Слайд №1. Тема урока. А.С. Пушкин Повесть «Пиковая дама». Борьба добра
и зла в душе человеческой.
Слайд №2.
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...
А.С. Пушкин. «Герой».
Вступительное слово учителя об истории создания повести.
Повесть
«Пиковая Дама» написана осенью 1833 года в Болдино, в это же время написана
поэма «Медный Всадник» и многие другие произведения.
Слайд №3. «Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал
своему другу П.В.Нащокину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка
не вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына, действительно
жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, князь Голицын,
рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег.
Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже
Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался».
Повесть
пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись
Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя "Пиковая Дама" в
большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли
сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...»
Л.Н. Толстой
назвал «Пиковую Даму» шедевром.
Слайд №4. А вот что писал
Ф.М.
Достоевский
о «Пиковой Даме»: Недавно перечитал я его "Пиковую Даму". Что за красота,
что за сила в его
фантазии. Тонким анализом
проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды,
и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Высказывание
Достоевского выводится
на слайде и
в тетрадях, ключевые слова подчеркиваются. Слова Достоевского станут
отправной точкой для беседы по повести Пушкина.
Беседа по повести «Пиковая Дама».
1.Что меняет
Пушкин в сюжете, услышанном от Голицына? (Германн и старуха — не родня;
Германн — иностранец; в начале повествования он не играет в карты, хотя в душе
игрок; Пушкин вводит в повесть новое лицо —Лизу.)
Слова учителя. Итак,
Пушкин отталкивается от светского анекдота. В повесть вошли два главных
действующих лица: картежник и знатная старуха, владеющая волшебной тайной. Но
Александр Сергеевич вводит и новых героев, облекая их живой плотью,
человеческими характерами, меняет автор и финал этой истории.
2. Для чего Пушкин ввел образ Лизы? (Она
связующее звено между Германном и графиней, любовный сюжет необходим Пушкину,
без него не может быть полноценного раскрытия образа главного героя.)
Слова
учителя.
Слайд №5. Обратимся
к «Словарю русских личных имен» и узнаем, что значит имя Елизавета. Елизавета
(др.-евр.) — «Бог — моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой — клятва», «Бог
клятвы, почитающая Бога».
3. Вернемся к
высказыванию Достоевского. Что кажется фантастическим в повести
«Пиковая Дама»? (Разговоры о магической силе карт; явление мертвой старухи
Германну.)
4. Одинаков
ли Германн в начале и финале повести?
5. Каков же
главный герой повести? Что говорит он сам о себе? Какую характеристику дают
ему другие персонажи повести и автор? Поиск цитат из текста.
Германн: «...я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести
излишнее»
Томский: «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» (гл. I).
Пушкин: «Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему
маленький капитал. Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость,
Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе
малейшей прихоти. Впрочем, он был
скрытен и
честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его
излишней бережливостью. Он имел сильные
страсти и огненное воображение, но твердость спасла его
от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок,
никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло
ему (как сказывал он) жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, —
а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с
лихорадочным трепетом за различными оборотами игры» (гл. II).
Слова учителя. Пушкин
дает психологический портрет героя. Расчетливость, бережливость, скрытность —
и вдруг — сильные страсти и огненное воображение. Как это совместилось в одном
человеке? Уже в самой натуре Германна заложена причина его трагедии.
В
авторской характеристике героя есть одно слово, на которое надо обратить внимание,
— «честолюбив».
Слайд №6. Обратимся
к словарю В.И.Даля: «Честолюбие
— искательство внешней чести, уважения, почета, почестей... побужденье внешнее
и низкое;
честолюбивый человек — страстный к чинам, отличиям, к славе,
похвалам и потому действующий
не по нравственным убеждениям...»
Германн: «...расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные
карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и
независимость!» (гл. II).
Вывод. Итак, цель
жизни Германна, по его же признанию, —«покой и независимость!».
Принципы
Германна – расчёт, умеренность и трудолюбие.
Слова учителя. Одновременно
с повестью «Пиковая Дама» в 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный Всадник»,
герой которой
Евгений мечтает
о том, «что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость и
честь...». Итак
Труд, независимость, честь. Похоже. Но в чём различие? Вместо чести -
честолюбие. Есть ли разница? В чём?
Германн тоже стремится к независимости, но такого нравственного
понятия, как честь, нет в его лексиконе. А мы, прочитав «Капитанскую дочку»,
знаем, как Пушкин и его любимые герои относились к чести. Герой же «Пиковой
Дамы» — натура честолюбивая, страстная, мечтающая о власти и богатстве.
6. Какими средствами
собирается достичь «независимости и покоя» Германн, до того как услышал
историю трех карт? («Расчет, умеренность и трудолюбие».)
7. Что
меняется, когда герой услышал анекдот о трех картах? И почему? Как это
объясняет автор? (Цель та же, но средства для достижения цели — узнать тайну
старухи — меняются. Герой, обладая «сильными страстями и огненным
воображением», готов сделаться любовником восьмидесятилетней
старухи.
8. Но как попасть
в дом к старой графине? (Для этого он использует Лизу.)
9. Как вы относитесь
к таким
намерениям и поступкам Германна? (Для Пушкина, как и
для нас, это
сверхомерзительно и говорит о крайней низости главного героя).
10. Слайд №7. А что
готов предложить Германн графине, когда, наконец, попадает в ее дом? (конец
гл. III: «...откройте
мне вашу тайну! — что вам в ней!.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом,
с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... я готов взять грех ваш
на свою душу».)
Для удовлетворения своего честолюбия Германн готов
даже заключить сделку с дьяволом.
11. Как
показывает Пушкин состояние героя до встречи с графиней? («Он был спокоен;
сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но
необходимое... В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова
умолкло. Он окаменел».)
12. Слайд №8. Что
чувствует Германн после смерти графини? Гл. IV:«...сердце
его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее
горести не тревожили суровой
души его. Он
не чувствовал угрызения совести при мысли о
мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал
обогащения».) Навязчивая идея — узнать тайну трех карт — не отпускает героя.
13. С какой
целью отправляется Германн в монастырь на отпевание графини и что при этом чувствует?
Гл. IV: «Не чувствуя
раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить
голос совести,
твердившей ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество
предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на
его жизнь, — и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения».
Слова учителя. Вывод. Пока еще в
душе героя идет борьба добра и зла, он еще слышит голос совести, хотя и не
раскаивается в содеянном. Но когда он узнает тайну трех карт, то сразу забывает
«образ мертвой старухи» и три условия, которые она поставила.
В
начале VI главы Пушкин говорит о двух неподвижных идеях, которые не могут
вместе существовать в нравственной природе.
1) Что же это
за идеи?
2) Чтобы
ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какие три условия поставила Германну
старуха.
Слова учителя. Первые два
условия «работают» на его идею, помогают достичь цели, а третье — жениться на
Лизе — никогда не входило в его планы. Это и есть смешение двух неподвижных
идей. Германн не в состоянии поступить благородно, потому что он человек без
сердца. Вспомним эпиграф к нашему уроку из стихотворения Пушкина о Наполеоне
«Герой». В «Пиковой Даме» Томский и Лиза тоже сравнивают Германна с Наполеоном.
14. С какого
момента в характеристике героя появляется упоминание о Наполеоне? (После
убийства графини.)
Слова
учителя. Пушкин
не раз будет обращаться
к теме героя без сердца, который ставит себя выше всех, может совершить
преступление, оправдывая это высокой целью. В романе «Евгений Онегин», где
главного героя сопровождает тема Наполеона, есть строки, которые с полным
правом можно отнести к герою «Пиковой Дамы»:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
15. Докажите, что эти
слова относятся к Германну?
Слова учителя. Проследив
все движения души героя, его поступки, мы видим, как из «романтического» героя
он превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеянном, он даже
не испытывает радость и удовлетворение от выигрыша — автор лишает его
человеческих чувств.
16. Ответим на
вопрос: «Какие три злодейства совершил Германн?» Ведь Пушкин дважды упоминает
об этом в повести.
1)
Первой
жертвой была обманутая Лиза, «пренесчастное создание», «бедная воспитанница»,
«домашняя мученица». Германну удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее
открывшаяся ей истина: «...эти страстные письма, эти пламенные требования, это
дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего
алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!» Если мы
вспомним значение имени героини, то поймем, что Германн совершил преступление
против Бога, преступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал самое
святое чувство — любовь.
2)
Второй
жертвой была графиня.
3)
Третьей
жертвой был сам Германн, он погубил в себе все человеческое. Маниакальная идея
обогащения убивает в его душе все человеческие чувства: сомнения, угрызения
совести, раскаяние, жалость и сострадание, — что и приводит его к трагическому
финалу. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных и
беспокойно повторяет: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
Выводы. В повести «Пиковая Дама» Пушкин
впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (то
есть пере-
ступления
через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление
против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике
человека.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.