помимо этого, длинную шину нужно зафиксировать с помощью бинта к туловищу. При этом стопу необходимо расположить под углом 90°. Если под рукой не оказалось подходящего материала для изготовления шины, можно просто туго прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.

Первая помощь при переломах голени

Оказание медицинской помощи при переломе голени заключается в наложении шины от верхней трети бедра до конца пальцев стопы. Для этого нужны 2 человека. При наложении шины один человек должен держать поврежденную ногу и слегка подтягивать ее к себе. При этом ногу нужно захватывать от середины бедра до пятки. Другой должен накладывать 2 шины: одну с наружной стороны голени, другую – с внутренней. Шины закрепляют на бедре, ниже колена и немного выше голеностопного сустава. При переломах костей нижних конечностей рекомендуется проводить приемы массирования в области пояснично-крестцового и нижне-грудного отделов. При переломе верхней части голени также накладывают 2 шины: длинную от подмышечной впадины до пятки, короткую от паховой области. Закрепляют шины в 2–3 местах на бедре и в 2 – на голени. Если нет шин, можно туго прибинтовать поврежденную ногу к здоровой. Перед наложением шин рекомендуется ввести пострадавшему обезболивающее средство. Выбор препарата следует согласовать с врачом.

Травмы коленной чашечки

При ушибе передней части коленной чашечки в суставной сумке образуется большое количество синовиальной жидкости. В результате колено опухает, на нем формируется большое яйцевидное образование. Опухоль обычно заметна, но не всегда причиняет человеку боль или приводит к затруднению движений. Болевые ощущения возникают при разгибании и сгибании колена, движении кожи на суставе. При травме коленной чашечки необходимо обратиться за помощью к врачу. Специалист удалит лишнюю жидкость, однако опухоль может появиться вновь. Для того чтобы полностью удалить опухоль, потребуется оперативное вмешательство, в результате которого будет ликвидирована сама причина образования опухоли. После лечения на колено накладывают гипс, чтобы предотвратить образование жидкости в коленной чашечке. Спустя 4 недели после операции гипс снимают, и начинается процесс реабилитации. Опухоль колена возникает и увеличивается от постоянных нагрузок на его переднюю часть. Нередко опухоль появляется при травме колена (внезапном ударе или падении).

Смещение коленной чашечки

Эту травму можно получить в любом возрасте, однако наиболее часто она бывает у детей. Если травма была получена в детстве, не исключено, что она возникнет впоследствии. При лечении травмы специалисту необходимо устранить механические дефекты, приводящие к смещению коленной чашечки или ставшие его причиной. Для того чтобы травма не стала привычной, врач назначает пациенту специальную программу упражнений, направленных на усиление внутренней части квадрицепса. При сильном смещении коленной чашечки пациенту может быть показано оперативное вмешательство, направленное на укрепление чашечки изнутри. В более серьезных случаях возможно полное удаление чашечки во избежание дальнейших проблем.

Растяжение подколенного (подчашечного) сухожилия

Подколенное сухожилие расположено между нижней частью коленной чашечки и верхней частью кости голени. Оно выполняет основную функцию при разгибании колена. Это сухожилие играет важную роль во всех движениях колена и может быть легко растянуто при перенапряжении. Растяжение обычно является следствием постоянной длительной нагрузки. Неудобная обувь также приводит к растяжению, так как не позволяет колену согнуться под правильным углом. При растягивании подколенного сухожилия некоторые из его тканей разрываются, что вызывает резкую боль. Однако это не всегда препятствует нормальной работе сустава. В результате растяжения или частичного разрыва сухожилие становится более жестким, так как на нем образуются шрамы, что ограничивает работоспособность и вызывает резкую боль при движении. Сухожилие может быть разорвано полностью, в результате чего все мускулы бедра теряют точку крепления. При этом пострадавший испытывает резкую боль в ноге. В таком случае необходимо обратиться за помощью к врачу. Оказывая первую помощь при разрыве сухожилия, необходимо зафиксировать ногу, сохраняя ее как можно менее подвижной. Подколенное сухожилие может быть разорвано как в результате большой нагрузки, так и при небольшой, если прежде оно уже было неоднократно травмировано.

Вопрос 11

Какие меры предосторожности нужно  соблюдать  при  выполнении

физических упражнений?

Учащиеся, по состоянию здоровья, отнесенные к специальной медицинской группе, могут занимаются физической культурой по специальной программе только после прохождения инструктажа по технике безопасности. Каждый учащийся должен быть проинформирован медицинским работником и учителем физической культуры об упражнениях и физической нагрузке, противопоказанных ему согласно индивидуальных особенностей и характеру отклонений в состоянии здоровья. Спортивная форма учащегося должна соответствовать  температурному режиму или погодным условиям. Перед занятиями необходимо снять часы, перстни, браслеты и все, что может нанести травму как себе, так и другому учащемуся. В начале занятия, на построении, необходимо сообщить учителю об измеренной перед занятием частоте сердечных сокращений. В целях соблюдения мер предосторожности необходимо выполнять все требования преподавателя, кроме того, нельзя: – приступать к занятию без разрешения учителя; – выполнять неизученные спортивные элементы и упражнения; – самовольно менять рекомендованный темп или нагрузку при выполнении упражнений; – выполнять упражнения или элементы, противопоказанные при соответствующем характере отклонения по здоровью. Необходимо выполнять правила, предусмотренные соответствующему виду спорта или подвижной игре, так как нарушение их приводит к травматизму. Заметив неисправность спортивного инвентаря или какое-либо нарушение техники безопасности на занятиях физической культуры, необходимо немедленно сообщить об этом учителю. При плохом самочувствии или при резком ухудшении самочувствия при выполнении упражнения, необходимо прекратить упражнение и сообщить об этом учителю.

Вопрос 12

Какие бывают дыхательные упражнения,  зачем они нужны  и  как

выполняются?

Самое целесообразное и естественное дыхание – это когда дышат через нос. Для того чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота, дыхание должно быть полным. Как этому обучить? Школьнику необходимо лечь на спину, затем, прижав кистями рук живот, просим сделать вдох, одновременно втянув в себя живот. При регулярном использовании данного упражнения оно запоминается, что приводит к произвольному управлению дыханием. Правильное дыхание необходимо как в статическом положении, так и при выполнении упражнений. Основной принцип – это делать вдох при движениях, направленных на расширение грудной клетки и, наоборот, при сжатии грудной клетки делать выдох. Важно следить за тем, чтобы выдох был полным и своевременным. Рекомендуются упражнения с равномерным медленным выдохом через губы, сложенные трубочкой. Необходимо избегать быстрого выдоха, это оказывает отрицательное действие на легкие. Для увеличения дыхательной функции используют вращательные движения туловища, сидя на гимнастической скамье, причем для усиления выдоха руками нажимают на нижнюю часть грудной клетки. Для развития диафрагмального дыхания используют наклоны туловища стоя и в ходьбе. Для профилактики ОРЗ и других легочных заболеваний рекомендуется массаж грудной клетки. Массирующие движения делаются продольно вдоль всей спины. Можно использовать легкое поколачивание ладонями по грудной клетке. Комплекс закаливающих мероприятий, упражнений физической культуры и массажа улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Необходимо отметить, что занятия должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях.

Вопрос 13

Какие релаксационные упражнения ты знаешь,  зачем они нужны и

как выполняются?

После упражнений, в результате которых наступило утомление, необходимо расслабление или релаксация для восстановления организма учащегося. Упражнения на расслабление для устранения утомления представляют собой различные виды ходьбы, спокойные танцевальные движения, дыхательные упражнения, простые упражнения на восстановление. Приведем пример. Исходное положение – основная стойка; 1 – наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 – выпрямить руки вверх; 3 – расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 – исходное положение, повторить 3–4 раза. Релаксационные упражнения также проводятся сидя и лежа, как правило, это аутогенная тренировка или элементы «хатха-йоги». «Хатха» – это раздел йоги, рекомендующий к использованию статические позы (асаны) и дыхательные упражнения. Асана означает «сидение» или устойчивое положение. Представим одну из поз «шавасана» (мертвая поза), которая эффективна для релаксации и достижения следующих целей: мышечное расслабление; – понижение кровяного давления, замедления ЧСС; – восстановление и отдых нервной системы. Техника исполнения: – лечь лицом вверх на мат; – ступни на расстоянии 50 см, колени и ступни расслаблены и разведены в стороны; – положить руки ладонями вверх или на ребро ладони; – плечи расправлены, поясница расслаблена; – удобно расположить голову на мате; – на вдохе сжать пальцы правой руки в кулак, вытягивая ее, приподнять, на выдохе руку расслабить и позволить упасть на мат. – аналогичное упражнение с левой рукой; – на вдохе  выгните пятку так, чтобы пальцы указывали на верхушку колена, и поднимите ногу на 10–15 см. На выдохе расслабить ногу и дать упасть на мат; то же самое проделать с левой ногой; – и последнее – на вдохе и выдохе направить внимание на спинной хребет и туловище. Эти упражнения повторить примерно в течение 5 минут. Аналогично для расслабления и восстановления используют аутотренинг, который можно проводить сидя или лежа с использованием легкой, успокаивающей музыки, на фоне которой преподаватель говорит текст, направленный на релаксацию и отдых, пробуждая воображение учащихся. Того же эффекта можно достичь самому учащемуся без преподавателя.


Вопрос 14

Как  влияют  регулярные  занятия  физической   культурой   на

состояние организма?

Регулярные занятия физической культурой способствуют формированию правильной осанки, развивают основные физические качества, силу, скорость, выносливость, координацию, ловкость. У учащихся, регулярно занимающихся физической культурой, выше работоспособность как умственная, так и физическая. Физические упражнения положительно влияют на нервные процессы, нервная система легче приспосабливается к разным формам деятельности и в целом она становится пластичной. Активная деятельность зависит от умения хорошо восстанавливаться, поэтому при уравновешенности нервных процессов школьник быстрее засыпает и сон бывает глубоким. Физическая культура способствует развитию двигательных умений и навыков, участие в подвижных и спортивных играх повышает положительный эмоциональный фон, а также развивает морально-волевые качества и чувство коллективизма. В школьном возрасте регулярные занятия физической культурой развивают все важные системы организма, формируют крепкое здоровье, а значит, и активное долголетие.

Вопрос 15

Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?

Физическая подготовленность базируется на уровне развития физических качеств и двигательных умений и навыков. Физическая подготовленность в школе определяется с помощью тестов. Тесты физической подготовленности для СМГ принимают, как правило, в сентябре, декабре и апреле. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Для определения уровня физических качеств  можно использовать следующие тесты:

Физические качества

Содержание теста

Критерий
оценки

Общая выносливость

Шестиминутный равномерный бег с переходом в случае необходимости на ходьбу

Расстояние в метрах

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, засчитывается результат лучший из трех попыток

В сантиметрах

Силовые

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Количество раз

Координация, быстрота двигательной реакции

Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе

Количество пойманных мячей

Координация, скоростная выносливость

Прыжки через скакалку на двух ногах  с одной попытки,  до момента отказа от выполнения теста

Количество прыжков

Силовая выносливость

Приседания в произвольном темпе до момента отказа от выполнения теста

Количество приседаний

Если результаты двигательных тестов в декабре будут лучше, чем в сентябре, и лучше в апреле, чем в декабре, это будет свидетельствовать о приросте результатов и повышении уровня физической подготовленности. Помимо данных тестов контроль над уровнем своего развития можно осуществлять с помощью таблиц оценки физических качеств по показателям двигательной дееспособности и физического развития учащихся основной и средней школы, приведенных в сборнике документов, рекомендованных Министерством образования РФ «Оценка качества подготовки по физической культуре» (авторы Матвеев А. П., Петрова Т. В.). Целесообразно самому учащемуся в течение нескольких лет вести учет своих рекордов по основным физическим качествам, а также вести дневник самоконтроля, и тогда вы будете знать уровень вашей физической подготовленности.

