Аналитическая
записка.
«Развитие
интеллектуальных и творческих способностей школьников через внеурочную
деятельность в рамках реализации ФГОС ООО» учителя русского языка и
литературы Железняк Елены Евгеньевны.
Актуализация темы.
Современное состояние образования в России
характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое
направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы
школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный
процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика,
формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой
познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью
школы, как социального института, в современных условиях является
разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений,
навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Сейчас России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к
жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей
задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности
ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие осознают, что истинная цель
обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и
развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание
творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же
объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить
творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал
детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего,
ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.
Именно во внеурочной деятельности имеются
большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти
возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и
нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное
педагогическое творчество.
Условием возникновения данного вопроса
послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных
стандартов второго поколения на второй ступени обучения. Федеральный компонент
государственного стандарта направлен на развитие личности школьника, его
творческих способностей.
Современное общество
испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко
выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные
запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание
к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует
становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и
успешной социализации.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно
сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы
дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мы выполняем заказ общества и
государства, поэтому ключевыми направлениями работы стали такие личностные
характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в
познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность
самостоятельно действовать.
Учитывая специфику
предмета определены следующие задачи:
1.Изучить и
проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по
проблеме.
2.Обеспечить диагностику
развития творческих способностей.
3.Определить формы и
содержание работы по развитию творческих способностей школьников среднего
возраста во внеурочной деятельности.
Основные педагогические идеи.
В своей работе я основываюсь на гуманной
педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт
индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического
процесса. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие
его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на
служение добру и справедливости. Для формирования
творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею
сотрудничества. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в
творческую самостоятельную познавательную деятельность.
Теоретическая база опыта
Понятие «Творчество»
Что такое
творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации
личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.
Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно
реализуется в течение жизни далеко не полностью.
В
истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных.
Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно
представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного
явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях
творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная
на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники,
производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании
сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому,
лучше.
Психологи определяют творчество как высшую
форму активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве
осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети
обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы
заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый
ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том,
чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что
«развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать
ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и
расцвета его одарённости».
Творчество – очень важный момент в развитии
ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира.
Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.
Творчество – это
постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и
постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем
раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный
опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы
и потребности. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому
мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной
деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих
дарований.
2. Понятие «Способности»
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему
разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия,
достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что
разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Термин
«способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,
наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Единой и
общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как
рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности
людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также
успешность выполнения различных видов деятельности».
Творчество предполагает наличие у человека
определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а
требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра
содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации
этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в
творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является
создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах
деятельности.
Именно школа может способствовать развитию
широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить
себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя
найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать
их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в
неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и
навыков, кроме этого он характеризуется переходом количества всевозможных идей
и подходов в новое своеобразное качество. А важным условием творческой
деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять
нестандартное решение.
Развивать творческие способности? Что это
значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности,
речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти,
привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание
ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это
организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
3. Внеурочная деятельность.
Отличительной особенностью стандартов второго
поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как
неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность
школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно
и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в
условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание
свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения
время.
Цель внеурочной деятельности: создание
условий для проявления и развития ребенком своих интересов
на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей
и культурных традиций.
Задачи:
а) формировать творческий потенциала личности
разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
б) уделить внимание изучению и овладению
современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить
методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов
системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
в) приобщать учащихся к творческой работе;
г) прививать интерес к творчеству, поиску
необычного, нового;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
е) поддержать и развивать творчество учащихся
в разнообразных его проявлениях;
В рамках внеурочной деятельности в 6 «А»
классе в течение учебного года проводились занятия кружка « Занимательная
грамматика», который посещали 13 учащихся класса. Мною была разработана
рабочая программа, которая способствовала развитию интереса к предмету «
Русский язык». На занятиях использовались разнообразные по характеру
упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений.
Ребята познакомились с лингвистическими сказками, словесными играми,
шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробовали свои силы в анализе
художественного текста, пытались разгадать языковые секреты традиционных
разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов,
загадочные факты языка помогли учащимся овладеть орфографической и
пунктуационной грамотностью. Занятия состояли не только из теоретического
материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды
упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся,
исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по
истории языка, формированию языковой культуры. Все занятия состояли из двух
блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим
занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга,
пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбрали лучшего,
эрудированного ученика среди сверстников, предпочтение было отдано Воронцову
Богдану, Журавлевой Татьяне, Павловой Анастасии. Это повышает мотивацию
обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий проводилось в форме
лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр,
тренингов, защиты проектов,. Результатом деятельности явились участия детей в
предметных олимпиадах по русскому языку и литературе школьного уровня ( где
есть призовые места у Журавлевой Татьяны, Павловой Анастасии),
Международного уровня («Медвежонок», «Олимпус»). Впервые ребята приняли
участие в Международном интернет – проекте « Диалог культур», где представили
свой проект « Пословица недаром молвится» (Венедюхина Елизавета – Диплом 3
степени, Лисина Валерия – сертификат участия), в VII Межрегиональном
филологическом мегапроекте «Детская книга: прошлое и современность», ребята
рисовали иллюстрации к любимым книгам, создавали презентации, пробовали писать
эссе о книгах.
Занятия способствовали повышению мотивации к
освоению знаний по русскому языку, ребята стали следить за своей речью, стали
более внимательны и в письменной речи. Конечно, есть еще вопросы, над которыми
следует работать и в следующем учебном году, но начало положено, и это радует.
Новизна
опыта выражается в том, что раскрытие
и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не периодически, а
систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим
владение определенной суммой знаний, предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного
мышления.
Образовательный потенциал
заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных
знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел,
самостоятельно поставить и сформулировать задачу, найти метод анализа ситуации);
рефлексии и интерпретации результатов.
Работа во внеурочной деятельности способствует
воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное
партнерство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины;
способности к методической работе и самоорганизации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.