Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Школьному психологу / Анализ работы педагога - психолога с детьми девиантного поведения.

Анализ работы педагога - психолога с детьми девиантного поведения.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Аналитический отчет

педагога - психолога по работе с детьми девиантного поведения.



В условиях кризиса cовpeмeннoгo общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Современное подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой, вследствие чего вместо ожидаемых позитивных изменений, наблюдается резкий всплеск делинквентного (противоправного) поведения в обществе, и особенно в детской и молодежной среде.

Для работы с такими детьми мной была использована программа, направленная на преодоление девиантного поведения у подростков.

Цель программы – профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации.

Задачи:

-оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;

- способствовать формированию у подростков «здоровых» моделей образа жизни,

- повышение воспитательного потенциала семьи

- организация комплексной методической помощи педагогам и всем работникам школы.

Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе. Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних, т.е. девиантным называют поведение, которое не соответствует общепринятым нормами ролям.



ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом

Ведущие причины в нарушении развития личности ребенка и появлении у него девиантного поведения – это повседневная психотравматизация в микросоциальной среде (в семье и школе) и неадекватное воспитание. Это означает, что основную ответственность за возникновение и развитие у ребенка девиантного поведения несут значимые для него взрослые.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье . Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения.

Огромную роль играет семейное воспитание в становлении личности ребенка. Ведь в семье формируются не только социально значимые качества ребенка, но и оценочные критерии – что «хорошо» и что «плохо» , закладываются представления о нормах и правилах. Не смотря на то, что ребенок проводит значительную часть жизни в различных социальных институтах – детском саду, школе, влияние семьи всегда сильнее влияния общества в целом. Множество исследований раскрывает взаимосвязи между типом неправильного семейного воспитания и особенностями отклонений от нормального развития.

Первый этап работы заключался в проведении тестирования, в ходе которого были выявлены подростки, склонные к девиантному поведению, прежде всего к агрессии.

После проведения анализа результатов тестирования и выявления подростков, склонных к девиантному поведению, особенно такой его форме как агрессия, для дальнейшей работы с ними в качестве одного из главных методов профилактики был выбран комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на: раннюю диагностику девиантного поведения; выделение детей из группы риска и проведение профилактических мероприятий; регулярную психопрофилактику девиантного поведения в соответствие с возрастными особенностями учащихся.


Рефлексия.

Так, в целом, около 60% участвующих в программе по профилактике агрессивного поведения говорили о явной пользе, которая принесла им эта программа: они стали более уверенными в себе, научились слушать других и себя, а для многих это был хороший опыт общения со сверстниками. Занятия показали свою эффективность, в результате повысились показатели школьной адаптированности, снизились показатели тревожности, поведение на уроках изменилось в лучшую сторону. Преобладание групповой работы над индивидуальной помогло детям почувствовать себя в команде, получить поддержку у своих сверстников, без сомнений и чувства вины поделиться своими страхами в кругу тех, кому они доверяют. Показательными были личные мнения учащихся, что им легче стало отвечать у доски, снизился страх при получении отметки, стали гармоничнее складываться отношения с учителями. Результаты повторной диагностики также показали изменения в пользу уменьшения школьной тревожности при сравнении уровней до и после развивающих занятий.

К концу занятий подростки смогли стать гораздо гуманнее, появилось умение понимать и рефлексировать, давать правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей, сопереживать и уважать окружающих. Очень важным этапом работы является рефлексия занятия, а также осознание того, что делают подростки: отношение постепенно может меняться от поверхностного к более глубокому пониманию и анализу своих действий. А это, в свою очередь, приводит к осознанности себя и своей деятельности и ее результатов в общем.

Таким образом, анализ результатов диагностик на начальном и заключительном этапе, позволил сделать мне вывод о том, что программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, основанная на комплексном подходе, учете индивидуальных результатов диагностики, использовании активных форм работы с подростками, является эффективной.



Заключение

Современная жизнь с бешеной динамикой ее развития и нестабильным положением человека в обществе создает большие трудности для воспитания детей. Дети же в подростковом возрасте наиболее ранимы и чувствительны к переменам в жизни общества. И поэтому особенно важно родителям, педагогам и психологам выявлять и предупреждать появление отклонений в поведении и сознании детей, помогать им, справиться с множеством противоречий, которые мучают подростка.

Очень грустно понимать, что далеко не всегда можно изменить реальность, даже имея большое желание помочь, поддержать, изменить, перевоспитать, предупредить. Даже самый лучший педагог – психолог не всесилен. Он не провидец и не волшебник. И самое большее, что он может сделать - это стать тем самым авторитетным "значимым взрослым" для трудного подростка, который способен терпеливо общаться, уважая в этом общении - и себя самого, и подростка. Думать, анализировать и искать вместе с подростком его способности и сильные стороны.

Но порой бывает так, что обстоятельства жизни подростка влияют на него гораздо сильнее, чем может повлиять самый лучший и грамотный педагог или психолог. Но даже в этих случаях нужно не отчаиваться и не отворачиваться, а продолжать верить и делать свою работу.



  • Школьному психологу
Описание:

Современное подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой, вследствие чего вместо ожидаемых позитивных изменений, наблюдается резкий всплеск делинквентного (противоправного) поведения в обществе, и особенно в детской и молодежной среде.

Для работы с такими детьми мной была использована программа, направленная на преодоление девиантного поведения у подростков.

Автор Малинская Инна Васильевна
Дата добавления 25.12.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 2580
Номер материала MA-069190
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»