Аналитический
отчет
педагога -
психолога по работе с детьми девиантного поведения.
В условиях кризиса
cовpeмeннoгo общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок
возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними
и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Современное подрастающее поколение
представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих
общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой, вследствие
чего вместо ожидаемых позитивных изменений, наблюдается резкий всплеск
делинквентного (противоправного) поведения в обществе, и особенно в детской и
молодежной среде.
Для работы с такими детьми мной была
использована программа, направленная на преодоление девиантного поведения у
подростков.
Цель программы
– профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению
посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы,
препятствующей личностному развитию и социальной адаптации.
Задачи:
-оказать своевременную
психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной
ситуации;
- способствовать формированию у
подростков «здоровых» моделей образа жизни,
- повышение воспитательного потенциала
семьи
- организация комплексной методической
помощи педагогам и всем работникам школы.
Девиантное поведение — поведение, не
соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся
традиционно в обществе. Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма,
беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних, т.е.
девиантным называют поведение, которое не соответствует общепринятым нормами
ролям.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ - антиобщественное
противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред
как отдельным гражданам, так и обществу в целом
Ведущие причины в нарушении развития
личности ребенка и появлении у него девиантного поведения – это повседневная
психотравматизация в микросоциальной среде (в семье и школе) и неадекватное
воспитание. Это означает, что основную ответственность за возникновение и
развитие у ребенка девиантного поведения несут значимые для него взрослые.
Подростковая делинквентность в подавляющем
большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего.
От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье . Росту
делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения.
Огромную роль играет семейное воспитание в
становлении личности ребенка. Ведь в семье формируются не только социально
значимые качества ребенка, но и оценочные критерии – что «хорошо» и что «плохо»
, закладываются представления о нормах и правилах. Не смотря на то, что
ребенок проводит значительную часть жизни в различных социальных институтах –
детском саду, школе, влияние семьи всегда сильнее влияния общества в целом.
Множество исследований раскрывает взаимосвязи между типом неправильного
семейного воспитания и особенностями отклонений от нормального развития.
Первый этап работы заключался в проведении тестирования, в ходе
которого были выявлены подростки, склонные к девиантному поведению, прежде
всего к агрессии.
После проведения анализа результатов
тестирования и выявления подростков, склонных к девиантному поведению, особенно
такой его форме как агрессия, для дальнейшей работы с ними в качестве одного из
главных методов профилактики был выбран комплекс психолого-педагогических
мероприятий направленных на: раннюю диагностику девиантного поведения;
выделение детей из группы риска и проведение профилактических мероприятий; регулярную
психопрофилактику девиантного поведения в соответствие с возрастными
особенностями учащихся.
Рефлексия.
Так, в целом, около 60% участвующих в
программе по профилактике агрессивного поведения говорили о явной пользе,
которая принесла им эта программа: они стали более уверенными в себе, научились
слушать других и себя, а для многих это был хороший опыт общения со
сверстниками. Занятия
показали свою эффективность, в результате повысились показатели школьной
адаптированности, снизились показатели тревожности, поведение на уроках
изменилось в лучшую сторону. Преобладание групповой работы над индивидуальной
помогло детям почувствовать себя в команде, получить поддержку у своих
сверстников, без сомнений и чувства вины поделиться своими страхами в кругу
тех, кому они доверяют. Показательными были личные мнения учащихся, что им
легче стало отвечать у доски, снизился страх при получении отметки, стали
гармоничнее складываться отношения с учителями. Результаты повторной
диагностики также показали изменения в пользу уменьшения школьной тревожности
при сравнении уровней до и после развивающих занятий.
К концу занятий подростки смогли
стать гораздо гуманнее, появилось умение понимать и рефлексировать, давать
правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей, сопереживать
и уважать окружающих. Очень важным этапом работы является рефлексия занятия, а
также осознание того, что делают подростки: отношение постепенно может меняться
от поверхностного к более глубокому пониманию и анализу своих действий. А это,
в свою очередь, приводит к осознанности себя и своей деятельности и ее
результатов в общем.
Таким образом, анализ результатов диагностик на
начальном и заключительном этапе, позволил сделать мне вывод о том,
что программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения
подростков, основанная на комплексном подходе, учете индивидуальных результатов
диагностики, использовании активных форм работы с подростками, является
эффективной.
Заключение
Современная
жизнь с бешеной динамикой ее развития и нестабильным положением человека в
обществе создает большие трудности для воспитания детей. Дети же в
подростковом возрасте наиболее ранимы и чувствительны к переменам в жизни
общества. И поэтому особенно важно родителям, педагогам и психологам выявлять и
предупреждать появление отклонений в поведении и сознании детей, помогать им, справиться
с множеством противоречий, которые мучают подростка.
Очень
грустно понимать, что далеко не всегда можно изменить реальность, даже имея
большое желание помочь, поддержать, изменить, перевоспитать, предупредить. Даже
самый лучший педагог – психолог не всесилен. Он не провидец и не волшебник. И
самое большее, что он может сделать - это стать тем самым авторитетным
"значимым взрослым" для трудного подростка, который способен
терпеливо общаться, уважая в этом общении - и себя самого, и подростка. Думать,
анализировать и искать вместе с подростком его способности и сильные стороны.
Но
порой бывает так, что обстоятельства жизни подростка влияют на него гораздо
сильнее, чем может повлиять самый лучший и грамотный педагог или психолог. Но
даже в этих случаях нужно не отчаиваться и не отворачиваться, а продолжать
верить и делать свою работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.