Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыАлгоритм работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку

Скачать материал

                                              Задание ЕГЭ № 25 по тексту Воробьева

                                                         Пишем по алгоритму

 

 

1. Формулируем проблему или вопросы, пытаемся определить тему

      Как много произведений современной русской литературы рассказывают нам о страшном опыте Великой Отечественной войны и о мучительном, трудном послевоенье! Замечательный писатель К.Д Воробьев один из тех, кто говорит об этом времени, казалось бы, негромко, без пафоса, но так, что слова его проникают в самое  сердце. Если бы пришлось определить тему данного отрывка, я мог бы сказать  о ней словами из текста: «Живая душа».  А если попытаться сформулировать главный вопрос текста, то он , как мне кажется, будет звучать так: « Какие человеческие качества помогли выстоять в войне?»

 

2. Комментарии к тексту. Помним, что текст художественный, значит, многое скрыто в деталях, на них необходимо обратить внимание .

    Эпизод, произошедший с героем рассказа во время его возвращения с войны домой, кажется, на первый взгляд, незначительным. Но к  каким глубоким выводам подводит нас автор!

  Что же происходит в отрывке? Увидев, каким тяжким трудом достается женщинам пахота (они шли              «путаным шагом» ,привязав к тяжелому бревну плуг), шофер, сговорившийся подвезти героя за литр спирта, привязывает плуг к своему «виллису» и вспахивает пятьдесят кругов. Залив в бензобак обещанный спирт  (доехать–то надо на чем-то) , от денег шофер отказывается и уезжает. Вот и все события.

  Но за ними виден целый пласт жизни : и мучительно тяжелый труд оставшихся без кормильцев женщин, и радость , общая на всех, когда возвращается герой рассказа, и душевная щедрость людей того времени, их бескорыстие и  благородство. Их «живые души»!

  

 

3. Позиция автора

Прочитав этот рассказ, понимаешь, как мы победили врага: не превосходством мертвого металла , а сплоченностью и взаимовыручкой «живых душ» ! Такова , на мой взгляд, позиция автора.

4. Аргументация собственного мнения. Помним, что аргументы должны подтверждать какой-либо тезис! Сначала формулируем тезис, а потом ищем аргументы!

   Рассказ К.Д Воробьева произвел на меня большое впечатление, всякий раз, когда я слышу истории о людской доброте, бескорыстии и благородстве, я испытываю очень хорошие чувства, просто не могу точно их определить: гордость, радость или что-то в этом роде. У наших людей всегда были «живые души»!!!  тезис

  И в нашей русской литературе таких примеров много: какое мужество и взаимовыручку, например, проявляли герои «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого!

 Или вот еще один пример замечательной широты русской души: милость, проявляемая даже к врагам. Помните, как отнеслись к  пленному мальчику- барабанщику в отряде Денисова в романе «Война и мир»? Истинно, пока живы наши души, будет жить и наша страна!

 

 

 

 

           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Алгоритм работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Продолжаю публикацию сочинений к заданию 25 в ЕГЭ по русскому языку. Работаем  в классе по текстам, уже опубликованным на сайте ФИПИ,приучаемся к алгоритму, формулируем проблему, анализируем текст с точки зрения автора, вычленяем его позицию, выдвигаем тезис, который необходимо подкрепить собственными аргументами. 

Вот текст К.Д.Воробьева

 

(1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. (2) В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было, и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался как умел. (3) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров. – (4) Чего-о? – изумился он. (5) – А еще офицер! – (6) Есть литр спирту. (7) Разделим пополам, отвези только, браток. (8) С фронта ведь еду, – попросил я. – (9) Это другое дело, – уже иным тоном отозвался сержант, и мы поехали. (10) Минут через двадцать мы вынырнули из балки на пригорок, где стояли с детства знакомые мне Дворики, деревенька домов в тридцать. (11) Шофёр затормозил, мы вышли из машины и минуты три стояли не двигаясь. (12) Вдруг сержант толкнул меня локтем. – (13) Ты погляди-ка туда, старшой! (14) За околицей деревни, куда-то в даль поля, двигалась толпа баб. (15) Низко наклоняясь, они шли путаным шагом, поддерживая на руках белое длинное бревно. (16) Далеко позади них тяжело, еле ноги передвигая, ступал высокий старик, одетый во все белое. – (17) Куда это они ползут? – смятенно спросил шофер. (18) Я не знал, и тогда сообразил сам: – (19) Пашут!.. (20) Да, они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг, у поручня которого шёл парнишка лет тринадцати. (21) Метров за двадцать от меня бабы остановились, выпрямились, и я услыхал: (22) «Иваниха, да это ж твой!». (23) Бабы кинулись ко мне разом, и все до одной запричитали тягуче, смертно, одинаково. (24) И не разобрать, кто из них мать, и я обнимал их тоже всех разом. (25) Потом подошел тот – белый старик. (26) Этот старик был дядя Тимофей. (27) На лямке он влачил борону. (28) Он отстранился от моих объятий, только сжал руку. (29) Подрулив к нам, шофёр молча, не взглянув ни на кого, отвязал от плуга бревно, ожесточенно швырнул его в сторону и, завязав на веревке петлю, накинул ее на крюк в задке своего «виллиса». (30) И бабы, и дядя Тимофей, и я стояли и гадали: что он задумал? – (31) Чепляй, отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею. (32) Старик удивленно взглянул на меня, но я уже все понял. (33) – Цепляй, дядя Тимофей! (34) Цепляй скорее… (35) На пятьдесят седьмом круге «виллис» остановился. (36) Шофёр махнул рукой дяде Тимофею, дескать, всё, потом устало стал отвинчивать пробку бензинового бака. – (37) А ну, давай твой спирт, – приказал он. (38) Я торопливо достал из чемодана заветный литр. (39) – Лей, – твердо сказал шофёр и ткнул пальцем в воронку бензобака. (40) – Лей всё. (41) Доехать-то нужно. (42) Он уже взялся за руль, когда я достал деньги и неуклюже, будто приготовил ему незаслуженную обиду, попросил: (43) «Тогда вот возьми, пожалуйста». (44) «Чего-о? – знакомым мне тоном спросил шофёр. (45) – Тебе, брат, найдется тут для них дырка. (46) Спрячь и бывай здоров!» (47) Машина снялась с места какими-то смешными рывками. (48) Утопая в свежей пахоте, ко мне подошел дядя Тимофей и, взглянув на зажатые в моем кулаке деньги, с удивлением и восхищением одновременно шепотом спросил: (49)«Не взял? (50) Вот же живая душа!» (По К.Воробьеву)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 539 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1843
    • DOCX 16.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлова Елена Анатольевна
    Павлова Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21869
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 61 региона

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции