Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыАрт-терапия в работе с родителями особых детей

Арт-терапия в работе с родителями особых детей

Скачать материал

 «Через тернии к звёздам»

Арт-терапия в работе с родителями особых детей

 

«О боже, я разбит, составь меня опять»

Владимир Марков

 

 

Данная статья знакомит читателя с содержанием работы педагога-психолога Дмитровского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Остров надежды», на базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в социуме.

Родители особых детей - детей с ограниченными возможностями здоровья разной степени сложности, в том числе детей с задержкой психоречевого и моторного развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна.

Эта категория родителей нуждается во всесторонней психологической поддержке в связи с тем, что трудности, которые испытывают семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.

Рождение аномального ребёнка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Не случайно, эпиграфом к данной статье послужил моностих Владимира Маркова: «О боже, я разбит, составь меня опять».   Эта строка, как нельзя лучше передаёт душевное состояние родителей особых детей, находящихся в постоянном психологическом и физическом напряжении.

Одним из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение), она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания. Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций.

В ДСРЦН «Остров надежды» для родителей особых детей была создана специальная арт-терапевтическая тренинговая программа «Через тернии к звёздам», направленная на самораскрытие через творчество, повышение самооценки, уверенности в себе, релаксацию, снижение уровня психоэмоционального напряжения, развитие механизмов психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, что позволяет участникам справляться с разными стрессовыми ситуациями и регулировать своё эмоциональное состояние; программа, направленная на развитие новых навыков коммуникации и укрепление основанных на опыте совместной творческой деятельности связей, ослабляющих негативные психологические последствия социальной депривации, повышение уровня адаптации в социуме и т. д.

Арт-терапевтические мероприятия носят этапный характер и подразумевают соответствие их задач общим задачам реабилитационного процесса на всех трёх его этапах: подготовительном, основном и завершающем. Занятия по программе «Через тернии к звёздам» проводились регулярно, в течение года, с периодичностью – один раз в неделю, продолжительность каждого занятия 2,5 – 3 часа.

Этапы и задачи реабилитационного процесса в арт-терапии.

Этапы

Задачи и примеры применяемых арт-техник

1-й этап – этап подготовительных организационных процедур, исходной диагностики, знакомства

и установления отношений

в группе.

Подготовка необходимых материалов и средств арт-терапевтической деятельности; отбор кандидатов; исходная диагностика; знакомство участников друг с другом, налаживание эмоционального контакта между ними, установление доверительных отношений в группе; знакомство участников с пространством арт-терапевтического кабинета, принятие правил работы в группе и ритуалов начала и окончания занятия, стабилизация психоэмоционального состояния и начальное самораскрытие участников в контексте формирующихся групповых отношений.

Применяемые арт-техники: «Рисование имени», «Каракули», «Рисунок на влажной бумаге», «Кляксы», «Рисование цветным песком», «Создание мира на песке», «Коллаж», «Ассоциации с цветом», «Бабочка желаний» и др.

2-й этап –

основной (коррекционный) этап

и оценка

промежуточных результатов.

 

Поддержание атмосферы психологической безопасности и доверия; интенсификация взаимодействия; более глубокое самораскрытие участников в контексте развивающихся групповых отношений; раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников; преодоление тревоги и сопротивления; постепенная коррекция нарушений в эмоциональной сфере, в поведении, в отношении к себе и другим; раскрытие личностных ресурсов; оценка промежуточных результатов.

Применяемые арт-техники: «Воспоминания детства», «Моя семья – моя планета», «Групповой коллаж», «Чувства и состояние в данный момент», «Спектрокарты», «Маски», «Игра в ассоциации», «Выпускание пара», «Рисование под музыку с драматизацией образов», «Я в прошлом и я в настоящем» и др.

3-й этап –

завершающий этап, оценка конечных результатов и подведение итогов.

Подведение итогов: ретроспективный обзор работ; создание фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы в формате презентации в электронном виде; анкета обратной связи; рекомендации по дальнейшей работе; планирование перемен; тестирование; заключительные техники; ритуал завершения процесса.

Применяемые арт-техники: «Символическое послание», «Вручение символических посланий друг другу», «Импровизация» и др.

 

В работе использованы:

1.                 Арт-терапевтические техники Александра Ивановича Копытина. Практикум по Арт-терапии. /под ред. Копытина А. И. СПб.: Питер, 2000.

2.                 Спектрокарты. Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. У. Халкола, А. И. Копытин. СПб.: Речь, 2012.

3.                 Психодиагностические методики для исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В. «Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», М., Просвещение, 2008, и другие литературные и интернент-источники.

4.                 Психологические игры и упражнения для тренинга.

Игры на разогрев группы (упражнения-активаторы): «Коленочки», «А я еду...», «Имя «+», «Снежный ком» и другие. Игры на регуляцию психофизического и эмоционального состояния: «Моя бразильская бабушка», «А ну-ка, почеши мне спину...», «Курочка», «Буги-вуги» и другие. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». /Под редакцией Левановой Е. А., серия Практикум по психологии. СПб.: «Питер», 2006. Серия игр в ассоциации «Dixit»; игра «Alias» - «Скажи иначе» и другие.

 

Вместо заключения. Из высказываний участников группы:

Оправдалась надежда на помощь; радость общения с подругами по несчастью; чувство, что тебя понимают; раскрепощённость; чувство невесомости; оказывается, мы умеем рисовать; можно быть беззаботным и свободно разговаривать на любые темы; здесь можно полностью отвлекаться от проблем и забот.      Появилось чувство, что жизнь продолжается и много хороших людей вокруг; позитивные чувства; сюда можно принести любую проблему и радость, и тебя поймут.     На первых занятиях было много слёз, плакали все по очереди, потому что не с кем было поговорить о своей проблеме раньше; каждый человек дополняет здесь друг друга; у нас было много общего в рисунках; здесь нет зависти, а есть чувство поддержки; чувство искренней радости за другого человека. Обсуждаем даже семейные проблемы, делимся сокровенным; душевное родство, единение. Радость за других, что они тоже раскрылись; но некоторым нужна постоянная психологическая поддержка; мы здесь переживаем друг за друга, помогаем друг другу.

Карина Гордеева,

педагог-психолог, арт-терапевт

Дмитровский СРЦН «Остров надежды»

Сентябрь, 2013

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Арт-терапия в работе с родителями особых детей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 «Через тернии к звёздам»

Арт-терапия в работе с родителями особых детей

 

«О боже, я разбит, составь меня опять»

Владимир Марков

 

 

Данная статья знакомит читателя с содержанием работы педагога-психолога Дмитровского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Остров надежды», на базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в социуме.

Родители особых детей - детей с ограниченными возможностями здоровья разной степени сложности, в том числе детей с задержкой психоречевого и моторного развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна.

 

Эта категория родителей нуждается во всесторонней психологической поддержке в связи с тем, что трудности, которые испытывают семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1721
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гордеева Карина Рудольфовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гордеева Карина Рудольфовна
    Гордеева Карина Рудольфовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16956
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обучение без стресса. Психосоматика

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Логопедическая ритмика в коррекции речевых нарушений у детей и подростков

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов