Конспект урока по литературе №18. 9 класс. Тема:
«Повесть Пушкина «Пиковая дама»».
Цель: познакомиться с героем произведения, определить его
характер и выявить поучительный смысл повести.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: традиционный урок.
Оборудование: учебник, художественный текст, хрестоматия, портрет,
раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент — 4 минуты.
Приветствие.
Определите из какого
произведения взят этот отрывок и кто написал его:
«Удивительный анекдот снова
представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая о его хозяйке и
о чудной её способности. Поздно воротился он в смиренный свой уголок; долго не
мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зелёный стол,
кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы
решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации
в карман».
- Какой эпиграф взят Пушкиным для произведения «Пиковая
дама»? Назовите тему сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
2. Беседа по прочитанному материалу — 10 минут.
Проблемный
вопрос: Был ли у германа шанс взять у судьбы куш?
1. Кто такой Герман?
2. Где происходит наша первая встреча с Германом?
3. Чем знаменита была графиня?
4. Кем работала Лизонька у графини?
5. Как жили дворяне 19 века?
6. Почему Герман ранее не играл?
7. Какие три карты должны были принести Герману
богатство?
8. Какой план придумал Герман для того, чтобы раздобыть
«Тайну» графини-старухи.
3. Работа с текстом — 15 минут.
1. Найдите характеристику Германа. (Образ мыслей,
чувства, жильё, внешность).
(профиль Наполеона, чёрные глаза,
немецкое происхождение, расчётливость, профессия — инженер).
2. Как Германа описывают товарищи? Какого мнения они о
нём?
3. Дайте характеристику графине по тексту.
4. Дайте характеристику Лизоветы Петровны по тексту?
5. Дайте характеристику света.
4. Анализирование произведения и «Мозговой штурм» -
10 минут.
1.
Почему Герман так поступил с
Лизоветой Петровной?
(жажда наживы затмила его ум и
мечтания, он стремился к деньгам. Единственная его любовь — деньги, а всё, что
встречается на пути и мешает достичь желаемого — препятствия. Лизавета же была
для Германа способом достичь желаемого).
2.
Был ли у Германа шанс выиграть? (Не
было. Во-первых, он не выполнил данное обещание графине по поводу Лизаветы;
во-вторых, его алчная душа жаждала денег и Лизовету он бы сделал несчастной, он
был повинен в смерти старухи, а потому — он не заслуживал поощрения, он
заслужил наказания; в-третьих, графиня перед смертью призналась, что это была
всего лишь Шутка! Следовательно, её поступок можно рассудить как шутку над
Германом).
3.
Почему старуха не хотела
рассказывать никому тайну и почему она разыграла Германа?
(Он ей не понравился. Она пожалела
Чаплицкого за то, что он искрене попал в беду и не собирался никого обманывать,
но Герман не такой — за то и поплатился. Он обидел её беднцю воспитаницу и не
испытал никаких угрызений совести вообще, кроме разочарования в потере тайны).
4.
Выполнил ли свои обещания Герман?
(Частично. Он не выполнил основного обещания — жениться на Лизавете
Петровне).
5.
Почему его ожидал такой итог? (судьба
наказывает тех, кто отворачивается от людей, считая себя владыками мира. Его
смыслом жизни было — узнать тайну и выиграть несметные богатства. Он был
повинен в смерти старухи и обманул бедную девушку ради единственной идеи — идея
обернулась против него и мир разом опустел. К тому же он проиграл всё состояние
тщательно оберегаемое — его разум не выдержал потери).
6.
Почему стали счастливы Троекуров
и Лизовета Петровна?
(Троекуров был изначально счастлив.
Да он играл, но делал это лишь потому, что все играли — так было принято в
свете. Лизонька за свои страдания и искреннюю веру в счастье и любовь обрела
то, что истинно хотела. Оба эти героя мечтали о семейном благополучии, чего и
дождались).
7.
Нравится ли вам Герман? Если в
нём положительные черты характера?
(Нет. Герман жалкий, безнравственный
человек. Он способен на убийство — жесток и бессердечен. Как описал его
Троекуров в диалоге с Лизаветой Петровной: «Этот Герман — лицо истинно
романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофиля. Я думаю, что на
его совести по крайней мере три злодейства).
8.
Как вы думаете чему нас учит
произведение Пушкина «Пиковая дама»?
(не гнаться за рассчётом, не идти по
головам, а не теряя головы, искать счастье в любви ко всему живому и
окружающему, довольствуясь тем, что есть и стремясь к тому, что не грозит другим).
9.
Какой мотив прослеживается на
протяжении всего произведения?
(цифра три (три злодейства, три
карты, тройка, три ночи), сна).
10. Представьте, какова была бы жизнь Германа, если бы
«Дамой судьбы» его стала не «Пиковая дама», а Лизовета Петровна?
(Семейное тепло, благополучие, дети,
любящая супруга. Играть бы он не начал, а активно трудясь — удвоил бы имеющийся
капитал. Обретение смысла жизни в любви, и как итог — счастье).
11. Был ли шанс у Германа обрести своё счастье?
(да, безусловно, Герман мог обрести
своё счастье, если бы отказался от идеи Фикс и довольствовался тем, что ему
дарует судьба).
12.
В чём был скрыт куш судьбы
Германа? (В любви, которой он так и не воспользовался. В холодном
разуме, который не позволял ему изначально сесть за карты, он мог развить свои
способности и со временем даже выиграть у фартуны судьбы гораздо большее).
5. Рефлексия — 3 минуты.
-
Какое мировое классическое
произведение напоминает «Пиковая дама»? («Преступление и наказание» Ф.М.
Достоевского. Герой раскольников, желая наживы убивает старуху). - Чем отличаются эти произведения? (Раскольников
в содеяном раскаивается, а Герман, хоть и не убивал, но был повинен — нет). 6. Подведение итогов урока — 3 минуты.
Домашнее задание: а)
Прочитать роман «Евгений Онегин»; б) нарисовать комнатное пространство Германа.
- Выставление оценок за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.