Аттестационная работа
по теме: «Особенности процесса обучения математике
в условиях перехода к новым образовательным
стандартам»
Выполнила: учитель МБОУ СОШ №3
Павлова
Я.Н.
г.Сургут, 2014
г.
Содержание
Тема 1 «Потребности
современной педагогики в контексте новых образовательных
стандартов»
1.1 Сопоставительный анализ образовательных стандартов 1 и 2 поколения
Тема 2 «Метапредметность в обучении
математике»
2.1 . Основные содержательные линии обучения
математике, определенные Примерной
программой основного общего
образования.
Тема 3 «Психологические аспекты методики
обучения математики»
3.1. Типичные ошибки учащихся.
3.2. Работа с математическими понятиями
3.3.Формирование
умственных действий
3.4. Формирование мышления учащихся
Тема 4 «Актуальные проблемы методики обучения
математике: деятельностный и компетентностный подходы»
4.1.Технологическая карта урока
Тема 1 «Потребности современной педагогики в
контексте новых образовательных стандартов»
Сопоставительный анализ образовательных стандартов
1 и 2 поколения
1 поколение
|
2 поколение
|
Структура
|
|
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС
Изменена структура
стандарта. Появились требования к условиям
реализации
основной образовательной программы , требования к организации
образовательного процесса. Реализуется системно –
деятельностный
подход.
Изменена
методология стандарта (ориентация на планируемые
результаты, оценка
деятельности учащихся).
|
Цели обучения математике
|
Усвоение знаний ,умений и навыков
|
Формирование универсальных учебных действий
|
Требования к результатам
|
Фиксированные требования к уровню подготовки
выпускников, обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит
достижение планируемых образовательных результатов.
|
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися
основной образовательной программы основного общего образования по трем
направлениям: личностным; предметным и метапредметным.
|
Образовательные
результаты
|
Предметные результаты (проверка на уровне
индивидуальной аттестации)
|
Операциональные, личностные
результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности ученика.(Два
назначения современного стандарта: Предметная часть результатов проверяется
на уровне индивидуальной аттестации обучающегося. Личностная часть является
предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.)
|
Функции
|
Основная функция стандартов первого
поколения: они были введены как временные, остановили развал образовательной
системы, образовательного пространства того времени.
|
Новые функции стандарта второго
поколения
1.Система образования получает
новые приоритеты, новые задачи: формирование российской (гражданской)
идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности;
обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных
систем общего образования
2.В структуре стандарта появились требования к условиям
реализации основных общеобразовательных программ.
3. Требования к структуре основных образовательных программ
– это требования к организации образовательного процесса.
|
Содержание
обучения
|
Ориентация
на учебно-предметное содержание
|
Включение в контекст обучения значимых жизненных задач
|
Формы обучения
|
Основная фронтальная
|
Признание решающей роли учебного сотрудничества
|
Организация
учебного процесса
|
Учебная
деятельность определялась учителем стихийно
|
Создание индивидуальных образовательных программ
|
Образовательные результаты
|
Предметные
результаты
|
Операционные, личностные результаты определяющие мотивацию,
направленность деятельности ученика
|
|
Два назначения
современного стандарта.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной
аттестации обучающегося. Личностная часть является предметом анализа и оценки
массовых социологических исследований.
|
Тема 2 «Метапредметность в обучении
математике»
Основные
содержательные линии обучения математике, определенные Примерной программой основного
общего образования
Содержание
математического образования применительно к основной школе представлено в виде
следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции;
вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного
общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика
и множества; математика в историческом развитии, что связано с
реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
нацелено на получение школьниками конкретных
знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и
исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует
развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли
математики в развитии цивилизации и культуры.
Почему в содержание образования включена
именно эта линия?
Понятие функции в математике является
основополагающим. Здесь нужно согласиться с автором учебника Алгебра
А.Г.Мордковича. Приоритетной содержательно-методической основой учебника которого
является функционально-графическая линия. Понимание проблемного обучения
руководило автором в работе над учебником. Лишь простейшие понятия даются в
готовом виде, остальные вводятся постепенно до тех пор, пока не наступит
благоприятный момент. Строгого определения функции в 7 классе нет, оно вводится
лишь в курсе алгебры 9-го класса. Приоритетным является не информационное, а развивающее
поле курса (реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные
Л.В.Занковым). Функция - это ещё и важное межпредметное
понятие, используемое во всех без исключения предметах от алгебры и физики до
экономики и литературы. Овладение
системой функциональных понятий, развитие умения использовать
функционально-графические представления для решения различных математических
задач, для описания и анализа реальных зависимостей и является одним из
предметных результатов изучения предметной области «Математика и информатика»,
определяемых ФГОС.
При изучении курса алгебры понятие
графика функции можно использовать не только при изучении в рамках темы
«Функция», но и во многих других разделах. А наличие в кабинете компьютера,
мультимедиа и навыки работы с графопостроителями позволяют применять графики в исследовательской
работе на уроке и вне его. Следовательно понятие «Функция» является не
только предметным, но и метапредметным (умение применять графический
метод при самостоятельном решении проблем в других предметных областях, умение
понимать и использовать математические средства наглядности – графики для
иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Прогнозирование
(предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик).
Познавательные УУД: умение читать графики- извлекать
информацию, представлять информацию
в виде таблиц, схем, графиков, сопоставлять и отбирать информацию, полученную
из различных источников, преобразовывать информацию из одного вида в другой
и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, умение
задавать функцию различными способами.
Личностные УУД: умения использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический), вносить вклад в
формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры,
умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Коммуникативные УУД: Планирование
(определение цели, функций участников, способов взаимодействия), умение
использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический), инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации и
составлении графических моделей.
Тема 3 «Психологические аспекты методики
обучения математики»
№1. Типичные ошибки учащихся.
Тема: «Решение
квадратных уравнений». Учащиеся допускают типичные ошибки при нахождении
дискриминанта и корней квадратного уравнения. Например:
1) Определите
сколько корней имеет квадратное уравнение 5х2 –х-1 = 0.
Решение: D= (-1)2- 4*5*(-1) =1-20=-19<0, значит не имеет корней.
(ошибка при умножении отрицательных чисел).
2) Решите уравнение
х2 –7х-30 = 0. D= 169. х1=
(7+√169) : 2 =(7+13):2 =10, х1= -3. (ошибка: в записи корней
уравнения учащиеся вместо числа (–b) пишут число b).
Причины
возникновения данных ошибок: учащиеся не усвоили действия с отрицательными
числами и числами с разными знаками; не понимают смысл выражения - (- а).
Пути предупреждения
данных ошибок. С моей точки зрения необходимо перед изучением данной темы
повторить действия с отрицательными числами и числами с разными знаками;
понятие «число противоположное данному». Включить в рубрику «Вычисли устно»
следующие задания:
Прочитай
|
Вычисли
|
Вычисли
|
Реши уравнение
|
8- а
|
13- 45
|
-9*0
|
х– 18=-3
|
-а -8
|
-12+8
|
-2 *5
|
20- х= 13
|
-(-3)
|
-12 +(-8)
|
-3* (-5)
|
-(-х) =7
|
- (-а)
|
-12- 8
|
-2*(-11)*(-5)
|
32- (-х) =11
|
(а-3) -(7-а)
|
12- (-8)
|
28: (-14) *(-5)
|
-40- (-12-х)= 9
|
Если данную работу
предварительно не выполнить, то слабые учащиеся тему «Решение квадратных
уравнений» не усвоят. Выход из данного положения: необходимо изыскать
дополнительные часы для консультирования слабых учащихся и повторить западающие
темы.
№2.Работа с математическими понятиями.
Пример
2. Тема “Положительные и отрицательные числа ”
Предметное
понятие: Развитие познавательного
интереса к математике, расширение понятия числа, применение действий с данными
числами на практике
Метапредметное понятие: «Число – это продукт нашего разума» (Гаусс); «Мы… никогда
не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы»
(Платон); «Твой ум без числа ничего не постигает»(Кузанский); «Число,
выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и араб, и янки
одинаково»(Менделеев); «Числа правят миром»(Пифагор)
№3.Формирование умственных действий
К основным видам умственных операций относятся: сравнение,
анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Тема: «Сложения десятичных дробей»
Построение образа результата.
Модель полного действия выглядит так: 1)
информировании и постановка учебной задачи); 2) планирование; 3)принятие
решения; 4) выполнение; 5) контроль; 6)оценка (на основе принципа
сотрудничества)
1)В основу можно положить методику
дидактической задачи.
2)Постановка проблемной задачи: как сложить
32, 3 рубля и 705, 23 рубля? (информирование)
Построение образа результата (работа в группах
– сотрудничество)
- чтение чисел,
- разбор и сравнение по разряду,
- уравнивание чисел по разряду,
- запись в столбик так, чтобы запятая была под
запятой,
- сложить данные числа не обращая внимания на
запятую (как натуральные),
- в полученной сумме поставить запятую под
запятой слагаемых.
Обсуждение построенного алгоритма ( учение
делать анализ, сравнивать результаты и приходить к общему выводу (правилу сложения
десятичных дробей).
Выполнение задания в каждой группе (возникает
потребность самостоятельно выполнить задание и сравнить с решениями
одноклассников в группе, умение сравнивать, не соглашаться, отстаивать свою
точку зрения, принимать общее решение).Далее сравнение результатов решения по
группам(контроль). Оценка(заполнение оценочного листа).
№4. Формирование мышления учащихся
1) Задача на формирование логического мышления
В одной коробке
лежат два белых шара, в другой два черных, а в третьей – один белый и один
черный. На каждой коробке имеется табличка, но она неправильно указывает
содержимое коробки. Из какой коробки, не глядя, надо вынуть шар, чтобы можно
было определить содержимое каждой коробки?
2) Задача на формирование алгоритмического мышления
Ученик
6 класса за 5 дней съедает 1,5 кг яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть
поспевшие у него на даче за лето 30 кг яблок?
3) Задача на формирование критического мышления
Незнайка решил
несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей.
Найдите ошибки и
объясните их:
1)117,7
-10,07 =107,77; 2) 0,325 + 11,76 = 15,01; 3) 2 -0,63 =1,63; 4) 0,17 +1 =0,18
Ценным
является то, что в ходе такой работы обогащается культура мышления ученика,
общая культура, развивается интеллект. Оценка деятельности ученика и самооценка
сближаются на основе тезиса: не то ценно, что ошибок не совершил, а то, что
сумел найти причину ошибки и устранить её.
4) Задача на формирование творческого мышления
а)Пример, цифра,
число, портфель, учебник, школа.
Используя набор
данных слов выстроить их в системном порядке.
б) Можно ли замостить
шашечную доску 10*10 плитками 4*1 ? (задача
олимпиадного уровня)
5) Задача на
формирование пространственного мышления
Объем тетраэдра равен 1,9. Найдите объем многогранника,
вершинами которого являются середины сторон данного тетраэдра.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.