Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыАттестация студентов колледжа по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (1 ЧАСТЬ)

Аттестация студентов колледжа по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (1 ЧАСТЬ)

Скачать материал

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение информационных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Аттестация студентов колледжа

по физической культуре, отнесенных

по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

 

(1 ЧАСТЬ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2015 г.

Методическое пособие для подготовки к зачету по физической культуре студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Разработано в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 года № 13-51-263/123 об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. / Сост. Е.К.Лобкова – преподаватель физической культуры.- Пенза:ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение информационных технологий  2014 год.

В пособие представлены вопросы и ответы теоретической и практической части зачета по физической культуре. Материал подготовлен как самим автором, так и при помощи ресурсов интернет.

 

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

1. Что такое "здоровый образ жизни"?
2. Что значит "рациональный режим питания"?
3. Что называют "рациональным режимом двигательной активности"?
4. Чем характеризуется здоровый досуг?
5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся,  которые
по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
6. Какие физические упражнения полезно тебе  выполнять  с  учетом
твоего заболевания?
7. Какие правила надо  соблюдать  при  составлении  и  выполнении
комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?
8. Какие правила надо  соблюдать  при  составлении  и  выполнении
комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?
9. Как сформировать правильную осанку?
10. Какие  ты  знаешь  правила оказания первой медицинской помощи
при  травме  руки  (ноги),  полученной  во  время  занятий  физической
культурой?
11. Какие меры предосторожности нужно  соблюдать  при  выполнении
физических упражнений?
12. Какие бывают дыхательные упражнения,  зачем они нужны  и  как
выполняются?
13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь,  зачем они нужны и
как выполняются?
14. Как  влияют  регулярные  занятия  физической   культурой   на
состояние организма?
15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
16. Какие ты знаешь основные физические качества?
17. Как можно контролировать  свое  состояние  во  время  занятий
физической культурой?
18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
 

 

 

 

 

ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.
2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
3. Комплекс  упражнений  корригирующей гимнастики (при конкретном
заболевании).
4. Комплекс   упражнений  для  развития  силы  рук  (ног;  спины;
брюшного пресса).
5. Комплекс упражнений для развития координации движений.
6. Комплекс упражнений для развития быстроты.
7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
8. Комплекс упражнений для развития гибкости.
9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
10.Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
11.Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки
(из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его.
12.Показать  способы  оказания  первой  медицинской  помощи  при
травме руки.
13.Показать  способы  оказания  первой  медицинской  помощи  при
травме ноги.
14.Выполнить  упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча
в баскетбольное кольцо;  ведение мяча  в  баскетболе;  подача  мяча  в
волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т.п.).
15.Выполнить  броски  теннисного  мяча   в   цель   (без   учета результата).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1

Что такое "Здоровый образ жизни"?

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю­щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье. Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ­ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель­ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа жизни. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья, улучшению работоспособности и повышению производи­тельности труда. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало­рий. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств спо­собствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой ме­ре. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Нако­нец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастиче­ские и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество -выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму на­дежный щит против многих болезней. Закаливание - мощное оздоровительное сред­ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

 

Вопрос  2

«Что значит "рациональный режим питания"?

Под режимом питания подразумевается то, как часто, в каких количествах, в каком виде, какую пищу принимает человек. Рациональный режим питания предполагает такой режим питания, который максимально соответствует потребностям нашего организма и способен удовлетворить его потребности. В первую очередь стоит отметить продукты, которые должны составлять рацион питания. Организму с пищей, прежде всего, требуется энергия и вещества для проведения химических реакций обмена и построения клеток и тканей. Таким образом, состав нашего рациона должен обладать достаточным энергетическим запасом и обеспечивать нас необходимыми веществами. Для энергии нам необходимы углеводы и жиры. Жиры растительного происхождения должны преобладать над жирами животного происхождения, а источниками углевода являются картофель, макаронные изделия, хлеб, сахар и т.д. Белок является строительным материалом и содержится в мясе, рыбе, птице, бобовых, сыре, твороге и т.д. Белок животного происхождения является предпочтительным. Пища должна содержать достаточное количество витаминов, поэтому фрукты и овощи – обязательное звено нашего рациона. Режим питания лучше 4 или 5 разовый. По количеству калорий, на завтрак должно приходится около 25% от суточного объема, на обед – 35%, полдник – 15%, а на ужин 25%. Ужин должен быть не позднее, чем за 2 часа до отхода ко сну. Калорийность рациона должна соответствовать затратам энергии. Соотношение белки + жиры + углеводы для среднестатистического человека должно соответствовать примерно 1:1:4.

Вопрос 3

Что называют "Рациональным режимом двигательной активности"?

 

Основу физических способностей человека составляют задатки, заложенные в его генотипе. Эти задатки являются основой проявления будущих способностей индивида, причиной неодинаковых возможностей и индивидуальных морфофизиологических и психофизических различий людей. К ним относятся показатели телосложения- конституция, тотальные размеры тела, темпы биологического созревания, функциональные показатели, свойства нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность), психодинамические характеристики (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических особенностей). В этом же ряду находятся врожденные аномалии, которые в виде факторов риска (наследственная предрасположенность к ряду заболеваний) заложены в генетическую программу развития ребенка. Они выступают как факторы, лимитирующие развитие ребенка. 
Для того чтобы наследственные задатки более полно раскрылись, переросли в способности, требуются необходимые социальные условия. Чем больше социальная среда будет соответствовать развитию индивидуальных особенностей человека, заложенным в его генотипе, тем более полно могут быть раскрыты его индивидуальные возможности.


Как правильно организовать свой двигательный режим, чтобы достигнуть необходимого эффекта?


Для этого нужно:


• иметь четкое представление о себе, своем здоровье; соответствии показателей здоровья, физического развития, двигательной подготовленности своему возрасту;

• выяснить у специалистов, в случаях отклонения индивидуальных показателей от средневозрастных стандартов развития, причины и разработать программу их коррекции; 

• знать, что фундаментом здоровья является систематическая физическая тренировка, включающая обязательную утреннюю гимнастику, водные процедуры и специальную тренировку основных двигательных качеств: силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей рук и ног; живота и спины; подвижности в суставах (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных и голеностопных); 
выносливости (аэробной и специальной); координации движений; скоростных способностей; 

• знать, что после выполнения физических упражнений наступает утомление, которое выражается во временном снижении работоспособности. Вслед за этой фазой наступает фаза восстановления работоспособности, которая затем переходит в фазу сверхвосстановления или, как ее еще называют, фазу «суперкомпенсации». Если не выполнять в последующем повторных нагрузок, то фаза сверхвосстановления переходит в следующую фазу, которая называется фазой утраченного состояния, эффект, достигнутый от тренировки, утрачивается;

• помнить, что слабые нагрузки активизируют жизненные функциональные процессы; средние их усиливают; сильные - тормозят; 

• знать, что для повышения тренированности и работоспособности величина применяемых нагрузок должна постепенно нарастать. Большие нагрузки необходимо чередовать с меньшими по объему и интенсивности; 

• нагрузки по возможности повторять в фазе сверхвосстановления организма, что будет способствовать положительному суммированию тренировочного эффекта;

• двигательную нагрузку планировать так, чтобы получить тренировочный эффект. 

 

 

Детям дошкольного возраста 2-3 лет это предполагает: 


- пробуждение интереса и воспитание эмоционально положительного отношения к доступным в данном возрасте элементам физической культуры; 

- обучение начальным формам необходимых и целесообразных двигательных действий; 
- стимулирование двигательной активности, направленной на освоение ребенком окружающей среды; 

- содействие формированию нормального телосложения, выработке навыка правильной осанки; 
- обеспечение постепенного закаливания растущего организма.

Общий объем занятий физическими упражнениями в этом возрасте составляет не менее 5-6 часов в неделю.


Детям старшего дошкольного возраста 3-7 лет это связано:


- с развитием интереса к физической культуре и использованием его для формирования положительных черт характера и поведения;

- закрепление и расширение фонда основных жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств, приобретенных ранее; 

- обучение начальным знаниям в области физической культуры; 

- содействие повышению общего уровня возможностей растущего организма применительно к особенностям данного возраста; 

- обеспечение правильного развития физических и основанных на них психомоторных качеств; 

- проведение закаливания детей, формирование нормального телосложения. 
Общий объем занятий физическими упражнениями в этом возрасте составляет не менее 8-10 часов.


Все физические упражнения детям дошкольного возраста даются в форме игры.
Школьникам младшего возраста 7-10 лет это: 


- закрепление интереса к физкультурно-спортивным занятиям; 

- углубление знаний по гигиене и закаливанию; 

- формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы, основах самоконтроля, влиянии вредных привычек на здоровье человека; 

- формирование начальных знаний по самостоятельному выполнению физических упражнений, организаторские навыки в проведении простейших игр и физкультурных развлечений. 

Ребенок овладевает "школой" движения, музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, обучается плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, подвижным и спортивным играм. Общий объем физкультурно-спортивных занятий всех форм в этом возрасте составляет не менее 8-12 часов в неделю.

Школьникам старшего возраста необходимо заниматься физическими упражнениями не реже 3-4 раз в неделю (от 40 минут до 1,5 часа). В конце каждого тренировочного занятия необходимо использовать упражнения на расслабление и для разгрузки позвоночника (висы на перекладине, гимнастической стенке и др.); 
• в режиме дня чередовать теоретические занятия с физическими упражнениями. Тренировочные нагрузки необходимо прекращать не позже трех часов до отхода ко сну; 
• тренировку проводить не раньше чем через 1,5 часа после еды; 
• перед сном проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут.

Правильное чередование учебного труда, трудовой деятельности, отдыха, питания, физических упражнений, закаливания и пребывания на воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма к различным заболеваниям, благоприятно влияет на физическое развитие.

 

Вопрос 4

Чем характеризуется здоровый досуг?

 

 Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Физическая активность и позитивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности - важный элемент организации физического воспитания человека. В учебных заведениях необходимо привлекать всех к занятиям физическими упражнениями и формировать у них понятие правильного здорового досуга. Главное в данном направлении – это здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, стремление к повышению работоспособности, путь к крепкому здоровью и долголетию. Основные элементы здорового образа жизни заключены в здоровом досуге, в который входят: плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание и многое другое. Чтобы понять, чем характеризуется здоровый досуг, необходимо рассмотреть вопрос изнутри. Часто термин досуг характеризуется как организованное времяпрепровождение. В словарях данный термин описывается так - часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Досуг человека многогранен и разносторонен. Здоровый досуг занимает одно из основных времяпровождений людей на протяжении многих лет. В настоящее время здоровому досугу уделяется больше внимание, это видно по тенденции развития основных его характеризующих: туризм, походы, спортивные секции, массаж, культурно-развлекательные мероприятия, посещение спортивных учреждений, закаливание, спортивные командные игры. Данный вид досуга напрямую зависит от спорта, здорового образа жизни, поэтому его часто называют спортивно-оздоровительным. В связи с этим в учебных заведениях страны активно проводятся досуговые, социально-воспитательные, физкультурно-оздоровительные и спортивные работы с учащимися учебных заведений, к которым привлекаются как ребята-школьники, так и студенты СУЗов и ВУЗов. Для всех учащихся соревнования — путь к здоровью, возможность проверить свои силы, интересно провести время, получить награды и призы. Совместный здоровый досуг сплачивает семьи, помогает найти новых друзей, учит чему-то новому и интересному.  Основных характеризующими здорового досуга считаются: туризм, походы, спортивные секции, массаж, культурно-развлекательные мероприятия, посещение спортивных учреждений, закаливание, спортивные командные игры и многое другое. Чаще всего здоровый досуг начинают рассматривать с личной гигиены и режима дня – это те самые составляющие нашей жизни, без которых мы не можем здорово существовать в нашем цивилизованном обществе. Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий режим функционирования организма. А это в свою очередь создаёт наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда. Постоянное нарушение Ритма труда, учебы, бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днём, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям. При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. Особое внимание уделите полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Одно из наиболее распространенных расстройств сна – бессонница. Она обычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Ошибочно надеяться, что применение снотворных средств излечит от бессонницы. Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном. Спокойная обстановка (выключен свет, радио, телевизор), привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых. Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Свободное время современной молодёжи в оздоровительном досуге занимают спортивные организации и секции, кружки и курсы. В последние годы молодёжь отдаёт своё предпочтение экстремальным видам спорта. Это skateboarding, BMX, snowboarding, mountainbike, mountinboard, diving, rolling. *Туризм* Туризм – это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства (оздоровительный туризм, спортивный туризм, познавательный (экскурсионный) туризм). Туризм подразделяется на: экологический, социальный, самодеятельный, экстремальный. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. До 1990 года самодеятельный туризм существовал как общественное движение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов, существовало Управление самодеятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Самодеятельный туризм подразделяется: 1. По форме проведения - прогулки, походы, путешествия, слёты, экспедиции, соревнования. 2. По видам маршрутов - пешеходные, лыжные, горные, водные, альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воздушные, комбинированные. 3. По сложности - категорийные и некатегорийные маршруты. 4. По организационным принадлежностям: туристские клубы, станции юных туристов, туристские секции, спортивные организации. Одной из важных особенностей самодеятельных походов является чёткая организация и систематическое проведение. В зависимости от возможностей это могут быть походы выходного дня, многодневные некатегорийные и категорийные походы. Организацию и проведение похода вне зависимости от его сложности регламентируют «Правилами проведения туристских, спортивных походов», «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий». Самая простая форма похода - загородная прогулка. К таким прогулкам приглашаются все желающие. Кратковременная прогулка не требует от участников предварительной тренировки и специального снаряжения, она доступна каждому человеку. Оптимальный состав туристкой группы для похода выходного дня - от 4 до 15 человек. При необходимости, во время подготовки к походу туристская секция должна позаботиться об обеспечении туристов групповым снаряжением: палатками, спальными мешками, котелками для приготовления пищи, рюкзаками и т. д. Помимо занятий спортом в спортивных секциях и на уроках физической культуры в учебных заведениях, обязательно следует ежедневно уделять минимум 30 минут на самостоятельные занятия. В состав самостоятельных занятий следует включить утренняя гимнастика, занятия в тренажерном зале, пробежки по пересеченной местности, ходьба, катание на велосипеде и другие. Это поможет содержать свой организм в хорошей физической форме, усилит сопротивляемость болезням и усталости. Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений, а поэтому и самым массовым. По самым скромным подсчётам, бег в качестве оздоровительного средства используют более 100 млн. людей среднего и пожилого возраста нашей планеты. Согласно официальным данным, в нашей стране зарегистрировано 5207 клубов любителей бега; самостоятельно бегающих насчитывается 2 млн. человек. Оздоровительный бег (в оптимальной дозировке) в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей - болезнями XX века, вызванными нервными перенапряжением и обилием поступающей информации. Занятия оздоровительным бегом оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет. В результате занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и в биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к раковым заболеваниям. Закаливание организма - система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условнорефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к так называемым простудным и некоторым другим заболеваниям. Если организм к охлаждению не тренирован, реакция на холод носит характер безусловного рефлекса; время теплопродукции затягивается, сосуды кожи не успевают достаточно быстро сократиться, происходит паралитическое расслабление сосудов, что ещё больше увеличивает теплоотдачу. Реакция закалённого организма при охлаждении носит условнорефлекторный характер: увеличивается выработка тепла, быстро возникает задержание тепла за счёт сокращения сосудов кожи — так называемая игра вазомоторов — кратковременное расширение сосудов и усиление притока крови; повышается обмен веществ. Закаливание важно начинать в детском возрасте, когда терморегуляция находится в стадии формирования и развиваются механизмы иммунобиологической защиты. Для полноценного закаливания организма необходимо использовать комплекс закаливающих процедур, соблюдая принципы комплексности, постепенности, систематичности и учёта индивидуальных особенностей организма.

 

Вопрос 5
Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся,  которые
по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?

         Ослабленность организма у некоторого контингента учащихся в период возрастного развития усугубляется недостатком организованной повседневной двигательной активности. Дефицит мышечной деятельности особенно касается тех школьников, которые в связи с наличием отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии не могут выполнить программных требований, утвержденных для основного контингента учащихся.                                                                                                     Недостаток мышечной работы (гипокинезия) снижает устойчивость и приспособляемость физиологических систем, ответственных за энергообеспечение и пластические процессы в период роста и формирования организма. Это объясняется ослаблением регулирующего влияния, оказывающего нормальные функциональные нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную и кровеносную систему, а также на все виды обмена веществ. Педагогические и медико-биологические исследования и повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что на всех этапах школьного обучения физическое воспитание способствует должному структурному, функциональному и двигательному развитию не только здоровых, но и в силу различных причин ослабленных ребят. Правильно организованные занятия физической культурой им особенно необходимы, поскольку мышечная работа способствует активной мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, высокопроизводительный труд и выполнение священного долга - защитника Родины. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются: укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; освоение основных двигательных навыков и качеств; воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным, самостоятельным занятиям физической культурой; разъяснение учащимся значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (последнее особенно важно для детей, имеющих избыточный вес), пребывания на воздухе (прогулки, внеклассные занятия физической культурой) и т.п. Уроки в СМГ должны содействовать: укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок, правильному физическому развитию и закаливанию организма; развитию физических качеств; повышению физической и умственной работоспособности; освоению основных двигательных умений и навыков; ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок; формированию умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; формированию правильной осанки, подтянутости, опрятности и навыков в культуре поведения; воспитанию коллективизма, волевых качеств. На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности учащихся. Правильно проводимые систематические занятия не только способствуют улучшению состояния здоровья школьников, но и значительно повышают их физическую подготовленность. Это позволяет относительно быстро (6 - 18 месяцев) переводить их в подготовительную, а затем в основную группу. Поэтому учебный материал программы рекомендуется распределять по годам обучения физическим упражнениям (первый и второй год обучения строго с учетом особенностей каждой возрастной группы). В СМГ должны заниматься и такие ученики, состояние здоровья которых в течение продолжительного времени не позволяет форсировать их физическую нагрузку. По рекомендации врача и учителя физической культуры эти учащиеся могут заниматься в группах первого или второго года обучения более длительное время.

Вопрос 6 
Какие физические упражнения полезно тебе  выполнять  с  учетом
твоего заболевания?

 

         Ученик должен рассказать про своё заболевание, и какие  упражнения (физические, специальные, коррегирующие) ему можно выполнять.

Например: заболевание – миопия.

         Главная цель занятий  физкультурой -  это  укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует  забывать о режиме труда и отдыха, полноценном и сбалансированном питании, а также о других гигиенических  средствах.

Рекомендуется следующие формы самостоятельных  занятий:

1.Утренняя гигиеническая гимнастика.

2.Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).

3.Занятия физкультурой по избранной программе.

4.Физкультурная пауза во время работы или учёбы.

5.Элементы самомассажа.

6.Закаливание организма. 

 Специальные упражнения для наружных мышц глаз

          Приведённые ниже специальные физические упражнения(или  их варианты) необходимо выполнять  с целью профилактики появления  и прогрессирования близорукости не реже 3 – 4 раз в неделю.

1.       Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

2.       И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

3.       И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек., опустить руку. Повторять 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4.       И. п. – стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5.       И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6.       И. п. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.

7.       И. п. – сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз).   

Физические  упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз

         Тренировка  внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле». При выполнении упражнения «метка на стекле»  занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30 – 35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его  глаз крепится круглая метка диаметром 3 – 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо

предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в  день в течение 25 – 30 дней. Первые два  дня продолжительность каждого  упражнения должна составлять 3 мин., последующие  два дня – 5 мин., а в остальные  дни – 7 мин.

         Из  приведённых далее физических упражнений, способствующих тренировке внутренних мышц глаз, используйте на каждом занятии  с таким расчётом, чтобы упражнять  цилиарные мышцы не менее 4 – 5 мин. Эти упражнения можно выполнять  подряд или чередовать с общеразвивающими.                                                                                         1. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Выполнить 7 – 8 раз.             2. Бросить мяч сильно об пол, дать ему возможность подняться вверх, поймать одной или обеими руками. Выполнить 6 – 7 раз.                                                                                          3. Передача мяча партнёру из-за головы. Выполнить 10 – 12 раз.                                            4. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить 6 – 8 раз каждой рукой.                           5. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3 – 5 м. Выполнить 12 – 15 раз.                                                                                                            6. Верхняя (нижняя) передача партнёру волейбольного мяча. Выполнять 5 - 7 мин (5 – 7 мин. для нижней передачи).                                                                                                        7. Игра в бадминтон через сетку и без неё в течение 15 – 20 мин.                                                8. Игра в большой теннис у стенки и через сетку в течение 15 – 20 мин. 

Общеразвивающие упражнения, которые  можно сочетать с  движением глаз

         При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

1.       И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 – 12 раз.

2.       И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.

 Мужчинам  эти два упражнения можно выполнять  с гантелью весом 1 – 3 кг.

3.       И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 – 20 сек. Дыхание произвольное.

4.       И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

5.       И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 – 20 сек.

6.       И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 – 8 раз каждой ногой.

7.       И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 – 15 сек. каждой ногой.

8.       И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 – 8 раз.

9.       И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 – 20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

10.   И. п. – стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 – 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

11.   И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более. 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Аттестация студентов колледжа по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (1 ЧАСТЬ)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическое пособие для подготовки к зачету по физической культуре студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.Разработано в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 года № 13-51-263/123 об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. / Сост. Е.К.Лобкова – преподаватель физической культуры.- Пенза:ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»Отделение информационных технологий2014 год.В пособие представлены вопросы и ответы теоретической и практической части зачета по физической культуре. Материал подготовлен как самим автором, так и при помощи ресурсов интернет.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.07.2020 258
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лешкевич Екатерина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лешкевич Екатерина Васильевна
    Лешкевич Екатерина Васильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74714
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Спортивное ориентирование: деятельность инструктора-методиста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 1 774 человека

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность по физической культуре в рамках основного и среднего общего образования в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 408 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе