Я часто думаю мучительно
Над фразой мудрой как века:
«Чтоб было, у кого учиться -
Учитель, воспитай ученика»
Аннотация:
Основной целью артпедагогики является
художественное развитие детей и формирование основ художественной культуры,
социальная адаптация личности средствами искусства.
Артпедагогика - воспитание искусством.
Артпауза – форма кратковременного отдыха с целенаправленным вовлечением
учащихся в различные виды деятельности артпедагогики.
Задачи
артпедагогики:
1. развивать и усиливать внимание к своим чувствам, учить управлять ими.
2. предоставлять возможность для самовыражения и самопознания;
3. развивать воображение и творческое мышление.
Отмечается что психическое здоровье детей, обучающихся в
общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную
тревогу: нарастает количество неврозов, отмечается потеря интереса к учебе и
общественной жизни, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной
раздражительности и агрессивности. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические
средства предупреждения подобных негативных проявлений.
Одним из таких средств на уроках информатики является артпауза.
Виды деятельности в артпаузе.
Изодеятельность:
Лепка из пластичных материалов по инструкции (пластилин, воск).
Творчество и фантазия подскажет учителю, что можно слепить
за 3 минуты и при этом выполнить функцию здоровьесберегающих технологий.
Слепите: своё настроение; на улице нет солнца, слепим своё;
вы обижены, раздражены, лепим ежика, а теперь пригладим его колючки и т.д.
Рисование.
Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует
мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует
дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на
умственное развитие. Рисунок, как игра, “компенсирует малые права ребенка среди
взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра,
позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый
мир, который принадлежит только ему”. Ленц Ф.
Техники рисования на
артпаузах:
·
Рисование природными
материалами.
·
Техника монотипии –“Излечивает гнев и заполняет время”
О.А. Никологорской, Л.И.Маркус
·
Техника медитативного рисунка – мандала (магический круг) целиком
относится к арттерапии.
·
Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками.
Штриховка поможет активизировать обучающихся, снять напряжение.
·
Марание – спонтанное рисование в абстрактной
манере. Игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить
деструктивные влечения.
Создание коллективных картин (рисование одновременное)
Виды работы с
бумагой:
Манипулирование с бумагой
(мять, складывать простые элементы, рвать и т.д.)
Музыкальная
деятельность.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые
музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ,
стимулируют дыхание, кровообращение.
Использование музыкальных произведений в трёх основных
направлениях: непосредственное слушание музыки, сочетание музыки и движений и
использование музыки как фона при проведении уроков.
Пение.
Танцевально-двигательные
деятельность.
Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений
показывает, тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции,
произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и
выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации.
Игра на музыкальных
инструментах
Возможно мнимых инструментах.
Театрализованная
деятельность.
Способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной
сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог.
Сказкотерапия.
Чтение сказок психологического характера
Игровая деятельность.
1. Игры с песком.
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих
ощущениях.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, букву, слово.
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку.
Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре
компьютера.
Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Найди спрятанные в песке предметы.
Можно писать на песке, пальчиком, палочкой.
2. Игры с водой.
Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно
воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают и дают возможность
эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
3. Игры с цветом – можно отнести к
экспериментальной деятельности младших школьников.
4. Игры с крупой.
Подобные игры имеют положительное значение для установления психологического
комфорта. При взаимодействии с крупой стабилизируется эмоциональное состояние.
Развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности положительно
влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование
произвольного внимания и памяти. Ребёнок учится прислушиваться к своим
ощущениям и проговаривать их.
Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:
• массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между
ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и
вращать ее каждым пальчиком);
• выкладывание геометрических или растительных орнаментов, цифр, букв;
• угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой
форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с
использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.
Метод словесных
ассоциаций.
Используется как метод искусства придумывания историй.
Детям предлагается по набору слов (картинок), между которыми налицо смысловая
связь, придумать историю.
Таким образом, включение артпедагогических приемов в виде
артпауз в ход школьных занятий, на подсознательном уровне, через слуховое,
зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие позволяет обучающимся быстрее
и эффективнее усваивать материал урока, а значит школьную программу.
Библиографический
список:
1. Артпедагогика и
арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская.
– М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Подпорина В.Г.
Сказка и сказкотерапия как народный элемент артпедагогики в воспитании детей
дошкольного возраста: [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.sinobr.ru/artcls/a15_33.html
3. Сергеева Н.Ю.
АРТ-ПЕДАГОГИКА: пересечение смыслов: [Электронный ресурс] / Режим доступа:
ipk.ulstu.ru/files/ipk/project-dialog/tezis/sergeeva.doc
4. Бережнова Л.Н.,
Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов. – М.:
Издательство: Академия, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.