Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыАнализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».

Скачать материал

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».

Война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

 

 

Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

  Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея-  Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта  Гальцева,  временно исполняющего обязанности командира батальона,  разбудили среди ночи.  Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати,  весь мокрый и дрожащий от холода.  На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,  что его фамилия Бондарев,  и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.  Но Гальцев,  не сразу поверив,  докладывает о мальчике,  лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров.  Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень»,  ему нужно «создать все условия»  и «обращаться поделикатнее».  Как и было приказано,  Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила.  Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.  Полученные данные срочно отправляются в штаб.  Гальцев чувствует себя виноватым за то,  что кричал на мальчика,  теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин,  рослый красавец и шутник лет двадцати семи.  Иван (так зовут мальчика)  рассказывает другу о том,  как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне.  На форме,  привезённой Ивану Холиным,  орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».  После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом  эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик  один.  Он  весь  красный,  разгорячён  и  возбуждён.  В  руке  у него  Котькин  нож,  на  груди  мой  бинокль,  лицо  виноватое.  В  землянке  беспорядок:  стол  перевёрнут  вверх  ногами  и  накрыт  сверху  одеялом,  ножки  табурета  торчат  из – под  нар.».  Да,  мальчишка  остаётся  мальчишкой:  играет,  как  его  сверстники,  собирает  ножички,  вооружается  биноклем,  как  настоящий  командир…   Он  хотел  бы  гонять  голубей,  радоваться  первому  снегу,  а  он  каждый  день  смотрит  в  глаза  смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин  любит  Ивана: «О  таком  мальчишке  можно  только  мечтать».  Хочет  усыновить  его, но  в  то  же  время  понимает,  что  пока не  может  стать  ему  настоящим  отцом:  не  созрел  душевно,  бесшабашен,  порой  грубоват.  Холин  сам  как  бы  большой  ребёнок  и  относится  к  мальчику  как  к  родному,  а  в  чём – то  даже  побаивается  его,  беспрекословно  выполняет  просьбы  и  указания  юного  разведчика.                                       

  Катасоныч  относится  к  мальчику  по – отцовски,   всё  готов  для  него  сделать.  Когда  Гальцев  спрашивает  у  него  об  Иване,  Лицо  Катасонова  «озаряется  нежной,  необыкновенно  тёплой  улыбкой.

-  Чудный  малец!  Только  характерный,  беда  с  ним!»

             Он  один  из  всех  окружающих  называет  мальчика  Ванюшкой. Тихий,  скромный,  спокойный,  лучший  в  армии  охотник  за  языками,  Катасоныч  как  никто  из  взрослых  понимает,  как  опасна  работа,  которую  выполняет  ребёнок  для  штаба  армии.

Любит  мальчика  и  Гальцев.  Он  ищет  подходы  к  характеру  Ивана,  сделал  ему  кинжал,  провожает  его  в  тыл  врага.  Хочет  поцеловать  на  прощание,  да  не  решается…  Гальцев  пронёс  память  о  мальчике  через  всю  войну.  Ему  досталась  тяжкая  доля  прочитать  в  архивах  фашистов  сообщение  начальника  тайной  полиции  о  гибели  юного  разведчика.

 Иван  подолгу  живёт  на  оккупированной  территории,  ходит  по  деревням,  посёлкам,  одетый  в  тряпьё,  как  побирушка,  а  сам  зорко  всматривается  в  любое  скопление  живой  силы  врага  и  его  вооружение,  всё  видит,  всё  запоминает.  Сведения,  добытые  им,  очень  ценны.

 Положение  мальчика в  тылу  врага очень сложное:  опасные  ситуации  возникают  ежедневно,  ежечасно,  а  он  может  надеяться  только  на  себя.  Никого  рядом:  ни  командира,  ни  товарищей,  ни  связи.  Только  ты  и  враг.  Это,  конечно,  непосильная  нагрузка  на  детские  плечи. 

И,  понимая  всю  тяжесть  этих  переживаний  и  опасностей,  взрослые  всё – таки  посылают  мальчика  в  разведку.  Почему же? Главная  причина – горькая  и  страшная.

А  дело  было  в  том,  что  шла  жестокая  война,  от  исхода  которой  зависела  не  только  судьба  отдельного  человека,  но и  будущее  нашей  Родины.  Гибли  люди,  разрушались  города, горели  сёла.  За  победу  сражались  и, случалось,  погибали  старики  и  дети.  Как  ни  больно  и  ни  горько  об  этом  говорить.  Холин,  переправив  Ивана  на  другой  берег  реки,  в  тыл  врага,  разговаривает  в  землянке  с  Гальцевым:

« - Третий  год  воюешь?- спросил  он,  закуривая. – И  я  третий…  А  в  глаза  смерти -  как  Иван! – мы,  может,  и  не  заглядывали…  За  тобой  батальон,  полк,  целая  армия…  А  он  один! – Ребёнок!» Ребёнок… 

Но  почему  у  него  такое  строгое,  взрослое  имя – Иван?  И  повесть  называется  не  «Ванюша»,  не  «Ваня»,  а  «Иван»?

Наверное,   этого  мальчика  иначе  и  не  назовёшь:  так  много  на  его  долю  выпало  взрослых,  мужских  дел  и  обязанностей.  Он  сделал  свой  выбор  в  жизни – выбор  защитника  Отечества. Повесть  В. Богомолова изначально  трагична  по  своему  звучанию,  на  её  страницах  нет  места  шуткам,  проказам  мальчика,  здесь  редки  даже  улыбки. 

И  в  самом  деле:  война – это  тяжёлое,  жестокое  время,  она  ломает  человеческие  судьбы,  не  щадя  никого – ни  старых,  ни  малых.

Последние  страницы  книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.  В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.  В донесении сказано,  что в декабре 1943 г.  после яростного сопротивления был задержан «Иван»,  наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне.  После допросов,  на которых мальчик «держался вызывающе»,  он был расстрелян.

Иван  погиб.  Есть  и  его  капля  крови  на  знамени  Победы.    Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения.             Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной войне.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

 

 

Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

  Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея-  Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта  Гальцева,  временно исполняющего обязанности командира батальона,  разбудили среди ночи.  Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати,  весь мокрый и дрожащий от холода.  На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,  что его фамилия Бондарев,  и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.  Но Гальцев,  не сразу поверив,  докладывает о мальчике,  лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров.  Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень»,  ему нужно «создать все условия»  и «обращаться поделикатнее».  Как и было приказано,  Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила.  Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.  Полученные данные срочно отправляются в штаб.  Гальцев чувствует себя виноватым за то,  что кричал на мальчика,  теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин,  рослый красавец и шутник лет двадцати семи.  Иван (так зовут мальчика)  рассказывает другу о том,  как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне.  На форме,  привезённой Ивану Холиным,  орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».  После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом  эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик  один.  Он  весь  красный,  разгорячён  и  возбуждён.  В  руке  у него  Котькин  нож,  на  груди  мой  бинокль,  лицо  виноватое.  В  землянке  беспорядок:  стол  перевёрнут  вверх  ногами  и  накрыт  сверху  одеялом,  ножки  табурета  торчат  из – под  нар.».  Да,  мальчишка  остаётся  мальчишкой:  играет,  как  его  сверстники,  собирает  ножички,  вооружается  биноклем,  как  настоящий  командир…   Он  хотел  бы  гонять  голубей,  радоваться  первому  снегу,  а  он  каждый  день  смотрит  в  глаза  смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин  любит  Ивана: «О  таком  мальчишке  можно  только  мечтать».  Хочет  усыновить  его, но  в  то  же  время  понимает,  что  пока не  может  стать  ему  настоящим  отцом:  не  созрел  душевно,  бесшабашен,  порой  грубоват.  Холин  сам  как  бы  большой  ребёнок  и  относится  к  мальчику  как  к  родному,  а  в  чём – то  даже  побаивается  его,  беспрекословно  выполняет  просьбы  и  указания  юного  разведчика.                                       

  Катасоныч  относится  к  мальчику  по – отцовски,   всё  готов  для  него  сделать.  Когда  Гальцев  спрашивает  у  него  об  Иване,  Лицо  Катасонова  «озаряется  нежной,  необыкновенно  тёплой  улыбкой.

-  Чудный  малец!  Только  характерный,  беда  с  ним!»

             Он  один  из  всех  окружающих  называет  мальчика  Ванюшкой. Тихий,  скромный,  спокойный,  лучший  в  армии  охотник  за  языками,  Катасоныч  как  никто  из  взрослых  понимает,  как  опасна  работа,  которую  выполняет  ребёнок  для  штаба  армии.

Любит  мальчика  и  Гальцев.  Он  ищет  подходы  к  характеру  Ивана,  сделал  ему  кинжал,  провожает  его  в  тыл  врага.  Хочет  поцеловать  на  прощание,  да  не  решается…  Гальцев  пронёс  память  о  мальчике  через  всю  войну.  Ему  досталась  тяжкая  доля  прочитать  в  архивах  фашистов  сообщение  начальника  тайной  полиции  о  гибели  юного  разведчика.

 Иван  подолгу  живёт  на  оккупированной  территории,  ходит  по  деревням,  посёлкам,  одетый  в  тряпьё,  как  побирушка,  а  сам  зорко  всматривается  в  любое  скопление  живой  силы  врага  и  его  вооружение,  всё  видит,  всё  запоминает.  Сведения,  добытые  им,  очень  ценны.

 Положение  мальчика в  тылу  врага очень сложное:  опасные  ситуации  возникают  ежедневно,  ежечасно,  а  он  может  надеяться  только  на  себя.  Никого  рядом:  ни  командира,  ни  товарищей,  ни  связи.  Только  ты  и  враг.  Это,  конечно,  непосильная  нагрузка  на  детские  плечи. 

И,  понимая  всю  тяжесть  этих  переживаний  и  опасностей,  взрослые  всё – таки  посылают  мальчика  в  разведку.  Почему же? Главная  причина – горькая  и  страшная.

А  дело  было  в  том,  что  шла  жестокая  война,  от  исхода  которой  зависела  не  только  судьба  отдельного  человека,  но и  будущее  нашей  Родины.  Гибли  люди,  разрушались  города, горели  сёла.  За  победу  сражались  и, случалось,  погибали  старики  и  дети.  Как  ни  больно  и  ни  горько  об  этом  говорить.  Холин,  переправив  Ивана  на  другой  берег  реки,  в  тыл  врага,  разговаривает  в  землянке  с  Гальцевым:

« - Третий  год  воюешь?- спросил  он,  закуривая. – И  я  третий…  А  в  глаза  смерти -  как  Иван! – мы,  может,  и  не  заглядывали…  За  тобой  батальон,  полк,  целая  армия…  А  он  один! – Ребёнок!» Ребёнок… 

Но  почему  у  него  такое  строгое,  взрослое  имя – Иван?  И  повесть  называется  не  «Ванюша»,  не  «Ваня»,  а  «Иван»?

Наверное,   этого  мальчика  иначе  и  не  назовёшь:  так  много  на  его  долю  выпало  взрослых,  мужских  дел  и  обязанностей.  Он  сделал  свой  выбор  в  жизни – выбор  защитника  Отечества. Повесть  В. Богомолова изначально  трагична  по  своему  звучанию,  на  её  страницах  нет  места  шуткам,  проказам  мальчика,  здесь  редки  даже  улыбки. 

И  в  самом  деле:  война – это  тяжёлое,  жестокое  время,  она  ломает  человеческие  судьбы,  не  щадя  никого – ни  старых,  ни  малых.

Последние  страницы  книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.  В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.  В донесении сказано,  что в декабре 1943 г.  после яростного сопротивления был задержан «Иван»,  наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне.  После допросов,  на которых мальчик «держался вызывающе»,  он был расстрелян.

Иван  погиб.  Есть  и  его  капля  крови  на  знамени  Победы.    Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения.             Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной вой �гу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 410
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 10262
    • DOCX 41.5 кбайт
    • 68 скачиваний
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбачева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбачева Елена Владимировна
    Горбачева Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101805
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе