Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыА,С, Пушкин "Пиковая дама" Борьба добра и зла в душе человеческой.

А,С, Пушкин "Пиковая дама" Борьба добра и зла в душе человеческой.

Скачать материал

Слайд №1. Тема урока. А.С. Пушкин Повесть «Пиковая дама». Борьба добра и зла в душе человеческой.

Слайд №2.

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман...

Оставь герою сердце! Что же

Он будет без него? Тиран...

А.С. Пушкин. «Герой».

 

Вступительное слово учителя об исто­рии создания повести.

Повесть «Пиковая Дама» написана осе­нью 1833 года в Болдино, в это же время на­писана поэма «Медный Всадник» и многие другие произведения.

Слайд №3. «Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащокину, который впоследствии рассказывал, что «главная за­вязка не вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, князь Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Пари­же Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался».

Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя "Пиковая Дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, ка­жется, не сердятся...»

Л.Н. Толстой назвал «Пиковую Даму» ше­девром.

Слайд №4. А вот что писал Ф.М. Достоевский о «Пи­ковой Даме»: Недавно перечитал я его "Пиковую Даму". Что за кра­сота, что за сила в его фантазии. Тонким анализом проследил он все дви­жения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».

Высказывание Достоевского выводится на слайде  и в тетрадях, ключевые слова подчеркиваются. Слова Достоевского станут отправной точкой для беседы по повести Пушкина.

Беседа по повести «Пиковая Дама».

1.Что меняет Пушкин в сюжете, услы­шанном от Голицына? (Германн и старуха — не родня; Германн — иностранец; в начале повествования он не играет в карты, хотя в душе игрок; Пушкин вводит в повесть новое лицо —Лизу.)

Слова учителя. Итак, Пушкин отталкивается от светско­го анекдота. В повесть вошли два главных действующих лица: картежник и знатная старуха, владеющая волшебной тайной. Но Александр Сергеевич вводит и новых героев, облекая их живой плотью, человеческими характерами, меняет автор и финал этой истории.

2. Для чего Пушкин ввел образ Лизы? (Она связующее звено между Германном и графиней, любовный сюжет необходим Пуш­кину, без него не может быть полноценного раскрытия образа главного героя.)

Слова учителя.

Слайд №5. Обратимся к «Словарю русских личных имен» и узнаем, что значит имя Елизавета. Елизавета (др.-евр.) — «Бог — моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой — клятва», «Бог клятвы, почитающая Бога».

3. Вернемся к высказыванию Достоев­ского. Что кажется фантастическим в по­вести «Пиковая Дама»? (Разговоры о маги­ческой силе карт; явление мертвой старухи Германну.)

4.     Одинаков ли Германн в начале и фи­нале повести?

5.     Каков же главный герой повести? Что говорит он сам о себе? Какую характеристи­ку дают ему другие персонажи повести и ав­тор? Поиск цитат из текста.

Германн: «...я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излиш­нее»

Томский: «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» (гл. I).

Пушкин: «Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твердо убежден в необходимости уп­рочить свою независимость, Германн не ка­сался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впро­чем, он был скрытен и честолюбив, и това­рищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, бу­дучи в душе игрок, никогда не брал он кар­ты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) жертво­вать необходимым в надежде приобрести излишнее, — а между тем целые ночи проси­живал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными обо­ротами игры» (гл. II).

Слова учителя. Пушкин дает психологический портрет героя. Расчетливость, бережливость, скрыт­ность — и вдруг — сильные страсти и огнен­ное воображение. Как это совместилось в одном человеке? Уже в самой натуре Германна заложена причина его трагедии.

В авторской характеристике героя есть одно слово, на которое надо обратить вни­мание, — «честолюбив».

Слайд №6. Обратимся к слова­рю В.И.Даля: «Честолюбие — искательство внешней чести, уважения, почета, почестей... побужденье внешнее и низкое; честолюбивый че­ловек — страстный к чинам, отличиям, к сла­ве, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям...»

Германн: «...расчет, умеренность и тру­долюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» (гл. II).

Вывод. Итак, цель жизни Германна, по его же признанию, —«покой и независимость!».

 Принципы Германна – расчёт, умеренность и трудолюбие.

Слова учителя. Одновременно с повестью «Пиковая Дама» в 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный Всадник», герой которой Евгений  мечтает о том, «что трудом / Он должен был себе дос­тавить / И независимость и честь...». Итак Труд, независимость, честь. Похоже. Но в чём различие? Вместо чести - честолюбие. Есть ли разница? В чём?

Гер­манн тоже стремится к независимости, но такого нравственного понятия, как честь, нет в его лексиконе. А мы, прочитав «Капи­танскую дочку», знаем, как Пушкин и его лю­бимые герои относились к чести. Герой же «Пиковой Дамы» — натура честолюбивая, страстная, мечтающая о власти и богатстве.

6.     Какими средствами собирается дос­тичь «независимости и покоя» Германн, до того как услышал историю трех карт? («Рас­чет, умеренность и трудолюбие».)

7.     Что меняется, когда герой услышал анекдот о трех картах? И почему? Как это объясняет автор? (Цель та же, но средства для достижения цели — узнать тайну старухи — меняются. Герой, обладая «сильными страстями и огненным воображением», готов сделаться любовником восьмидесяти­летней старухи.

8.     Но как по­пасть в дом к старой графине? (Для этого он использует Лизу.)

9.     Как вы относитесь  к таким намерениям и поступкам Германна? (Для Пушкина, как и для нас, это сверхомерзительно и говорит о крайней низости главного героя).

10. Слайд №7. А что готов предложить Германн гра­фине, когда, наконец, попадает в ее дом? (конец гл. III: «...откройте мне вашу тайну! — что вам в ней!.. Может быть, она сопряже­на с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... я готов взять грех ваш на свою душу».)

Для удовлетворения своего честолюбия Германн готов даже заключить сделку с дья­волом.

11. Как показывает Пушкин состояние ге­роя до встречи с графиней? («Он был споко­ен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но не­обходимое... В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умол­кло. Он окаменел».)

12. Слайд №8. Что чувствует Германн после смерти графини? Гл. IV:«...сердце его также тер­залось, но ни слезы бедной девушки, ни уди­вительная прелесть ее горести не тревожи­ли суровой души его. Он не чувствовал угры­зения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».) Навяз­чивая идея — узнать тайну трех карт — не от­пускает героя.

13. С какой целью отправляется Германн в монастырь на отпевание графини и что при этом чувствует? Гл. IV: «Не чувствуя раска­яния, он не мог, однако, совершенно заглу­шить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он ве­рил, что мертвая графиня могла иметь вред­ное влияние на его жизнь, — и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения».

Слова учителя. Вывод. Пока еще в душе героя идет борьба до­бра и зла, он еще слышит голос совести, хо­тя и не раскаивается в содеянном. Но когда он узнает тайну трех карт, то сразу забыва­ет «образ мертвой старухи» и три условия, которые она поставила.

В начале VI главы Пушкин говорит о двух неподвижных идеях, которые не могут вместе существовать в нравственной приро­де.

1)    Что же это за идеи?

2)    Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какие три ус­ловия поставила Германну старуха.  

Слова учителя. Первые два условия «работают» на его идею, помо­гают достичь цели, а третье — жениться на Лизе — никогда не входило в его планы. Это и есть смешение двух неподвижных идей. Германн не в состоянии поступить благо­родно, потому что он человек без сердца. Вспомним эпиграф к нашему уроку из сти­хотворения Пушкина о Наполеоне «Герой». В «Пиковой Даме» Томский и Лиза тоже сравнивают Германна с Наполеоном.

14. С ка­кого момента в характеристике героя появ­ляется упоминание о Наполеоне? (После убийства графини.)

 Слова учителя. Пушкин не раз будет об­ращаться к теме героя без сердца, который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой це­лью. В романе «Евгений Онегин», где главно­го героя сопровождает тема Наполеона, есть строки, которые с полным правом можно от­нести к герою «Пиковой Дамы»:

Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

15.  Докажите, что эти слова относятся к Германну?

Слова учителя. Проследив все движения души героя, его поступки, мы видим, как из «романтиче­ского» героя он превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеян­ном, он даже не испытывает радость и удо­влетворение от выигрыша — автор лишает его человеческих чувств.

16.  Ответим на вопрос: «Какие три злодейства совершил Германн?» Ведь Пушкин дважды упоминает об этом в повести.

1) Первой жертвой была обманутая Лиза, «пренесчастное создание», «бедная воспи­танница», «домашняя мученица». Германну удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее открывшаяся ей истина: «...эти страстные письма, эти пламенные требова­ния, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!» Если мы вспомним значение имени героини, то пой­мем, что Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, ока­зался клятвопреступником, предал самое святое чувство — любовь.

2) Второй жертвой была графиня.

3) Третьей жертвой был сам Германн, он погубил в себе все человеческое. Маниа­кальная идея обогащения убивает в его душе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние, жалость и сострадание, — что и приводит его к траги­ческому финалу. Мечтавший о покое, он ока­зался в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

Выводы. В повести «Пиковая Дама» Пушкин впер­вые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (то есть пере- ступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступле­ние против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом пре­ступнике человека.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "А,С, Пушкин "Пиковая дама" Борьба добра и зла в душе человеческой."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Повесть «Пиковая Дама» написана осе­нью 1833 года в Болдино, в это же время на­писана поэма «Медный Всадник» и многие другие произведения.

 «Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащокину, который впоследствии рассказывал, что «главная за­вязка не вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, князь Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Пари­же Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался».

Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя "Пиковая Дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, ка­жется, не сердятся...»

 

Л.Н.Толстой назвал «Пиковую Даму» ше­девром.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10707
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1293
    • DOCX 32.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Муравьёва Галина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Муравьёва Галина Леонидовна
    Муравьёва Галина Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7337
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе