Инфоурок Биология Другие методич. материалыАнализ работы по проектной деятельности. "Чтобы поверить в добро - надо начать его делать"

Анализ работы по проектной деятельности. "Чтобы поверить в добро - надо начать его делать"

Скачать материал

 «Чтобы поверить в добро – надо начать его делать»

                                                              Ярилова Г.Я.

                                                               Учитель биологии С(К)ШИ 8 вида

 

Основная цель коррекционной школы - успешная социализация учащихся с дальнейшей интеграцией в общество.  Самая главная задача, один из главных компонентов в работе педагога - повысить адаптивность своих воспитанников в последующей жизни.

Как помочь своим выпускникам в успешной адаптации в обществе? Как организовать  педагогическую деятельность, чтобы социализация наших детей происходила успешно? Эта проблема всегда волновала меня.

Говоря, о социализации в современном мире мы не можем не видеть, что обучение и воспитание  по старому не даёт тех результатов, которых мы ждём. которые будут востребованы учащимися в практической жизни. Поэтому ,так или иначе мы обновляем инновационными методами педагогическую деятельность. Одним из таких методов является проектная деятельность, а для меня, как учителя биологии - реализация экологических проектов.

Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что он способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению.

Метод проектов стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно-значимой деятельности.

 Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Обеспечивает рост личности ребенка.

Проектная деятельность включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Особую  роль при планировании проектной деятельности отвожу развитию и умножению контактов своих воспитанников с другими людьми и в условиях общественной значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов ребёнок начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. Работая над проектом, дети обогащаются общественным опытом и индивидуализируются, становятся личностью, приобретают возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы.

Организация методических аспектов принадлежит педагогу, он мотивирует учащихся на выполнение тех или иных задач, для каждого находит поле деятельности. Очень важно педагогу найти этот мотив, увидеть проблему. Но  мастерством  педагога будет тот факт, если инициатива для решения проблемы будет исходить от учащихся.

На начальном этапе я не могла ставить перед учащимися  слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы. Начинала с небольших индивидуальных проектов. Чтобы поверить в себя, для ребят важно было увидеть результат как можно раньше.

Например, у ребенка  проблема: что подарить маме в день рождения. Цель: попробуем вырастить цветок в подарок. Цветов мы вырастили много, и не только родным, но и в подарок школе. Необходимо было заинтересовать учащихся в ухаживании за цветами, обратились в библиотеку, нашли много интересных книг о цветах. Кому-то из ребят захотелось узнать название цветов, кому-то историю цветоводства. Так появилась идея долгосрочного проекта, идея создания школьного музея «Путешествие с комнатными растениями».

Возможности этого музея в социализации неоценимы. Рассмотрим некоторые из них.

1.Ребята работают над выращиванием растений, их пересадкой, размножением, лечением, А так как многие наши дети с района эти знания, умения и навыки им, несомненно, пригодятся.

2.Ребята работают в роли экскурсоводов, что налагает совсем иную ответственность и в выборе одежды, в общении, и если хотите, даже знание психологии.

3.Те знания, которые приобрели мои дети, вытекают из тем экскурсий. Вот они: фитодизайн дома, цветы и фэн-шуй, краски твоего букета, цветы твоего гороскопа, сос комнатных растений и другие.

 Кроме того в музее есть несколько отделов, много специальной литературы, есть отдел психологической разгрузки.  Музей был торжественно открыт под телекамеры местного Т.В..  Гости музея почерпнули для себя много интересного, о чем свидетельствуют записи в книге отзывов.

Обнаружив, как благотворно влияет на воспитанников общение с растениями, а также с учётом структуры дефекта, психологических, личностных особенностей учащихся пришла к выводу, что тема экологии близка моим учащимся, она даёт  большие возможности в осуществлении педагогических задач. А так как я учитель биологии, занялась с ними экологическими проектами на более высоком уровне, ставя перед собой и, конечно перед детьми конкретные задачи, которые отслеживала и корректировала.  Вот лучшие из них:

 «Школа Добрых Волшебников».

«Школа добрых волшебников» - это экологический практикум для воспитанников младшего и среднего звена. Каждое занятие по данному проекту – это обучение детей и выполнение с ними конкретных практических дел экологического содержания. Вдохновил на этот проект « Маленький принц»  Антуана де Сент-Экзюпери.

Проект имеет игровой сюжет: детям предлагалось быть в роли добрых волшебников, где каждое волшебство – конкретное дело, улучшающее окружающий мир, приносящее радость людям, растениям, самим себе.

Проект включал в себя три этапа реализации, которые тесно перекликались друг с другом, взаимодополняли друг друга.

1 этап:  «Волшебный мир».

Провели ряд игровых занятий о позитивных и негативных явлениях природы, о роли человека в этих процессах.

2 этап: «Волшебники – людям».

Выполнение экологически значимых дел для себя, для жителей Чусового, природы. Каждое утро начиналось с операции «Чистый двор». Мои воспитанники писали письма, адресованные жителям микрорайона, с просьбой соблюдать чистоту и порядок во дворах, подъездах, а еще они благодарили их за красивые цветы на окнах домов, за ухоженные детские площадки. Эти письма мы назвали «Заметки домовенка Кузи».

Особенно запомнилась ребятам работа с названием «Подарок Аиста». У родильного дома мы соорудили клумбу в виде солнышка. Пришлось попотеть в прямом и переносном смысле. Но каково было наше удивление, когда на следующий день в газете «Чусовской рабочий» ребята увидели свои фотографии и статью о себе. Значит, не зря трудились, их работу заметили, оценили. Учащиеся пережили опыт того, как приятно доставлять радость другим. Как выросла их самооценка! Эта работа была хорошим уроком становления личности.

3 этап:  «Волшебники - для себя».

Думаю, именно поэтому, работа над третьим блоком «Волшебники для себя», пошла легко. Под этим девизом мы провели ряд практических занятий с целью изменить себя, свое отношение к окружающему миру. На занятии «Возвращенный лес» ребята решали задачу, сколько деревьев требуется на изготовление бумаги для книг, тетрадей; и единогласно решили продлить жизнь книгам. В ходе акции «Жалобная книга растений» – были проведены экскурсии с целью оказания помощи деревьям.

Так прошло лето, и я еще раз убедилась, что личность развивается тогда, когда проявляется активность. Результатом такой активности становятся новые качества самой личности.

Весь следующий учебный год мои воспитанники жили под впечатлением проделанной работы. А еще? А еще они спрашивали: «А этим летом мы, чем будем заниматься?» Поэтому желание ребят нужно было поддержать. И мы вновь написали проект «Школа Добрых Волшебников – 2», но к уже наработанным добрым делам, решили добавить новые.

Нашим экологическим отрядом мы оформили пришкольный уголок, сформировали несколько клумб. Заинтересовала многих клумба в виде чаши обвитая змеей (символ медицины). В ней мы поместили лекарственные растения, а что именно высадить ребята решали голосованием. Дело в том, что каждый ребёнок, приготовил сообщение о лекарственном растении, многие побывали в библиотеке, узнали интересные сведения, с которыми и поделились на голосовании. Самой сложной, тяжелой для ребят была работа по оформлению клумбы «Цветик-семицветик», где каждый лепесток клумбы получил своего ответственного.

Говоря о социализации нельзя не назвать работу над проектом «В подарок Белокаменке», в рамках этого проекта мы очищали русло реки, облагородили исток: оформили удобный подход к роднику (жители улицы  довольны работой, так как этот родник является для них источником питьевой воды).

Работа над этим проектом помогла ребятам увидеть то, о чем они не подозревали. Оказывается и они способны изменить мир к лучшему. Работа для улучшения качества жизни других людей, которых они даже не знали, изменили ребят . В глазах моих детей появилось что-то особенное, важное. Глядя в эти глаза ,я уверена, что многое им теперь по плечу.….. По результатам этого проекта было несколько публикаций, приятно, что мои дети, впервые проанализировали свою деятельность и приняли участие в конференции, а также в  написании статьи в книгу «Малым рекам – большую заботу».

 И когда в 2007-2008 учебном году отдел по охране окружающей среды объявил конкурс проектов, мы замахнулись на большее, мы написали и выиграли грант многоуровневого проекта ЭКО-МИР МОЕЙ СЕМЬИ . Этот проект расширял творческий потенциал, индивидуальные возможности ребёнка, родителей. Этот проект рассматривался мною, как часть программы сотрудничества семьи и школы в экологическом воспитании и представлял собой тематический цикл творческих экологически-ориентированных дел с участием родителей школьников.

1.      «Вкусно, полезно, красиво».

Как питается ребенок дома? Режим питания. Учащимся предстояло принять участие в ряде конкурсов «экологической кухни».

2.     «Природа в нашем доме».

Природа в нашем доме, точнее – природа в духовной жизни семьи, общение семьи с природой. Есть ли домашние животные?  Есть ли книги о животных, растениях в домашней библиотечке?

3.     «Экологическая тропа моей семьи».

Не только на словах, но и на деле участникам проекта предстояло доказать свою способность сделать любую пройденную тропу экологической. Экологическое краеведение, туристские умения и навыки, экологический практикум (облагораживание территории у памятника Ленину) – таковы границы содержания данного блока.

Думаю, работа над проектами не прошла даром. Полученный моими воспитанниками позитивный социальный опыт пригодится им при решении жизненных задач за стенами школы. А запечатленные в памяти ощущения, переживания, а также полученные знания, сформированные умения и навыки помогут им реализоваться в жизни, социально адаптироваться, а значит сделать свою жизнь более успешной.

 Работа над экологическим воспитанием должна быть интересной.

Во время работы над проектами приходилось обращаться к книге, прочитано много литературы экологического содержания.

 В этом году мы решили провести серию игр « Что? Где? Когда?» .Вопросы будут задавать известные в городе люди (руководители, депутаты, бизнесмены) те,  к кому выпускники могут обратиться в трудной жизненной ситуации,  которые могут посоветовать пути решения проблем, посоветовать интересные предложения. По результатам 2 игр уже можно сказать о большом потенциале этих игр и не только в экологическом просвещении.

Одним из результатов своей работы в экологическом просвещении считаю желание учеников нашей школы  участвовать в конкурсе сочинений, рисунков природоохранной акции «Марш парков». Я рада, что организаторами конкурса ребята были отмечены призами.

 А ребятам я не устаю повторять  «Чтобы поверить в добро - надо начать его делать».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Анализ работы по проектной деятельности. "Чтобы поверить в добро - надо начать его делать""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Как помочь своим выпускникам в успешной адаптации в обществе? Как организовать  педагогическую деятельность, чтобы социализация наших детей происходила успешно? Эта проблема всегда волновала меня.

 

Говоря, о социализации в современном мире мы не можем не видеть, что обучение и воспитание  по старому не даёт тех результатов, которых мы ждём. которые будут востребованы учащимися в практической жизни. Поэтому ,так или иначе мы обновляем инновационными методами педагогическую деятельность. Одним из таких методов является проектная деятельность, а для меня, как учителя биологии - реализация экологических проектов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 331
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярилова Галина Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ярилова Галина Яковлевна
    Ярилова Галина Яковлевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 9917
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе