«Через тернии к
звёздам»
Арт-терапия в
работе с родителями особых детей
«О боже, я разбит,
составь меня опять»
Владимир Марков
Данная
статья знакомит читателя с содержанием работы педагога-психолога Дмитровского
социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Остров надежды», на
базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию
психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в
социуме.
Родители
особых детей - детей с ограниченными возможностями здоровья разной степени
сложности, в том числе детей с задержкой психоречевого и моторного развития,
умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна.
Эта
категория родителей нуждается во всесторонней психологической поддержке в связи
с тем, что трудности, которые испытывают семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида
значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.
Рождение
аномального ребёнка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие
колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие
родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их
положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний
(социальный) тупик. Не случайно, эпиграфом к данной статье послужил моностих
Владимира Маркова: «О боже, я разбит, составь меня опять». Эта строка,
как нельзя лучше передаёт душевное состояние родителей особых детей,
находящихся в постоянном психологическом и физическом напряжении.
Одним
из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия
позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают
люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном
напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным
способом выпустить «пар» и разрядить напряжение), она позволяет выразить с
помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания.
Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои
ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное
состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных
ситуаций.
В
ДСРЦН «Остров надежды» для родителей особых детей была создана специальная
арт-терапевтическая тренинговая программа «Через тернии к звёздам»,
направленная на самораскрытие через творчество, повышение самооценки,
уверенности в себе, релаксацию, снижение уровня психоэмоционального напряжения,
развитие механизмов психической саморегуляции и способности к
конструктивному выражению эмоций, что позволяет участникам справляться с
разными стрессовыми ситуациями и регулировать своё эмоциональное состояние; программа,
направленная на развитие новых навыков коммуникации и укрепление основанных на
опыте совместной творческой деятельности связей, ослабляющих негативные
психологические последствия социальной депривации, повышение уровня адаптации в
социуме и т. д.
Арт-терапевтические
мероприятия носят этапный характер и подразумевают соответствие их задач общим
задачам реабилитационного процесса на всех трёх его этапах: подготовительном,
основном и завершающем. Занятия по программе «Через тернии к звёздам»
проводились регулярно, в течение года, с периодичностью – один раз в неделю,
продолжительность каждого занятия 2,5 – 3 часа.
Этапы и задачи реабилитационного процесса в
арт-терапии.
Этапы
|
Задачи и примеры
применяемых арт-техник
|
1-й этап – этап
подготовительных организационных процедур, исходной диагностики, знакомства
и установления отношений
в
группе.
|
Подготовка необходимых материалов и средств
арт-терапевтической деятельности; отбор кандидатов; исходная диагностика;
знакомство участников друг с другом, налаживание эмоционального контакта
между ними, установление доверительных отношений в группе; знакомство
участников с пространством арт-терапевтического кабинета, принятие правил
работы в группе и ритуалов начала и окончания занятия, стабилизация
психоэмоционального состояния и начальное самораскрытие участников в
контексте формирующихся групповых отношений.
Применяемые
арт-техники: «Рисование имени», «Каракули», «Рисунок
на влажной бумаге», «Кляксы», «Рисование цветным песком», «Создание
мира на песке», «Коллаж», «Ассоциации с цветом», «Бабочка желаний» и др.
|
2-й этап –
основной (коррекционный) этап
и
оценка
промежуточных
результатов.
|
Поддержание атмосферы
психологической безопасности и доверия; интенсификация взаимодействия; более
глубокое самораскрытие участников в контексте развивающихся групповых
отношений; раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем
участников; преодоление тревоги и сопротивления; постепенная коррекция
нарушений в эмоциональной сфере, в поведении, в отношении к себе и другим;
раскрытие личностных ресурсов; оценка промежуточных результатов.
Применяемые
арт-техники: «Воспоминания детства», «Моя семья
– моя планета», «Групповой
коллаж», «Чувства и состояние в данный момент»,
«Спектрокарты», «Маски», «Игра в ассоциации», «Выпускание пара», «Рисование
под музыку с драматизацией образов», «Я в прошлом и я в настоящем» и др.
|
3-й этап –
завершающий
этап, оценка конечных результатов и подведение итогов.
|
Подведение итогов: ретроспективный обзор работ; создание
фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы в формате презентации
в электронном виде; анкета обратной связи; рекомендации по дальнейшей работе;
планирование перемен; тестирование; заключительные техники; ритуал завершения
процесса.
Применяемые
арт-техники: «Символическое послание», «Вручение
символических посланий друг другу», «Импровизация» и др.
|
В
работе использованы:
1.
Арт-терапевтические техники
Александра Ивановича Копытина. Практикум по Арт-терапии. /под ред. Копытина А.
И. СПб.: Питер, 2000.
2.
Спектрокарты. Краткое
методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом
консультировании. У. Халкола, А. И. Копытин.
СПб.: Речь, 2012.
3.
Психодиагностические методики для
исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в
развитии. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В.
«Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»,
М., Просвещение, 2008, и другие литературные и интернент-источники.
4.
Психологические игры и упражнения для
тренинга.
Игры на разогрев группы
(упражнения-активаторы): «Коленочки», «А я еду...», «Имя «+», «Снежный ком» и другие.
Игры
на регуляцию психофизического и эмоционального состояния: «Моя
бразильская бабушка», «А ну-ка, почеши мне спину...», «Курочка», «Буги-вуги» и другие. «Игра в тренинге. Возможности
игрового взаимодействия». /Под редакцией Левановой Е. А., серия Практикум по психологии.
СПб.: «Питер», 2006. Серия игр в ассоциации «Dixit»; игра «Alias» - «Скажи иначе» и другие.
Вместо
заключения. Из высказываний участников группы:
Оправдалась
надежда на помощь; радость общения с подругами по несчастью; чувство, что тебя
понимают; раскрепощённость; чувство невесомости; оказывается, мы умеем
рисовать; можно быть беззаботным и свободно разговаривать на любые темы; здесь
можно полностью отвлекаться от проблем и забот. Появилось
чувство, что жизнь продолжается и много хороших людей вокруг; позитивные
чувства; сюда можно принести любую проблему и радость, и тебя поймут. На
первых занятиях было много слёз, плакали все по очереди, потому что не с кем
было поговорить о своей проблеме раньше; каждый человек дополняет здесь друг
друга; у нас было много общего в рисунках; здесь нет зависти, а есть чувство
поддержки; чувство искренней радости за другого человека. Обсуждаем даже
семейные проблемы, делимся сокровенным; душевное родство, единение. Радость за
других, что они тоже раскрылись; но некоторым нужна постоянная психологическая
поддержка; мы здесь переживаем друг за друга, помогаем друг другу.
Карина Гордеева,
педагог-психолог,
арт-терапевт
Дмитровский СРЦН «Остров
надежды»
Сентябрь, 2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.