Вопрос 16

Какие ты знаешь основные физические качества?

Физические качества – это различные стороны двигательных возможностей человека. Принято выделять шесть основных физических качеств человека, а именно – скоростные, силовые, выносливость, гибкость, координация и скоростно-силовые. Рассмотрим, чем характеризуется каждое физическое качество человека.

Скоростные качества.

Скоростные качества или быстрота означают способность осуществлять движение с определенной скоростью благодаря подвижности нервно-мышечных процессов. Различают быстроту движений (например, в спринте или при нанесении удара в боксе) и быстроту двигательной реакции (например, при реагировании на стартовый сигнал в беге). Быстрота движений измеряется скоростью отдельного движения и частотой движений в единицу времени. Быстрота двигательной реакции оценивается во времени, проходящем с момента появления сигнала до ответных действий.

Силовые качества.

Сила человека как физическое качество – это способность в процессе двигательных действий преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Сила проявляется в той или иной мере в любом двигательном действии. Примеры высоких проявлений силы – поднимание тяжестей большого или максимального веса, «выжимание» стойки на кистях и т. п. Физиологическое понимание силы обусловлено: – нервными процессами, регулирующими мышечный аппарат; – структурой белка в мышцах, от которого зависит поперечник мышц и его сократительные свойства. Сила проявляется в виде различных по характеру усилий – статических и динамических.

Выносливость.

Под выносливостью понимается способность противостоять утомлению при двигательной деятельности, совершать продолжительную работу. Выносливость определяется  как  устойчивостью  нервных  процессов (соотношение между процессами возбуждения и торможения), так и возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, слаженностью обменных процессов. Различают «общую» и «специальную» выносливость. Общая выносливость представляет собой способность к непрерывной физической работе умеренной мощности типа длительной ходьбы, бега и т. п. Специальная же выносливость различается следующим образом: «скоростная выносливость» (спринт); «силовая выносливость» (многократное поднимание штанги, армрестлинг); выносливость в работе с высокой координацией движений – при выполнении гимнастических упражнений на снарядах или спортивных играх.

Гибкость.

Гибкость, а иначе подвижность тела определяется амплитудой движения в соединениях костей. При выполнении многих физических упражнений, особенно технически сложных, нужна хорошая гибкость тела. Для увеличения гибкости позвоночного столба и амплитуды движений в суставах необходимы систематические специальные упражнения на растягивание.

Координационные качества.

Координация движений – это умение согласовывать движения различными частями тела при выполнении элементов и соединений. Координация движений внешне воспринимается как четкое, гармоничное сочетание движений по ритму, темпу, направлению и амплитуде. Эти качества определяются навыком быстро перераспределять степень мышечного напряжения и расслабления, что обеспечивает быстроту двигательной реакции, регулируемой центральной нервной системой. Координационные качества во многом регулируются вестибулярным анализатором, его функция – анализ положения и перемещение тела в пространстве. Воспринимающая часть вестибулярного аппарата находится в костной капсуле внутреннего уха, нервные же центры – в коре больших полушарий головного мозга.

Скоростно-силовые качества.

Скоростно-силовые качества зависят от силы мышц, быстроты их сокращения, степени владения техникой в концентрированном, как бы взрывном усилии. Скоростно-силовые качества являются комплексными качествами: прыгучесть, скоростная или силовая выносливость, то есть представляет сочетание основных физических качеств – силу, быстроту, выносливость, ловкость.

Вопрос 17

Как можно контролировать  свое  состояние  во  время  занятий

физической культурой?

Учащийся, занимающийся физической культурой в СМГ, должен знать, в какой подгруппе находится, в «А» или «Б». Если в подгруппе «А» (ослабление в результате различных заболеваний), то он должен  контролировать свое состояние по ЧСС (частота сердечных сокращений). Ему может быть рекомендован максимальный уровень интенсивности при выполнении физических упражнений, участия в подвижных, спортивных играх и другие виды физкультурной деятельности, если ЧСС не будет превышать 120–130 ударов в минуту в начале четверти и 140–150 ударов в конце четверти. В старших классах пульс может достигать кратковременно 150–170 ударов в минуту. В подгруппе «Б» (органические, необратимые изменения органов и систем) уровень интенсивности ЧСС сохраняется в пределах 120–130 ударов в минуту. Пульс необходимо измерять в начале каждого занятия: его можно измерить, прижав пальцы к запястью, виску, шее или приложив ладонь к груди в области сердца. Учащийся, систематически измеряя свой пульс при прохождении учебного материала по физической культуре, должен уметь ориентироваться, в какой пульсовой зоне ведется физическая нагрузка – в допустимой для него или нет. Восстановление пульса после урока к исходным данным, то есть к пульсу, измеренному в начале урока, должно вернуться в пределах 15 минут. На занятиях, где воспитывается силовая или скоростная выносливость, необходимо знать, что величина отягощений должна быть ограничена повторным максимумом (ПМ) в одном подходе. Повторный  максимум  должен  быть  очень  малого  (свыше 25 раз)  или  малого  (19–25 раз),  и  только  в отдельных  случаях  при  отсутствии  противопоказаний  среднего  (13–18 раз) показателей. Важным показателем своего состояния является самочувствие, и если вы себя плохо чувствуете, обязательно сообщите об этом учителю физической культуры.

Вопрос 18

Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?

Какими бы видами оздоровительной физической культуры не занимался учащийся, отнесенный к специальной медицинской группе, главными принципами являются умеренность, ритмичность и постепенность увеличения нагрузок. К оздоровительной физической культуре относится туризм с учетом ограничений расстояния (не более 10 км) и веса рюкзака (не более 10 кг для юношей, 7–8 кг – для девушек). Большой оздоровительный эффект имеют занятия плаванием (два, три раза в неделю). Плавание тренирует вестибулярный аппарат, а также укрепляет дыхательный аппарат и в целом повышает мышечный тонус. Также оздоровительным эффектом обладают занятия ритмической гимнастикой, шейпингом, гимнастическими упражнениями с учетом рекомендованных учителем физической культуры и врачом подбором упражнений. Данные занятия благоприятно влияют на положительные эмоции, что улучшает самочувствие и стимулирует активный образ жизни. Оздоровительный эффект имеют такие формы и виды физической нагрузки, как бег трусцой, ускоренная ходьба, катание на велосипеде, подвижные и спортивные игры средней интенсивности. Обязательным является проведение утренней гигиенической гимнастики. Физкультурные паузы дома являются важной составляющей физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. В повышении оздоровительного эффекта и преодолении различных недугов в состоянии здоровья, поддержании жизненного оптимистического тонуса и организма


























  • Физкультура
Описание:

Методическое пособие для подготовки к зачету по физической культуре студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Разработано в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 года № 13-51-263/123 об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. / Сост. Е.К.Лобкова – преподаватель физической культуры.- Пенза:ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение информационных технологий2014 год.

В пособие представлены вопросы и ответы теоретической и практической части зачета по физической культуре. Материал подготовлен как самим автором, так и при помощи ресурсов интернет.

Автор Лобкова Елена Константиновна
Дата добавления 16.11.2017
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 324
Номер материала MA-072207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы