Инфоурок Литература КонспектыА.С. Пушкин. "Пиковая дама".

А.С. Пушкин. "Пиковая дама".

Скачать материал

Конспект урока по литературе №18. 9 класс. Тема: «Повесть Пушкина «Пиковая дама»».

Цель: познакомиться с героем произведения, определить его характер и выявить поучительный смысл повести.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: традиционный урок.

Оборудование: учебник, художественный текст, хрестоматия, портрет, раздаточный материал.

Ход урока

        1.   Организационный момент — 4 минуты.

Приветствие.

Определите из какого произведения взят этот отрывок и кто написал его:

«Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая о его хозяйке и о чудной её способности. Поздно воротился он в смиренный свой уголок; долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

-  Какой эпиграф взят Пушкиным для произведения «Пиковая дама»? Назовите тему сегодняшнего урока.

-  Как вы думаете, какова цель нашего урока?

        2.   Беседа по прочитанному материалу — 10 минут.

Проблемный вопрос: Был ли у германа шанс взять у судьбы куш?

1.  Кто такой Герман?

2.  Где происходит наша первая встреча с Германом?

3.  Чем знаменита была графиня?

4.  Кем работала Лизонька у графини?

5.  Как жили дворяне 19 века?

6.  Почему Герман ранее не играл?

7.  Какие три карты должны были принести Герману богатство?

8.  Какой план придумал Герман для того, чтобы раздобыть «Тайну» графини-старухи.

        3.   Работа с текстом — 15 минут.

1.  Найдите характеристику Германа. (Образ мыслей, чувства, жильё, внешность).

(профиль Наполеона, чёрные глаза, немецкое происхождение, расчётливость, профессия — инженер).

2.  Как Германа описывают товарищи? Какого мнения они о нём?

3.  Дайте характеристику графине по тексту.

4.  Дайте характеристику Лизоветы Петровны по тексту?

5.  Дайте характеристику света.

4. Анализирование произведения и «Мозговой штурм» - 10 минут.

1.      Почему Герман так поступил с Лизоветой Петровной?

(жажда наживы затмила его ум и мечтания, он стремился к деньгам. Единственная его любовь — деньги, а всё, что встречается на пути и мешает достичь желаемого — препятствия. Лизавета же была для Германа способом достичь желаемого).

2.      Был ли у Германа шанс выиграть? (Не было. Во-первых, он не выполнил данное обещание графине по поводу Лизаветы; во-вторых, его алчная душа жаждала денег и Лизовету он бы сделал несчастной, он был повинен в смерти старухи, а потому — он не заслуживал поощрения, он заслужил наказания; в-третьих, графиня перед смертью призналась, что это была всего лишь Шутка! Следовательно, её поступок можно рассудить как шутку над Германом).

3.      Почему старуха не хотела рассказывать никому тайну и почему она разыграла Германа?

(Он ей не понравился. Она пожалела Чаплицкого за то, что он искрене попал в беду и не собирался никого обманывать, но Герман не такой — за то и поплатился. Он обидел её беднцю воспитаницу и не испытал никаких угрызений совести вообще, кроме разочарования в потере тайны).

4.      Выполнил ли свои обещания Герман? (Частично. Он не выполнил основного обещания — жениться на Лизавете Петровне).

5.      Почему его ожидал такой итог? (судьба наказывает тех, кто отворачивается от людей, считая себя владыками мира. Его смыслом жизни было — узнать тайну и выиграть несметные богатства. Он был повинен в смерти старухи и обманул бедную девушку ради единственной идеи — идея обернулась против него и мир разом опустел. К тому же он проиграл всё состояние тщательно оберегаемое — его разум не выдержал потери).

6.      Почему стали счастливы Троекуров и Лизовета Петровна?

(Троекуров был изначально счастлив. Да он играл, но делал это лишь потому, что все играли — так было принято в свете. Лизонька за свои страдания и искреннюю веру в счастье и любовь обрела то, что истинно хотела. Оба эти героя мечтали о семейном благополучии, чего и дождались).

7.      Нравится ли вам Герман? Если в нём положительные черты характера?

(Нет. Герман жалкий, безнравственный человек. Он способен на убийство — жесток и бессердечен. Как описал его Троекуров в диалоге с Лизаветой Петровной: «Этот Герман — лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофиля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства).

8.      Как вы думаете чему нас учит произведение Пушкина «Пиковая дама»?

(не гнаться за рассчётом, не идти по головам, а не теряя головы, искать счастье в любви ко всему живому и окружающему, довольствуясь тем, что есть и стремясь к тому, что не грозит другим).

9.      Какой мотив прослеживается на протяжении всего произведения?

(цифра три (три злодейства, три карты, тройка, три ночи), сна).

10.  Представьте, какова была бы жизнь Германа, если бы «Дамой судьбы» его стала не «Пиковая дама», а Лизовета Петровна?

(Семейное тепло, благополучие, дети, любящая супруга. Играть бы он не начал, а активно трудясь — удвоил бы имеющийся капитал. Обретение смысла жизни в любви, и как итог — счастье).

11.  Был ли шанс у Германа обрести своё счастье?

(да, безусловно, Герман мог обрести своё счастье, если бы отказался от идеи Фикс и довольствовался тем, что ему дарует судьба).

12.  В чём был скрыт куш судьбы Германа? (В любви, которой он так и не воспользовался. В холодном разуме, который не позволял ему изначально сесть за карты, он мог развить свои способности и со временем даже выиграть у фартуны судьбы гораздо большее).

5. Рефлексия — 3 минуты.

-  Какое мировое классическое произведение напоминает «Пиковая дама»? («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Герой раскольников, желая наживы убивает старуху). - Чем отличаются эти произведения? (Раскольников в содеяном раскаивается, а Герман, хоть и не убивал, но был повинен — нет). 6. Подведение итогов урока — 3 минуты.

Домашнее задание: а) Прочитать роман «Евгений Онегин»; б) нарисовать комнатное пространство Германа.

-  Выставление оценок за урок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "А.С. Пушкин. "Пиковая дама"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ХОД УРОКА:1. Организационный момент — 4 минуты.Приветствие.Определите из какого произведения взят этот отрывок и кто написал его:«Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома,думая о его хозяйке и о чудной её способности. Поздно воротился он в смиренный свойуголок; долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зелёный стол,кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно,выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».- Какой эпиграф взят Пушкиным для произведения «Пиковая дама»? Назовите темусегодняшнего урока.- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.06.2020 138
    • PDF 101.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мингалеева Гульсиня Закариевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 144375
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 635 человек

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе